Уплата штрафов
в Фонд социальной защиты инвалидов:
спрашиваете - отвечаем

С первого августа 2001 года почти все предприятия предстали перед выбором: либо соблюдать нормативы и принимать на работу инвалидов, либо уплачивать штрафы в Фонд Украины социальной защиты инвалидов (далее - Фонд). Почему? Именно с этого времени вступил в силу Закон N 2606, которым были внесены существенные изменения в Закон о защите инвалидов. Не удивительно, что многих волнует: "Нужно ли нашему предприятию трудоустраивать инвалидов? Должно ли наше предприятие уплачивать штрафные санкции за несоздание рабочих мест инвалидов?" И действительно, а все ли предприятия обязаны трудоустраивать инвалидов?

В нашей консультации вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

В каком порядке следует трудоустраивать инвалидов на предприятие?

В статье 17 Закона о защите инвалидов сказано, что органы Министерства труда и социальной политики Украины, местные советы народных депутатов и общественные организации инвалидов должны обеспечивать трудоустройство инвалидов. А пунктом 4 статьи 23 Закона о местных администрациях определено, что и местная государственная администрация также имеет полномочия в организации трудоустройства инвалидов. В то же время статьей 19 Закона о защите инвалидов для всех предприятий (форма собственности и хозяйствования не влияют) установлен норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов (см. таблицу 1). Заметьте, в Законе о защите инвалидов речь идет о предприятиях, а не о физических лицах - субъектах предпринимательской деятельности, имеющих наемных работников. Таким образом, физические лица предприниматели не обязаны выполнять норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов.

Таблица 1

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ Общая численность работающих на ¦ Норматив рабочих мест для ¦
¦ предприятии ¦ трудоустройства инвалидов ¦
+------------------------------------+---------------------------------------¦
¦ до 15 чел. ¦ Не установлен* ¦
+------------------------------------+---------------------------------------¦
¦ 15-24 чел. ¦ Одно рабочее место ¦
+------------------------------------+---------------------------------------¦
¦ 25 и более чел. ¦ 4% от общего количества работающих ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Напомним, что и до августа 2001 года подобный норматив был установлен все той же статьей 19 Закона о защите инвалидов. Правда, его ежегодно должны были определять органы местного самоуправления совместно с отделениями фонда социальной защиты инвалидов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе на основании предложений органов Министерства социальной защиты населения Украины и доводить до сведения предприятий соответствующими решениями и распоряжениями. То есть если, например, в г. Энске было 300 трудоспособных инвалидов, которых надо было трудоустроить, в решениях определялся круг предприятий и до последних доводился норматив (конечно, в пределах все тех же 4%). В новой редакции статьи 19 такой нормы нет. Что это значит? А то, что норматив должны выполнять все предприятия (счисленностью более 15 человек), и не имеет значения, сколько в конкретном городе есть инвалидов, которые желают и могут трудоустроиться.

Что считается рабочим
местом инвалида?

Обратимся к Положению об организации рабочих мест инвалидов, предусматривающему требования, которые предъявляются к созданию рабочего места инвалида. В частности, в нем определено, что рабочим местом инвалида может быть:

- обычное рабочее место, если по условиям труда и с учетом физических возможностей инвалида оно может быть использовано для его трудоустройства;

- рабочее место, оборудованное специальной технической оснасткой, приспособлениями и устройствами для труда инвалида в зависимости от анатомических дефектов или нозологических форм заболевания и с учетом рекомендации медико-социальной экспертной комиссии (далее - МСЭК), профессиональных навыков и знаний инвалида (так называемое специализированное рабочее место инвалида). При этом последнее может быть создано как на производстве, так и на дому у инвалида.

Пунктом 3 Положения об организации рабочих мест инвалидов установлено, что рабочее место инвалида считается созданным, если оно соответствует требованиям рабочего места для инвалидов соответствующей нозологии, аттестовано специальной комиссией предприятия при участии представителей МСЭК , органов Государственного надзора за охраной труда, общественных организаций инвалидов и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида. То есть предприятию необходимо не только создать рабочее место, аттестовав его специальной комиссией, но и трудоустроить инвалида. Иначе место считается несозданным, и придется уплатить штраф за несоответствие созданных рабочих мест инвалидов нормативному количеству.

