Фиксированный сельскохозяйственный налог
в вопросах и ответах
Значение фиксированного сельскохозяйственного налога (далее - ФСП) для производителей сельскохозяйственной продукции можно сравнить разве что со значением единого налога для частных предпринимателей. Ни для кого не будет секретом, что в условиях сезонного производства специализированный сельскохозяйственный налог позволяет его плательщикам продуктивно работать. Еще больше возросло его значение после проведения общегосударственной аграрной реформы, когда большинство предприятий осталось "на мели" без свободных оборотных средств и с унаследованными "родительскими" долгами. Для таких плательщиков ФСП стал единственной возможностью удержаться на плаву.
Какими нормативно-правовыми документами регулируется порядок исчисления и уплаты ФСП?
Основными документами являются:
1. Закон Украины "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" от 17.12.98 г. N 320-XIV, со всеми изменениями и дополнениями (далее - Закон о ФСП).
2. Положение о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога, утвержденное постановлением КМУ от 23.04.99 г. N 658 (далее - Положение N 658).
И конечно же, существуют инструктивные документы Государственной налоговой администрации Украины:
3. Порядок расчета фиксированного сельскохозяйственного налога и заполнения формы расчета, утвержденный приказом ГНА Украины от 27.04.99 г. N 230 (далее - Порядок N 230).
4. Порядок налогового учета фиксированного сельскохозяйственного налога, утвержденный приказом ГНА Украины от 19.05.99 г. N 267 (далее - Порядок N 267).
В счет каких налогов, сборов и платежей уплачивается ФСП?
Откроем Закон о ФСП. Статья 1 этого документа определяет, что фиксированный сельскохозяйственный налог - это налог, который не изменяется в течение определенного Законом срока и взимается с единицы земельной площади. В соответствии со статьей 14 Закона Украины "О системе налогообложения" от 25.06.91 г. N 1251-XII (далее - Закон о системе налогообложения) этот налог является общегосударственным. Главной особенностью ФСП является то, что он уплачивается вместо целого ряда налогов, сборов и других платежей. Поэтому, если можно так сказать, он вобрал в себя одиннадцать* различных налогов, сборов, обязательных платежей:
-налог на прибыль предприятий;
-плату (налог) за землю;
-налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
-коммунальный налог;
-сбор за геологоразведочные роботы, выполненные за счет государственного бюджета;
-сбор на обязательное социальное страхование;
-сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;
-сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
-сбор в Государственный инновационный фонд;
-плату за приобретение торгового патента на осуществление торговой деятельности;
-сбор за специальное использование природных ресурсов (в части пользования водой для нужд сельского хозяйства).
Все остальные налоги и сборы, определенные ст.ст.14 и 15 Закона о системе налогообложения, уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством. Поэтому, плательщик ФСП не освобождается от уплаты:
-налога на добавленную стоимость;
-акцизного сбора;
- сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
-пошлины;
- государственной пошлины;
- рентных платежей;
-сбора за загрязнение окружающей среды;
-прочих (кроме коммунального налога) местных налогов и сборов (в т.ч. рыночного сбора, налога с рекламы, сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг и т.п.).
Плательщики ФСП также не освобождаются от удержания налога на дивиденды и налога на репатриацию доходов. Кроме того, они несут ответственность за удержание и перечисление в бюджет сумм подоходного налога с наемных работников.
Кто может быть плательщиком ФСП?
На этот вопрос дан четкий ответ в статье 2 Закона о ФСП. Первым ее абзацем определено, что плательщиками ФСП являются сельскохозяйственные предприятия разных организационно-правовых форм, предусмотренных законами Украины, крестьянские и другие хозяйства, занимающиеся производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, в которых сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышает 50% общей суммы валового дохода предприятия**.
Дополнение к этому определению содержится во втором абзаце пункта 1 Положения N 658: "...при наличии сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений)..." то есть при наличии объекта налогообложения. Объектом налогообложения ФСП является площадь сельскохозяйственных угодий, переданных сельскохозяйственному товаропроизводителю в собственность или предоставленных ему в пользование, в том числе на условиях аренды (ст.3 Закона о ФСП).
