Возникновение и развитие
вексельного обращения и вексельного права

4. Современный этап регулирования вексельного обращения в Украине Широкое использование векселя в хозяйственном обороте настоятельно требовало четкого правового регулирования "жизни" векселя в Украине.

Реакцией законодателей на требование жизни явилось принятие Верховной Радой Украины в июле 1999 года трех законов о присоединении к Женевским вексельным конвенциям 1930 года:

- Закона N 826-XIV "О присоединении Украины к Женевской конвенции 1930 года, которой введен Унифицированный закон о переводных и простых векселях", согласно которому присоединение произведено с учетом оговорок, обусловленных Приложением II к этой Конвенции*;

- Закона N 827-XIV "О присоединении Украины к Женевской конвенции 1930 года об урегулировании некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях";

- Закона N 828-XIV "О присоединении Украины к Женевской конвенции 1930 года о гербовом сборе относительно переводных и простых векселей".

Вступление в силу Женевских конвенций для Украины произошло 6 января 2000 года - именно в этот день Украина получила уведомление Генерального секретаря ООН, о чем Министерство иностранных дел Украины распространило информацию письмом от 03.02.2000 г. N 43/7-612-126.

Присоединение Украины к Женевским конвенциям можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, одно из оснований реализации государственного суверенитета - независимость регулирования экономических отношений на базе национального законодательства. Присоединяясь к Женевской Конвенции, Украина тем самым еще раз подчеркнула свою независимость от законодательства бывшего Союза, признав необходимость принятия своего вексельного законодательства. Во-вторых, Украина приобрела возможность воспользоваться правомочиями, предоставляемыми Приложением II к Конвенции N 358, которыми не воспользовался в 1937 году СССР. То есть Украина путем принятия своего национального вексельного законодательства получила право выйти за пределы УВЗ, чего она не могла сделать ранее и чего, естественно, не сделала, Верховная Рада, принимая 17 июня 1992 годаПостановление "О применении векселей в хозяйственном обороте Украины", так как для внесения в УВЗ каких-либо изменений, которые воспринимались бы другими странами, необходимо было присоединиться к Женевской Конвенции.

Для того чтобы воспользоваться своим правом на оговорки и урегулировать вопросы, выходящие за рамки Женевской Конвенции, Украине необходимо было принять специальный закон, который должен был заменить Правила N 528. Такой Закон Украины от 05.04.2001 г. N 2374-III "Об обращении векселей в Украине" (далее - Закон N 2374) вступил в силу 4 мая 2001 года.

Законом N 2374 определены:

1. Субъекты, которые могут иметь право и были обязанными по векселю;

2. Порядок применения оговорок, обусловленных статьями 3, 7, 9, 10 и 13 Приложения II к Конвенции N 358;

3. Условия и учет выдачи простых и переводных векселей;

4. Порядок оформления векселей;

5. Форма расчетов по векселям;

6. Субъекты, выполняющие функции расчетных палат;

7. Особенности использования векселей во внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, ст.8 Закона N 2374 опротестованному нотариусом векселю придана сила исполнительного документа. Это позволяет взыскивать денежные средства с должников по векселю без обращения в хозяйственный суд или без учинения на векселе исполнительной надписи нотариуса.

4.1. Субъекты вексельного права в Украине

Статьей 2 Женевской Конвенции 1930 года N 359 "Об урегулировании некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях" определено, что "способность лица обязываться по простому или переводному векселю определяется его национальным законом". Законом N 2374 (ст.З) в этой связи установлено, что быть векселеобязанными и приобретать права по векселю могут любые юридические и физические лица, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности. Последнее особо важно в связи с тем, что Правилами N 528 не предусматривалось включение частных предпринимателей в состав субъектов вексельного права. Частные предприниматели получили право выдавать векселя с 1 января 2002 года. При этом Законом N 2374 предусмотрено, что органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также учреждения и организации, финансируемые за счет Государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым или местных бюджетов, берут на себя обязательства и приобретают права по переводным и простым векселям только в случаях и в порядке, определенных Кабмином Украины. Другие юридические лица, в том числе юридические лица, не являющиеся субъектами предпринимательства, могут выдавать, передавать и получать векселя без специального разрешения. Национальный банк Украины получил право использовать векселя в общем порядке, то есть без получения специального разрешения.

