Соглашение
о Концепции военной безопасности государств-участников
Содружества Независимых Государств

Государства-участники настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем "государства-участники",

руководствуясь Соглашением о полномочиях высших органов Содружества Независимых Государств по вопросам обороны от 20 марта 1992 года, и основываясь на других ранее принятых документах Содружества по военным вопросам,

понимая необходимость выработки, закрепления и реализации согласованных подходов и общих для всех государств-участников Содружества основных принципов военной политики, проводимой в интересах обеспечения обороны каждого государства-участника Содружества Независимых Государств,

учитывая конституционные положения военной политики государств-участников,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Принять Концепцию военной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств, именуемую в дальнейшем "Концепция военной безопасности" (прилагается). Данная Концепция является неоткемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 2

Государства-участники обязуются не предпринимать односторонних действий, нарушающих положения Концепции военной безопасности.

При проведении военной политики, разработке и принятии законодательных актов по вопросам обороны, в том числе и формулированию национальных военных доктрин, государства-участники будут учитывать основные положения указанной Концепции.

Статья 3

Вопросы, связанные с применением настоящего Соглашения, при необходимости, будут разрешаться компетентными органами государств-участников и Главного Командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества в духе дружбы, уважения и взаимопонимания.

Изменения в Концепцию военной безопасности могут вноситься лишь при согласии всех государств-участников.

Статья 4

Каждое из государств-участников имеет право выйти из Соглашения.

Государство-участник, намеревающееся выйти из Соглашения, уведомляет в письменной форме государство депозитария и все другие государства-участники о своем решении поступить таким образом. Такое уведомление направляется не позднее чем за один год до предполагаемого выхода из настоящего Соглашения.

Статья 5

Настоящее Соглашение вступает в силу для каждого из государств-участников с момента его ратификации в соответствии с конституционной процедурой каждого из государств-участников.

Совершено в городе Бишкеке 9 октября 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

За Азербайджанскую Республику

За Республику Армения
(подпись)
За Республику Беларусь 
За Российскую Федерацию
(подпись)
За Республику Таджикистан
(подпись)
За Туркменистан 
За Республику Казахстан
(подпись)
За Республику Кыргызстан
(подпись)
За Республику Молдова 
За Республику Узбекистан
(подпись)
За Украину

 

Приложение
к Соглашению о Концепции военной безопасности
от 9 октября 1992 г.

Концепция
военной безопасности государств-участников
Содружества Независимых Государств

Концепция военной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств (далее по тексту - Концепция военной безопасности) представляет собой совокупность согласованных и официально принятых взглядов на защиту государств - его членов от внешних угроз, обеспечение независимости, их территориальной целостности и политической стабильности.

Концепция военной безопасности включает в себя основы военной политики, коллективной обороны государств-участников Содружества, в том числе и основные принципы их ядерной политики, строительства и развития Объединенных Вооруженных Сил Содружества. Она отражает общность интернациональных военно-политических целей и основывается на принципиальных положениях документов по военным вопросам, принятых главами государств Содружества, и основополагающих установках их национальных военных доктрин.

Государства-участники Содружества считают военную безопасность Содружества и каждого его участника одной из главных политических целей. Недопущение войны рассматривается в качестве основного средства достижения этой цели. Они видят в лице всех государств мирового сообщества партнеров и строят свои отношения на общепризнанных принципах и нормах международного права, дружбы и сотрудничества. Государства-участники Содружества в политическом и военном отношениях не считают своим противником ни одно государство или коалицию государств.

1. Основы военной политики государств-участников
Содружества Независимых Государств

Военная политика Содружества Независимых Государств - составная часть общей политики государств-участников Содружества. Она основывается на положениях Соглашений о создании Содружества Независимых Государств от 8 и 21 декабря 1991 года и принципиальных установках других документов по военным вопросам, принятых главами государств Содружества, и определяет основные цели и направления подготовки и применения Объединенных Вооруженных Сил Содружества для защиты суверенитета и территориальной целостности государств-участников Содружества.

