Уплата предприятием-банкротом налогов и сборов:
правовые особенности
ВОПРОС: Наше предприятие арбитражным судом было объявлено банкротом. Этот процесс длится уже второй год. Работает ликвидационная комиссия. Нас интересуют вопросы:
1. Начисляется ли плата за землю, налог на транспорт и предоставлять ли расчет платы за землю и налог на транспорт в налоговую инспекцию, ведь предприятие остается землепользователем и автотранспорт также находится на нашем балансе?
2. Облагается ли налогом сумма безнадежной кредиторской задолженности? Налоговая инспекция согласно письму N 491/6/15-1116 от 01.02.2000 г. требует включения этой суммы в валовой доход.
3. Какой порядок снятия с учета в налоговой предприятия при его ликвидации?
ОТВЕТ: В соответствии со статьей 23 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" от 30 июня 1999 года N 784-XIV (далее - Закон N 784) со дня принятия арбитражным судом постановления о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры:
- предпринимательская деятельность банкрота завершается окончанием технологического цикла по изготовлению продукции при возможности ее продажи;
-срок выполнения всех денежных обязательств банкрота и обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) считается наступившим;
-прекращается начисление неустойки (штрафа, пени), процентов и других экономических санкций по всем видам задолженности банкрота;
- сведения о финансовом положении банкрота прекращают быть конфиденциальными или коммерческой тайной;
-заключение соглашений, связанных с отчуждением имущества банкрота или передачей его имущества третьим лицам, допускается в порядке, предусмотренном этим разделом;
- отменяется арест, наложенный на имущество должника, признанного банкротом, или другие ограничения относительно распоряжения имуществом такого должника. Наложение новых арестов или других ограничений относительно распоряжения имуществом банкрота не допускается;
- требования по обязательствам должника, признанного банкротом, которые возникали при проведении процедур банкротства, могут предъявляться только в пределах ликвидационной процедуры.
Но налоговое законодательство Украины не связывает наличие предпринимательской деятельности или денежных средств с обязанностью уплаты налогов.
При ответе на вопрос: платить или не платить? - решающими являются два условия:
1) существование субъекта налогообложения - налогоплательщика;
2) наличие объекта налогообложения - в соответствии со статьей 6 Закона Украины "О системе налогообложения" от 25 июня 1991 года N 1251 - доходов (прибыли), добавленной стоимости продукции (работ, услуг), стоимости продукции (работ, услуг), в том числе таможенной, или ее натуральных показателей, специального использования природных ресурсов, имущества и других объектов, определенных законами Украины о налогообложении.
До тех пор, пока предприятие не снято с учета как налогоплательщик, действует первое условие.
Право собственности на земельные участки, транспортные средства и т.п., операции по продаже имущества и имущественных прав, увольнение работников предприятия и выплата им в соответствии с Кодексом законов о труде (ст.ст.40, 49-3) среднемесячной заработной платы на период трудоустройства (но не более чем на три месяца) - обусловливает наличие второго условия.
Так, при реализации имущества вашего предприятия возникает объект налогообложения - его продажная стоимость, а следовательно и обязательство по уплате налога на добавленную стоимость (см. письма ГНАУ "О налоге на добавленную стоимость" от 25 октября 2000 года N 5912/6/16-1220-5, "Относительно порядка налогообложения операций по продаже имущества ликвидируемых предприятий" от 3 июля 1998 года N 7970/10/16-1201, "Относительно порядка обложения налогом на добавленную стоимость операций по продаже имущества ликвидируемых предприятий" от 2 июля 1998 года N 7137/11/16-1218, "Относительно возмещения сумм налога на добавленную стоимость при ликвидации предприятия" от 20 мая 1998 года N 5902/10/16-1120-2).
Если в состав такого имущества входят подакцизные товары (продукция), возникает обязательство по уплате еще и акцизного сбора.
В соответствии со статьей 1 Закона Украины "О плате за землю" от 3 июля 1992 года N 2535 плательщиками земельного налога являются собственники земли и пользователи. До того момента, пока в установленном законом порядке собственность или пользование земельным участком не перейдет к другому юридическому или физическому лицу (как правило, вследствие продажи здания, расположенного на таком участке), предприятие-банкрот обязано исчислять и уплачивать (или представлять в учреждение банка платежные поручения на уплату) указанный налог.
В соответствии со статьей 1 Закона Украины "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов" от 11.12.91 г. N 1963-XII налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов уплачивается юридическими и физическими лицами, которые имеют зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные транспортные средства.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов исчисляется юридическими лицами на основании отчетных данных о количестве транспортных средств и других самоходных машин и механизмов по состоянию на 1 января текущего года. Более того, перерасчеты юридическими лицами размера налога в связи с перерегистрацией транспортных средств, определенных этим Законом, в течение данного года не проводятся.
Таким образом, ответ на первую часть вопроса утвердителен: пока предприятие остается собственником (пользователем) земельного участка и транспортных средств, необходимо начислять и уплачивать соответствующие налоговые платежи. Аналогичный вывод содержит и Информационное письмо Высшего арбитражного суда Украины от 10 августа 2000 года N 01-8/413.
Теперь давайте определим, кто именно несет ответственность за выполнение предприятием-банкротом обязательств, возникающих при проведении ликвидационной процедуры, в частности по уплате налогов.