4.2. Порядок применения оговорок, обусловленных статьями 3, 7, 9, 10 и 13 Приложения II

Согласно Конвенции N 358 оговорки, принятые страной-участницей, должны быть доведены до всех стран-участниц Конвенции N 358 и вступают в силу на девяностый день после получения их текста Генеральным секретарем ООН.

Порядок применения оговорок на территории Украины определен ст.2 Закона N 2374.

Так, статья 3 Приложения II к Конвенция N 358 дает право каждому участнику этой Конвенции исключить из национального вексельного законодательства ст. 10 УВЗ, согласно которой, в случае если вексель, не заполненный к моменту его выдачи, был впоследствии (то есть в процессе его обращения) заполнен в противоречии с первоначальным соглашением между трассантом, трассатом или ремитентом, это обстоятельство не может повлиять на право векселедержателя (быть противопоставлено ему), если только он не приобрел этот вексель недобросовестно либо, приобретая его, не допустил грубой неосторожности. Украина, воспользовавшись данной оговоркой, исключила ст. 10 из действующей на ее территории редакции УВЗ. Таким образом, выдача незаполненного векселя (бланко-векселя) может затем лишить добросовестного векселедержателя права вексельного кредитора. Было бы странным, если бы Украина, исповедующая принцип "товарности векселя", соблюдала бы норму ст. 10 УВЗ, позволяющую "отвязать" вексельную сумму от цены переданных навстречу векселю товаров. Эта оговорка, предусмотренная ст.З Приложения II к Конвенции N 358, вступает в силу на 90-й день после передачи ее Генеральному секретарю ООН.

Статья 7 Приложения II к Конвенции N 358 предоставляет право участникам данной Конвенции в случае чрезвычайных обстоятельств, связанных с обменным курсом валют, частично отменять указанные в ст.41 УВЗ требования относительно осуществления платежей в иностранной валюте по переводным векселям, подлежащим оплате на национальной территории. Это правило может быть также применено при выдаче на такой территории переводных векселей, подлежащих оплате в иностранной валюте. В свое время Советский Союз не воспользовался этой оговоркой, воспроизведя в тексте Положения о переводном и простом векселе ст.41 УВЗ полностью. Решением НБУ от 14.06.1999г. было установлено, что расчеты в Украине между резидентами по векселям, выданным резидентами нерезидентам и переданным последними резидентам, осуществляются в валюте Украины по курсу НБУ на день оплаты.

Законом установлено, что сумма векселя, выраженная в иностранной валюте, должна быть уплачена в национальной валюте Украины по курсу НБУ на день наступления срока платежа, но если должник просрочит платеж, то по требованию держателя векселя платеж должен производиться по курсу НБУ на день платежа. Платеж может быть произведен и в иностранной валюте, но только в случае получения индивидуальной лицензии НБУ.

В соответствии с Законом платеж по векселю на территории Украины осуществляется в валюте Украины по вышеприведенным правилам, даже если в векселе определена валюта платежа (т.н. оговорка об эффективном платеже).

Согласно статье 9 Приложения II к Конвенции N 358 каждому участнику Конвенции предоставлено право устанавливать, что протест в неоплате должен быть осуществлен либо в день, когда переводной вексель подлежит оплате, либо в один из следующих рабочих дней. Законом же определено: протест в неоплате векселя должен быть совершен только в один из двух рабочих дней, следующих за днем, когда вексель подлежал оплате (согласно УВЗ).

Статья 10 Приложения II к Конвенции N 358 позволяет участникам Конвенции точно определить в национальном вексельном законодательстве юридические ситуации, предусмотренные п.п.2 и 3 ст.43 и абзацем шестым УВЗ.

Согласно п.п.2 и 3 ст.43 векселедержатель вправе предъявлять иски индоссантам, векселедателю и другим обязанным лицам (авалистам, домицилированным плательщикам, в т.ч. банкам-домицили-атам) при наступлении срока платежа, если платеж не был совершен в срок, а также ранее наступления срока платежа при следующих условиях:

1) в случае несостоятельности плательщика, независимо от того, акцептировал он вексель или нет, в случае прекращения им платежей, даже если это обстоятельство не было установлено судом, или в случае безрезультатного обращения взыскания на его, плательщика, имущество. По украинскому законодательству иски против плательщика (трассата), независимо от акцепта векселя, возможны только в случае возбуждения дела о банкротстве или признании его банкротом;

2) в случае признания векселедателя (трассанта) банкротом по векселям, не подлежащим акцепту.