Читаем дальше статью 2 Закона о ФСП: к плательщикам ФСП относятся собственники земельных участков и землепользователи, в том числе арендаторы, которые производят товарную сельскохозяйственную продукцию, кроме собственников и землепользователей земельных участков, переданных для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий (приусадебный участок), садоводства, дачного строительства, а также предоставленных для огородничества, сенокошения и выпаса скота.
Что касается требования "превышение 50% валового дохода", то такое превышение может составлять, скажем, и 1%, тогда как остальную часть валового дохода (49%) может занимать доход от какой-либо другой предпринимательской деятельности (торговля, предоставление бытовых услуг и т.п.). При этом предприятие имеет право уплачивать ФСП.
Как определить, относится ли предприятие к категории сельскохозяйственных?
Для того чтобы убедиться в этом, следует воспользоваться Классификатором видов экономической деятельности ДК 009-96, утвержденным приказом Государственного комитета по стандартизации, методологии и сертификации от 22.10.96 г. N 441. В соответствии с этим документом сельскохозяйственным предприятиям (включая рыболовные предприятия) присваиваются коды 01.1-01.4 (01.11, 01.12, 01.13, 01.21, 01.22, 01.23, 01.24, 01.25, 01.30, 01.41, 01.42).
Что включается в состав валового дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства?
Подводным камнем при определении возможности перехода на уплату ФСП может стать значение термина "продукция собственного производства". Казалось бы, вопрос не сложный: продукция собственного производства сельскохозяйственного предприятия - это продукция, расходы на производство которой учитываются на балансе предприятия на счетах 23 "Производство", 91 "Общепроизводственные расходы" и 92 "Общехозяйственные расходы". Кроме того, сельскохозяйственные предприятия объем полученной хозяйством продукции отражают в специализированных формах годового отчета - N 9-АПК "Производство и себестоимость продукции растениеводства", N 13-АПК "Производство и себестоимость продукции животноводства". В эту отчетность включают данные о собранных площадях сельскохозяйственных культур, среднегодовом поголовье животных и птицы, объемы производства всех видов продукции растениеводства и животноводства, а также материальные расходы и затраты труда на их производство. Реализация продукции собственного производства, а также объемы продукции, направленной на промышленную переработку, отражаются в форме N 7-АПК.
Вместе с тем согласно п.2 Положения N 658 в валовой доход от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства включаются стоимость:
- реализованной продукции растениеводства и животноводства собственного производства;
- реализованной сельскохозяйственной продукции, изготовленной из сельскохозяйственного сырья собственного производства на собственных перерабатывающих предприятиях;
- реализованной продукции, изготовленной из собственного сырья на давальческих условиях, независимо от территориального расположения перерабатывающего предприятия;
- предоставленных услуг (услуги машинно-тракторного парка, строительных и ремонтных бригад, другие услуги), связанных с сельскохозяйственным производством.
Рассмотрим следующую ситуацию: сельскохозяйственное предприятие занимается производством колбас и использует для этого как собственное сырье, так и сырье, закупленное у других предприятий. Кроме того, полученный урожай семян подсолнечника перерабатывается на растительное масло на другом предприятии на давальческих условиях. Потом полученные колбасы и растительное масло реализуются через собственную торговую сеть или отпускаются другим кредиторам в погашение задолженности. Можно ли учитывать доходы от реализации такой продукции при определении возможности перехода на уплату ФСП?
В нашем случае растительное масло изготавливается из собственного сырья на давальческих условиях. Поэтому при определении возможности перехода на уплату ФСП сумма, полученная от дальнейшей реализации такого растительного масла, может быть включена в состав валового дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства. Как правило, в счет оплаты за предоставленные услуги перерабатывающее предприятие получает сырье (например, семена подсолнечника), или готовую продукцию (растительное масло). Также в валовой доход предприятия, которое предоставляло продукцию для переработки, может быть включена стоимость семян или готовой продукции, использованных для расчета за предоставленные перерабатывающим предприятием услуги.