Основные факторы, определяющие военную политику СНГ

Военно-политическая обстановка в мире приобрела качественно новый характер и характеризуется спадом международной напряженности и, вместе с тем, определенной сложностью и противоречивостью. Влияние на ее развитие оказывает большое количество внешних и внутренних факторов, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Внешнеполитические факторы. Мир вступил в период перехода от военного противостояния, двухполярной структуры "Запад-Восток" к демилитаризации и новым международным отношениям, к новому глобальному сообществу, которые открывают большие возможности для конструктивного международного сотрудничества, отказа от применения силы и урегулирования спорных вопросов и конфликтов политическими методами.

Состояние "холодной войны" в отношениях между Востоком и Западом уступает место конструктивному диалогу и сотрудничеству. Получил дальнейшее развитие переговорный процесс в области сокращения и ограничения ядерных и других видов оружия массового поражения, обычных вооруженных сил и вооружений, а также по мерам укрепления доверия, безопасности и сотрудничеству.

Все это, а также всеобщая заинтересованность в устранении угрозы войны, укреплении взаимного доверия и создании надежных механизмов глобальной, европейской и национальной безопасности вызывают необходимость коренного пересмотра военной политики государств, разработки новых военных концепций и, в конечном итоге, разработки и принятия новых военных доктрин.

Официальный отказ западных держав от военно-политической конфронтации с государствами-участниками СНГ, их готовность строить отношения на основе диалога, доверия, сотрудничества, признание того, что война уже не может служить средством достижения политических целей для военной политики государств Содружества имеют принципиальное значение.

В складывающейся новой системе международных отношений СНГ имеет все основания занять весомое место в мировом сообществе и разделить коллективную ответственность за международную безопасность. Осуществляя радикальные реформы государства-участники СНГ оказывают и будут оказывать значительное влияние на процессы, происходящие в системе международных отношений.

Однако в настоящее время нельзя полностью исключить возможных попыток со стороны отдельных стран или групп стран проводить курс на региональное или глобальное доминирование, занятие особого места в мировой системе за счет своего военно-стратегического, экономического или научно-технического потенциала, проводя при этом политику с позиции силы.

Внутриполитические факторы. Наличие зон военных конфликтов, сложность переходного периода, причины которых заключаются в нерешенности взаимных претензий независимых государств и новых национальных образований друг к другу, неоднозначность трактовки принадлежности некоторой части имущества бывшего Союза ССР, в том числе и военного, неопределенность статуса некоторых войск, находящихся под юрисдикцией России и временно дислоцирующихся на территориях других государств Содружества, а также появление многих неконституированных вооруженных формирований отрицательно влияют на внутриполитическую обстановку в этих государствах и являются главной причиной нестабильности.

Такая неустойчивость ситуации в некоторых суверенных государствах, образовавшихся на территории бывшего Союза ССР, значительно осложняется экономическим кризисом и неразрешенностью многих серьезных социально-этнических проблем, а это, при определенных обстоятельствах, может привести к тому, что внутренняя нестабильность в одних государствах-участниках Содружества становится источником нарушения безопасности для других государств. Сохраняется значительный риск возникновения различного рода кризисов в непосредственной близости от внешних границ государств-участников Содружества.

В этой связи при определении политики в области военной безопасности государства-участники Содружества, отвергая устаревшие представления о всемогуществе военной силы, не связывая свое будущее военным решением международных проблем, исходят из следующего:

угроза возникновения мировой войны с применением ядерного оружия в настоящее время является маловероятной;

приобрела устойчивый характер тенденция к снижению вероятности возникновения крупномасштабной обычной войны;

сохраняется достаточно высокая опасность возникновения различных военных и иных конфликтов и на их базе локальных войн;

существует потенциальная опасность поддержки извне сил, действия которых могут быть направленны на подрыв сплоченности СНГ;

сохраняется опасность распространения ядерного и других видов оружия массового поражения, а также средств его доставки, актов международного терроризма, прежде всего связанных с торговлей оружием и наркотиками, что может послужить причиной вооруженных конфликтов;

определенную угрозу для коллективной безопасности представляет нерешенность внутренних проблем, политическая и социальная нестабильность в некоторых государствах Содружества. Эта опасность может значительно усугубляться вероятностью вмешательства извне во внутренние дела государств-участников Содружества.

В качестве главных источников потенциальной военной опасности государства-участники Содружества рассматривают нестабильность социально-экономической и военно-политической обстановки в ряде регионов, наличие мощных военных потенциалов некоторых государств, превышающих потребности обороны, распространение ядерного и других видов оружия массового поражения.