Суть определения юридических положений сводится к тому, что имеющийся в УВЗ термин "несостоятельный плательщик" в украинском законодательстве имеет совершенно четкое значение -"лицо, признанное банкротом".

Кроме того, при применении п.2 ст.43 УВЗ (один из трех случаев предъявления векселя к оплате до наступления срока платежа) необходимо учитывать, что предъявить вексель к оплате раньше срока платежа можно и при возбуждении дела о банкротстве, а не только в случае признания плательщика банкротом.

Украинский законодатель также определил, что употребленное в абзаце шестом ст.44 УВЗ понятие "осуществление векселедержателем принадлежащих ему прав" в случае объявления плательщика (трассата) банкротом, а также в случае объявления банкротом векселедателя (трассанта) предполагает право на регресс, то есть право на обращение взыскания по векселю на одного либо всех индоссантов.

Статья 13 Приложения II к Конвенции N 358 устанавливает, что каждый из участников Конвенции вправе заменить на национальной территории применительно к переводным векселям, как выданным, так и подлежащим оплате, процентную ставку, установленную п.2 ст.48 УВЗ (6 % со дня наступления срока платежа) на сумму векселя, не акцептованную или не оплаченную при предъявлении иска к вексельному должнику, а также установленную п.2 ст.49 (6 % уплаченной по векселю суммы), за пользование этой суммой с того дня, когда был произведен платеж, для лица, обязанного по векселю. Согласно Закону N 2374, проценты, о которых идет речь в п.2 ст.48 УВЗ (держатель может требовать от лица, против которого он использует свое право регресса) и п.2 ст.49 УВЗ (лицо, которое приняло переводной вексель и осуществило платеж по нему, может взыскать с других обязанных перед ним лиц), на сумму векселей, как выданных, так и подлежащих оплате на территории Украины, начисляются исходя из размера учетной ставки НБУ на день представления иска и от дня наступления срока платежа (со дня платежа) до дня представления иска соответственно.

4.3. Условия выдачи векселей

Согласно ст.16 Приложения II к Конвенции N 358 "любой вопрос, касающийся правоотношений, на основании которых был выдан вексель" "остается вне сферы применения УВЗ". Исходя из этого ст.4 Закона N 2374 определено, что векселя могут выдаваться "исключительно для оформления денежного долга за фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги".

Термин "оформление денежного долга", используемый в Законе N 2374, равнозначен термину "в расчет за...", так как, согласно части третьей ст.4 этого Закона, в случае выдачи (передачи) векселя в соответствии с договором прекращаются денежные обязательства относительно платежа по договору и возникают денежные обязательства относительно платежа по векселю.

Статья 4 Закона N 2374 определила условием выдачи простых векселей наличие у векселедателя денежного обязательства, возникшего в результате фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, на сумму не меньше суммы платежа по векселю**. Эта норма призвана узаконить те положения Правил N 528, которыми было установлено, что векселя могут выдаваться только для оплаты за поставленную продукцию, выполненные работы и предоставленные услуги.

Норма Закона N 2374 четче, чем норма Положения N 528.

Во-первых, в Законе употребляется термин "товары", а не термин "продукция", что означает однозначный запрет на выдачу векселей без получения материальных ценностей и нематериальных активов не только от их производителей, но и от торговцев.

Во-вторых, из Закона однозначно следует, что вексель не может выдаваться до получения товара, результатов работы или оказания услуги. Векселя могут выдаваться и покупателями ценных бумаг (акций, облигаций), сертификатов). При этом, ст. 12 данного Закона установлен запрет использования векселя в качестве взноса в уставный фонд хозяйственного общества, что равнозначно запрету на расчет векселем за акции при их эмиссии и расчет векселем за долю (пай) в уставном фонде других (неакционерных) хозяйственных обществ. Передача векселя в уставный фонд частного предприятия невозможна в силу того, что гражданин-учредитель не является в этом случае субъектом предпринимательской деятельности. Также невозможна передача векселя в уставный фонд дочернего предприятия учредившим его юридическим лицом, так как это нарушает общее правило, установленное ст.4 Закона N 2374.

Еще более жесткие условия установлены для трассирования (выдачи) переводного векселя***. Эти условия состоят в следующем. При выдаче (трассировании) переводного векселя трассат (плательщик) должен иметь задолженность перед трассантом (векселедателем переводного векселя) и/или лицом, которому или по приказу которого должен быть осуществлен платеж. Эта норма лишает возможности производить кредитование трассатом трассанта, так как при отсутствии задолженности второго перед первым переводные векселя не выдаются.

