Комментарий к письму Госкомпредпринимательства Украины
от 13.05.2002 г. N 5-531/2594

Госкомпредпринимательства высказал свое мнение по поводу необходимости уплачивать сбор на обязательное государственное пенсионное страхование при приобретении валюты нерезидентами.

На наш взгляд, мнение хорошо обосновано, поскольку закон, требующий взимать данную разновидность пенсионного сбора, и по сей день имеет статус действующего законодательного акта. Речь идет о Законе Украины от 22.10.1998 г. N 208-XIV "О внесении изменений в Закон Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" (далее - Закон N 208). Второй и последней частью этого закона определен срок его.действия: "со дня опубликования и до момента принятия Верховной Радой решения о полном погашении задолженности по выплате пенсий, осуществляемом за счет средств ПФУ".

Соответствующее решение Верховной Радой до сих пор не принято, и следовательно, Закон N 208 продолжает действовать, а юридические лицанерезиденты должны уплачивать 1 % от суммы в гривнах, израсходованной на покупку валюты, без учета комиссионных и маржи по этой операции. Именно такой порядок установлен Постановлением КМ Украины от 03.11.1998 г. N 1740 "Об утверждении Порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций" (с изменениями и дополнениями) и Разъяснением к нему (совместное письмо Пенсионного фонда и НБУ от 01.12.1998 г. N 25-110/1966-8901104/3620).

Есть и еще один факт. Дело в том, что некоторые виды сборов в Пенсионный фонд (плательщиками которых являются производители и импортеры табачных изделий, покупатели недвижимости, пользователи и операторы услуг мобильной связи) были введены Законом Украины от 15.07.1999 г. N 967-XIV "О внесении изменений в Закон Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" (далее - Закон N 967). В первоначальной редакции данного Закона был указан срок его действия - до 01.01.2001 г. Однако, Законами о Госбюджете на 2001 (ст.32) и 2002 (ст.49) годы действие этого Закона и Закона N 208 продлено до 01.01.2002 и 01.01.2003 соответственно.

Уместен вопрос: если в самом Законе N 208 существует оговорка по сроку действия этого Закона, привязанная к определенному решению Верховной Рады, зачем продлевать его действие законами о Госбюджете?

Если с Законом N 967 в свете заданного вопроса все понятно: продлили платить, не продлили - не платить (поскольку Закон N 967 утратит силу), то с Законом N 208 дела обстоят иначе: пока нет соответствующего решения Верховной Рады - платить. Впрочем, в сегодняшней редакции проекта Закона о Государственном бюджете на 2003 год ст.47 предусматривает продление действий обоих указанных Законов, да и источниками формирования доходов (согласно п. 10 ст.9 проекта) являются сборы на обязательное государственное пенсионное страхование, которые в соответствии с законом уплачиваются при осуществлении операций купли-продажи валют.

Поэтому надежды нерезидентов не платить сбор в Пенсионный при покупке валюты (то есть о приостановлении действия Закона N 208) могут быть связаны исключительно с принятием решения Верховной Радой о полном погашении задолженности по выплате пенсий, осуществляемом за счет средств ПФУ.

"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов"
N 45 (359) от 11 ноября 2002 г.
Подписной индекс 40783