Какие предприятия
имеют льготы по созданию
рабочих мест инвалидов?

Некоторые специальные законы предусмотрели льготное создание на предприятиях рабочих мест инвалидов, что обусловлено тяжелыми и вредными условиями труда в данных отраслях (см. таблицу 2).

Таблица 2

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ Работодатель ¦ База для расчета ¦ На основании чего ¦
¦ ¦ норматива рабочих ¦предоставляется льгота¦
¦ ¦ мест инвалидов ¦ ¦
+-------------------------------+---------------------+----------------------¦
¦Предприятия и организации ¦ Численность ¦ ч.4 ст.15 Закона ¦
¦железнодорожного транспорта ¦ работников, занятых ¦ Украины "О ¦
¦общего пользования ¦ в подсобно- ¦ железнодорожном ¦
¦ ¦ вспомогательной ¦ транспорте" от ¦
¦ ¦ деятельности ¦04.07.96г. N 273/96-ВР¦
+-------------------------------+---------------------+----------------------¦
¦Предприятия электроэнергетики -¦ Численность ¦ ч.8 ст.21 Закона ¦
¦субъекты предпринимательской ¦ работников, занятых ¦ Украины "Об ¦
¦деятельности независимо от их ¦ в непромышленном ¦электроэнергетике" от ¦
¦ведомственной принадлежности и ¦ производстве ¦ 16.10.97 г. ¦
¦форм собственности, которые ¦ ¦ N 575/97-ВР ¦
¦занимаются производством, ¦ ¦ ¦
¦передачей, поставкой ¦ ¦ ¦
¦электрической энергии и ¦ ¦ ¦
¦тепловой энергии при ¦ ¦ ¦
¦централизованном теплоснабжении¦ ¦ ¦
+-------------------------------+---------------------+----------------------¦
¦Национальный оператор почтовой ¦ Общее количество ¦ ч.5 ст. 16 Закона ¦
¦связи - оператор, который в ¦ персонала, за ¦ Украины "О почтовой ¦
¦установленном ¦ исключением ¦ связи" от 04.10.2001 ¦
¦законодательством порядке ¦ численности ¦ г. N 2759-III ¦
¦предоставляет универсальные ¦ почтальонов, ¦ ¦
¦услуги почтовой связи на всей ¦ водителей и ¦ ¦
¦территории Украины и которому ¦ работников, которые ¦ ¦
¦предоставляются исключительные ¦ заняты на работах с ¦ ¦
¦права на осуществление ¦ тяжелыми и опасными ¦ ¦
¦определенных видов ¦ условиями труда ¦ ¦
¦деятельности в сфере ¦ ¦ ¦
¦предоставления услуг почтовой ¦ ¦ ¦
¦связи ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+---------------------+----------------------¦
¦Перевозчики - лица, которые ¦ Общая численность ¦ ч.3 ст. 19 Закона ¦
¦предоставляют услуги по ¦ работающих, кроме ¦ Украины "Об ¦
¦перевозке пассажиров или (и) ¦ водителей ¦ автомобильном ¦
¦груза автомобильным ¦ ¦транспорте" от 05.04. ¦
¦транспортом общего пользования ¦ ¦ 2001 г. N 2344-III ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Вполне вероятно, что список предприятий других отраслей, на которых ограничат базу для исчисления норматива, будет расширен с принятием других специальных законов, ведь на них также есть вредные и опасные условия труда, на которых инвалиды работать не могут.

Необходимо ли предприятиям -
плательщикам единого налога уплачивать
Фонду штрафные санкции?

Отметим, что предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты взносов в фонд социальной защиты инвалидов (п.6 Указа Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. N 727/98 в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. N 746/99, далее - Указ). Однако здесь есть два "но":

1) изменения, которые были внесены Законом N 2606 в 2001 году, "переквалифицировали" уплату целевых средств за несоздание рабочих мест инвалидов в штрафные санкции;

2) Указом не определено, что плательщики единого налога освобождены от выполнения требований статьи 19 Закона о защите инвалидов.