Согласно части третьей ст.4 Закона N 2374 выдача или передача векселя для осуществления расчетов обязательно должна быть предусмотрена договором, при этом выдача векселя прекращает эти обязательства путем их замены (новации) на обязательство платежа по векселю.

Закон N 2374, в отличие от Правил N 528, не допускает выдачи банками векселей за деньги, так называемых финансовых векселей.

За нарушение порядка выдачи векселей "лица, виновные в нарушении" несут ответственность в соответствии с законом. Правда, в настоящее время таких законов нет и поэтому непонятно, о какой ответственности и каких лиц (физических или юридических) идет речь. При этом надо иметь в виду, что никакая ответственность лиц, нарушивших ст.4 Закона N 2374, не приведет к признанию векселя недействительным, что возможно только на основании статей 2 и 76 УВЗ в случае дефекта формы, то есть отсутствия одного из обязательных реквизитов, или выдачи векселя не векселеобязанным лицом****. Однако нарушение ст.4 Закона может привести к признанию недействительной самой сделки по ст.48 Гражданского кодекса (ГК) УССР, что повлечет за собой возврат товара, в расчет за который был выдан вексель. Но в соответствии с украинским законодательством единственным органом, компетентным устанавливать недействительность сделки (ее части), является суд. Такое жесткое регламентирование условий выдачи векселя вызвано благими намерениями предотвратить мошеннические операции с векселем, при которых "выданный авансом" вексель, "прокручивается" с огромным дисконтом без последующих поставок.

4.4. Учет выдачи векселей

Очевидно, для того чтобы нарушителей ст.4 Закона N 2374 легче было выявлять, ст. 10 этого документа предусмотрено, что векселедатель обязан вести реестр выданных векселей в порядке, утвержденном Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБ и ФР). Однако форма этого реестра до настоящего времени не установлена.

Такие бестоварные векселя зачастую принимаются в качестве уплаты налогов в местные бюджеты или индоссируются государственным и " полугосударственным" структурам в счет приобретения у них товаров (работ, услуг). Статья 4 Закона, по замыслу законодателей, будет способствовать предотвращению подобных "операций".

4.5. Порядок оформления векселей

УВЗ не регулирует вопросы использования вексельных бланков. Вместе с тем, ст.З Женевской конвенции 1930 года об урегулировании некоторых коллизий законов о переводных векселях и простых векселях предусмотрено, что "форма любого обязательства, которое возникает из переводного или простого векселя, подчиняется законам места подписания обязательства...". Это означает, что законами Украины могут быть установлены специальные требования к форме вексельного обязательства (например, обязательное оформление на гербовой бумаге, на бланке установленного образца и т.п.), которые не противоречат требованиям, установленным УВЗ.

До принятия Закона N 2374 "Об обращении векселей в Украине" требование использовать бланки установленного образца и сам образец бланков содержался только в Правилах N 528, что давало некоторым юристам основание утверждать, что "использование вексельных бланков в Украине необязательно"*****. Однако на практике векселя составлялись только на бланках утвержденной формы. Статьей 5 данного Закона определены следующие особенности составления векселей:

1) векселя составляются в документарном виде на бланках с соответствующей степенью защиты от подделки, форма и порядок изготовления которых утверждаются ГКЦБ и ФР по согласованию с НВУ с учетом норм УВЗ. Однако эта форма до сих пор не утверждена и на практике продолжается использование старого, утвержденного Постановлением N 528, бланка векселя;

2) векселя не могут быть переведены в бездокументарную форму (обездвижены);

3) вексель, который выдается в Украине и место платежа которого находится в Украине, составляется на государственном (украинском) языке******, то есть Закон N 2374 допускает составление переводных векселей, плательщиком по которым является нерезидент, на иностранном языке. При этом наименование векселеобязанных лиц указывается на том языке, на котором оно записано в учредительных документах. Следовательно, лицу, получающему вексель, всегда следует проверять соответствие наименований должника на векселе и указанного в его Уставе, иначе могут наступить последствия, обусловленные отменой ст. 10 УВЗ;

4) вексель подписывается:

- от имени юридического лица - собственноручно руководителем и главным бухгалтером (если такая должность предусмотрена штатным расписанием) или уполномоченными ими лицами*******. Подписи скрепляются печатью;

- от имени физического лица - собственноручно лицом, от имени которого составлен вексель, или уполномоченным им лицом. Подпись скрепляется печатью (при ее наличии);

5) изменения в текст векселя могут вноситься по инициативе его держателя исключительно векселедателем (трассантом) путем зачеркивания старого реквизита и написания нового с указанием даты внесения изменений. Изменения визируются теми же лицами, которые подписали вексель, при этом держатель выражает свое согласие путем написания на обороте векселя слов "відповідно до змін" с указанием даты и совершением подписи; индоссанты должны также письменно выразить свое согласие с изменениями, иначе они несут ответственность в соответствии с первоначальными надписями.

