Как получать и учитывать дотации на создание
рабочих мест для трудоустройства безработных
В настоящее время предприятия Украины имеют несколько путей решения кадровых проблем при содействии государственной службы занятости. Сегодня мы остановимся на одном из них - создании новых рабочих мест с получением права на дотации со стороны государства.
Возможность предоставления работодателям дотаций на создание рабочих мест для безработных предусмотрена ст.30 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 02.03.2000 г. N 1533-III (далее - Закон о страховании на случай безработицы), а условия и механизм их получения подробно описаны в Порядке предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, утвержденном приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.01.2001 г. N 1 (далее - Порядок N 1). В данной статье мы остановимся на ключевых вопросах, связанныхс дотациями, и выясним: в чем заключается суть дотирования, на каких условиях и в каких формах заключаются договора с центром занятости, какие шаги должны быть предприняты работодателями для получения права на дотационные выплаты, как работодатели отражают суммы дотаций в бухгалтерском и налоговом учете.
Что такое "дотации на создание рабочих мест для безработных"?
Порядок N 1 определяет дотации как "средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее - Фонд) для покрытия расходов на заработную плату лиц, трудоустроенных по направлению государственной службы занятости, предоставленные работодателю, который создает дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных".
Таким образом, дотационные суммы фактически компенсируют работодателю расходы по заработной плате работников, принятых на определенных условиях (о них мы еще поговорим) на работу по направлению центра занятости.
"Каков состав дотаций?" - спросите вы. Этот принципиальный вопрос не отражен "поэлементно" в Законе о страховании на случай безработицы, однако Порядок N 1 содержит достаточно ясный ответ на него.
Во-первых, дотационные суммы включают в себя лишь фонд основной и дополнительной заработной платы, выплачиваемой работодателем. Таким образом, третья составная часть фонда оплаты труда - компенсационные и поощрительные выплаты - не компенсируются работодателю и осуществляются им за счет собственных средств.
Напомним вам, что компенсационные и поощрительные выплаты достаточно широко представлены во II разделе Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N 323 (далее - Инструкция). К ним, в частности, отнесены некоторые виды премий, не связанные с производственными результатами, материальная помощь и т.д. Кроме того, не следует забывать о целом ряде выплат, которые вообще не включаются в фонд оплаты труда (раздел IV Инструкции по статистике заработной платы), например, расходы по оплате первых пяти дней больничных, которые не относятся на расчеты с Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности, тоже нельзя будет погасить дотациями.
Поэтому, соглашаясь на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, руководство вашего предприятия должно хорошо представлять себе структуру дотаций, которые можно будет получить из Фонда безработицы, и помнить, что некоторые из принятых на предприятии выплат могут не компенсироваться дотационными суммами.
Во-вторых, наряду с основной и дополнительной заработной платой дотации включают в себя суммы сборов (взносов), уплачиваемых работодателем с расходов по оплате труда (т.е. речь идет о зарплатных "начислениях" пенсионном сборе и трех взносах на социальное страхование). Очевидно, что такие суммы будут компенсироваться только в части начислений на фонд основной и дополнительной заработной платы, поскольку, как мы уже выяснили, исключительно эти расходы по оплате труда подлежат дотированию.
В-третьих, возможна ситуация, когда перечисленные составные части выплат будут включены в суммы дотаций не в полном объеме. В соответствии с Порядком N 1 дотации предоставляют в размере, не превышающем средний уровень заработной платы в отраслях национальной экономики соответствующей области за прошедший месяц. Поэтому если уровень оплаты труда на вашем предприятии будет превышать средний ее показатель в конкретной области, то разница в заработной плате (и, соответственно, в сумме начисленных сборов (взносов) на эту разницу) не будет компенсирована дотационными выплатами. Так, например, средний показатель уровня оплаты труда по области может быть равен 330-340 грн., тогда как на предприятии составляет 500 - 550 грн. Поэтому советуем заблаговременно узнать этот показатель на текущий момент времени (в органах статистики либо центре занятости), чтобы можно было реально оценить целесообразность создания рабочих мест для безработных.