То есть создавать рабочие места предприятиям - плательщикам единого налога все-таки необходимо А вот должны ли они уплачивать штрафные санкции за несозданные рабочие места? Однозначно можно сказать только то, что для предприятий - плательщиков единого налога, на которых работает менее 15 человек, норматив не устанавливается, а следовательно, и штрафные санкции к таким единщикам применяться не могут. А вот дальше идут "неувязки". Указ был издан еще до принятия Закона N 2606, да и, как вы могли обратить внимание, согласно действовавшей на тот момент редакции Закона о защите инвалидов предприятие обязано было перечислять Фонду целевые средства за несозданные рабочие места. Заметьте, это отнюдь не взносы. Но до августа 2001 года Фонд с таких предприятий не требовал уплаты целевых средств (руководствуясь Указом). Будем надеяться, что и в дальнейшем юридическим лицам плательщикам единого налога не придется уплачивать штрафы в Фонд.

Фонд в письме от 27.09.2001 г. N 06ю-259/1236-351/2 также обратил внимание на противоречия, возникшие в действующем законодательстве, которые касаются законодательного урегулирования порядка уплаты штрафных санкций в случае невыполнения норматива рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, предприятиями - плательщиками единого налога. А с учетом того, что отчисления в Фонд учитываются в доходной части Государственного бюджета Украины на соответствующий год (это определяет закон Украины о государственном бюджете Украины на соответствующий год), исполнительная дирекция Фонда обратилась в Министерство финансов Украины относительно разъяснения упомянутого выше вопроса. Подождем их.

Как предприятию
рассчитать норматив?

Этот вопрос не случаен. Если до августа 2001 года нормативы предприятию сообщали местные советы народных депутатов, то теперь предприятию самому необходимо его определять. Расчет может показаться очень простым -Закон о защите инвалидов норматив устанавливает довольно четко: для предприятий с общим количеством работающих 25 и более человек установлен норматив в размере 4% общей численности работающих**. Казалось бы, берем общее число работающих и путем обычного арифметического действия получаем количество мест, на которые следует трудоустроить инвалидов. Но это только на первый взгляд. При этом возникает сразу два вопроса.

Первый. Какую численность работников считать общей?

Ответ на него находим в пункте 5 недавно принятого Порядка N 1767, где сказано, что среднеучетная численность работников определяется согласно Инструкции по статистике численности работников. Правда, этот документ предусматривает расчет двух показателей среднеучетной численности работников:

- среднеучетной численности штатных работников учетного состава;

- среднеучетной численности всего персонала в эквиваленте полной занятости.

Первый рассчитывают для определения численности занятых работников по сферам экономической деятельности и при ведении наблюдений за изменениями мобильности рабочей силы, то есть занятый работник учитывается только один раз (по месту основной работы) независимо от срока трудового договора и длительности рабочего времени.

Показатель "среднеучетная численность всего персонала в эквиваленте полной занятости" рассчитывают для определения среднего уровня заработной платы (дохода) и других средних величин в целом по предприятию (в расчете на одного работника). Методика исчисления этого показателя предусматривает включение, наряду со штатными работниками списочного состава, отдельных категорий работников внесписочногосостава (которые в отчетном периоде также привлекались к работе и получал и заработную плату) путем условного пересчета их в эквивалент занятости одного работника полный рабочий день или среднюю заработную плату одного работника. Это означает, что при расчете такого показателя участвуют все работавшие на предприятии граждане, в том числе и по гражданско-правовым договорам, и по совместительству.

Как указано в Законе о защите инвалидов, норматив устанавливается в размере 4% от общей численности работающих. По нашему мнению, которое в устных разъяснениях было подтверждено работниками Фонда, рассчитывать следует среднеучет-ную численность штатных работников учетного состава

Второй. В какую сторону округлять полученное значение норматива? Всем понятно, что размер отчислений в Фонд зависит от количества несозданных рабочих мест, рассчитанного исходя из целых чисел. Однако порядок округления не приведен ни в Законе о защите инвалидов, ни в подзаконных актах (Порядок N 1767 и Инструкция N 130). Можно ли воспользоваться общепринятыми правилами округления и считать полученное число нормативом рабочих мест? На наш взгляд, да, хотя каких-либо разъяснений Фонда и Минтруда по данному вопросу нет. Опять ждем - ведь п.14 Порядка N 1767 говорит о том, что разъяснения будут предоставлять как раз органы Минтруда и Фонда.