4.6. Субъекты, выполняющие функции расчетных палат

Расчетные палаты - это банковские учреждения, предъявление которым векселя равносильно предъявлению векселя к платежу (ст.38 УВЗ). Необходимость таких субъектов вызвана тем, что недобросовестные векселеобязанные лица могут отказать векселедержателям в подтверждении факта предъявления векселя к платежу, что, в свою очередь, осложнит процедуру вексельного протеста.

Согласно ст.6 Приложения II к Конвенции N 358 каждый ее участник вправе определить те учреждения, которые должны рассматриваться как расчетные палаты. Согласно ст.6 Закона N 2374 такими учреждениями являются: учреждения банков и органы Государственного казначейства. Порядок осуществления ими функций расчетных палат утверждается соответственно НБУ и Кабмином.

В настоящее время действует Положение о расчетных палатах для предъявления векселей к платежу, утвержденное Постановлением Правления НБУ от 25.09.2001 г. N 403.

4.7. Форма расчетов по векселям

Согласно ст.6 Закона N 2374 платеж по векселю осуществляется только в безналичной форме. Платеж по потерянному векселю может быть произведен только при установлении права собственности на него.

Таким образом, ст.б данного Закона запрещено производить платеж по векселю наличными деньгами. Здесь нелишне будет напомнить, что вексель - это денежное обязательство и так называемый товарный платеж по векселю невозможен. Но никто не запрещает индоссировать вексель на векселедателя или другое векселеобязанное лицо в расчет за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги).

4.8. Особенности использования векселей во внешнеэкономической деятельности

Статья 9 Закона N 2374 узаконила использование векселя во внешнеэкономических расчетах. Согласно этой статье резиденты могут выдавать и индоссировать простые и переводные векселя в иностранной и национальной валюте для расчетов с нерезидентами в соответствии с внешнеэкономическим договором, которым такая форма расчетов предусмотрена. До вступления в силу данного Закона основанием для расчетов векселем с нерезидентами служила ст. 2 Закона Украины от 23.09.1994 г. N 185/94-ВР "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" (далее - Закон N 185), согласно которой предусмотрено выставление векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг)********. При этом считалось (см. письмо НБУ от 14.08.1998 г. N 13-124/1411), что резидент может выписывать в пользу нерезидента по импортной операции только простой вексель, поскольку в случае выставления переводного векселя, плательщиком по которому является третье лицо, имеющее обязательства перед резидентом-векселедателем, может возникнуть одна из следующих ситуаций:

- если плательщиком будет определен резидент, то в случае предъявления векселя к оплате резидент должен будет уплатить вексельную сумму нерезиденту. А поскольку такой платеж не будет являться платежом в иностранной валюте, осуществляемым во исполнение обязательств данного резидента перед нерезидентом относительно оплаты продукции (работ, услуг), прав интеллектуальной собственности и других имущественных прав, то такая операция, согласно п.4 "а" ст.5 Декрета КМ Украины от 19.02.1993 г. N 15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля" (далее - Декрет N 15-93), требует получения резидентом индивидуальной лицензии НБУ;

- если плательщиком будет определен нерезидент, что возможно в случае наличия у данного нерезидента задолженности перед резидентом-векселедателем за экспортированную из Украины продукцию (работы, услуги), это приведет к непоступлению в Украину валютной выручки за данную продукцию, а следовательно , к нарушению требований ст.1 Закона N 185.

Со дня опубликования Закона N 2374 выдача и индоссамент за пределы Украины как переводного, так и простого векселя разрешаются.

Закон N 2374 допускает приобретение резидентом векселя в иностранной валюте и проведение расчетов с резидентами таким векселем путем его выдачи и индоссамента с соблюдением валютного законодательства Украины (часть третья ст.9). К такому законодательству относится, прежде всего, Декрет N 15-93, п.4 "а" ст.5 которого устанавливает, что для осуществления таких операций предусмотрено получение резидентом индивидуальной лицензии НБУ, то есть лицензия нужна не на получение векселя в иностранной валюте, а на его выдачу и/или передачу резиденту.

