Порядок учета благотворительной помощи,
добровольных пожертвований
и гуманитарной помощи

Получение благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями (в т.ч. заведениями образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и физического воспитания) осуществляется по Порядку, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 4 августа 2000 г. N 1222.

Благотворительные взносы предоставляют в денежной форме, а также как товары, работы, услуги. Направления расходов определяет благотворитель. Однако конкретные цели могут быть и не определены, тогда на вопрос: "Куда направить благотворительные взносы?" - отвечает руководитель учреждения (учитывая первоочередные нужды).

Подчеркнем, что зарплату работникам с таких средств выдавать нельзя. И главное: благотворительные взносы не могут заменять плату за предоставление услуг.

Благотворительные взносы в денежной форме зачисляют на счет "Сумы по поручению". Если же получены товары (работы или услуги), то их учет ведут согласно Порядку распределения товаров, полученных как благотворительная помощь, и контроля за целевым распределением благотворительной помощи в виде предоставленных услуг или выполненных работ, определенному постановлением Кабинета Министров Украины от 17.08.98 г. N 1295.

После поступления благотворительного взноса приобретатель изменяет специальный фонд сметы по направлениям расходов, а бухгалтерский учет ведет по Порядку бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях гуманитарной помощи, утвержденному приказом Главного управления Государственного казначейства от 10.12.99 г. N 113 (с некоторыми замечаниями, о которых читайте ниже). "Порядку учета гуманитарной помощи?" - удивитесь вы. "Это что, не одно и тоже?" Нет! Выясним, что именно считают гуманитарной помощью. В соответствии с Законом Украины "О гуманитарной помощи " от 22.10.99 г. N 1192-XIV (далее - Закон о гуманитарной помощи) - это целевая адресная безвозмездная помощь в денежной или натуральной форме, в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, а также помощь в виде выполнения работ, предоставления услуг. Бюджетное учреждение может быть как приобретателем, так и получателем. Чтобы быть получателем, бюджетному учреждению нужно зарегистрироваться в Едином реестре получателей гуманитарной помощи. Однако получатели могут быть одновременно и ее потребителями. Гуманитарную помощь (за исключением подакцизных товаров) не облагают налогами*. Но комиссия по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров Украины (далее комиссия при КМУ) может освободить от уплаты налогов и некоторые подакцизные товары, а именно:

- автомобили скорой медицинской помощи, легковые автомобили специального назначения для МВД Украины;

- легковые автомобили, которые на момент ввоза на таможенную территорию Украины были изготовлены не более чем 10 лет тому назад, с объемом двигателя не более 1800 куб.см, которые получают Министерство труда и социальной защиты населения Автономной Республики Крым, управления социальной защиты населения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций или Министерство труда и социальной политики Украины для дальнейшей передачи инвалидам, состоящим в установленном порядке на учете для получения специального автотранспорта;

- аудио- и видеотехника, предназначенная соответственно для слепых и глухих, аудио- и видеокассеты с учебными, социальными, реабилитационными программами, информацией по физической культуре и спорту инвалидов, программами для формирования здорового образа жизни, с лекциями нобелевских лауреатов;

- шоколад с начинкой и без нее, другие шоколадные изделия, которые входят в новогодние и рождественские подарки, полученные в срок за два месяца до соответствующих праздников;

- транспортные средства, предназначенные для перевозки более 8 человек, которые передаются для использования учреждениям социальной защиты населения, государственным заведениям здравоохранения и учебным заведениям, общественным организациям инвалидов, ветеранов войны и труда, Обществу Красного Креста Украины и его областным организациям, государственным заведениям системы реабилитации, физической культуры и спорта инвалидов "Инваспорт";

- мебель, которая передается исключительно для использования учреждениям социальной защиты населения, государственным заведениям здравоохранения и учебным заведениям, общественным организациям инвалидов, Обществу Красного Креста Украины и его областным организациям, религиозным организациям.

На территории Украины разрешается ввоз только таких товаров гуманитарной помощи, которые по своим техническим, фармакологическим, санитарногигиеническим, фитосанитарным, ветеринарным и экологическим характеристикам соответствуют требованиям нормативных актов Украины. Ответственность за качество и безопасность этих товаров несет юридическое лицо - приобретатель благотворительной помощи.

Чем же можно подтвердить качество и безопасность? Конечно же документами:

- заключением государственной санитарно-гигиенической экспертизы;

- ветеринарным разрешением - для пищевых продуктов животного происхождения;

- карантинным разрешением - для продукции растительного происхождения.