Когда и в каком размере
производить отчисления в Фонд?

Сначала давайте выясним, каков размер штрафных санкций. Отметим, что если на предприятии все места были созданы (инвалиды трудоустроены), предприятие штраф не уплачивает. В противном случае оно обязано уплатить штраф в размере средней годовой заработной платы, сложившейся на этом предприятии, за каждое нормативное рабочее место, не занятое инвалидом.

А вот срок уплаты штрафа Законом о защите инвалидов не установлен. Он определен п.4 Порядка N 1767: предприятия обязаны уплачивать штрафные санкции Фонду не позднее 15 апреля года (то есть включая эту дату), следующего за отчетным, на счета органов Госказначейства, открытые в учреждениях Национального банка Украины или в учреждениях коммерческих банков. При этом штрафы предприятия, где количество фактически созданных рабочих мест инвалидов меньше их нормативного количества, обязаны уплатить самостоятельно.

Какие документы и отчетность необходимо
представлять в Фонд и в какие сроки?

Согласно п.2 Порядка N 1767 предприятия, на которых работает 15 и более человек, регистрируются в отделениях Фонда по своему местонахождению. А вот каким образом это нужно сделать, сам Порядок умалчивает. Если же следовать Инструкции N 130, то для регистрации предприятие подаете Фонд справку о юридическом лице (приложение 1 к Инструкции N 130) не позднее 15 января года, который наступает за отчетным, затем ему отделение Фонда присваивает регистрационный номер и выдает удостоверение плательщика (приложение 2 к Инструкции N 130). Поскольку форма удостоверения несколько устарела, вполне вероятно, что она будет заменена новой, как и сама Инструкция.

В соответствии с тем же пунктом Порядка N 1767 предприятия, зарегистрированные в Фонде, обязаны не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, предоставить в отделение Фонда Отчет о занятости инвалидов по форме , утверждаемой Госкомстатом, а именно по форме N 10-1 (годовая), утвержденной приказом Госкомстата от 26.10.98 г. N 360.

Из п.2 Порядка N 1767 вытекает, что предприятия, на которых численность работающих меньше 15 человек, не обязаны регистрироваться в Фонде и подавать отчетность.

При ликвидации предприятия плательщик взносов обязан сообщить отделению Фонда о снятии его с учета и провести необходимые взаиморасчеты.

Относятся ли расходы
по уплате штрафных санкций в Фонд
к валовым расходам предприятия?

Ответ один: расходы по уплате штрафных санкций в Фонд не включаются в валовые расходы предприятия, а относятся на уменьшение их чистой прибыли. Об этом сказано в ст.20 Закона о защите инвалидов: "Уплату штрафных санкций предприятия (объединения), учреждения и организации осуществляют в соответствии с законом за счет прибыли, которая остается в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей)".

Каким образом рассчитывают штраф и как
следует отражать операции по его начислению
и уплате в бухгалтерском учете?

Расчет штрафа в Фонд производится, если на предприятии не создано нормативное количество рабочих мест. Отчисления определяются в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии за каждое рабочее место, незанятое инвалидом.

Среднюю годовую заработную плату работников в целом по предприятию, учреждению, организации исчисляют так: сумму фонда оплаты труда работников, начисленную как в денежной, так и в натуральной формах, делят на среднеучетную численность штатных работников учетного состава.

Рассмотрим пример расчета отчислений в Фонд (см. таблицу З).