__________________________

* Сам УВЗ является Приложением I к Конвенции.

** Таким образом, дисконты при выдаче векселя не допускаются.

*** Трассированием переводного векселя является такая его выдача, при которой трассатом (плательщиком) является не векселедатель (трассант), а другое лицо.

**** Вексель может быть признан недействительным ("не имеющим силы векселя") только по основаниям, предусмотренным в самом УВЗ. Согласно ст.2 и ст.76 УВЗ таким основанием может быть только отсутствие в документе реквизитов, определенных статьями 1, 2, 75, 76 УВЗ. Это подтвердила и арбитражная практика. Как сообщил официальный орган ВАСУ "Вісник Вищого арбитражного суду Украми" (N 4/98, с. 166-174), Судебная Коллегия ВАСУ отменила решение арбитражного суда Запорожской обл., в котором тот на основании Правил N 528 признал недействи тельной выдачу векселя в связи с нарушением правила о запрете вексельной предоплаты.

В обоснование своей позиции ВАСУ, в частности отметил следующее обстоятельство: при рассмотрении дела областной суд не учел, что Положение о переводном и простом векселе от 07.08.1937 г. устанавливает исчерпывающий перечень оснований для признания векселя недействительным, и в этом перечне отсутствуют такие основания, как выдача векселя вследствие ошибки или обмана, характерные для гражданско-правовых сделок, а не для ценных бумаг.

В комментарии к делу "Вісник Вищого арбітражного суду України" указал, что вексель является денежным обязательством, не зависящим от материальных оснований возникновения этого обязательства, и что к вексельным правоотношениям целесообразно применять вексельное законодательство, которое регулирует вопросы, связанные с признанием векселя недей ствительным. Так, на основании Положения о переводном и простом векселе можно признать недействительным вексель лишь в связи с дефектом его формы, то есть отсутствием существенных реквизитов, а также при определенных обстоятельствах - фиктивный вексель, то есть вексель, в котором указаны несуществующие лица (или подложный вексель, то есть вексель, надпись на котором сделана не тем лицом, от имени которого он выдан).

***** См, ст. И.Тарасенко "Бухгалтерия" N 7/2001, с.80.

****** Статьей 1 УВЗ предусмотрено, что вексель составляется на том языке, на котором написано слово "вексель". Следовательно, составление векселя, допустим, на английском при наличии слов "простий вексель" на украинском языке, может привести к признанию его недействительным именно в месте платежа.

******* Закон не установил порядка предоставления полномочий на подписание векселей. Очевидно, эти полномочия могут обусловливаться должностными инструкциями или предоставляться приказом (распоряжением) руководителя. Возможно, что на практике для выписки векселей понадобится нотариальное удостоверение доверенностей.

******** Необходимо отметить, что параллельно с этим Законом действовал и Указ Президента от 02.11.1993 г. N 504/93, которым запрещалась выдача и индоссамент векселей за пределы Украины Однако этот запрет на практике нигде не был реализован (разве что налоговые органы, контролировавшие соблюдение 90 дневного срока поступления инвалюты, иногда возражали против вексельных расчетов с нерезидентами) из за явного противоречия названного Указа УВЗ. На право использовать вексель в таких расчетах указывали и НБУ, и Комитет ВР по вопросам финансов и банковской деятельное ти в нижеприведенном письме.

На письмо относительно разъяснения, подпадает ли вексельная форма расчетов при осуществлении экспортных операций под действие норм Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", отвечаем.

Законодательством Украины, в том числе основным Законом Украины "О присоединении Украины к Женевской конвенции 1930 г., которой введен Унифицированный закон о переводных векселях и простых векселях", регулирующим осуществление вексельной формы расчетов, не предусмотрены ограничения по применению векселя (платежного документа, выраженного в иностранной валюте) при осуществлении расчетов по экспортным операциям.

Результатом применения вексельной формы расчетов при осуществлении экспортных операций является зачисление выручки на валютные счета резидента-экспортера в уполномоченном банке в сроки, не превышающие 90 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации) продукции.

Председатель Комитета В.Алешин

"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов"
N 13 (327) от 1 апреля 2002 г.
Подписной индекс 40783