Проверки по вопросам защиты
прав потребителей: что нужно знать
Прежде всего мы всем вам, уважаемые читатели, напомним, что внеплановые проверки субъектов предпринимательской деятельности государственные органы по делам защиты прав потребителей осуществляют исключительно на основании полученных от потребителей письменных жалоб. В последи их указывают:
- сведения о пострадавшем лице фамилия, имя, отчество, местожительство, паспортные данные (или другого документа, удостоверяющего личность));
- информацию о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя.
Эта норма предусмотрена Указом Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23.07.98 г. N 817/98 (далее - Указ). Нужно отметить, что ситуация с проверками на тему защиты прав потребителей несколько запутана. Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. N 1023-XII (далее - Закон N 1023) просто констатирует, что проверять могут, и все. А когда и по чьей инициативе увы, умалчивает. Вот и получается обязаловка с заявлениями граждан для проведения проверок. Кроме того, в соответствии с этим славным Указом государственные органы защиты прав потребителей не являются контролирующими (с точки зрения Указа*, естественно), поскольку их нет в перечне таковых. А посему стражи потребзащиты не обязаны письменно уведомлять субъект предпринимательской деятельности о проведении плановой проверки за 10 календарных дней с указанием даты ее проведения, как это делают, например, налоговики. Блюстители норм отношений потребитель - продавец могут появиться на предприятии весьма неожиданно. Ну а нежданный гость, как в народе говорят, хуже татарина.
Теперь посмотрим о том, кого именно ждать в гости по поручению обиженных покупателей. В Законе N 1023 сказано, что защищает права граждан как потребителей целая команда госучреждений: специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальные органы, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, органы и учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора Украины, другие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также судебные органы. Список, без преувеличений, внушительный.
Как правило, законы абстрактны и не отражают полной картины действительности, а вот подзаконные акты ситуацию проясняют. Откроем Положение о Государственном комитете стандартизации, метрологии и сертификации Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 26.07.2000 г. N 926/2000. В нем сказано, что Госстандарт Украины является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия и защиты прав потребителей. В общих чертах задачей Госстандарта в сфере защиты прав потребителей является проверка и контроль качества продаваемых предприятиями товаров (работ, услуг), а также правил торговли, выполнения работ и предоставления услуг. Госстандарт Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через подчиненные ему территориальные органы. Назовем некоторые функции Госстандарта по вопросам защиты прав потребителей:
- рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей;
- обследование любых производственных, складских, торговых и других помещений хозяйствующих субъектов сферы торговли, общественного питания и услуг;
- проведение отбора образцов товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте или проведение независимой экспертизы в соответствующих лабораториях и других учреждениях (это оформляют Актом отбора образцов товара, форма которого утверждена приказом Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 27.11.2000 г. N 679, далее - приказ N 679);
- приостановление отгрузки и реализации товаров, которые не соответствуют требованиям нормативных документов и т.д.
Давайте посмотрим, кто же реально может штрафовать нарушителей прав потребителей. К примеру, в Положении о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 17.08.02 г N 1177, мы прочитаем, что налагать штрафы** имеют право:
- председатель Госстандарта, его заместители;
- начальники территориальных органов Госстандарта и их заместители. Те же лица перечислены и в ст.244-4 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение о наложении штрафов принимают на основании соответствующих актов проверки субъекта хозяйственной деятельности и других материалов, связанных с этой проверкой, и оформляют постановлением. Между прочим, утвержденные формы актов и постановления можно найти в приказе N 679.
Вопрос о наложении штрафа рассматривают при участии представителя субъекта хозяйственной деятельности - нарушителя. Если он отсутствует, то дело может быть рассмотрено и без него, но при условии, что он был своевременно извещен об этом и не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
Постановление о наложении штрафа составляют в трех экземплярах и, само собой разумеется, оно обязательно для исполнения субъектом хозяйственной деятельности. Первый и второй экземпляры остаются в Госстандарте или в его территориальном органе, который принял постановление о наложении штрафа, трети и экземпляр в 3-дневный срок после его принятия высылается субъекту хозяйственной деятельности или выдается его представителю под расписку. Виновный в нарушении прав потребителей должен перечислить сумму штрафа в государственный бюджет в 15-дневный срок с момента получения "черной метки". Уплатив штраф, нужно в течение трех дней письменно сообщить об этом Госстандарту или его территориальному органу, который оштрафовал, и указать номера и дату платежного поручения.
