Ответственность за невыполнение
требований по охране труда

Изначально собственник и администрация предприятия были поставлены в неравные условия не только по отношению к ответственности перед работниками, но и перед многочисленными проверяющими. Пожарная безопасность, санитарногигиенический контроль, контроль за безопасностью оборудования и рабочих мест, условий труда, страховые эксперты - для каждого вида контроля предусмотрен отдельный "контролер", отдельная ответственность, свои санкции.

Помимо уполномоченных трудовых коллективов, членов комиссии по вопросам охраны труда, специалистов службы охраны труда предприятия, осуществляют соответствующие государственные органы. Основные полномочия и права органов государственного надзора за охраной труда и их перечень приведены в статьях 44, 45 Закона Украины "Об охране труда" от 14.10.92 г. N 2694-XII (далее Закон об охране труда).

Относительно недавно Кабмин также утвердил Положение о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде (постановление от 29.11.2000 N 1771). Госнадзортруда заменит две прежние структуры: главную государственную инспекцию труда и Государственную экспертизу условий труда Украины.

В пункте 5 Положения о Государственном департаменте по надзору за охраной труда, утвержденного постановлением КМУ от 06.06.2000 г. N 925, указаны полномочия должностных лиц Госнадзорохрантруда. Среди этих прав:

- беспрепятственно в любое время и без предварительного уведомления (!) посещать предприятия для проверки соблюдения требований законодательства об охране труда;

- направлять руководителям и должностным лицам предприятий обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений;

- до устранения нарушений требований законодательства об охране труда останавливать эксплуатацию предприятий, объектов, отдельных производств, машин, механизмов и т.п., если эти нарушения создают угрозу жизни или здоровью работающих. Единый порядок установлен Инструкцией о порядке остановки эксплуатации объектов при наличии нарушений нормативных актов об охране труда, утвержденной приказом Госнадзорохрантруда от 30.12.94 N 133;

- налагать штрафы на предприятия, учреждения и организации в случае нарушения нормативно-правовых актов об охране труда;

- привлекать к административной ответственности должностных лиц, работников, виновных в нарушении законов и прочих нормативно-правовых актов об охране труда;

- направлять руководителям предприятий представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, а при необходимости направлять материалы органам прокуратуры для привлечения их к уголовной ответственности.

Презумпция виновности и материальной ответственности собственника заложена в ст.4 Закона об охране труда, в частности, на него возложена полная ответственность за создание работнику безопасных и невредных условий труда. Причем, как вытекает из полномочий органов Госнадзорохрантруда, неприятности из-за несоблюдения требований охраны труда подстерегают не только собственников при наличии факта несчастного случая на предприятии.

Упоминание о штрафах, налагаемых на предприятия за нарушение нормативных актов об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов госнадзора по вопросам безопасности и гигиены труда, содержится в ст.31 Закона об охране труда. Здесь же установлен и максимальный размер штрафа, который может составить до 2% месячного фонда оплаты труда предприятия. Конкретный размер штрафа указывается в постановлении по результатам комплексной проверки, проведенной органами Госнадзорохрантруда и может быть обжалован в судебном порядке в течение месяца.

Несмотря на то что все обязательные выплаты потерпевшему с 1 апреля 2001 года возложены на Фонд страхования от несчастного случая, собственнику не избежать дополнительных затрат в случае аварии или несчастного случая. Однако в данном случае ст.31 Закона об охране труда содержит лишь ссылку на законодательство, а сами размеры определены не законом, а постановлением Кабмина от 17.09.93 г. N 754, которым утверждено Положение о порядке наложения штрафов на предприятия, учреждения и организации за нарушение нормативных актов об охране труда. Отметим, что согласно п.6 Положения предприятия самостоятельно, без предписания органа государственного надзора обязаны при несчастном случае насчитать и перечислить штрафы исходя из среднемесячного заработка потерпевшего:

а) без стойкой потери трудоспособности - в перерасчете на период больничного работника;

б) при стойкой потере трудоспособности - половина среднемесячного заработка, умноженного на процент потери трудоспособности;

в) при смерти пострадавшего - 24 среднемесячные зарплаты.