Товары, которые ввозятся в Украину как гуманитарная помощь, проходят контроль (согласно Положению о порядке контроля за пропуском через таможенную границу Украины грузов гуманитарной помощи, утвержденному Государственной таможенной службой Украины от 27.08.2000 г. N 466), причем контролирующие органы осуществляют его бесплатно. В товаросопроводительных документах, грузовых таможенных декларациях обязательно проставляется штамп "Гуманитарная помощь. Продажа запрещена". Таможенные органы обеспечивают оформление гуманитарной помощи и ее целостность при пересечении таможенной границы Украины. Какую же гуманитарную помощь могут не пустить в Украину? В Законе о гуманитарной помощи имеется довольно помпезная фраза: "... на таможенную территорию Украины разрешается ввоз только таких товаров (предметов) гуманитарной помощи, которые, удовлетворяя соответствующие нужды приобретателей гуманитарной помощи в Украине, не создают угрозы жизни или здоровью физических лиц - приобретателей гуманитарной помощи и окружающей среде Украины". "Что это означает?" - спросите вы. Ответ найдем в постановлении Кабинета Министров Украины от 28.04.2000 г. N 728 "Об утверждении Порядка вывоза за пределы Украины или уничтожения некачественных и непригодных к потреблению товаров (предметов) гуманитарной помощи" (далее - постановление N 728). Итак, в Украину не допускаются товары:

- у которых истек срок годности на момент пересечения границы;

- у которых нет документального подтверждения возможности их потребления;

- медицинские и ветеринарные препараты, у которых осталось мене 6 месяцев срока потребления;

- одежда, обувь, белье, бывшие в употреблении, если их износ превышает 30 %;

- пищевые продукты и прочие быстропортящиеся товары, срок годности которых меньше 1/3 срока, установленного производителем.

Для определения качества помощи получатель обращается в таможенный орган с письменным заявлением о предоставлении разрешения на выдачу образцов проб для проведения анализа.

Что же делать, если орган контроля признал гуманитарную помощь непригодной к потреблению (тем более, что это заключение является окончательным)? Или уничтожить (случай 1), или же вывезти за пределы Украины ( случай 2). Решение принимает знакомая уже нам комиссия при КМУ. Во втором случае такую помощь нужно вывезти в месячный срок со дня получения решения. В первом - уничтожить под контролем комиссии на предприятиях и учреждениях, которые имеют на это право. Для этого получателю необходимо получить разрешение на уничтожение некачественных или непригодных к потреблению товаров (предметов) гуманитарной помощи. Как? Довольно просто: подать в территориальные органы Министерства экологии и природных ресурсов заявление по форме, приведенной в приложении 1 к постановлению N 728, к которому прикрепляют решение комиссии при КМУ. Ну и самое интересное: кто будет платить за это "удовольствие"? Постановление N 728 говорит следующее: "...финансирование расходов, связанных с вывозом за пределы Украины или уничтожением некачественных и непригодных к потреблению товаров (предметов) гуманитарной помощи, осуществляется донорами или получателями гуманитарной помощи". "Кто именно это будет делать?" - придется решать в переговорах.

Так что при предоставлении письменного согласия на получение гуманитарной помощи старайтесь заранее предусмотреть возможное заключение комиссии, чтобы избежать дальнейших проблем и не понести лишних расходов.

Потреблять гуманитарную помощь нужно довольно осторожно. Почему? Поскольку за нецелевое использование сумму помощи будут считать доходом, а следовательно необходимо будет с нее уплатить налоги. Если же на этой помощи, не дай Бог, кто-то захотел заработать - товары изымают (конфискуют). Разумеется, что из Реестра получателей гуманитарной помощи тоже исключат.

Как мы отмечали выше, руководствоваться Порядком 113 нужно очень осторожно. В частности, в случаях поступления гуманитарной помощи в виде основных средств и МБП корреспонденция приводилась с использованием в кредите только субсчетов 401, 411, в виде материалов - 713. Эта нестыковка была и в Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. N 61. Однако приказом Государственного казначейства Украины от 06.06.2001 г. N 97 проблема решена: при получении нематериальных активов и МБП увеличивается не только соответствующий фонд, но и доходы по этим средствам.

Следовательно, полученную гуманитарную помощь в денежной форме записывают по дебету субсчетов учета средств в кассе, на счетах в банках и в казначействе и по кредиту субсчета 713 "Доходы по прочим средствам".

Если же гуманитарную помощь предоставили в виде работ и/или услуг, в результате чего были получены материальные ценности, то ее оприходуют как и при поступлении гуманитарной помощи в виде материальных ценностей.

Основные средства (как гуманитарная помощь) принимает комиссия, которую создает приказом руководитель учреждения. Комиссия составляет акт, в котором указывает название, количество и стоимость материальных ценностей по рыночным ценам на аналогичные виды. Учитывают их в общем порядке, но отдельно от ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств.

Списание стоимости израсходованных материалов и продуктов питания на нужды учреждения приобретатели отражают по дебету субсчета 813 "Расходы по прочим средствам" и кредиту соответствующего субсчета счета 23 "Материалы и продукты питания". В конце года фактические расходы материалов, полученных как гуманитарная помощь, списываются в корреспонденции с субсчетом 432.