Также следует знать, что уплата предусмотренных штрафов не освобождает субъектов хозяйственной деятельности от обязанностей возмещения в установленном порядке потребителям имущественных и моральных убытков, которые возникли в результате нарушения законодательства о защите прав потребителей.
Постановление о наложении штрафа за нарушение законодательства о защите прав потребителей может быть обжаловано в Госстандарте или в хозяйственном суде.
И еще один нюанс: невыполнение должностными лицами предприятия законных требований должностных лиц органов исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей влечет за собой наложение штрафа от трех до пяти необлагаемых минимумов доходов граждан. А за уклонение должностных лиц от своевременного выполнения предписаний проверяющих по устранению нарушений прав потребителей можно схлопотать штраф от одного до восемнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.
Остановимся еще на документе, который приняли специально под проверки соблюдения потребительских норм при торговле "растлевающими" и "дурманящими", но высоколиквидными товарами (алкоголем и табаком), - а именно на Положении о порядке применения государственными органами по делам защиты прав потребителей финансовых санкций за нарушение Закона Украины "О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий", утвержденном приказом Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 10.01.01 г. N 3. Согласно этому нормативу финансовые санкции применяют в виде штрафов при:
- розничной торговле спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями с нарушением установленных правил торговли - 200 процентов стоимости полученной партии товара, но не менее 1700 гривен;
- розничной торговле алкогольными напитками и табачными изделиями без наличия сертификата соответствия или сертификата о признании - 200% стоимости полученной для реализации партии товаров, но не менее 1700 гривен.
Мы советуем вам не нарушать норм законодательства в сфере прав потребителей, а также желаем поменьше нежданных гостей.
________________
* См. письмо Госкомпредпринимательства от 09.04.01 г. N 2-221/2389.
** Их перечень содержится в ст.23 Закона N 1023.
Ответственность за нарушение законодательства
о защите прав потребителей
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ Нарушение, за которое налагают ¦ Размер штрафа ¦
¦ штраф ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------------------¦
¦Отказ потребителю в реализации ¦В десятикратном размере стоимости этого ¦
¦его права в случае приобретения ¦товара, но не менее двух необлагаемых ¦
¦товара ненадлежащего качества ¦минимумов доходов граждан (далее - НМДГ) ¦
+---------------------------------+------------------------------------------¦
¦Изготовление или реализация ¦В размере 50% стоимости изготовленной или ¦
¦товара, выполнение работы, ¦полученной для реализации партии товара, ¦
¦предоставление услуги, которые ¦выполненной работы, предоставленной ¦
¦не соответствуют требованиям ¦услуги, но не менее десяти НМДГ, а в ¦
¦нормативных документов ¦случае, если законодательством субъект ¦
¦ ¦хозяйственной деятельности (далее - СХД) ¦
¦ ¦освобожден от ведения обязательного учета ¦
¦ ¦доходов и расходов, - в размере десяти ¦
¦ ¦НМДГ ¦
+---------------------------------+------------------------------------------¦
¦Реализация товара, выполнение ¦В размере 50% стоимости полученной для ¦
¦работы, предоставление услуги, ¦реализации партии товара, выполненной ¦
¦которые подлежат обязательной ¦работы, предоставленной услуги, но не ¦
¦сертификации, но не имеют ¦менее десяти НМДГ, а в случае, если ¦
¦сертификата соответствия ¦законодательством СХД освобожден от ¦