Что касается стоимости реализованной продукции, изготовленной на собственных перерабатывающих предприятиях, то здесь ситуация сложнее. Если буквально читать определение валового дохода, приведенное в п.2 Положение N 658, получается, что для того чтобы попасть в его состав, изготовленная на собственных перерабатывающих мощностях реализуемая продукция, должна быть исключительно сельскохозяйственной. Разумеется, это нонсенс, поскольку после окончания процесса переработки продукция из сельскохозяйственной превращается в промышленную. То есть из сельскохозяйственного сырья не может быть изготовлена сельскохозяйственная продукция. А вот для реализованной продукции, изготовленной из собственного сырья на давальческих условиях, никаких ограничений не установлено. Поэтому несмотря на такую неточность в определениях, при исчислении суммы валового дохода учитывается именно стоимость любой реализованной продукции, но обязательно изготовленной из сельскохозяйственного сырья собственного производства. Кстати, реализованная промышленная продукция, изготовленная из сельскохозяйственного сырья, отражается в формах N 18-АПК (мясная промышленность), N 19-АПК (маслосыродельная и молочная промышленность) и N 20-АПК (пищевая, мукомольная и крупяная, рыбная, плодоовощная промышленность).
Итак, если для производства готовой продукции было использовано только собственное сырье, стоимость реализованной готовой продукции можно включать в состав валового дохода от реализации сельскохозяйственной продукции без ограничений.
Если же для производства готовой продукции используется и собственное, и приобретенное на стороне сельскохозяйственное сырье, то, по нашему мнению, правомерным будет включение в валовой доход только той части реализованной продукции, которая была изготовлена из собственного сырья.
Пример: на производство 1 кг колбас расходуется 1,3 кг сырья. Колбасным цехом было использовано 30 кг собственного сырья и 70 кг закупленного на стороне, в результате чего получено 77 кг готовой продукции по цене 10 грн./кг. Готовая продукция полностью реализована.
В валовой доход от реализации продукции собственного производства может быть включена сумма, равная (30 : 1,3) х 10 = 23 х 10 = 230 грн.
При этом обязательным является наличие первичных документов, подтверждающих факт передачи продукции собственного производства на переработку.
Что следует считать "продукцией собственного производства", если сельскохозяйственное предприятие заключило договор о совместной деятельности?
В соответствии с подпунктом 7.7.2 пункта 7.2 статьи 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР учет результатов совместной деятельности ведется налогоплательщиком, уполномоченным на это другими сторонами согласно условиям договора, отдельно от учета хозяйственных результатов такого налогоплательщика. То есть из всех предприятий, заключивших договор на совместную деятельность, выбирается одно, которое и ведет учет результатов совместной деятельности на отдельном балансе. Расходы на производство продукции, ее поступление учитываются на отдельном балансе, следовательно, такую продукцию нельзя считать продукцией собственного производства, поскольку она принадлежит всем участникам совместной деятельности независимо от характера ее распределения между ними.
Можно ли быть плательщиком ФСН, не имея собственных земель?
Существует мнение, что птицефабрики, откормочные предприятия, зверохозяйства и другие предприятия, у которых отсутствуют сельскохозяйственные угодья, не могут быть отнесены к плательщикам ФСП. Но, по нашему мнению, пока такой документ не существует, любое из таких предприятий может арендовать хотя бы 0,01 га сельскохозяйственных угодий (поскольку законодательно минимальная площадь таких угодий не установлена), подтвердить отчетностью за предыдущий год свое право на такой вид налогообложения, и в последующем - зарегистрироваться в качестве плательщика ФСП.
Может ли перейти на уплату ФСП вновь созданное предприятие?
Ответ однозначен - нет. Причина такой категоричности кроется в тех же "50% валового дохода", поскольку речь идет о валовом доходе от реализации продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год. У вновь созданного предприятия предыдущего года быть не может. Поэтому остается одно: проработать один год на общей системе налогообложения.
Единственным исключением из этого правила в течение 2000 года были созданные на основе реорганизованного коллективного сельскохозяйственного предприятия - плательщика ФСП субъекты хозяйствования разных организационно-правовых форм, которые занимались производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции. Они автоматически становились плательщиками ФСП. Однако с нового года таким предприятиям все равно придется доказывать свое право и в дальнейшем уплачивать ФСП на общих основаниях с соблюдением всех необходимых для этого условий.
Какой порядок перехода на уплату ФСП?
Для того чтобы перейти на уплату налога, следует подать заявление в налоговые органы. Срок подачи такого заявления законодательно не установлен. Однако в п.10 Порядка N 230 определено, что справка, заверенная печатью, которая подтверждает статус плательщика ФСП, выдается налогоплательщику только после сдачи расчета ФСП в орган государственной налоговой службы.
