Кабинет Министров Украины кроме
существующих создал дополнительные
проблемы относительно налоговых разъяснений
Закон Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. N 2181-III ввел в лексикон бухгалтеров и налоговиков такие новые термины как "конфликт интересов" и "налоговые разъяснения".
Подпункт 4.4.1 статьи 4 Закона предоставил определение и порядок применения термина "конфликт интересов". Подпункт 4.4.2 статьи 4 Закона предоставил определение и порядок применения термина "налоговые разъяснения".
При этом абзацем "а" подпункта 4.4.2 статьи 4 Закона предусмотрено, что разъяснения отдельных положений налогового законодательства предоставляются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, исходя из положений подпункта 4.4.1 этого пункта, принципов налогообложения', изложенных в Законе Украины "О системе налогообложения", и экономического содержания рассматриваемого налога, сбора (обязательного платежа).
Кроме того, согласно абзацу "е" подпункта 4.4.2 Закона все налоговые разъяснения, которые имеют общий характер или касаются значительного числа налогоплательщиков, подлежат обнародованию с соблюдением правила коммерческой или банковской тайны. Порядок выполнения этого правила определяется Кабинетом Министров Украины.
Во исполнение положений подпункта 4.4.2 статьи 4 Закона было принято постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка предоставления налоговых разъяснения" от 16.05.2001 г. N 494.
В большинстве пунктов постановление Кабинета Министров Украины продублировало положения самого Закона.
Но есть в постановлении отдельные пункты, которые отнюдь не содержат в себе благоприятных условий ни для налогоплательщиков, ни для контролирующих органов.
Предлагаю читателям вместе провести анализ указанных пунктов. Вот, например, условие относительно того, что "разъяснение должно... оформляться соответствующим приказом центрального налогового, контролирующего или другого государственного органа в установленном порядке".
Получается, что отныне согласно постановлению Кабмина Украины письма Государственной налоговой администрации Украины, Пенсионного фонда Украины и тому подобное все могут не принимать во внимание? Но возникает вопрос, а почему же тогда ГНА Украины, Пенсионный фонд Украины и другие продолжают их издавать, а налоговые органы на местах и местные отделения этих фондов продолжают их выполнять?
Между тем, в Законе Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" предусмотрены несколько другие условия:
"центральный налоговый орган обязан издавать и обнародовать письменные разъяснения норм законодательства, которые касаются всех аспектов обложения отдельным налогом, сбором (обязательным платежом) способом, доступным для ознакомления с ними большинства их плательщиков";
"если законом по вопросам обложения налогом, сбором (обязательным платежом) обязанности по разъяснению отдельных его положений возложены на другие государственные органы, такие разъяснения предоставляются с соблюдением правил, определенных в подпункте "а" подпункта 4.4.2 этого пункта";
"центральный налоговый орган обязан подготовить письменные правила пользования налоговыми разъяснениями работниками налоговых органов. Такие правила должны быть детализированными, содержать конкретные примеры применения отдельного налога, сбора (обязательного платежа) при возникновении ситуаций, которые регулируются гражданским или обязательственным правом, и не допускать двойных толкований".
Или еще один пункт постановления: "Налогоплательщик имеет право бесплатно получить ответ на свой запрос в каком-либо органе государственной налоговой службы или контролирующем органе, который должен основываться на разъяснениях, предоставленных центральным налоговым органом".
Во-первых, возникает вопрос, а в состоянии ли центральный налоговый орган издать приказы, которые касаются, например, вопросов уплаты сборов в Пенсионный фонд и другие аналогичные фонды?
Во-вторых, на сегодня нет ни одного приказа центрального налогового органа, изданного как налоговое разъяснение. Получается, что налоговые органы и другие контролирующие органы на местах благодаря этому постановлению должны нарушить Закон Украины "Об обращении граждан" и не предоставлять ответы на письма налогоплательщиков?
В то же время в постановлении упоминается, что "разъяснения на запрос налогоплательщиков должны предоставляться в сроки, установленные законом для предоставления ответа на обращение граждан в органы государственной власти".
