Комментарий к Закону Украины N 52-IV от 04.07.2002 г.

Льготы ветеранам войны: что нового?

"Новорожденные" изменения в Закон Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" от 22.10.93 г. N 3551-XII (далее - Закон N 3551) призваны законодательно урегулировать вопросы, связанные с определением норм площади жилого помещения (дома), согласно которым производится расчет льгот за использование жилья и отопление жилых помещений.

Так, для категорий льготников, установленных Законом N 3551 (участники войны, участники боевых действий, инвалиды войны, лица, на которых распространяется действие Закона N 3551), предусмотрено, что льготный размер площади жилья составляет 21 кв. метр на каждое лицо, постоянно проживающее в жилом помещении и имеющее право на льготу, и дополнительно 10,5 кв. метра на семью. При этом для определения льгот по квартирной плате (плате за использование жилья) в расчете участвует общая площадь жилого помещения, а для определения льготной нормы для расчета отопления - отапливаемая площадь жилого помещения.

Названные нормы фактически полностью повторили требования, изложенные в постановлении КМУ "Об установлении норм пользования жилищно-коммунальными услугами гражданами, имеющими льготы по их оплате" от 01.08.96г. N 879. А поскольку в своей деятельности организации, предоставляющие льготы, и ранее руководствовались требованиями указанного постановления, то существенных изменений, связанных с нормами расчета льготной площади, не произошло.

Вероятно, принятые изменения в Закон N 3551 должны однозначно определить порядок получения льгот в рамках закона, а также помочь избежать возможной двусмысленной трактовки действующих норм и, соответственно, усилить гарантии социальной защиты перечисленным категориям льготников.

Кроме того, принятые изменения предусматривают: если в жилом помещении постоянно проживает лицо, имеющее право на льготы по оплате квартплаты либо отопления, расчет этих льгот осуществляют исходя из максимального нормативного объема площади в пределах общей (отапливаемой) площади жилого помещения. Такое нововведение не меняет порядка предоставления льгот, так как на практике с этим мы уже давно знакомы. Однако расчет максимальных объемов площади тесно связан со следующей нормой, добавленной в Закон N 3551. И именно на нее обратим ваше внимание: при наличии в семье нескольких льготников сначала рассчитывают максимально возможный объем площади для использования большей льготы.

Из того, как сформулирована вышеприведенная норма, следует, что в первую очередь нужно полностью использовать больший размер льготы, а на остаток площади - начислять либо полную плату, либо применять льготу меньшего размера. Вывод напрашивается сам: если гражданин имеет право на льготу в соответствии с Законом N 3551 и, помимо этого, на него распространяется льгота как на члена семьи другого льготника, то он может использовать одновременно обе льготы.

Хотя мы бы советовали вам не спешить с применением такого порядка, поскольку он является переломным в системе льготной оплаты жилищнокоммунальных услуг. К примеру, сегодня гражданин в аналогичной ситуации может пользоваться лишь одной из льгот по своему выбору. Редакция считает, что в жизни данную норму вряд ли будут применять так, как следует из ее написания. Вполне возможно, что такие нововведения потребуют дополнительных разъяснений.

Есть в упомянутом нами документе еще одна важная особенность. В нем сказано, что изменения в Закон N 3551 вступают в силу с момента официального опубликования, за исключением пункта 2 раздела II. Этот пункт (вступает в силу с 1 января 2003 года) гласит, что часть долгов граждан по коммунальным услугам, образовавшаяся за счет уменьшения объемов льгот при начислении платы за такие услуги по сравнению с объемом, установленным Законом N 3551, подлежит погашению за счет местных бюджетов. К сожалению, механизм погашения таких долгов не определен. Период фиксирования долгов, образовавшихся за счет разницы в объемах предоставленных льгот, известен - это дата вступления в силу комментируемых изменений в Закон N 3551. Но что считать отправной точкой возникновения таких долгов? За какой период времени обсуждаемые долги будут погашаться? Вопросы остаются без ответа. Мало того, условия этого пункта могут оказаться вообще невыполнимыми, и вот почему. При прочтении бросается в глаза следующее: "Долги по оплате коммунальных услуг, нормы относительно пользования (потребления) которыми устанавливаются исходя из общей площади жилья граждан... оплачиваются за счет местных бюджетов". Все знают, что к коммунальным услугам, стоимость которых подлежит расчету в соответствии с площадью жилого помещения, относятся услуги по отоплению. Но базой для расчета выступает отапливаемая площадь. Общую же площадь квартиры применяют при расчете платы за использование жилья (квартирной платы).

Отапливаемая площадь и общая площадь - это, как говорят в Одессе, две большие разницы, а вжилищно-ком-мунал ьной сфере нет коммунальных услуг, расчет за которые осуществляется на основании общей площади. Поэтому формулировка условий, при которых местные бюджеты будут оплачивать долги граждан, вызывает, по меньшей мере, удивление.

Будем надеяться, что до 1 января 2003 года прояснится ситуация, возникшая в связи применением требований данного пункта.

"Все о бухгалтерском учете"
N 69 (736) от 2 августа 2002 г.