Отдельно отметим, что Законом о ФСП не предусмотрена возможность для плательщиков ФСП отказаться от уплаты этого налога в течение года. Итак, если вы с 1 января нового года попали в ряды плательщиков этого налога, вы вынуждены оставаться в них до 1 января следующего года (ст.2 Закона о ФСП).
Если в отчетном году валовой доход будет составлять менее 50 процентов общего объема реализации, то предприятие со следующего года будет облагаться налогами на общих основаниях. Опять вернуться к уплате налога можно будет только через год (при выполнении всех необходимых условий).
Как исчисляется ФСП и в какие сроки подается расчет?
При определении размера налога закрепленную за предприятием площадь сельскохозяйственных угодий умножают на ее денежную оценку и ставку ФСП с 1 га сельскохозяйственных угодий, которая устанавливается в процентах к их денежной оценке. Ставка налога составляет: для пашни, сенокосов, пастбищ 0,5%; для многолетних насаждений - 0,3%.
Для хозяйств, осуществляющих деятельность в горных зонах и на полесских территориях, ставки налога составляют, соответственно, 0,3% и 0,1%. Кстати, при определении, к какой административной зоне относится то или иное предприятие, на помощь придет постановление КМУ "Об определении полесских территорий Украины" от 25.12.98 г. N 2068, где указаны критерии отнесения административнотерриториальных единиц к полесским территориям и определено, какие именно территории относятся к горным.
Для хозяйств, осуществляющих деятельность на обычных землях, Порядком N 230 предусмотрены следующие формулы для расчета фиксированного сельхозналога:
|
Дпаш х 0,5 Дсен х 0,5 |
|
Дпаст х 0,5 Дмн.нас. х 0,3 |
где: Ппаш, сен, паст, мн.нас. - площадь пашни, сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений, принадлежащая налогоплательщику, в том числе на условиях аренды;
Дпаш, сен, паст, мн.нас. - денежная оценка пашни, сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений, рассчитанная по Методике денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденной постановлением КМУ от 23.03.95 г. N 213.
Говоря об исчислении ФСП, следует указать и на то, что абзацем 4 статьи 2 Закона о ФСП установлено дополнительное требование относительно размера налога. Так, если у сельскохозяйственных товаропроизводителей начисленная в 1997 году сумма налогов и сборов (обязательных платежей) превышает сумму ФСП более чем в три раза, то для суммы фиксированного налога установлены следующие коэффициенты: в случае превышения в три-четыре раза - 1,5; в случае превышения более чем в четыре раза - 2. Однако понятно, что такая норма закона будет применяться лишь к тем предприятиям, которые вели деятельность в 1997 году.
Расчет сумм ФСП, подписанный руководителем и главным бухгалтером хозяйства и скрепленный печатью, представляется в органы государственной налоговой службы по месту нахождения налогоплательщика до 1 февраля текущего года. Кроме того, если предприятие имеет несколько земельных участков в разных районах, необходимо дополнительно заполнять и представлять в налоговый орган каждого из таких районов расчет налога по соответствующему земельному участку.
Такие расчеты налогоплательщик предоставляет в те же сроки, что и основной расчет. Если в течение года на предприятии происходит изменение площадей сельскохозяйственных угодий, то в соответствии со статьей 3 Закона о ФСН необходимо осуществить уточнение суммы ФСН на период до окончания налогового года и в течение месяца представить расчеты в органы государственной налоговой службы по месту расположения земельного участка и месту регистрации налогоплательщика. К расчету прилагается извлечение из государственного земельного кадастра о составе земельных угодий и их оценке.
Влияет ли на расчет ФСП изменение денежной оценки, которая осуществляется в соответствии с законодательством?
