Комментарий к Постановлению Кабинета Министров Украины
N 1084 от 26.07.2002 г
.

Небывалый рост "таросбора"...

ГНАУ и минэкологии спешат на помощь

Наверняка многие предприниматели хорошо помнят прошлогоднее постановление КМУ от 26.07.2001 г. N 915 (далее - постановление N 915, обязавшее предприятия, использующие тару и упаковку при производстве товаров, а также импортеров такой продукции уплачивать специально созданной государственной компании "Укрэкокомресурс" "таросбор" либо уничтожать или перерабатывать отходы самостоятельно.

Что изменилось с тех пор?

До 26.07.2002 г. ничего: кто платил сбор - тот платил, кто утилизировал - тот утилизировал. Но, по всей видимости, "воз" мусора и отходов и ныне там. Комментируемое постановление КМУ (далее - постановление N 1084), вероятно, призвано активизировать работу в этом направлении. Первое, что бросается в глаза: предписание применять повышенные тарифы не к минимальным нормам утилизации, а к общему объему тары (упаковки) без разделения на возвратную или какую-либо другую. Может быть, это просто опечатка? Подождем разъяснений, ведь если платить придется за все, то существование и назначение пункта 3 постановления N915, которым установлены минимальные нормы утилизации, вообще теряет всякий смысл.

На этом новости не заканчиваются. Отныне значительно увеличено количество контролеров за исполнением постановления N 915.

Неужели теперь ГНАУ и Минэкономики должны (в пределах своей компетенции) помочь Государственной инспекции по контролю за ценами присматривать за уплатой сбора?

Этот вопрос остается без ответа. Несомненно одно: если это так, то главная роль в процессе надзора уготована налоговикам. Но Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90 г. N 509 не предписывает им контролировать что-либо, не связанное с уплатой налогов и неналоговых платежей, а "таросбор" ктаковым не относится. И если в более раннем постановлении КМУ "О системе сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары (упаковки) и твердых бытовых отходов" от 16.03.99 г. N 408 (сегодня уже не действует) было прямо сказано: "органы государственной налоговой службы во время проведения документальных проверок осуществляют контроль за начислением и внесением платы за услуги по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации использованной тары (упаковки) субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности", то теперь этого нет. Поэтому законность проверок перечисления "таросбора" или порядка утилизации использованной тары (упаковки) налоговиками, мягко говоря, сомнительна.

И последнее: отныне при заключении импортных договоров на ввоз товаров необходимо предусмотреть (оговорить) порядок утилизации или вывоза из Украины использованной тары и упаковки.

Подводя итог, хочется надеяться, что некоторое ужесточение контроля все же к лучшему. Ведь переработка и утилизация отходов имеет не только экономическую, но и экологическую сторону, а это небезразлично каждому из нас.

"Все о бухгалтерском учете" N 71 (738) от 9 августа 2002 г.