Нестабильность военно-политической ситуации очевидно в течении ближайших лет сохранится. Развернутые в мирное время в непосредственной близости от внешних границ Содружества мощные боевые группировки стратегических наступательных вооружений, сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил сопредельных и других государств скорее всего будут сокращаться незначительно и по-прежнему представлять главную потенциальную военную угрозу безопасности Содружества.

Таким образом, в ближайшей перспективе вряд ли будет окончательно устранена военная опасность для Содружества. При любом, прежде всего нежелательном, варианте развития военно-политической обстановки, перед государствами-участниками Содружества встает актуальный вопрос об обеспечении их военной безопасности.

Цели и взаимные обязательства государств-участников Содружества в области обеспечения военной безопасности

Государства-участников Содружества объединяет не только историческая общность их народов, экономическая и политическая взаимозависимость, единое экономическое пространство, но и совпадающие по целям оборонительные задачи, единое военное наследие и сохраняющееся единое военно-стратегическое пространство всех государств-участников Содружества.

Главная цель военной политики - обеспечение гарантированной защиты всех государств-участников Содружества Независимых Государств от внешних военных угроз и возможной агрессии.

В мирное время военная политика, как часть внешней и внутренней политики государств-участников Содружества, направляет свои усилия на обеспечение поэтапного снижения (ограничения) военных угроз и упрочения стабильности в Содружестве Независимых Государств и в мире, на принятие мер по предупреждению возникновения межгосударственных и гражданских войн, по повышению доверия и открытости в военной области. При достижении указанных целей военная политика государств-участников Содружества исходит из необходимости урегулирования спорных проблем, международных кризисов, региональных и межгосударственных локальных военных конфликтов исключительно мирными, согласительными средствами, исключает из межгосударственной практики все формы дискриминации, экономические или любые другие методы давления. Она всячески способствует осуществлению эффективных мер борьбы с международным и внутренним терроризмом, обеспечению прав человека.

В военное время военная политика обеспечивает отражение агрессии извне и нанесение агрессору при защите свободы, суверенитета и территориальной целостности государств Содружества такого ущерба, который бы вынудил его прекратить военные действия.

В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников Содружества, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники Содружества будут незамедлительно проводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы.

Как следует из изложенного, военно-политические цели государств-участников Содружества являются сугубо оборонительными по своему характеру, направлены на предотвращение агрессии, а в случае ее развязывания, на пресечение агрессии всеми имеющимися силами и средствами в целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ.

Принципы военной безопасности

Главной задачей военной политики в мирное время является предотвращение войны и укрепление международной безопасности. Государства-участники Содружества намерены развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неоткемлемого права на самоопределение, принципа равноправия и отвергают применение военной силы или угрозы силой как способа достижения политических, экономических и других целей. Они уделяют приоритетное внимание преодолению кризисных ситуаций, учитывая, что в современных условиях любой вооруженный локальный конфликт может привести к катастрофическим последствиям не только для вовлеченных в него стран, но и для государств Содружества, всего окружающего мира.

Государства-участники Содружества:

взаимно полны решимости соблюдать принятые декларации о суверенитете и акты о независимости;

никогда, ни при каких обстоятельствах, не начнут первыми военные действия против какого-либо государства, если сами не станут объектами агрессии, вооруженного нападения;

подтверждают обязательство о неприменении ядерного или любого другого оружия массового поражения первыми;

будут прилагать усилия к нераспространению ядерного оружия, других видов оружия массового поражения, а также средств их доставки;

гарантируют нерушимость существующих границ и невмешательство во внутренние дела других государств;

провозглашают приоритетность коллективных решений и мер по обеспечению военной безопасности государств-участников Содружества;

намерены обеспечивать поддержание стратегической стабильности в мире политическими и военными методами;

будут содействовать укреплению международных систем безопасности;

намерены сотрудничать по политическим и военным вопросам с Североатлантическим и другими союзами и со всеми странами мирового сообщества;

принимать участие в международных акциях, осуществляемых в соответствии с Уставом ООН;

содержать вооруженные силы государств-участников Содружества и Объединенные Вооруженные Силы Содружества в пределах разумной достаточности для обеспечения надежной обороноспособности государств-участников Содружества.