Если буквально соблюдать требования статьи 3 Закона о ФСП, то в расчет следует принимать денежную оценку земель, проведенную по состоянию на 01.06.95 г. Поэтому некоторые специалисты считают, что и в дальнейшем следует пользоваться именно такими значениями денежной оценки земли. Однако заканчивается статья 3 Закона о ФСП абзацем следующего содержания: "Денежная оценка сельскохозяйственных угодий в случае необходимости может уточняться согласно законодательству". Как понимать такую норму Закона, особенно учитывая тот факт, что в соответствии с постановлением КМУ от 12 мая 2000 г. N 783 "О проведении индексации денежной оценки земель" эта же оценка была существенно увеличена? Чтобы ответить на этот вопрос, следует определиться с тем, что такое денежная оценка земли вообще. Определение этого термина мы можем найти в Законе Украины "О плате за землю" от 03.07.92 г. N 2535-XII (далее - Закон о плате за землю) - это капитализированный рентный доход с земельного участка, то есть доход, который зависит от качественных характеристик земли и интенсивности ее эксплуатации. Есть в Законе о плате за землю и несколько других существенных тезисов:
1. Денежная оценка земельного участка проводится Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины. Денежная оценка земельного участка ежегодно по состоянию на 1 января уточняется на коэффициент индексации, порядок проведения которой утверждается Кабинетом Министров Украины.
2. Денежная оценка земли применяется для экономического регулирования земельных отношений при заключении гражданско-правовых соглашений, предусмотренных законодательством Украины.
При расчете ФСП используется денежная оценка, исчисленная по установленной правительством методике. Поэтому, по нашему мнению, при проведении на общегосударственном уровне индексации денежной оценки (которая, кстати, является необходимостью для всех без исключения собственников земли и землепользователей) для расчета ФСП следует брать проиндексированные значения оценки земли.
Какие земли включаются в расчет ФСП?
При отнесении земли к той или иной группе, в частности, к сельскохозяйственным угодьям следует руководствоваться Инструкцией по заполнению государственной статистической отчетности по количественному учету земель (ф. N 6-зем., 6а-зем., 6б-зем., 2-зем.), утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 05.11.98 г. N 377. Согласно этой Инструкции сельскохозяйственные угодья - это земельные угодья, которые систематически используют для получения сельскохозяйственной продукции. К ним относятся пашня, залежи, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища.
Кроме того, сельскохозяйственному предприятию могут принадлежать и другие земли, которые находятся в стадии мелиорации, лесозащитные полосы, земли под дорогами, сооружениями и главное - земли под хозяйственными зданиями и дворами. Как же быть с такими землями при расчете сумм ФСП?
Согласно Закону о ФСП при расчете сумм ФСП используются данные о площадях и денежная оценка только по пашне, сенокосам, пастбищам и многолетним насаждениям. Остальные земли, на которые нормами указанного Закона не определены ставки, не облагаются для плательщиков ФСП.
Включаются ли в расчет ФСП арендованные земли и арендованные земельные доли (паи)?
В расчет ФСП включаются только те из арендованных земель, которые налогоплательщик арендует у предприятия, не являющегося плательщиком ФСП (п.9 Положения N 658). Поэтому рекомендуем до заполнения расчета налога (о котором речь пойдет ниже) убедиться, что арендодатель не планирует переходить на уплату ФСП в том же году, в котором планируете это сделать вы. Хотелось бы также предупредить тех плательщиков ФСП, которые включают в расчет такие земли: следует убедиться в том, что заключенные договоры соответствуют всем требованиям Закона Украины от 06.10.98 г. N 161-XIV "Об аренде земли" (имеют все необходимые реквизиты, заверены нотариально и прошли государственную регистрацию). Это позволит избежать недоразумений с налоговыми органами.
Что же касается земель государственной и коммунальной собственности, которые арендуются у местных советов, то такие земли также следует включать в расчет ФСП. Напомним, что "пикантностью" этой ситуации является то, что в результате такой операции на счета арендодателя (местного совета) уплачивается не просто арендная плата, а сумма, которая является платой в бюджет, приравненной к земельному налогу (ст.2 Закона Украины "О плате за землю" N 2535-XII от 03.07.92 г. в редакции Закона Украины от 19.09.96 г. N 378/96-ВР и п.5 ст.19 Закона Украины "Об аренде земли"). Вместе с тем, как мы указывали выше, плательщик ФСП освобождается от налога (платы) за землю. К сожалению, предприятию - плательщику ФСП все равно придется уплачивать арендную плату, поскольку это предусмотрено договором между ним и арендодателем, даже если такой арендодатель - местный совет. Иначе арендатора на законных основаниях лишат права пользоваться таким участком.
