Единщик и РРО, РК и КУРО: что и когда применять

Думаем, что ответ на этот вопрос нагляднее всего будет в табличной форме (см. таблицу). При ее составлении мы использовали в первую очередь основные нормативные акты, регулирующие обращение наличных гривен в Украине:

- Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. N 265/95-ВР в редакции от 01.06.2000 г. N 1776-III (далее - Закон о РРО);

- Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено производить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книгучета расчетных операций, утвержденный (в обеспечение ст. 10 Закона о РРО) постановлением КМУ от 23.08.2000 г. N 1336 (далее - Перечень N 1336).

Плюс, безусловно, документ, позволяющий частным предпринимателям плательщикам единого налога(далее - физлицам-единщикам) жить, процветать (без РРО торговать), - Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. N 727/98 в редакции от 28.06.99 г. N 746/99 (далее - Указ N 727), а также Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. N 599 (далее - приказ N 599).

Также для удобства мы будем использовать уже общеизвестные сокращения:

а) РРО - регистратор расчетных операций;

б) РК - расчетная книжка;

в) КУРО - книга учета расчетных операций.

Таблица

Как "выглядят" физлица-единщики с точки зрения Закона о РРО

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Осуществляемая ¦ При этом ¦ Ссылка ¦Примечания ¦
¦п/п¦физлицами-единщи-¦ физлица- ¦на нор- ¦ ¦
¦ ¦ками деятельность¦единщики: ¦мативный¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦документ¦ ¦
+---+-----------------+----------+--------+----------------------------------¦
¦ 1 ¦Продажа за ¦Не ¦п.6 ст.9¦Порядок ведения такой книги учета ¦
¦ ¦наличные ¦применяют ¦ Закона ¦доходов и расходов утвержден ¦
¦ ¦неподакцизных ¦ни РРО, ¦ о РРО ¦постановлением КМУ от 26.09.01 г. ¦
¦ ¦товаров и пива ¦ни РК, ни ¦ ¦N 1269 (далее - Порядок N 1269). ¦
¦ ¦на разлив (при ¦КУРО* ¦ ¦Но ее формы ГНАУ до сих пор не ¦
¦ ¦условии ведения ¦ ¦ ¦установила. И сегодня физлица- ¦
¦ ¦книги учета ¦ ¦ ¦единщики, чтобы определить ¦
¦ ¦доходов и ¦ ¦ ¦результаты предпринимательской ¦
¦ ¦расходов в ¦ ¦ ¦деятельности и получить право не ¦
¦ ¦порядке, ¦ ¦ ¦применять РРО, РК и КУРО, ведут ¦
¦ ¦определенном КМУ)¦ ¦ ¦одну Книгу учета доходов и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦расходов - по форме приложения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 10 к Инструкции о подоходном ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦налоге с граждан, утвержденной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 12, заполняя в ней следующие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦графы: "период учета", "расходы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦на производство продукции", "сумма¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦выручки (дохода)" и "чистый доход"¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(п.8 приказа N 599, письмо ГНАУ от¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦12.11.01 г. N 15262/7/23-3117)** ¦
+---+-----------------+----------+--------+----------------------------------¦
¦ 2 ¦Продажа за ¦Не ¦ п.1 ¦Напоминаем: Указ N 727 (п. 7) не ¦
¦ ¦наличные (без ¦применяют ¦Перечня ¦позволяет физлицам-единщикам ¦
¦ ¦ограничения ¦РРО, но ¦N1336***¦торговать ликеро-водочными и ¦
¦ ¦годового объема ¦используют¦ ¦табачными изделиями, а также ¦
¦ ¦операций) всего ¦РК и КУРО ¦ ¦горюче-смазочными материалами. В ¦
¦ ¦остального***, ¦ ¦ ¦то же время нельзя забывать, что, ¦
¦ ¦т.е. разрешенных ¦ ¦ ¦во-первых, рассматриваемые нами ¦
¦ ¦Указом N 727 ¦ ¦ ¦субъекты малого ¦
¦ ¦подакцизных ¦ ¦ ¦предпринимательства имеют право ¦
¦ ¦товаров (кроме, ¦ ¦ ¦продавать шампанское, вино и ¦
¦ ¦повторяем, пива ¦ ¦ ¦коньяк, потому как эти ¦
¦ ¦на разлив, ¦ ¦ ¦горячительные напитки относят не ¦
¦ ¦которое Закон о ¦ ¦ ¦к ликеро-водочной продукции, а к ¦
¦ ¦РРО разрешает ¦ ¦ ¦винодельческой (письмо концерна ¦
¦ ¦отпускать ¦ ¦ ¦"Укрспирт" от 19.01.2000 г. N ¦
¦ ¦жаждущим и без ¦ ¦ ¦22-10-1/5). Во-вторых, четкого ¦
¦ ¦РК и КУРО) ¦ ¦ ¦определения понятия "горюче- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦смазочные материалы" нет. По ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦мнению Госкомитета Украины по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вопросам регуляторной политики и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦предпринимательства, к ним ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦относят автомобильный бензин, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дизельное топливо, масла и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦смазки (письмо от 05.09.01 г. N ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦1-221/5477)**** ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Анализируя таблицу, у вас, конечно, может возникнуть вопрос: "Что делать, если физлицо-единщик параллельно с неподакцизными товарами все же решит приторговывать, допустим, вином или коньячком?"