При этом государства-участники Содружества исходят из того, что их общая военная безопасность как и военная безопасность каждого из его участников обеспечивается:

ядерным сдерживанием, которое осуществляется минимально необходимым для этих целей потенциалом Стратегических ядерных сил Российской Федерации;

достаточным для обороны потенциалом сил по предотвращению локальных конфликтов на внешних границах Содружества и собственных армий;

возможностью в короткие строки обеспечивать локализацию любых проявлений нестабильности в регионах, связанных с действиями нелегальных вооруженных формирований, представляющих угрозу миру.

Государства-участники Содружества подтверждают, что в своих взаимоотношениях не допустят применение или угрозу применения силы и все возможные между ними спорные проблемы будут решать исключительно мирными средствами, путем переговоров.

В области обеспечения внутренней безопасности государства-участники Содружества намерены продолжать на двухсторонней и многосторонней основе выработку и реализацию согласованных практических мер, направленных на утверждение в рамках СНГ обстановки мира, межгосударственной стабильности и доверия, локализации внутренних угроз, а в случае возникновения на их основе вооруженных конфликтов - на быстрое и бескровное их прекращение.

В целях оказания друг другу помощи в урегулировании и предотвращении на территории любого из государств Содружества конфликтов на межконфессиональной, межнациональной и политической основе, влекущих за собой нарушение прав человека, будут использоваться создаваемые по решению глав государств Группы военных наблюдателей и Коллективных Сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств.

2. Основы коллективной обороны государств-участников
Содружества Независимых Государств

Коллективная оборона государств-участников Содружества Независимых Государств является составной частью Концепции по обеспечению военной безопасности Содружества Независимых Государств и основывается на положениях документов по военным вопросам, принятых главами государств-участников Содружества. Она содержит систему взглядов на предотвращение агрессии с применением политических, экономических и военных мер, а в случае ее развязывания - отражение всеми имеющимися у государств-участников Содружества средствами.

Коллективная оборона обеспечивает наиболее эффективную реализацию оборонительного потенциала государств-участников Содружества с учетом политической обстановки, их военно-экономических и научно-технических возможностей и исходит из необходимости снижения военной угрозы, возможностей предотвращения войны и отражения агрессий, участие в акциях в составе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств. Она также предусматривает всесторонний анализ военно-политической и стратегической обстановки, источников военных угроз, возможного характера будущей войны.

Коллективная оборона государств-участников Содружества базируется на принципах, обеспечивающих дальнейшее упрочение стабильности и безопасности, исключение вооруженных конфликтов, защиту суверенитета государств-участников Содружества и в целом придающих их военной политике оборонительную направленность:

отказ от развязывания военных действий первыми и от создания крупномасштабных группировок войск в мирное время для ведения наступательных действий;

исключение принятия каких-либо военных мер и действий в превентивном порядке, направленных на достижение военного преимущества до совершения агрессии;

строгое соблюдение принципов ООН, прав человека, договоров, соглашений и других международных актов о нераспространении ядерного оружия, о разоружении, а также направленных на поддержание мира и безопасности;

открытость содержания доктринальных документов;

возможность создания эффективных механизмов контроля за военной деятельностью в мирное время.

Определение содержания коллективной обороны государств-участников Содружества Независимых Государств, а также ее принципов составляют задачи Объединенных Вооруженных Сил и вооруженных сил государств-участников Содружества, формы и способы их применения, а также организация руководства Объединенными Вооруженными Силами Содружества.

Задачи Объединенных Вооруженных Сил Содружества определяются с учетом признания необходимости сохранения мира, обязательств неприменения первыми военной силы и ядерного оружия, сохранения права каждого государства-участника Содружества на применение собственных вооруженных сил в соответствии с международными договорами и соглашениями для восстановления мира в различных регионах, невмешательства во внутренние дела других стран, открытости военно-политической деятельности, заблаговременной подготовки войск (сил), территории и населения, единой технологии производства вооружения и военной техники, создания группировок войск и единой системы противовоздушной и воздушно-космической обороны, поддержания постоянной готовности к применению ядерного оружия.

