Трудоустройство инвалидов
В соответствии с Законом Украины от 21.03.1991г. N875 "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" обязанность по трудоустройству инвалидов возложена на Фонд социальной защиты инвалидов, органы Министерства труда и социальной политики Украины, а также на местные Советы народных депутатов и общественные организации инвалидов. Законом Украины от 05.07.2001г. N2606, изложившим в новой редакции ст.19 и 20 Закона N875, финансирование актуальной и требующей разрешения проблемы трудоустройства инвалидов окончательно было возложено на предприятия, учреждения и организации Украины. Поэтому руководству предприятия стоит внимательно подойти к процессу трудоустройства инвалидов - с тем, чтобы минимизировать риски наложения штрафных санкций.
Принимая инвалидов на работу, все равно следует
готовиться к судебным процессам с
контролерами
Создание рабочего места для инвалида -процедура особая, и для выполнения требований Закона N2606 предприятию недостаточно просто продекларировать свою готовность трудоустроить у себя таких людей. В этом случае предприятие должно руководствоваться постановлением КМУ от 03.05.1995г. N314 "Об организации рабочих мест и трудоустройстве инвалидов".
В соответствии с этим постановлением КМУ, место считается созданным, если оно соответствует установленным требованиям рабочего места для инвалидов и проверено специальной комиссией при участии представителей органов Госнадзорохрантруда, общественных организаций инвалидов и медико-социальной экспертной комиссии (так называемой МСЭК).
Статья 19 Закона N2606 предусматривает, что руководители предприятий, не выполнившие норматив создания рабочих мест для инвалидов, подлежат ответственности, которая наступает в "установленном законом порядке".
По нашему мнению, речь идет об ответственности за нарушение трудового законодательства, т.к. в соответствии со ст.З Кодекса Законов Украины о труде (КЗоТ), регламентация гарантий в отношении труда инвалидов является прерогативой трудового законодательства.
Кроме того, ст. 172 КЗоТ определяет, что в случаях, предусмотренных законодательством, на собственника или уполномоченный им орган возлагается обязательства организовать трудоустройство инвалидов, исходя из медицинских рекомендаций
За нарушение трудового законодательства предусмотрена административная (ст.41 КоАП) и уголовная (ст. 172 нового Уголовного кодекса Украины) ответственность.
На наш взгляд, выполнять требования чиновников из Фонда соцзащиты вовсе необязательно: можно принимать на работу инвалидов по обычной схеме - без отягощения себя процедурой аттестации рабочего места, которая предусмотрена в постановлении КМУ N314. Ведь Закон N2606 требует уплаты штрафных санкций, если количество работающих инвалидов меньше установленного норматива, независимо от аттестации рабочего места. Если же у работодателя возникли проблемы с их реальным трудоустройством (не удалось заполнить вакансии, созданные для инвалидов), тогда необходимо создать и аттестовать оборудованное рабочее место согласно указанному постановлению, после чего письменно информировать о вакантных местах для инвалидов Фонд социальной защиты инвалидов, соответствующие органы Министерства труда и социальной политики Украины, местные Советы народных депутатов. Это необходимо сделать для того, чтобы в случае наложения штрафных санкций доказать в суде, что предприятие приложило все усилия для трудоустройства инвалидов, но реально не смогло принять их на работу.
За отказ в трудоустройстве инвалидов с
предприятий взыщут штраф с пеней
Статьей 20 Закона N2606 определен юридический статус отчислений: отчисления, взимаемые с предприятий, которые не создали рабочие места для инвалидов согласно утвержденному нормативу (4% от общей численности работающих), являются штрафными санкциями.
Закон N2606 также установил, что нарушение сроков уплаты этих отчислений "влечет за собой начисление пени на сумму недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты, в размере, предусмотренном законом".
В этом случае необходимо обратить внимание на неправомерность применения механизма начисления пени согласно ст. 16 Закона N2181 "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", поскольку он действует только относительно налогов и сборов (обязательных платежей). Об этом также свидетельствует Письмо Фонда Украины социальной защиты инвалидов от 06.02.2002г. N06ю-45/183-58/2 "Относительно разъяснения порядка начисления пени согласно ст.20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине":
"В связи с отсутствием соответствующего закона, отделения Фонда лишены возможности начислять и взыскивать пеню.
Согласно разъяснениям Министерства юстиции Украины от 26.09.2001г. N21-36-441, действие ЗаконаУкраины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" не распространяется на погашение задолженности по уплате штрафных санкций, которые предусмотрены ст.20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине"".