На наш взгляд, в такой ситуации РК и КУРО надо использовать лишь при проведении расчетов за указанные подакцизные товары, а не при продаже всех товаров (подакцизных и неподакцизных), как считает ГНАУ*****.

А теперь напомним физлицам-единщикам их некоторые права и обязанности, относящиеся к "наличной" тематике.

1. Частный предприниматель, равно как и любой другой субъект предпринимательской деятельности, торгующий товарами (предоставляющий услуги) за наличные, по требованию потребителя (т.е. физического лица гражданина) обязан выдать ему расчетный документ (квитанцию, товарный чек, талон или другой письменный документ), свидетельствующий о продаже товара (с указанием даты) или предоставлении услуг (выполнении работ) (согласно п. 15 ст.З Закона о РРО, п.2.3 Положения "О ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине", утвержденного постановлением Правления НБУ от 19.02.01 г. N 72 (далее - Положение N 72), а также п.9 ст.14 и п.8 ст.15 Закона Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. N 1023-XII). За отказ с такого нерадивого продавца органы государственной налоговой службы могут вполне обоснованно собрать дань в госбюджет (см. ниже - последний пункт).

2. Для физлиц-единщиков не существует понятия "лимит кассы" (п.4.14 Инструкции "Об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины", утвержденной постановлением Правления НБУ от 19.02.01 г. N 69 (далее - Инструкция N 69); п.2.8 Положения N 72). Значит, и привязанные к этому понятию штрафы, предусмотренные Указом Президента Украины "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличных" от 12.06.95 г. N 436/95 (далее - Указ N 436), на таких субъектов малого предпринимательства налагать не могут. Следовательно, за превышение тоехтысячгривневого налично-расчетного рубежа, установленного п. 2.3 Положения N 72. физлиц-единшиков по Указу N 436 наказывать нельзя (степень такого наказания напрямую зависит от размера "переступления" порога лимита кассы******). Получается парадоксальная ситуация: ограничение по расчетам наличными гривнями (не бол ее 3000 грн. в день с одним предприятием (предпринимателем)) у физлиц-единщиков есть, а ответственность за нарушение такого ограничения наступает разве что административная*******?

3. Физлица-единщики, которые решили иметь текущие счета в учреждениях банков (они делают это на свое усмотрение), должны придерживаться общеустановленного правила: полученные из банка "живые" гривни они должны использовать исключительно на цели, указанные в денежном чеке и не противоречащие действующему законодательству Украины.

За несоблюдение этого правила к физлицам - единщикам может быть применен штраф в размере наличных, потраченных не по целевому назначению******** (седьмой абз. п.1 Указа N 436).

4. Физлицам-единщикам нужно помнить и о возможном применении к ним еще одной санкции, предусмотренной п.1 Указа N 436 (шестой абз.): за проведение наличных расчетов без предоставления документа, подтверждающего уплату покупателем (как физическим лицом, так и юридическим) денежных средств, они могут быть оштрафованы на сумму "незадокументированных" наличных. ________________

* Физлица-единщики, на которых распространяется действие ст.9 Закона о РРО, могут в своей деятельности не применять не только РРО и РК (о чем, собственно, сказано в самой ст. 9), но и КУРО, потому что вести последнюю, не заполняя РК, просто нелогично (письмо ГНАУ от 12.11.01 г. N 15261/7/23-3117).