Обратим ваше внимание и на списание гуманитарной помощи, полученной в виде основных средств. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 16.03.2000 г. N 514 срок эксплуатации таких ОС "...не может быть меньше срока эксплуатации аналогичных предметов по нормам износа". В общем порядке списать гуманитарную помощь - основные средства можно только в случае окончания их срока эксплуатации. А если нужно раньше? Тогда необходимо составить акт об их непригодности к дальнейшему использованию, который утверждает руководитель учреждения, и... представить этот акт в комиссию при КМУ. Последняя дает (или не дает) разрешение на досрочное списание.

Пример 1. Бюджетное учреждение на основании составленного комиссией акта оприходовало гуманитарную помощь, а именно медикаменты - 940 грн., МБП 1210 грн., запчасти к оборудованию - 1420 грн. В течение недели использовали медикаменты (полученные как гуманитарная помощь) на сумму 620 грн., запчасти на сумму 210 грн.

Таблица 1

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Содержание операции ¦ Корреспонденция счетов ¦ Сумма, ¦
¦ п/п ¦ +------------------------------¦ грн. ¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦
+-----+-----------------------------+---------------+--------------+---------¦
¦ 1 ¦Оприходованы МБП, полученные ¦ 221 ¦ 713/1 ¦ 1210 ¦
¦ ¦как гуманитарная помощь ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+---------------+--------------+---------¦
¦ 2 ¦Одновременно делаем вторую ¦ 813/1 ¦ 411 ¦ 1210 ¦
¦ ¦запись ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+---------------+--------------+---------¦
¦ 3 ¦Оприходованы медикаменты, ¦ 233 ¦ 713/1 ¦ 940 ¦
¦ ¦полученные как гуманитарная ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощь ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+---------------+--------------+---------¦
¦ 4 ¦Оприходованы запчасти, ¦ 238 ¦ 713/1 ¦ 1420 ¦
¦ ¦полученные как гуманитарная ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощь ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+---------------+--------------+---------¦
¦ 5 ¦Списаны медикаменты, ¦ 813/1 ¦ 233 ¦ 620 ¦
¦ ¦полученные как гуманитарная ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощь ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+---------------+--------------+---------¦
¦ 6 ¦Списаны запчасти ¦ 813/1 ¦ 238 ¦ 210 ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦Если же бюджетное учреждение ввозит подакцизные товары, которые не ¦
¦освобождаются от налогообложения, ему нужно будет сделать проводки NN 7 и 8 ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ 7 ¦Начислены налоги ¦ 813 ¦ 641 ¦ ¦
+-----+-----------------------------+---------------+--------------+---------¦
¦ 8 ¦Уплачены налоги ¦ 641 ¦ 323 ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Пример 2. Родительский комитет приобрел и бесплатно передал гимназии компьютер Pentium-III 800 МГц. Его стоимость составляет 2800 грн. (аналогичные проводки будут и в случае получения основных средств как гуманитарной помощи).

Таблица 2

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Содержание операции ¦ Корреспонденция счетов ¦ Сумма, ¦
¦ п/п ¦ +------------------------------¦ грн. ¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦
+-----+-----------------------------+---------------+--------------+---------¦
¦ 1 ¦Получены необоротные активы ¦ 104 ¦ 713/1 ¦ 2800 ¦
+-----+-----------------------------+---------------+--------------+---------¦
¦ 2 ¦Делаем одновременно вторую ¦ 813/1 ¦ 401 ¦ 2800 ¦
¦ ¦запись ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Пример 3. Бюджетное учреждение получило благотворительные взносы в денежной форме - 340 грн.

Таблица 3

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Содержание операции ¦ Корреспонденция счетов ¦ Сумма, ¦
¦ п/п ¦ +------------------------------¦ грн. ¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦
+-----+-----------------------------+---------------+--------------+---------¦
¦ 1 ¦Получены благотворительные ¦ 301, 324 ¦ 713/1 ¦ 340 ¦
¦ ¦взносы ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+---------------+--------------+---------¦
¦ 2 ¦Израсходованы ¦ 364, 675 ¦ 324 ¦ 340 ¦
¦ ¦благотворительные взносы по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦назначению ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+---------------+--------------+---------¦
¦ 3 ¦Списаны расходы, проведенные ¦ 813/1 ¦ 364, 675 ¦ 340 ¦
¦ ¦за счет благотворительных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взносов ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Данные о гуманитарной помощи отражают в объяснительной записке к квартальному и годовому отчетам. Также в форме N 5 "Отчет о движении основных средств" в строке 160 "От безвозмездных поступлений" записывают суммы полученных основных средств, а в форме N 6 "Отчет о движении материальных ценностей" в строке 170 "В том числе получено бесплатно" суммы материальных ценностей. Кроме этого, суммы ТМЦ, поступившие безвозмездно, должны найти отражение в отчетности по форме N 4-2 "Отчет о поступлении и использовании сумм по поручениям", которая составляется ежеквартально и ежемесячно. ____________________

* Полный перечень льгот по налогообложению приведен в Справочнике льгот, предоставленных действующим законодательством юридическим лицам относительно уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей (письмо ГНАУ от 01.03.2001 г. N 17).

"Все о бухгалтерском учете" N 111 (657) от 28 ноября 2001 г.