При этом также можно взыскать с госорганов, наложивших штраф, определенные суммы в виде ущерба, причиненного ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей по трудоустройству инвалидов. Иными словами, если предприятие создало все условия для приема на работу таких людей, сообщило об этом госорганам, обязанным предоставлять им социальную защиту, однако взамен получило штрафы вместо помощи по заполнению вакансий, созданных для инвалидов.
Рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся вопросов, связанных с трудоустройством инвалидов.
ВОПРОС: 1.В Порядке предоставления работодателю дотации на создание дополнительних рабочих мест для трудоустройства безработних рабочих мест для трудоустройства безработных, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.01.2001 г. N1, в разделе "Условия предоставления дотаций" указано, что преимущества в предоставлении дотаций имеют работодатели, что создают дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных, которые не способны на равних конкурировать на рынке труда, сверх установленной квоты.
Входят ли в категорию безработних, неспособних конкурировать на рынке труда,инвалиды?
2.Статьей 19 Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов Украины" N2606 от 05.07.2001г., предусмотрено, что для всех предприятий независимо от формы собственности устанавливается норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов в размере 4% от общей численности работающих.
Входят ли в 4%-ный норматив рабочих мест, установленный для обеспечения трудоустройства инвалидов, инвалиды, достигшие пенсионного возраста?
ОТВЕТ: 1.Исходя из норм действующего законодателства Украины, которое регулирует порядок и условия трудоустройства как безработных так и инвалидов, следует, что определение терминов безработный и инвалид приведены в разных Законах Украины.
Так, согласно ст.2 Закона Украины "О занятости населения" от 1 марта 1991 года N803-XII, с изменениями и дополнениями:
"Безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые из-за отсутствия работы не имеют заработка или других предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированы в государственной службе занятости как такие, которые ищут работу, готовые и способные приступить к подходящей работе".
В данном Законе нет положений, которые бы регулировали особенности трудоустройства безработных-инвалидов.
Определение понятия инвалид содержится в ст.2 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" от 21 марта 1991 года N875-XII (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которой:
"Инвалидом является лицо со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, следствием травм или со врожденными дефектами, что приводит к ограничению жизнедеятельности, к необходимости в социальной помощи и защите".
В свою очередь, в данном Законе даже не упоминается понятие безработный.
Таким образом, в действующем законодательстве Украины четко разделены нормативные документы, которые регулируют правовой статус безработных и правовой статус инвалидов (в том числе и по их трудоустройству).
Изучив Порядок предоставления работодателю дотаций на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, утвержденный приказом Министерства труда и социальной политики Украины N1 от 10.01.2001г., с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.07.2001г. N293 (далее - Приказ N1), с учетом содержания положений данного Порядка, считаем, что данный порядок относится только к полностью трудоспособным безработным, и только к ним относится содержание п.8 Порядка о том, что "Преимущество в предоставлении дотаций предоставляется работодателям, которые создают дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных, которые не способны на равных конкурировать на рынке труда, сверх установленной квоты".
Следует учитывать тот фактор, что инвалиды относятся к лицам с ограниченной трудоспособностью. Соответственно, государство с этой точки зрения уделяет им больше внимания в плане социальной защищенности, в том числе и в вопросах трудоустройства.
Это выражается в том, что государство не предоставляет работодателю дотаций на создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, а в обязательном порядке устанавливает для предприятий (объединений), учреждений и организаций независимо от формы собственности и хозяйствования создание норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов без предоставления дотаций (ст.ст. 19, 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов Украины" от 05.07.2001г.)
Таким образом считаем, что положения Порядка предоставления работодателю дотаций на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, утвержденного Приказом N1, не относятся к инвалидам и, в соответствии с этим Порядком, инвалиды не входят в категорию безработных, которые не способны конкурировать на рынке труда.
2.В Законе N2606, в Положении о Фонде социальной защищенности инвалидов Украины, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 1991 года N92, с последующими изменениями и дополнениями, других нормативных документах, нет четких указаний о том, какая категория инвалидов (в том числе и по возрасту) входит в 4%-ный норматив рабочих мест, устанавливаемый для обеспечения трудоустройства инвалидов.
Действующим законодательством Украины не установлены какие-либо ограничения для трудоустройства на работу лицам, достигшим пенсионного возраста, в том числе и инвалидам.
Поэтому считаем, что в 4%-ный норматив рабочих мест, установленный для обеспечения трудоустройства инвалидов, входят также и инвалиды, достигшие пенсионного возраста.
"Адвокат бухгалтера" N 7 (13), апрель 2002 г.
Подписной индекс 23311