Определенные особенности имеет исчисление ФСП при аренде земельных долей (паев) у собственников-граждан. Дело в том, что налог можно рассчитать только по реальным землям, тогда как на земельный пай приходится абстрактный земельный участок. Только правопреемники КСП имеют такие документы, как Схемы распаевания сельскохозяйственных земель или План реформирования коллективного сельскохозяйственного предприятия, на которых четко определено, какая земельная доля какому участку на местности соответствует. Следовательно, правопреемникам можно реально установить площадь и денежную оценку каждого арендованного участка под паем. Во всех других случаях собственники земельных паев для передачи их в аренду вынуждены выделить земельные участки на местности, получив таким образом акт на право собственности на землю и приложение к нему в виде Плана-схемы земельного участка. Справку о денежной оценке таких участков их собственники могут получить в отделе земельных ресурсов местного органа власти.
К сожалению, и поныне множество правопреемников КСП не имеют Схем распаевания. По нашему мнению, в этом случае провести правильный расчет налога при условии, что хотя бы один из бывших членов бывшего КСП оформит свой пай в натуре, будет довольно трудно. Включить же в расчет условные кадастровые гектары и исчислить налог исходя из средней денежной оценки, которые записаны в сертификате нельзя, поскольку это будет нарушением Закона о ФСП. А это, в свою очередь, может прибавить хлопот с налоговыми органами. Поэтому прежде чем переходить на уплату ФСП, мы бы советовали таким предприятиям все же получить необходимый комплект земельной документации.
Пример (все числа условные): сельскохозяйственное предприятие имеет на балансе 250 га собственной пашни и 50 га арендованной (денежная оценка 3000 грн.), 60 га сенокосов (1500 грн.), 20 га залежей (900 грн.), 7 га защитных лесополос (750 грн.), 38 га мелиоративных земель (1320 грн.) и 76 га арендованных многолетних насаждений (12000 грн.).
Итак, сумма ФСП для такого предприятия будет составлять 7611 грн.:
(250 + 50) х (3000 х 0,5 : 100) + 50 х (1500 х 0,5 : 100) + 76 х (12000 х 0,3 : 100) = 4500 + 375 + 2736 = 7611 грн.
При расчете мы учитываем только площади пашни, сенокосов и многолетних насаждений. Остальные площади в расчет не входят. При этом не имеет значения, какое количество земель является арендованным.
В каком порядке происходит уплата ФСП?
Уплата налога в денежной форме проводится ежемесячно до 20 числа следующего за отчетным месяца (начиная с февраля текущего года и заканчивая 20 января следующего за отчетным года) в размере одной третьей суммы налога, определенной на каждый квартал от годовой суммы налога в следующих размерах: I квартал - 10%, II квартал - 10%, III квартал - 50%, IV квартал - 30%.
Плательщики ФСП перечисляют средства на отдельный счет отделения Государственного казначейства в районе по месту расположения земельного участка.
До 1 января 2001 г. плательщики ФСП освобождаются от его уплаты, за исключением внесения платежей на обязательное государственное пенсионное страхование (68%) и на обязательное социальное страхование (2%). Итак, в 2000 году уплачивалось 70% начисленной суммы налога. Если же ничего не изменится - в 2001 году плательщикам придется перечислять на счет Госказначейства 100% исчисленного налога.
Пример: согласно произведенному расчету предприятие должно уплатить в бюджет ФСП на сумму 7611 грн. Это означает следующее: ежемесячно в I и II кварталах предприятие должно уплачивать 253,7 грн. (7611 х 10% : 3), в III квартале - 1268,5 грн. (7611 х 50% : 3), в IV квартале - 760,77 грн. (7611 х 30% : 3).
Какие существуют формы уплаты ФСП?
Очень удобным для сельскохозяйственных предприятий является тот факт, что согласно Закону о ФСП они имеют право на выбор формы уплаты налога. Если у хозяйства отсутствуют "живые" деньги, оно может уплатить налог в натуральной форме, то есть рассчитаться сельскохозяйственной продукцией. В счет уплаты ФСП может быть поставлена любая продукция отраслей животноводства, растениеводства. При этом продукция может быть собственного производства или купленная (в том числе приобретенная по бартеру). Никакие ограничения относительно этого Законом о ФСП не предусмотрены.
Уплата ФСП натурой может осуществляться в виде:
-поставок сельскохозяйственной продукции заготовительным предприятиям, организациям;
-выплаты пенсий пенсионерам с их согласия части ФСП натурой (сейчас не применяется в связи с отсутствием задолженности по выплате пенсий).