Задачи Объединенных Вооруженных Сил Содружества в области коллективной обороны включают:

предотвращение войны путем ядерного сдерживания потенциального противника от ее развязывания;

своевременную информацию о готовящейся агрессии, поддержание высокой боевой готовности дежурных сил и средств, систем боевого управления и обеспечения;

предупреждение о начале ракетного нападения на суше и на море, в воздухе и в космосе;

отражение внезапного воздушно-космического нападения и защита основных административно-политических, промышленных центров и других важных обьектов;

отражение нападения противника с суши, моря и воздуха, удержание важнейших районов территорий СНГ и разгром вторгшихся группировок противника;

принуждение противника к прекращению боевых действий и ликвидацию последствий агрессии;

ослабление военно-экономического потенциала противника;

поддержание и восстановление мира совместно с вооруженными силами других государств в соответствии с международными договорами и Уставом ООН;

оказание помощи населению при ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий.

Задачи Вооруженных Сил государств-участников Содружества по участию в коллективной обороне определяются его военно-политическим руководством на основе законодательства каждого государства и с учетом предложений Главнокомандующего Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

Формы и способы применения Объединенных
Вооруженных Сил СНГ

Основой планирования применения Объединенных Вооруженных Сил Содружества являются политические цели возможной войны, конкретные задачи вооруженных сил на ведение военных действий, прежде всего в начальный период войны. Принятие решения на применение Объединенных Вооруженных Сил Содружества относится к компетенции Совета глав государств-участников Содружества. Исходя из оборонительной направленности военной политики государств-участников Содружества, которая отвергает использование силы или угрозы силой для решения любых спорных международных проблем, в том числе и вооруженных конфликтов, до тех пор, пока территория любого из суверенных государства Содружества не подвергнется прямой агрессии, Объединенные вооруженные Силы Содружества прежде всего готовятся к применению в ответных действиях. Это положение относится к началу вооруженной борьбы. После совершения агрессии они ориентируются на выбор форм и способов вооруженной борьбы, которые должны соответствовать сложившейся обстановке, обеспечивать захват стратегической инициативы и нанесение поражения агрессору. Поэтому Объединенные Вооруженные Силы Содружества должны быть готовы к ведению оборонительных, наступательных и других видов боевых действий, при любом варианте развязывания и ведения войны, в условиях применения современных и перспективных средств поражения.

Выполнение боевых задач Статегическими Силами с применением ядерного оружия предусматривается только в ответных действиях (Взгляды на роль и место ядерного оружия и Стратегических сил в системе обеспечения военной безопасности государств-участников Содружества отражаются в Основах ядерной политики государств-участников Содружества Независимых Государств).

Применение войск воздушно-космической обороны (ВКО) осуществляется в рамках объединенной системы воздушно-космической обороны государств-участников Содружества с целью своевременного оповещения о воздушном, ракетном и космическом нападении, охраны границ единого воздушного пространства и наиболее эффективного применения вооруженных сил государств-участников Содружества, прикрытия обьектов государственного и военного управления, войск, резервов и наиболее важных административно-промышленных и других объектов.

В состав ВКО входят системы противовоздушной обороны, ракетно-космической обороны (РКО) и воздушно-космических сил (ВКС). Применение войск и сил ПВО и РКО организуется на всей территории СНГ по единому замыслу и плану. Система ПВО строится по территориальному принципу с четким разделением ее на зоны и районы.

Применение воздушно-космических сил осуществляется на договорных условиях с государствами-участниками Содружества, на территории которых они размещены.

Объединенные Вооруженные Силы Содружества и вооруженные силы государств-участников Содружества находятся в готовности к ведению всех видов боевых действий (оборонительных и наступательных) при любом варианте развязывания войны (вооруженный конфликт, локальная война, крупномасштабная война с применением обычных средств поражения, ядерная война). Они могут быть использованы полностью или частично.

Применение Объединенных Вооруженных Сил Содружества и вооруженных сил государств-участников Содружества осуществляется для решения задач в едином военно-стратегическом пространстве государств-участников Содружества.

