Комментарий к Закону Украины N 40-IV от 04.07.2002 г.

Новый закон в поддержку новых технологий

Инновационная деятельность. Наверное, вряд ли кому-то нужно доказывать значимость этого направления. В этой связи вполне обоснованным выглядит столь пристальное внимание к этому вопросу со стороны государства. Комментируемый Закон (далее - Закон N 40) стал вторым после Закона Украины "О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков" от 16 июля 1999 года N 991-XIV (далее - Закон N 991) документом, направленным на поддержку инновационной деятельности. И если первый предусматривал достаточно узкий круг тех, кто мог воспользоваться его гарантиями и льготами (всего 8 технопарков Украины), то опубликованный выше Закон что называется "широкого профиля".

Для начала давайте разберемся с тем, кто же является субъектом инновационной деятельности (далее - СИД) для целей Закона N 40. Как следует из определения, приведенного в статье 5, СИД могут быть любые юридические и даже физические лица. Причем не только те, которые самостоятельно проводят инновационную деятельность, но и те, которые вкладывают средства в реализацию в Украине инновационных проектов. Это значит, что финансируя инновационную деятельность, лицо (юридическое или физическое) имеет право воспользоваться всеми льготами и гарантиями, предусмотренными Законом N 40 для СИД.

Среди них, без преувеличения, важнейшим является, изложенный в ст.21 льготный режим налогообложения. Он предусматривает следующий порядок налогообложения инновационной деятельности:

- 50 процентов НДС по операциям продажи товаров (работ, услуг), связанных с выполнением инновационных проектов, остаются в распоряжении налогоплательщика, зачисляются на его специальный счет и используются им исключительно на финансирование инновационной деятельности. Такой порядок, безусловно, предполагает ведение отдельного учета операций, связанных с инновационной деятельностью. Кстати, ГНАУ уже определила необходимость предоставления отдельной налоговой декларации по НДС для технопарков в свете Закона N 991. Наверняка, подобные нормы будут действовать и в рамках льготного режима по Закону N 40;

- 50 процентов налога на прибыль от выполнения этих проектов остается в распоряжении налогоплательщика, зачисляется на его специальный счет и используется им исключительно на финансирование инновационной деятельности. Этот льготный режим должен заменить порядок, ранее изложенный в п.7.14 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22 мая 1997 года N 283/97-ВР (далее - Закон о прибыли), который устанавливал, что прибыль, полученная от продажи инновационного продукта, облагается по ставке 15%. Кроме того, теперь льготу по налогу на прибыль можно применять не только к прибыли, полученной от продажи инновационного продукта, но и к прочим видам прибыли, полученной от выполнения инновационного проекта. По аналогии с НДС, этот механизм также потребует ведения обособленного учета финансовых результатов инновационной деятельности. Заметим, что ГНАУ уже давала разъяснения по данному поводу в отношении деятельности технопарков по Закону N 991 (см. письмо ГНАУ от 27.12.2001 г. N 17845/7/15-1117). В этом письме, в частности, указано на необходимость предоставления технопарками отдельной декларации о прибыли. Поэтому, вряд ли стоит надеяться, что будут предложены какие-либо альтернативные варианты построения налогового учета и в случае с Законом N 40.

Существенно, что наряду с наличием такого льготного режима в Законе N 40, соответствующие изменения внесены в Закон о НДС и Закон о прибыли. Этот факт полностью подтверждает правомерность использования льготного режима по Закону N 40.

При этом статья 21 Закона N 40 предусматривает необходимость выполнения определенных условий, чтобы применить этот льготный режим. Он действует:

- в течение срока действия свидетельства о государственной регистрации инновационного проекта. Порядок такой регистрации устанавливает Кабмин;

- при условии, что выполнение проекта начато не позднее 18 месяцев от даты его госрегистрации;

- при условии, что налоговый орган уведомили о начале реализации инновационного проекта в месячный срок;

- при условии ведения отдельного бухгалтерского учета операций, связанных с выполнением инновационного проекта.

Еще раз повторимся: применять этот льготный режим могут все СИД. Вместе с тем, статьей 21 Закона N 40 предусмотрены дополнительные меры по поддержке деятельности исключительно инновационных предприятий, определение которых дано в ст.1 Закона N 40. Среди них:

- возможность применения ускоренной амортизацию основных фондов группы 3 (при годовой норме амортизации 20%);

- применение льгот по уплате земельного налога (уменьшение ставки на 50 %).

Кроме льготного режима налогообложения, Закон N 40 предусматривает и определенную финансовую поддержку СИД. Так, в соответствии со статьей 17 Закона N 40 СИД может получить полное беспроцентное кредитование за счет средств соответствующих бюджетов, компенсацию за счет средств бюджета процентов, которые СИД уплачивают коммерческим банкам за кредитование инновационных проектов. Причем согласно изменениям, внесенным в пп.4.2.14 Закона о прибыли, такие средства не включают в состав валового дохода СИД.

Возможно, кто-то спросит: как после вступления в силу Закона N 40 его нормы будут согласованы с нормами Закона N 991?. Спешим вас успокоить, нормы Закона N 991 по-прежнему будут применяться. Это следует хотя бы из того, что никаких изменений в Закон N 991 не внесено. Кроме того, п.22.5 Закона о прибыли по-прежнему упоминает о возможности применения льготного режима налогообложения по Закону N 991.

Ну и в заключение о сроках вступления в силу Закона N 40. В целом Закон N 40 вступает в силу с даты его опубликования (на дату подготовки номера еще не опубликован). Однако наиболее важные его статьи, касающиеся налогообложения и таможенного регулирования инновационной деятельности, начнут действовать с 1 января 2003 года. Но это формально. На самом деле для практической реализации положений этого документа, в том числе и тех, которые связаны с налогообложением, потребуется утверждение Кабмином порядка государственной регистрации инновационных проектов. И только после этого можно будет говорить о том, что государственная поддержка инновации заработала в полном объеме.

"Все о бухгалтерском учете" N 72 (739) от 14 августа 2002 г.