Условия получения дотаций
Остановимся на основных условиях и требованиях, которым должен соответствовать работодатель, чтобы иметь право на заключение договоров с центром занятости на получение дотаций:
1. Работодатель соглашается трудоустроить безработного по направлению центра занятости на срок свыше двух лет. Таким образом, получение дотаций возможно, если в договоре с центром занятости будет оговорен прием на работу гражданина как минимум на два года.
2. На предприятии в течение последних шести месяцев не было сокращения численности работающих по профессии (специальности), по которой трудоустраивается безработный. В данном случае речь идет о прекращении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с п. 1 части первой статьи 40 Кодекса законов о труде - по причине сокращения численности или штата предприятия.
3. Безработные, которых трудоустраивают с предоставлением дотации, должны были состоять на учете в государственной службе занятости не менее 6 месяцев. Вряд ли на основании этого требования можно делать какие-то скоропалительные выводы, ведь в условиях нашего рынка труда шестимесячный срок не столь велик, чтобы подумать: "Это привередливый либо неудачный работник". Хотя можно говорить о том, что стимулируется создание дотационных рабочих мест прежде всего для наименее конкурентоспособных безработных.
Необходимо также учитывать, что некоторые категории безработных направляются центром занятости на дотационные рабочие места в первую очередь (для этого они должны состоять на учете в службе занятости не менее 3-х месяцев). К ним относятся:
- женщины, имеющие детей в возрасте до шести лет;
- одинокие матери, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов;
- молодежь, которая закончила или прекратила обучение в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических и высших учебных заведениях различных уровней аккредитации, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и которой предоставляется первое рабочее место;
- дети (сироты), которые остались без опеки родителей, а также лица, которым исполнилось пятнадцать лет и которые по согласию одного из родителей или лица, заменяющего их, могут в качестве исключения приниматься на работу;
- лица предпенсионного возраста;
- лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения.
4. Предприятие должно быть зарегистрировано плательщиком взносов на общеобязательное социальное страхование на случай безработицы и не иметь задолженности по страховым взносам. По нашему мнению, речь здесь может идти лишь о задолженности по страховым взносам на случай безработицы, поскольку именно за счет средств Фонда безработицы предоставляются дотации (косвенно это подтверждает пп.З п.10 Порядка N 1).
5. К работодателю в течение 6 месяцев, предшествовавших месяцу рассмотрения вопроса о предоставлении дотации, не должны были применяться финансовые санкции за нарушение норм Закона о страховании на случай безработицы и Закона Украины "О занятости населения" от 01.03.91 г N 803-XII (далее - Закон о занятости).
Как известно, круг оснований, по которым могут применяться штрафы к предприятию в соответствии с этими законами, достаточно широк: начиная с тех нарушений, которые связаны исключительно с уплатой страховых взносов по безработице, и заканчивая менее распространенными, например, использованием труда иностранцев без разрешения службы занятости.
6. Трудовой договор с трудоустраиваемым безработным не будет расторгнут в связи с сокращением численности или штата работников в течение двух лет.
Что грозит предприятию, если указанное условие не будет выполнено9 Следуя Порядку N 1, в этом случае, а также если трудовой договор расторгается с работником в связи с невыполнением работодателем законодательства о труде, условий коллективного или трудового договора, предоставленная дотация должна быть возвращена в полном объеме с учетом ее индексации на уровень инфляции.
Условия выплаты дотаций
Прежде всего отметим, что в соответствии с Порядком N 1 дотация предоставляется ежемесячно. Таким образом, "погашение" дотационными выплатами выплаченной заработной платы трудоустроенному работнику осуществляется равномерно.
Однако, пожалуй, самый принципиальный момент механизма дотирования заключается в том, что дотационные выплаты предоставляются только в течение первого года трудоустройства безработного по направлению центра занятости. Второй год, а также последующее время работы оплачивается за счет средств работодателя и не возмещается дотационными выплатами.
Порядок согласования
дотационного трудоустройства
Согласование вопроса о предоставлении дотаций осуществляется путем представления работодателю центром занятости формы "Направление на трудоустройство с предоставлением дотаций работодателю" (далее направление). Эта форма утверждена в приложении 1 к Порядку N 1. В направлении работодателю предлагается конфетная кандидатура на дотационное трудоустройство согласно данным работодателя о потребностях в работниках (напомним, что п.4 ст.20 Закона о занятости предусматривает ежемесячное предоставление предприятием административных данных, которые, в частности, содержат данные о наличии вакансий). Поэтому для начала работодатель должен сообщить центрам занятости о наличии у него свободных рабочих мест.