Таблица 3

Расчет отчислений в Фонд социальной защиты инвалидов

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Наименование показателя ¦ Количество ¦
¦п/п¦ ¦ (сумма) ¦
+---+-----------------------------------------------------------+------------¦
¦ 1 ¦Среднеучетная численность штатных работников за год,чел.***¦ 157 ¦
+---+-----------------------------------------------------------+------------¦
¦ 2 ¦Установленный норматив: ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------------------+------------¦
¦2.1¦- в процентах ¦ 4 ¦
+---+-----------------------------------------------------------+------------¦
¦2.2¦- в натуральных единицах (в целых числах), чел. ¦ 6 ¦
+---+-----------------------------------------------------------+------------¦
¦ 3 ¦Численность инвалидов (работников, которым по выводам ¦ 4 ¦
¦ ¦медико-социальных экспертных комиссий установлена ¦ ¦
¦ ¦инвалидность)***, чел. ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------------------+------------¦
¦ 4 ¦Количество рабочих мест из установленных нормативом, не ¦ 2 ¦
¦ ¦занятых инвалидами (стр.2.2 - стр.3), рабочие места ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------------------+------------¦
¦ 5 ¦Фонд оплаты труда****, грн. ¦ 354192 ¦
+---+-----------------------------------------------------------+------------¦
¦ 6 ¦Средняя годовая заработная плата за отчетный год одного ¦ 2256 ¦
¦ ¦работника (стр.5 / стр.1), грн. ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------------------+------------¦
¦ 7 ¦Отчисления в Фонд социальной защиты инвалидов (стр.4 х стр.¦ 4512 ¦
¦ ¦6), грн. ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Куда относят уплату штрафных санкций в Фонд социальной защиты инвалидов в налоговом учете, мы выяснили выше. А в бухгалтерском - в соответствии со ст.20 П(С)БУ 16 "Расходы" уплату штрафа в Фонд социальной защиты инвалидов отражают в составе прочих операционных расходов.

В Плане счетов для этого отведен субсчет 948 "Признанные штрафы, пени, неустойки" счета 98 "Прочие операционные расходы". Как отразить в бухгалтерском учете начисление и уплату штрафных санкций, показано в таблице 4.

Таблица 4

Бухгалтерский учет расчетов
с Фондом социальной защиты инвалидов

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Содержание операции ¦ Документ ¦Корреспонденция¦Сумма, ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ счетов ¦ грн. ¦
¦ ¦ ¦ +---------------¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ Кт ¦ Дт ¦ ¦
+---+----------------------------------+-------------+-------+-------+-------¦
¦ 1 ¦Начислены штрафные санкции в Фонд ¦Расчет сбора ¦ 948 ¦ 685 ¦4512,00¦
¦ ¦социальной защиты инвалидов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отнесены на расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+-------------+-------+-------+-------¦
¦ 2 ¦Перечислено в Фонд социальной ¦ Платежное ¦ 685 ¦ 311 ¦4512,00¦
¦ ¦защиты инвалидов ¦ поручение ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+-------------+-------+-------+-------¦
¦ 3 ¦Закрыт на финансовый результат ¦Бухгалтерская¦ 79 ¦ 948 ¦4512,00¦
¦ ¦счет расходов ¦ справка ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Кто осуществляет контроль
за правильностью начислений и
перечислений штрафов в Фонд?

Контроль за своевременным и полным перечислением штрафных санкций предприятиями в соответствии с п.11 Порядка N 1767 осуществляют отделения Фонда. В случае неперечисления предприятием средств в установленный срок отделения Фонда обязаны предъявить ему претензию о задолженности. Если же и после этого предприятие уклоняется от выполнения требований законодательства, отделение Фонда направляет материалы, которые подтверждают факты нарушения, в хозяйственный суд.

Одновременно с этим следует отметить, что п.12 Порядка N 1767 предусмотрено "органы государственной налоговой службы во время проведения документальных проверок обеспечивают проверку предприятий относительно уплаты ими штрафных санкций".

Как это происходит, описано в п.7 Инструкции N 130. В нем указано, что отделения Фонда подают соответствующим органам ГНИ Украины расчеты размеров штрафных санкций конкретных предприятий, которые своевременно не рассчитались по ним с Фондом. А налоговые инспекции при осуществлении документальных проверок обеспечивают проверку этих предприятий в части уплаты ими платежей в Фонд и принимают решение о взыскании дополнительно начисленных сумм, если они не были уплачены в установленный срок.