Организация руководства Объединенными
Вооруженными Силами Содружества

Высшим органом Содружества по вопросам обороны является Совет глав государств-участников Содружества, который вырабатывает и осуществляет военную политику, определяет основные направления военного строительства, принимает военную доктрину, в том числе основы ядерной политики, устанавливает порядок принятия решения на применение ядерного оружия и осуществления контроля над ними, устанавливает состав и структуру Объединенных Вооруженных Сил Содружества и рассматривает планы их развития и применения в военное время.

Координацию деятельности государств Содружества в области обеспечения коллективной безопасности осуществляет созданный Советом коллективной безопасности постоянный рабочий орган, возглавляемый Генеральным секретарем, под руководством которого Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества:

организует политические консультации и координирует позиции государств-членов Совета по военным вопросам;

готовит предложения и документы для принятия решений главами государств-членов Совета в области безопасности и обороны;

организует представление Совета коллективной безопасности в отношениях с главами государств, международными организациями и средствами массовой информации, а также по уполномочию Совета осуществляет на основе общности интересов организацию взаимодействия и сотрудничества с Организацией Североатлантического договора и другими военно-политическими группировками, блоками и союзами;

содействует и организует помощь в создании и укреплении собственных вооруженных сил государствам-членам Совета коллективной безопасности.

Совет глав государств-участников Содружества принимает решение о вводе военного положения на всей территории Содружества в случае агрессии или угрозы ее совершения против Содружества, нескольких участвующих в нем государств, либо одного из них; об объявлении войны, на введение военных действий, об отмене военного положения, о прекращении состояния войны и о заключении мира. Совет глав правительств государств-участников Содружества осуществляет координацию военно-экономической деятельности Содружества, представляет Совету глав государств проект оборонного бюджета, разрабатывает совместно с Главным командованием Объединенных Вооруженных Сил Содружества программу развития войск (сил) и объем ее финансирования, мобилизационный план народного хозяйства и план накопления материальных ресурсов.

Совет министров (председателей комитетов) обороны государств-участников Содружества является высшим коллегиальным органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества. Он рассматривает концептуальные подходы к обеспечению оборонной достаточности регионов, проекты договоров и соглашений по вопросам обороны и военного строительства, разрабатывает предложения по организационной структуре Объединенных Вооруженных Сил Содружества, общие требования по вопросам их боевой и мобилизационной готовности, организации оперативной и боевой подготовки, перспектив развития войск (сил), систем вооружения, военной техники и управления.

В состав Совета министров обороны входят министры (председатели комитетов) обороны, Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества, (председатель Совета министров обороны), Начальник штаба Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества осуществляет руководство Объединенными Вооруженными Силами Содружества, организует и проводит свою деятельность в соответствии с Положением о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

В интересах обеспечения коллективной обороны Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества постоянно поддерживает взаимодействие с военно-политическим руководством и органами управления вооруженных сил государств-участников Содружества.

В состав Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества входят: Главнокомандующий Объединенных Вооруженных Сил Содружества и его заместители, Штаб Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Центр общественной информации, Управление делами и другие органы Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

3. Основные направления военного строительства и развития
Объединенных Вооруженных Сил государств-участников
Содружества Независимых Государств

Строительство и развитие Объединенных Вооруженных Сил Содружества наряду с основами военной политики и положениями коллективной обороны являются составной частью Концепции военной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств. Они отражают взгляды на принципы строительства, структуру Объединенных Вооруженных Сил Содружества, систему и направленность их подготовки и материально-техническое обеспечение.

Принципы строительства Объединенных
Вооруженных Сил Содружества

Объединенные Вооруженные Силы Содружества строятся на принципах: добровольного выделения в оперативное подчинение Главному командованию ОВС определенного контингента войск (сил) из состава собственных вооруженных сил государств-участников Содружества; подконтрольности военных структур и в целом Объединенных Вооруженных Сил Совету глав государств Содружества; коллективного руководства оборонной государств-участников Содружества и единого оперативного управления Объединенными Вооруженными Силами Содружества, Силами по предотвращению локальных конфликтов на внешних границах СНГ, Группами военных наблюдателей и Коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств.

Строительство Объединенных Вооруженных Сил Содружества осуществляется на основе коллегиальности руководства коллективной обороной государств-участников Содружества, выработке согласованных решений, организации и поддержании непрерывного управления Объединенными Вооруженными Силами Содружества, последовательном понижении ядерного потенциала, способности Объединенных Вооруженных Сил Содружества к адекватному наращиванию их боевой мощи при возникновении военной угрозы, а также на поддержании боевой и мобилизационной готовности войск (сил) на должном уровне, прежде всего тех, которые предназначены для отражения агрессии.