О согласии или несогласии на трудоустройство предложенной кандидатуры предприятие сообщает центру занятости корешком направления, в котором также может сообщить о готовности рассмотреть другую кандидатуру.
Кроме согласия на дотационное трудоустройство, предприятие предоставляет на рассмотрение другие документы по перечню, предусмотренному п. 10 Порядка N 1 (они свидетельствуют о соответствии работодателя перечисленным выше условиям получения дотаций, например, сведения центра занятости о регистрации предприятия плательщиком страховых взносов на случай безработицы).
Вопрос о возможности предоставления работодателю дотации рассматривает директор центра занятости в течение 5 календарных дней. В случае принятия положительного решения работодателю направляется проект договора между центром занятости и работодателем о предоставлении дотации. Такой договор будет содержать информацию о:
- численности безработных, которые будут приняты на работу по направлению государственной службы занятости;
- профессионально-квалификационном составе безработных, которыми должны быть укомплектованы рабочие места по направлению государственной службы занятости;
- гарантиях занятости безработных, которые будут трудоустроены на рабочие места;
- сроках предоставления центру занятости документов, которые подтверждают выплату заработной платы лицам, трудоустроенным по направлению центра занятости;
- порядке перечисления дотации;
- сроках вступления в силу договора (договор вступает в силу со дня принятия на работу безработного по направлению центра занятости, оформленного приказом работодателя);
- взаимной ответственности сторон за нарушение условий договора и порядке рассмотрения споров.
Что касается последнего условия договора, то мы уже отмечали, что нарушение гарантий трудоустройства чревато для работодателя возвратом дотационных сумм с учетом индексации. Кроме того, Порядок N 1 лишает предприятие-нарушителя права на обращение за очередным предоставлением дотации в течение трех лет.
Налоговый и бухгалтерский
учет дотационных сумм
По мнению ГНАУ, которое изложено в ее письме от 26.07.2001 г. N 5183/5/15-1116, суммы дотаций, предоставленные предприятию на создание новых рабочих мест для безработных, включаются в состав его валового дохода. Необходимо признать, что такая позиция ГНАУ имеет под собой определенные основания. Дело втом, что согласно п.4.1.6 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 N 283/97-ВР (далее - Закон о прибыли) к валовому доходу налогоплательщика относятся в том числе суммы безвозвратной финансовой помощи. Напомним, что этот вид дохода, в соответствии с п. 1.22 Закона о прибыли, включает, в частности, суммы средств, переданные налогоплательщику согласно договорам дарения или подобным договорам (или без заключения таких договоров), не предусматривающим компенсации или возврата таких средств (за исключением бюджетных дотаций и субсидий). Таким образом, чтобы ответить на вопрос, подлежат ли дотации на создание новых рабочих мест включению в валовые доходы, необходимо определиться, являются ли такие дотации бюджетными или нет.
Как мы уже отмечали, этот вид дотаций предоставляется за счет средств Фонда безработицы. В связи с этим напомним, что согласно ст. 16 Закона о страховании на случай безработицы источниками формирования Фонда безработицы являются не только страховые взносы работодателей и застрахованных лиц. К ним, в частности, относятся также ассигнования государственного бюджета (в Бюджетном кодексе предусмотрены расходы в виде средств, передаваемых Фонду безработицы). Но даже несмотря на это, выплаты, производимые за счет средств Фонда безработицы на создание новых рабочих мест, бюджетными дотациями назвать очень сложно. Во-первых, потому что в основной массе они состоят из страховых взносов работодателей и застрахованных лиц. Во-вторых, на том основании, что средства государственного бюджета, передаваемые Фонду безработицы, не носят характера целевых дотаций. Таким образом, необходимо признать, что полученные дотации работодатель должен отразить в составе валового дохода. В то же время напомним, что расходы в виде оплаты труда трудоустроенных лиц он на общих основаниях имеет право отнести к валовым расходам. Поэтому "баланс справедливости" соблюдается.