Раньше, до 01.01.2000 г., в соответствии со статьей 16 Закона Украины "О банкротстве" от 14 мая 1992 года N 2343-XII (старая редакция) арбитражный суд назначал ликвидаторов, которые создавали ликвидационную комиссию. Ликвидационная комиссия:
- управляла имуществом банкрота;
- осуществляла инвентаризацию и оценку имущества банкрота;
- признавала ликвидационную массу и распоряжалась ею;
- принимала меры по взысканию дебиторской задолженности;
- реализовывала имущество банкрота и осуществляла другие меры, направленные на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с Законом Украины "О предприятиях в Украине" от 27.03.91 г. N 887-XII.
Теперь в соответствии со статьей 24 Закона N 784 арбитражный суд назначает ликвидатора, который со дня своего назначения осуществляет следующие полномочия (статья 25 Закона N 784):
- принимает в свое ведение имущество должника, принимает меры по обеспечению его сохранности;
- выполняет функции по управлению и распоряжению имуществом банкрота;
-осуществляет инвентаризацию и оценку имущества банкрота согласно законодательству;
- анализирует финансовое положение банкрота;
- выполняет полномочия руководителя (органов управления) банкрота;
- возглавляет ликвидационную комиссию и формирует ликвидационную массу;
- предъявляет к третьим лицам требования относительно возврата дебиторской задолженности банкроту;
- имеет право получать кредит для выплаты выходного пособия работникам, увольняемым вследствие ликвидации банкрота, который возмещается в первую очередь согласно статье 31 Закона N 784 за счет средств, полученных от продажи имущества банкрота;
- со дня признания должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры извещает работников банкрота об увольнении и осуществляет его в соответствии с законодательством Украины о труде. Выплата выходного пособия уволенным работникам банкрота производится ликвидатором в первую очередь за счет средств, полученных от продажи имущества банкрота или полученного в этих целях кредита;
- заявляет в установленном порядке возражения по заявленным к должнику требованиям кредиторов;
- заявляет об отказе от выполнения договоров банкрота в порядке, установленном Законом N 784;
- принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества банкрота, которое находится у третьих лиц;
- передает в установленном порядке на хранение документы банкрота, которые в соответствии с нормативно-правовыми документами подлежат обязательному хранению;
- реализует имущество банкрота для удовлетворения требований, включенных в реестр требований кредиторов, в порядке, предусмотренном Законом N 784;
- уведомляет о своем назначении государственный орган по вопросам банкротства в десятидневный срок со дня принятия решения арбитражным судом и предоставляет государственному органу по вопросам банкротства информацию для ведения единой базы данных по предприятиям-банкротам;
- осуществляет другие полномочия, предусмотренные Законом N 784.
Со дня назначения ликвидатора к нему переходят права руководителя (органов управления) юридического лица - банкрота.
Итак, если ликвидационная процедура введена до 1 января 2000 года, необходимо руководствоваться требованиями старой редакции Закона (от 14 мая 1992 года N 2343-XII), и ответственным лицом предприятия-банкрота является председатель ликвидационной комиссии. В случае введения ликвидационной процедуры после 1 января 2000 года вступают в силу нормы новой редакции Закона (от 30 июня 1999 года N 784-XIV) и ответственным лицом является ликвидатор (арбитражный управляющий).
Требования Государственной налоговой администрации Украины, изложенные в письме N 491/6/15-1116 от 01.02.2000 г., относительно включения в валовой доход дебитора-банкрота сумм погашенной задолженности перед кредитором, денежные требования которого были заявлены после того, как истек срок, установленный законодательством, являются правомерными. Правда, наша аргументация указанного вывода отличается от изложенной в письме ГНАУ.
Давайте вспомним определение валовых расходов, предоставленное в пункте 5.1 статьи 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22 мая 1997 года N 283/97-ВР.
"Валовые расходы производства и обращения (далее - валовые расходы) сумма любых расходов налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются (изготавливаются) таким налогоплательщиком для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности".
Итак, если такая компенсация налогоплательщиком не осуществлена, а в свое время стоимость полученных от кредитора товаров (работ, услуг) отнесена к составу валовых расходов при исчислении налогового результата, то база налогообложения для такого плательщика должна увеличиться. И, по нашему мнению, путем уменьшения суммы валовых расходов.
Относительно третьей части вопроса.
Если по результатам ликвидационного баланса после удовлетворения требований кредиторов не осталось имущества, арбитражный суд выносит определение о ликвидации юридического лица - банкрота. Копия этого определения направляется органу, осуществившему государственную регистрацию юридического лица - банкрота, и органам государственной статистики для исключения юридического лица из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, а также собственнику (органу, уполномоченному управлять имуществом), органам государственной налоговой службы по местонахождению банкрота (статья 32 Закона N 784).
В соответствии с пп.8.7 п.8 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом ГНА Украины от 19 февраля 1998 года N 80 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 16 марта 1998 года под N 172/2612), получив решение арбитражного суда, орган государственной налоговой службы снимает такого налогоплательщика с учета. Подразделения, ответственные за учет плательщиков, составляют справку о снятии с учета налогоплательщика по ф.N 12-ОПП и направляют ее в органы государственной регистрации.
"Все о бухгалтерском учете" N 11 (557) от 7 февраля 2001 г.
