Комментарий к приказу Министерства юстиции Украины
N 102/5 от 25.11.2002 г
.

Регистрация нормативных актов: с 6 декабря - по-новому

Новый порядок проведения государственной регистрации нормативно-правовых актов в Министерстве юстиции Украины и включения их в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов (далее - Порядок) призван заменить почти одноименного предшественника (см. п.2 приказа), который за 5 лет успел устареть не только морально. Несмотря на унаследованную от старого структуру и многие совпадающие нормы, новый Порядок содержит ряд существенных положений, на которых мы хотим особо остановиться.

Прежде всего обрадовало появление следующего термина (пп. 1.4 Порядка):

"нормативно-правовой акт-официальный письменный документ, принятый или изданный уполномоченным на это субъектом нормотворчества в определенной законодательством форме и по установленной законодательством процедуре, который направлен на регулирование общественных отношений, содержит нормативные предписания (носит неперсонифицированный характер, рассчитан на многократное применение и действие не исчерпывается однократным исполнением)".

До этого единственное подобное определение можно было найти в пункте 1 разъяснения ВАСУ "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных или других органов" от 26.01.2000 г. N 02-5/35: "Нормативный акт-это принятый уполномоченным государственным или другим органом в рамках его компетенции официальный письменный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, носит общий или локальный характер и применяется неоднократно".

Не будем акцентировать внимания на различиях между двумя цитатами (по смыслу они идентичны), а заметим лишь, что разъяснение ВАСУ, в отличие от Порядка, - это не нормативный акт, и направлено оно на использование исключительно в хозяйственных судах. Таким образом, мы впервые получили (простите за тавтологию!) нормативное определение нормативно-правового акта (правда, использовать его необходимо для целей этого Порядка).

Пункт 2 Порядка конкретизировал перечень нормативно-правовых актов, подлежащих и неподлежащих регистрации Минюстом.

Важным нововведением стало более четкое определение правовой экспертизы нормативно-правовых актов, поступивших на регистрацию. Старый порядок упоминал о ее проведении , новый же подробно расписал задачи ее проведения: "объективное всестороннее рассмотрение нормативно-правового акта; проверка соответствия нормативно-правового акта требованиям и нормам действующих нормативных актов, правилам нормотворческой техники; прогнозирование социально-экономических, правовых и других последствий реализации нормативноправового акта; подготовка обоснованных экспертных заключений" (пп.3.2 Порядка).

Все это вселяет уверенность в том, что в отечественной нормативной базе (насчитывающей многие десятки тысяч документов) воцарится идиллия. И все те, кто этой базой пользуется ежедневно (одна армия бухгалтеров чего стоит!), смогут легко разобраться, является тот или иной документ нормативным или его можно расценивать как личное мнение чиновников. И не вступят в законную силу новые нормативно-правовые акты, противоречащие старым, но не отменяющие их. И можно будет точно выяснить момент,с которого начал действовать документ, и день, когда он утратил силу. И вообще все станет хорошо. Дай Бог!

"Все о бухгалтерском учете" N 113 (781) от 4 декабря 2002 г.