¦(свидетельства) ¦ведения обязательного учета доходов и ¦
¦ ¦расходов, - в размере десяти НМДГ ¦
+---------------------------------+------------------------------------------¦
¦Изготовление, реализация товара, ¦В размере 300% стоимости изготовленной ¦
¦выполнение работы, ¦или полученной для реализации партии ¦
¦предоставление услуги, которые ¦товара, выполненной работы, ¦
¦не соответствуют требованиям ¦предоставленной услуги, но не менее ¦
¦нормативных документов ¦двадцати пяти НМДГ, а в случае, если ¦
¦относительно безопасности для ¦законодательством СХД освобожден от ¦
¦жизни, здоровья и имущества ¦ведения обязательного учета доходов и ¦
¦потребителей и окружающей ¦расходов, - в размере пятидесяти НМДГ ¦
¦природной среды ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------------------¦
¦Реализация товара (выполнение ¦В размере 500% стоимости полученной для ¦
¦работы, предоставление услуги), ¦реализации партии товара (выполненной ¦
¦запрещенного к выпуску и ¦работы, предоставленной услуги), но не ¦
¦реализации соответствующим ¦менее ста НМДГ, а в случае, если ¦
¦государственным органом ¦законодательством СХД освобожден от ¦
¦ ¦ведения обязательного учета доходов и ¦
¦ ¦расходов, - в размере ста НМДГ ¦
+---------------------------------+------------------------------------------¦
¦Реализация опасного товара (ядов,¦В размере 100% стоимости полученной для ¦
¦ядохимикатов, взрывчатых и ¦реализации партии товара, но не менее ¦
¦огнеопасных веществ и др.) без ¦двадцати НМДГ, а в случае, если ¦
¦надлежащего предупредительного ¦законодательством СХД освобожден от ¦
¦маркирования, а также без ¦ведения обязательного учета доходов и ¦
¦информации о правилах и условиях ¦расходов, - в размере двадцати НМДГ ¦
¦безопасного его использования ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------------------¦
¦Отсутствие необходимой, ¦В размере 30% стоимости полученной для ¦
¦доступной и достоверной ¦реализации партии товара, выполненной ¦
¦информации о товаре, работе, ¦работы, предоставленной услуги, но не ¦
¦услуге ¦менее пяти НМДГ, а в случае, если ¦
¦ ¦законодательством СХД освобожден от ¦
¦ ¦ведения обязательного учета доходов и ¦
¦ ¦расходов, - в размере пяти НМДГ ¦
+---------------------------------+------------------------------------------¦
¦Создание препятствий ¦В размере от 1 до 10% стоимости ¦
¦должностному лицу ¦реализованных товаров, выполненных работ, ¦
¦государственного органа по делам ¦предоставленных услуг за прошедший ¦
¦защиты прав потребителей в ¦календарный месяц, но не менее десяти ¦
¦проведении проверки качества ¦НМДГ, а в случае, если законодательством ¦
¦товаров, выполняемых ¦СХД освобожден от ведения обязательного ¦
¦(выполненных) работ, ¦учета доходов и расходов, - в размере ¦
¦предоставляемых (предоставленных)¦десяти НМДГ ¦
¦услуг, а также правил торгового и¦ ¦
¦других видов обслуживания ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------------------¦
¦Реализация товара, срок годности ¦В размере 200% стоимости остатка ¦
¦которого истек ¦полученной для реализации партии товара, ¦
¦ ¦но не менее пяти НМДГ ¦
+---------------------------------+------------------------------------------¦
¦Нарушение условий договора между ¦В размере 100% стоимости работы, услуги. ¦
¦потребителем и продавцом ¦Те же действия, совершенные относительно ¦
¦(исполнителем) о выполнении ¦группы потребителей, - в размере от 1 до ¦
¦работы, предоставлении услуги ¦10% стоимости выполненных работ, ¦
¦ ¦предоставленных услуг за прошедший ¦
¦ ¦календарный месяц, но не менее пяти НМДГ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
"Все о бухгалтерском учете" N 100 (768) от 30 октября 2002 г.