А как быть, если возникнет вопрос о возврате дотационных сумм, полученных ранее (из-за допущенного нарушения)? Основываясь на вышеприведенных аргументах, можно говорить, что в том периоде, в котором произойдет такой возврат, суммы возвращенных дотаций в полученном размере (без учета индексации) следуетотсторнировать из состава валового дохода. Сумму индексации, которую необходимо уплатить помимо возвращенной дотации, к валовым расходам, на наш взгляд, причислить нельзя, поскольку они подпадают под определение неустойки, приведенное в ст. 179 Гражданского кодекса, а значит, и под действие пп.5.3.5 Закона о прибыли.
Отдельно хотелось бы остановиться на учете дотационных выплат плательщиками единого налога. По нашему мнению, в отличие от налога на прибыль суммы дотаций не должны облагаться единым налогом. Такие суммы не связаны с выручкой от реализации товаров (работ, услуг), а следовательно, не являются объектом для начисления единого налога. Отрадно заметить, что такие же выводы сделаны в разъяснениях заместителя начальника Главного управления налогообложения прибыли и отчислений в целевые фонды ГНА Украины ("Вестник налоговой службы Украины", 2001, N 47).
В бухгалтерском учете дотации на создание дополнительных рабочих мест следует рассматривать как получение средств целевого финансирования (счет 48 "Целевое финансирование и целевые поступления") (см. таблицу).
Таблица
Бухгалтерский учет операций по получению дотаций
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Содержание операции ¦ Корреспонденция ¦ Сумма,¦
¦п\п¦ ¦ счетов ¦ грн. ¦
¦ ¦ +-----------------¦ ¦
¦ ¦ ¦Дт ¦Кт ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+-----------+-----+-------¦
¦ 1 ¦Начислена заработная плата работнику на " ¦23, 91, 92,¦ 661 ¦1000,00¦
¦ ¦дотационном" рабочем месте ¦ 93... ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+-----------+-----+-------¦
¦ 2 ¦Начислены сборы (взносы) в Пенсионный фонд ¦23, 91, 92,¦ 65 ¦ 380,00¦
¦ ¦(32%), Фонд безработицы (2,1%), Фонд ¦ 93... ¦ ¦ ¦
¦ ¦страхования по временной нетрудоспособности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(2,9%), Фонд страхования от несчастных случаев¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(принимаем на уровне 1%) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦Эти суммы предприятие включает в валовые расходы путем отражения в ¦
¦соответствующих строках приложения Ж к декларации о прибыли и "через них" - ¦
¦в строке 14 декларации о прибыли ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ 3 ¦Удержаны из заработной платы: подоходный ¦ 661 ¦ 641 ¦ 185,55¦
¦ ¦налог (по шкале), пенсионный сбор (2%), ¦ 661 ¦ 65 ¦ 30,00¦
¦ ¦взносы в Фонд безработицы (0,5%) и в Фонд ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦страхования по временной нетрудоспособности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(0,5%) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+-----------+-----+-------¦
¦ 4 ¦Выплачено из кассы ¦ 661 ¦ 301 ¦ 784,45¦
+---+----------------------------------------------+-----------+-----+-------¦
¦ 5 ¦Отражена задолженность центра занятости по ¦ 377** ¦ 48 ¦1380,00¦
¦ ¦дотациям (1000 при. + 380 грн.)* ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+-----------+-----+-------¦
¦ 6 ¦Отражены доходы от получения дотации ¦ 48 ¦ 718 ¦1380,00¦
+---+----------------------------------------------+-----------+-----+-------¦
¦ 7 ¦Получена дотация ¦ 311 ¦ 377 ¦1380,00¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦В квартале получения дотации эта сумма найдет свое отражение в строке 4.1 ¦
¦приложения Г к декларации о прибыли в составе валового дохода и, ¦
¦соответственно, - в строке 4 этой декларации ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
______________
* Для наглядности расчетов принимаем, что суммы оплаты труда возмещаются дотациями в полном объеме.
** Кому-то может показаться, что корреспонденции счетов З и 5 правильнее заменить одной проводкой: Дт 311 Кт 48. Действительно, проводка Дт 37 Кт 48 не предусмотрена Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. N 291. Однако на случай, если центр занятости будет задерживать перечисление дотаций, мы рекомендуем воспользоваться приведенной в таблице корреспонденцией счетов. Это позволит вести учет задолженности центра занятости.
"Все о бухгалтерском учете" N 70 (737) от 7 августа 2002 г.