** Кстати, Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в письме от 21.11.01 г. N 2-532/6886 справедливо отмечает, что даже после того, как ГНАУ утвердит под Порядок N 1269 новую форму Книги учета доходов и расходов, физлицам-единщикам есть смысл вести одну, а не две книги, т.к. обе они выполняют одну и ту же функцию - хронологическое отражение результатов хозяйственной деятельности.

Более того, в письме от 02.10.02 г. N 1-312/5319 этот Госкомитет подчеркнул и нецелесообразность утверждения новой формы Книги учета доходов и расходов в качестве бланка документа строгой отчетности (что, вероятно, планирует сделать налоговая).

*** Отметим, что к действующей редакции Перечня N 1336 подходить надо, скажем так, с осторожностью, ибо не все, что там написано, верно.

Все дело в том, что многие положения были сформулированы летом 2000-го, т.е. тогда, когда Закон о РРО еще не действовал и его 9-я статья содержала всего 4 пункта (сегодня - 11), в которых о физлицах-единщиках и о других альтернативно облагаемых субъектах предпринимательской деятельности упоминания, конечно, не было. 1-го же января 2001 года вступил в силу Закон Украины от 21.12.2000 г. N 2156-III, который внес очень прогрессивные изменения в Закон о РРО (тоже начавший работать в этот день): расширил в его 9-й статье поле неприменения РРО. Таким образом, отныне Закон о РРО в некоторых случаях берет верх над устаревшими нормами Перечня N 1336. Так, если говорить о физлицахединщиках, то Закон о РРО освобождает их от РРОш-ной и РКшной (КУРОшной) повинности при продаже товаров (предоставлении услуг) во всех сферах деятельности, на которые он бросает свою грозную тень. Другими словами, и на торговлю, и на общественное питание, и на услуги. Закон о РРО не разрешает физлицам-единщикам торговать без применения РК и КУРО только подакцизными товарами (кроме пива на разлив). Вот почему во второй части таблицы в колонке "Осуществляемая физлицами-единщиками деятельность" мы не привели "рудиментных" слов "общественное питание и предоставление услуг", присутствующих еще в п.1 Перечня N 1336.

**** Интересно, что Украинский НИИ стандартизации, сертификации и информатики к таковым относит материалы (горючее для двигателей, масла, смазки), предназначенные для транспортных средств и сельскохозяйственной техники, подчеркивая, правда, что термин ТСМ" на государственном уровне не стандартизирован (письмо от 21.01.02 г. N 18/7-207).

***** См., к примеру, ее письмо от 12.11.01 г. N 15262/7/23-3117 или налоговое разъяснение "Относительно применения пунктов 5, 6, 7 статьи 9 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг", утвержденное приказом ГНАУ от 14.01.02 г. N 20.

****** Этот вывод вытекает и из самого Положения N 72: в его пп.5.9.1 отмечают, что для контроля по соблюдению 3-тысячного лимита "...проверяются расчетные операции конкретного предприятия - плательщика наличных". Как видите, речь идет о плательщиках наличных - юридических лицах. О физических - ни слова.

******* На основании статьи 164-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. N 8073-X за нарушение правил ведения кассовых операций могут оштрафовать на сумму от 136 грн. до 255 грн. (за повторное нарушение - на сумму от 170 грн. до 340 грн.). Вот только распространяется ли ее действие на физлиц-единщиков?! Читая буквально определение термина " кассовые операции", изложенное в п. 1.2 Положения N 72 (вот оно: "...операции предприятий между собой и с предпринимателями и физическими лицами, связанные с приемкой и выдачей наличных средств пои проведении расчетов через кассу предприятия с отражением этих операций в кассовой книге, книге учета расчетных операций"), в этом можно усомниться. Но это, как говорится, уже тема для дискуссии в другой консультации.

******** Хотя к частным предпринимателям, получающим наличку в банке как выплату их чистого дохода (по Инструкции 69-символ 40 "Выдача на выплаты, связанные с оплатой труда") по Указу N 436, не подкопаешься: они могут тратить свои кровные, как им заблагорассудится.

"Все о бухгалтерском учете"
N 106 (774) от 18 ноября 2002 г.