Какую ответственность несут предприятия
в случаях неуплаты или несвоевременной
уплаты штрафных санкций?

За несвоевременную уплату штрафных санкций предприятие обязано также дополнительно перечислить пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, в размере, определенном законом (ст.20 Закона о защите инвалидов). Но ни Закон о защите инвалидов, ни Порядок N 1767 не говорят, каков же должен быть размер этой пени. Каким же порядком расчета пени пользоваться? Естественно, первая мысль, приходящая в голову: можно рассчитать пеню по Закону о погашении обязательств. Но, по нашему мнению, так поступить нельзя. Дело в том, что статьей 16 Закона о погашении обязательств предусмотрено, что пеня начисляется на сумму налогового долга. Налоговый долг (недоимка) это налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), согласованное налогоплательщиком или установленное судом (арбитражным судом), но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства. А в данном случае согласованного налогового обязательства нет. То есть Закон о погашении обязательств здесь применить нельзя. Другого подобного закона в Украине пока не существует. Поэтому вопрос остается открытым. И пока нет порядка расчета, невозможно определить сумму пени, и, соответственно, предприятие не может уплатить ее.

Руководители предприятий (объединений), учреждений и организаций независимо от формы собственности и ведения хозяйства в случае необеспечения выполнения нормативов рабочих мест несут ответственность в порядке, установленном законом (ст.19 Закона о защите инвалидов). Эта ситуация аналогична сложившейся с уплатой пени:Закон о защите инвалидов не определяет ни размера ответственности, ни случаев, при которых она налагается.

Верим, что с помощью нашей консультации вы все сделаете правильно.

________________________

* Своим письмом от 23.10.2001 г N 06ю283/1388-416/2 Фонд сообщил предприятиям информацию о том, что в предприятиях, учреждениях и организациях, где количество рабочих мест меньше 15 человек, указанный норматив законодательством не предусмотрен.

** При общем количестве работающих на предприятии от 15 до 25 человек нет необходимости рассчитывать норматив, поскольку такие предприятия должны трудоустроить 1 инвалида.

*** Определяется согласно Инструкции по статистике численности работников. Если специального учета работающих на предприятии инвалидов нет, среднеучетная численность указанной категории рассчитывается как средняя хронологическая на основании соответствующих данных на начало каждого месяца по формуле:

(К на 01.01.2000 : 2 + К на 01.02.2000 + ... К на 01.12.2000 +
+ К на 31.12.2000 : 2) : 12,

где К - учетное количество инвалидов.

**** Определяется в соответствии с Инструкцией N 323.

Список использованных нормативных документов

1. Закон о защите инвалидов - Закон Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов" от 21.03.91 г. N 875-XII.

2. Закон N 2606 - Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" от 05.07.2001 г. N 2606-III.

3. Закон о погашении обязательств - Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. N 2181-III.

4. Закон о местных администрациях - Закон Украины "О местных государственных администрациях" от 09.04.99 г. N 586-IV.

5. Порядок N 1767 - Порядок уплаты предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями штрафных санкций отделениям Фонда социальной защиты инвалидов, аккумуляции, учета и использования этих средств, утвержденный постановлением КМУ от 28.12.2001 г. N 1767.

6. Инструкция N 130 - Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда Украины социальной защиты инвалидов, утвержденная приказом Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства финансов Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 02.08.99 г. N 130/171/398.

7. Инструкция N 323 - Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N 323.

8. Инструкция по статистике численности работников - Инструкция по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве, утвержденная приказом Минстата Украины от 07.07.95 г. N 171.

9. Положение об организации рабочих мест инвалидов - Положение об организации рабочих мест и трудоустройстве инвалидов, утвержденное постановлением КМУ от 03.05.95 г. N 314.

10. Приказ N 360 - приказ Посуда равен ного комитета статистики Украины "Об утверждении годовой формы государственной статистической отчетности по вопросам занятости инвалидов" от 26.10.98 г. N 360.

"Все о бухгалтерском учете" N 4 (671) от 16 января 2002 г.