Сокрытие несчастного случая штрафуется десятикратным увеличением указанной суммы, а несоблюдение установленных сроков уплаты штрафов - 2% пени за каждый день просрочки.

Учитывая, что вновь созданный Фонд страхования от несчастных случаев становится правопреемником государственного, отраслевых, региональных фондов охраны труда, предусмотренных ст.21 Закона об охране труда, следует ожидать изменений в нормативных актах, касающихся порядка наложения штрафных санкций на предприятия.

По всей видимости, останутся лишь санкции в виде "повышения в классе", установления надбавок к ставкам взносов на социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, предусмотренные ст.47 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведшим к потере трудоспособности" от 23.09.99 г. N 1105-XIV.

Уголовная ответственность по действующему Уголовному кодексу может наступать и без нанесения вреда и наличия пострадавшего. Классический пример пренебрежения охраной труда приводится в комментариях к Уголовному кодексу (далее - УК). Главный инженер мебельной фабрики был осужден к одному году исправительных работ за: неустановленный вентилятор в лакировальном цехе, что квалифицировалось по ст.135 УК "Нарушение требований законодательства об охране труда". Как отмечалось в приговоре, в результате непринятия мер создалась реальная возможность потери зрения работницами цеха. Если бы вероятное стало реальным, ответственному должностному лицу "светило" бы четыре года лишения свободы (ст.135 УК).

Более суровое наказание предусмотрено статьями 218-220 УК за нарушение правил безопасности при выполнении горных, строительных работ или на взрывоопасных предприятиях (цехах), приведшие к наступлению несчастного случая, - до восьми, пяти и десяти лет лишения свободы, соответственно.

Недавно принятый Верховной Радой новый Уголовный кодекс содержит специальный раздел X "Преступления против безопасности производства". И хотя санкции статей предусматривают различные виды наказаний за одно и то же преступление, в ряде случаев максимальное наказание в виде лишения свободы даже более сурово, чем по действующему кодексу. Например, за нарушение требований законодательства об охране труда, что нанесло вред здоровью пострадавшего, предусмотрено либо наложение штрафа до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (далее - н.м.) (850 грн.), либо исправительные работы или ограничение свободы (новый вид наказания) до 2 лет (ст.277 нового УК). Те же действия, повлекшие гибель людей, или другие тяжелые последствия могут обернуться 7 годами лишения свободы (на данный момент УК предусматривает максимум 4 года лишения свободы за любой несчастный случай без уточнения последствий).

Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, приведшее к возникновению пожара, который нанес вред здоровью людей или имущественный вред в крупном размере по действующему Кодексу (ст.220-1) влечет лишение свободы до 3 лет, исправительные работы до 2 лет или наложение штрафа от 50 до 120 н.м. (от 850 до 2040 грн.). Если же во время пожара погибли люди или сгорело имущество "в особо крупных размерах", то санкция статьи предусматривает лишение свободы от 3 до 8 лет. В новом УК содержится точно такая же статья (ст.270), с теми же санкциями, но в первой части лишение свободы заменено на "ограничение свободы".

Персональные административные санкции за несоблюдение законодательства о труде (в частности, за непредоставление информации, невыполнение требований органов надзорных инстанций) установлены в Кодексе об административных правонарушениях (статьи 41,41-1,41-2, 41-3, 93, 94, 95, 188-4,188-5,188-6) и колеблются от 3 до 14 н.м. Например, за невыполнение законных требований органов Госнадзорохрантруда по устранению нарушений законодательства об охране труда или создание препятствий для деятельности этих органов статья 1884 предусматривает наложение штрафа: на работников - от 3 до 5 н.м., а на должностных лиц - от 10 до 14 н.м.

Статья 41, в частности, оговаривает наложение штрафа за нарушение требований законодательных и прочих нормативных актов об охране труда на работников от 2 до 5 н.м., а на должностных лиц предприятий и граждан субъектов предпринимательской деятельности - от 5 до 10 н.м.

"Все о бухгалтерском учете" N 55 (601) от 13 июня 2001 г.