Плательщик должен платить
Как вы знаете, в декабре прошлого года увидела свет новая пенсионная Инструкция, утвержденная постановлением правления ПФУ от 19.10.2001 г. N16-6. В приложении 22 к Инструкции приведена новая форма отчетности в Пенсионный фонд - "Расчет обязательства по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование".
Хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые моменты, касающиеся заполнения новой формы. Напомним, что согласно разд. 15 Инструкции"плательщики сбора, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10 пункта 2 настоящей Инструкции, обязаны:"..."
своевременно и в полном объеме начислять, удерживать и уплачивать в Пенсионный фонд сбор, а также представлять ему расчет обязательства по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование".
В п. 2.5 Инструкции в качестве плательщиков фигурируют юр- и физлица, осуществляющие операции ло купле-продаже валют, а в п. 2.10 - лица, пользующиеся услугами сотовой мобильной связи (а также операторы, предоставляющие свои услуги бесплатно).
Порядок перечисления сборов в этих двух случаях различается. При купле-продаже валют сбор перечисляется:
1) юрлицами, покупающими безналичную инвалюту,- по их платежным поручениям через банки, уполномоченные покупать для этих юрлиц инвалюту;
2) непосредственно банками- при продаже наличной валюты физлицам (с удержанием с последних сумм сбора наличными гривнями при покупке валюты), а также в случае покупки банками валюты для собственных нужд.
Это следует из п. 3-5 Порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций (утвержден Постановлением КМУ от 03.11.98г. N 1740), а также из нацбанковских Разъяснений к нему (доведены письмом Департамента платежных систем НБУ от 01.12.98г. N25-011/1966).
Что касается "мобильного" сбора, то он перечисляется только операторами сотовой мобильной связи.
А теперь зададимся вопросом: кто же обязан заполнять соответствующие строки в п. 17 формы расчета - сами плательщики или лица, фактически перечисляющие собранные суммы в ПФУ?*
Ведь если суммы "валютно-мобильных" сборов будут отражать в своих расчетах и те, и другие одновременно либо даже одни "плательщики" (как того требует Инструкция), то ни к чему, кроме неразберихи, это не приведет. Трудно себе представить, какие очереди выстроятся к пенсионщикам, когда свои расчеты понесут им все граждане, имевшие несчастье прикупить валютку или попользоваться мобильниками!
Мы считаем (пусть и несколько вразрез с буквой вышеприведенного разд. 15 Инструкции), что по этим платежам форму расчета должны заполнять не те лица, которых пункты 2.5 и 2.10 называют плательщиками, а те, на которых непосредственно возложена обязанность перечислять сборы в ПФУ, то есть банки и операторы сотовой мобильной связи.
Исключение составляют юрлица, приобретающие инвалюту через банки.** Да и то отчитываться они должны только по своим безналичным оборотам. Если же наличная валюта приобреталась для нужд предприятия, например, подотчетным физлицом в обменном пункте, то сумму сбора с такой операции, видимо, в расчете показывать не нужно, так как ее в своем расчете уже отразил банк хозяин обменки.
Прямо из Инструкции такие выводы не следуют - там все достаточно запутано, однако косвенно нашу позицию подтверждают пункты, посвященные бухучету ПФУ-операций. Например, в п. 13.9 Инструкции бухгалтерская проводка по отражению сбора с купли-продажи валют приводится, судя по всему, для бухучета плательщика-юрлица, а проводка по "мобильному" сбору - для учета "перечислителя", то есть оператора сотовой связи.
Кроме того, слова "подлежит уплате" из п.17 формы расчета косвенно подтверждают, что строки по этим сборам все-таки должны заполнять "перечислители", то есть банки (и юрлица, покупающие валюту по безналу) и операторы связи, так как именно они осуществляют расчеты с ПФУ непосредственно.
На наш взгляд, такой подход достаточно логичен и удобен для всех, в том числе пенсионных органов, тем более что и в первом, и во втором случае расчет, удержание и включение сборов в общую стоимость валюты или услуг мобильной связи производят сами "перечислители".***
В принципе, было бы разумно их и назвать плательщиками сборов (как это сделано, например, с ювелирами), но законодатели решили поиграться термином "плательщики", породив тем самым некоторую путаницу.
Все вышеизложенное - лишь наше мнение. Посмотрим, что по этому поводу скажет ПФУ (если он вообще что-то скажет).
На местах же практика складывается по-разному. И, насколько нам известно, существует достаточно много районных отделений ПФУ, в которых отчетность требуют без перегибов: по "мобильному" сбору отчитываются только операторы, а по "валютному" - субъекты предпринимательства, покупающие безнал-валюту, и банки (со своих оборотов и с обменах).
От обычных же граждан (не предпринимателей), покупающих баксы и разговаривающих по "мобилам", пенсионщики пока, слава Богу, расчетов не требуют. Да и от предприятий, пользующихся услугами мобильной связи, включения в расчет сумм сбора, уплаченного операторам, они не требуют тоже. Причина, видимо, в том, что в Пенсионном фонде такие плательщики отдельно не учитываются и не регистрируются - см. п/п. 4.1.5 разд. 4 Инструкции.
В свете сказанного мы бы на месте тех, кого законодатели обозвали "плательщиками" упомянутых сборов (покупателей валюты и пользователей сотовой связи), отдельно проводили в учете только сумму сбора по купле-продаже валют, а сумму "мобильного" сбора и в бухгалтерском, и в налоговом учете отражали бы как составляющую услуг связи.
Такие-то дела...
____________________________________________
* В принципе, этот момент и раньше вызывал затруднения, так как из текста прежней Инструкции не вполне понятно было, кто заполняет строки 45 и 50 формы N 4-ПФ.
** Нам кажется, что сюда же, по логике, должны попадать и физлица - СПД, приобретающие безналичную инвалюту, однако в соответствующих разделах Порядка Кабинета министров Украины фигурируют только юрлица.
*** Кстати, здесь можно провести аналогию, с ситуацией по удержанию сбора в ПФУ из доходов работников, когда плательщикам выступает работник (см. п. 2.4 Инструкции), но расчет представляет работодатель ( предприятие или частный предприниматель). Однако при этом, в отличие от нашей ситуации, не нарушаются требования вышеприведенного разд. 15 Инструкции (так как в последнем - см. выше цитату - не упоминается п. 2.4).
"Бухгалтер" N 3 (147), январь (III) 2002 г.
Подписной индекс 74201