Общая структура и боевой состав Объединенных Вооруженных Сил Содружества определяются решением Совета глав государств-участников Содружества по предложению Совета министров обороны Государств-участников Содружества с учетом принятых принципов их строительства.

Организационно Объединенные Вооруженные Силы Содружества включают: Контингенты войск (сил), выделенных государствами-участниками Содружества из состава собственных вооруженных сил, Силы по предотвращению локальных конфликтов на внешних границах СНГ, выделенные из состава вооруженных сил государств-участников Содружества, Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств.

Силы по предотвращению локальных конфликтов на внешних границах Содружества включают воинские соединения, части, учреждения и другие воинские формирования, а также военные объекты армий государств-участников Содружества, переданные в оперативное подчинение Главному командованию Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

Группы военных наблюдателей и Коллективные силы по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств состоят из войск (сил) государств-участников Содружества, выделенных временно в согласованном между государствами-участниками Содружества количестве.

Подготовка Объединенных Вооруженных Сил Содружества направлена на обеспечение безопасности и проводится в соответствии с Планом подготовки Объединенных Вооруженных Сил Содружества на каждый текущий год, разрабатываемый Главным командованием ОВС Содружества с учетом предложений главных (генеральных) штабов вооруженных сил государств-участников Содружества. План подготовки Объединенных Вооруженных Сил Содружества утверждается Советом министров обороны государств-участников Содружества.

Подготовка войск и штабов Вооруженных Сил государств-участников Содружества проводится в соответствии с поставленными перед ними задачами по обеспечению как национальной, так и коллективной военной безопасности государств-участников Содружества. Она организуется на основе ежегодных планов подготовки вооруженных сил государств-участников Содружества, разрабатываемых соответствующими главными (генаральными) штабами, с учетом организационно-методических рекомендаций Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

Система подготовки кадров для Объединенных Вооруженных Сил Содружества строится на основе существующей сети военно-учебных заведений, расположенных на территории всех государств-участников Содружества, с учетом взаимных интересов на договорных условиях между государствами-участниками Содружества. При этом, учитывая совпадение оборонных интересов, подготовка военных кадров на переходный период осуществляется со стороны государств, направляющих своих представителей в военно-учебные заведения других государств Содружества, бесплатно до 1993 года включительно, а в дальнейшем - на основе двусторонних соглашений.

Комплектование Объединенных Вооруженных Сил Содружества осуществляется на основе совмещения принципов экстерриториальности и территориального комплектования, военской обязанности и добровольности приема на службу по контракту. При этом учитывается социальная справедливость и равенство всех граждан при выполнении воинской обязанности.

Обеспечение Объединенных Вооруженных Сил Содружества материально-техническими средствами и их накопление осуществляется по согласованным между государствами-участниками Содружества единым планам заказов и поставок военной продукции с сохранением кооперативных связей производства этой продукции, а также долговременных производственно-хозяйственных соглашений.

Координацию военно-экономической деятельности и материально-технического обеспечения Объединенных Вооруженных Сил Содружества осуществляет Совет глав правительств Содружества. Объединенные Вооруженные Силы Содружества в своем развитии основные усилия сосредотачивают на создании оптимальной организационно-штатной структуры войск (сил), предназначенных прежде всего для отражения вторжения агрессора, то есть для ведения оборонительных действий в начальном периоде войны (прежде всего общевойсковых соединений и частей, частей инженерных войск, РЭБ и разведки), а также на обеспечение стандартизации вооружения и военной техники, развитие новых средств борьбы.

Учитывая принципиальные положения Концепции военной безопасности, приоритет в развитии Объединенных Вооруженных Сил отдается также силам и средствам, предназначенным для предупреждения о возможной агрессии, отражения воздушно-космического нападения и нанесения по противнику ответного удара. В планах развития Объединенных Вооруженных Сил Содружества предусматривается совершенствование существующей инфраструктуры, подготовка населения и территории всех государств-участников Содружества в интересах обеспечения коллективной обороны Содружества Независимых Государств.