По этому случаю также приведем отдельные положения Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами":
"налоговые разъяснения могут предоставляться исключительно центральным налоговым органом Украины. Любые ответы на запросы налогоплательщика, которые предоставляются другими налоговыми органами или контролирующими органами, а не центральным налоговым органом, должны исходить из содержания разъяснений, предоставленных центральным налоговым органом, а при отсутствии последних должны восприниматься налогоплательщиками как рекомендации".
Как видим, в Законе допускается возможность отсутствия налогового разъяснения центрального налогового органа по тому или иному вопросу (жизнь доказывает, что предварительно предусмотреть все невозможно) и потому предусмотрена возможность предоставления ответа на запрос плательщика и при отсутствии такого разъяснения.
Удивляет в постановлении Кабинета Министров и фраза: "Разъяснения соответствующего решения должны быть обнародованы в десятидневный срок с момента их принятия и вступают в силу с дня обнародования в средствах массовой информации".
Не будем задавать лишний вопрос - в каких именно средствах массовой информации должно быть обнародовано разъяснение соответствующего решения, по этому случаю уже много писали многие СМИ.
Мы зададим другой вопрос, а что же именно должно быть обнародовано с точки зрения Кабинета Министров? Простите, но о каком именно решении идет речь в постановлении?
Неужели речь идет о решении, которое упоминается в абзаце "г" подпункта 4.4.2 статьи 4 Закона. Приведем его часть:
"налоговое разъяснение является обнародованием официального понимания отдельных положений налогового законодательства уполномоченными на это контролирующими органами, которое используется при обосновании ихрешенийво время проведения апелляционных процедур".
Получается, что благодаря постановлению Кабмина налоговые органы всех уровней должны обнародовать разъяснения своих действий относительно всех решений, которые были ими приняты после апелляционного рассмотрения?
Правда, существует в подпункте 4.4.2 статьи 4 Закона еще один абзац "і", в котором упоминается слово "решения":
"налогоплательщик может обжаловать в суде (арбитражном суде) решение контролирующего органа или органа взыскания относительно издания инструкций или налоговых разъяснений (в том числе форм обязательной налоговой отчетности, далее - налоговых разъяснений), которые, по выводу такого налогоплательщика, противоречат нормам или содержанию соответствующего налога, сбора (обязательного платежа). Признание судом (арбитражным судом) инструкции или налогового разъяснения налогового органа (независимо от их регистрации в Министерстве юстиции Украины) недействительными является основанием для применения данного решения всеми налогоплательщиками с момента принятия такого судебного решения, а также для соответствующего изменения положений инструкций или разъяснений контролирующих органов по этому вопросу. Указанное решение суда (арбитражного суда) вступает в силу с момента его принятия и должно быть обнародовано за счет стороны, которая проиграла спор (была признана виновной), в течение 30 календарных дней с момента принятия такого судебного решения".
Но в этом абзаце Закона так четко изложено что и когда должно быть обнародовано, что, может быть, в постановлении Кабмина речь все-таки идет не об указанном решении. И тогда возникает вопрос, а о каком?
Не знаю к какому мнению пришли читатели, но лично у автора этих срок после ознакомления с постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка предоставления налоговых разъяснений" от 16.05.2001 г. N 494 возникло мнение, что было бы неплохо, если бы центральный налоговый орган издал налоговое разъяснение по вопросу: а как же применять именно это постановление Кабмина?
Ведь в постановлении так и указано, что "разъяснения предоставляются в случае, если нормой закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона... допускается неоднозначная (множественная) трактовка прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов..."
Как могли заметить читатели, постановление Кабмина и Закон по различному толкуют отдельные положения. Плохо только одно, что такое разъяснение в виде приказа ГНАУ придется ожидать очень долго, может лучше переделать само постановление?
"Бухгалтерия, налоги, бизнес" N 25 (296) от 5 июля 2001 г.
