Издательская льгота: чья она?

С появлением издательских льгот многие предприятия, связанные с этбй сферой, заинтересовались: кто может считаться заказчиком издательской продукции, чтобы воспользоваться льготой по прибыли? Можно ли, например, считать заказчиком оптового торговца? Или издателя - по отношению к изготовителю (типографии)?

Попытаемся внести ясность в этот вопрос и начнем с определения термина "заказчик", которое дано в ст. 1 Закона "Об издательском деле":

"Заказчик - физическое или юридическое лицо, которое заказывает издательскую продукцию, принимая на себя финансовые обязательства".

Определение, как видите, настолько широкое, что в него можно засунуть и деда лысого (заказывающего в киоске "Союзпечати" газету "Я - молодой"). Поэтому обратимся к ст. 17 этого Закона, посвященной правам и обязанностям заказчика. Здесь физиономия заказчика начинает прорисовываться более-менее четко. Так, из ч. 2 ст. 17 видно, что заказчиками могут быть авторы (соавторы), составители и переводчики. Кроме того, в ч. 4 ст. 17 Закона написано, что издатель имеет право выступать в роли заказчика перед изготовителем и распространителем издательской продукции.

На наш взгляд, перечень заказчиков этим не исчерпывается. Заказчиком может быть и любое другое юридическое или физическое лицо, если оно соответствует критериям ч. 3 ст. 17:

"Заказчик определяет язык, объем, тираж издания, самостоятельно решает вопрос о его использовании или распространении".

Совершенно очевидно, что кроме перечисленного он же определяет и содержание издания. Вот из этих полномочий и следует исходить: у кого они есть - тот и заказчик.

При этом напомним, что согласно ч. 2 ст. 17 заказы на изготовление издательской продукции от авторов, составителей, переводчиков (а возможно, и других), не входящих в Госреестр издателей, изготовителей и распространителей, принимаются издателями. А заказы от издателей, в свою очередь, принимаются изготовителями (ст. 27).

А теперь обратимся к п. 7.19 Закона О Прибыли:

"Временно, до 1 января 2003 года, не включаются в состав валовых доходов плательщика налога доходы, полученные от продажи издательской продукции заказчику или непосредственному потребителю".

Как видите, речь здесь идет о продаже издательской продукции. Однако обычно исполнитель (издатель, изготовитель) принимает заказ на изготовление издательской продукции у заказчика. Как правило, это оформляется договором на выполнение работ, то есть по сути договором подряда. А по договорам подряда право собственности на изготовленную продукцию с самого начала принадлежит заказчику, а не переходит к нему от исполнителя. Закон О Прибыли же требует, чтобы исполнитель продавал заказчику изготовленную продукцию, а не работу. При таком подходе получается, что реально ни один заказчик из Закона "Об издательском деле" в Законе О Прибыли не имеется в виду. Так под каких же заказчиков тогда писали эту льготу?

Мы видим два варианта ответа.

Для первого из них придется признать, что термин "заказчик" имеет разное значение в Законе О Прибыли и Законе "Об издательском деле". Ведь в ст. 7 последнего говорится, что в таком значении данный термин употребляется именно в Законе "Об издательском деле". А для Закона О Прибыли заказчиком, очевидно, является лицо, которое делает заказ на приобретение некоторого количества издательской продукции. При таком подходе оптовые торговцы * вполне вписываются в категорию заказчиков. Следовательно, издательства при продаже своей продукции оптовикам могут без проблем пользоваться льготой по прибыли.** Если, конечно, хотят. Вот тут-то и про с. 4 ( точнее - 4.4.1) можно вспомнить.

Второй вариант - более осторожный. Он основан на том, что термин "заказчик" используется в обоих Законах в одинаковом значении. Ничто не мешает "заказчику" из Закона "Об издательском деле" заключать договоры на поставку издательской продукции, параметры которой он и будет определять. При этом в договорах следует указывать, что изготовитель обязан изготовить и поставить данную продукцию покупателю по цене столько-то грн. за штуку.

В этом случае, если язык, объем и тираж издания определяет издательство, то льгота по продаже заказчику перемещается к изготовителю (типографии). У издательства же остается льгота по продаже непосредственному потребителю***. А если заказчиком является какое-либо третье лицо, то льготой по продаже заказчику пользуется издательство.

(Кстати, такая форма договора выгодна и тем предприятиям, которые производят на заказ мебель, шьют одежду и т. п.**** При подобном оформлении получается, что они не предоставляют услуг (не выполняют работ), а продают свою готовую продукцию и поэтому вправе претендовать на льготу по п. 1 ст. 9 Закона об РРО - в смысле проведения расчетов через свои кассы без использования РРО.)

Кое-кому из специалистов, между прочим, более правильным представляется второй подход. Ведь при первом - говорят они - непонятно, зачем законодатель вообще написал слова "заказчику или непосредственному потребителю". Если бы льгота "работала" независимо от того, кому продаются эти книжки, то проще было бы сразу после слов "доходы, полученные от продажи издательской продукции" поставить точку.

А точки-то там и нету-то.

* Под оптовыми торговцами в данном случае не имеются в виду фирмы типа "Укрпочты", занимающиеся лишь доставкой издательской продукции (но не занимающиеся ее перепродажей).

** Да, собственно говоря, и торговцы тоже, когда покупатели будут им что-то заказывать.

*** Что такое "непосредственный потребитель" - пока до конца не ясно. Вряд ли это понятие тождественно понятию "конечный потребитель".

**** Только не "единоналожникам", у которых облагается весь оборот и которые поэтому, напротив, были бы счастливы превратить товар в услугу.

"Бухгалтер" N 27 (135), сентябрь (III) 2001 г.
Подписной индекс 74201