На сегодняшний день количество продукции, поставляемой в счет ФСП, определяется исходя из начисленной к уплате в отчетном году суммы ФСП и договорной цены (она не может быть ниже биржевой цены за вычетом расходов, связанных с приемом продукции) на продукцию на дату проведения уплаты налога.
ФСП в виде поставок зерна уплачивается через заготовительные предприятия и организации. При этом в соответствии со статьей 5 Закона о ФСП обязанности по доставке товарной продукции к таким предприятиям полностью возлагаются на предприятие - налогоплательщика. А расходы, связанные с приемом, хранением и реализацией такой продукции, несут заготовительные предприятия. В дальнейшем все эти расходы возмещаются из выручки от реализации поставленной продукции и продуктов ее переработки.
Для того чтобы уплачивать ФСП натурой, плательщик должен прежде всего согласовать объемы налога по видам сельскохозяйственной продукции и сроки поставок с управлением сельского хозяйства и продовольствия районной государственной администрации (пункты 11, 12 Положения N 658). При этом установлены ограничения по срокам поставки ранних зерновых культур - до 15 октября; поздних зерновых и технических культур - до 1 декабря. Продукция животноводства должна поставляться ежемесячно, но не позднее последнего дня текущего месяца.
Заготовительное (перерабатывающее) предприятие и плательщик ФСП заключают соглашение о приеме сельскохозяйственной продукции, в котором указываются объемы, сроки поставки и качество продукции, условия ее заготовки. При доставке продукции заготовительному предприятию плательщик ФСП делает в товарнотранспортной накладной запись "в счет уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога". А заготовительное предприятие выписывает на продукцию, поступившую в счет налога, подоходную квитанцию исходя из зачетного веса и договорных цен на дату поступления продукции.
Заготовительное предприятие реализует полученную сельскохозяйственную продукцию, а полученные от реализации средства перечисляет на счет Госказначейства.
Ежемесячно до 5 числа следующего за отчетным месяца, заготовительное предприятие и плательщик ФСП составляют акты приемки-передачи продукции в счет ФСП, которые представляются в органы государственной налоговой службы до 20 числа следующего за отчетным месяца для их утверждения и зачисления уплаты налога.
Переплата ФСП в натуральной форме плательщику не возвращается, а зачисляется исключительно в счет погашения налоговых обязательств следующих отчетных периодов (Порядок N 267).
Как быть плательщикам ФСП при возникновении форс-мажорных обстоятельств, из-за которых плательщики не в состоянии рассчитаться по своим налоговым обязательствам по ФСП?
В случае возникновения таких обстоятельств (например стихийного бедствия), из-за которых сельскохозяйственное предприятие не может рассчитаться по своим налоговым обязательствам по ФСП, оно (предприятие) может представить ходатайство в областной совет об отсрочке уплаты налога. Решения о реструктуризации (отсрочки) уплаты ФСП принимаются на основании протокола заседания межведомственных и региональных комиссий по вопросам проведения санации предприятий агропромышленного комплекса, к которым с ходатайством обращаются плательщики. К ходатайству прилагаются:
- акты обследований посевных площадей, подтверждающие уничтожение посевов сельскохозяйственных культур на площади, превышающей 20% сельскохозяйственных угодий, которые находятся в пользовании налогоплательщика;
-акты, подтверждающие массовое инфекционное заболевание или гибель животных, которые превышают 15% общей численности стада, принадлежащего налогоплательщику (для плательщиков, у которых выручка от реализации продукции животноводства составляет не менее 50% общего валового дохода);
- заключения областных комиссий по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций и справки от областных центров по гидрометеорологии Минэкоресурсов (по чрезвычайным ситуациям природного характера).
Протоколы заседаний межведомственных и региональных комиссий по вопросам проведения санации предприятий агропромышленного комплекса с перечнем плательщиков ФСП, имеющих право на реструктуризацию (отсрочку) уплаты ФСП, подаются в Минагрополитики, которое рассматривает и согласует их с Минфином. Рассмотренные Минагрополитики и согласованные с Минфином протоколы передаются органам государственной налоговой службы по месту регистрации налогоплательщика для предоставления отсрочки по уплату ФСП согласно решению соответствующего совета. Пострадавшее от форс-мажорных обстоятельств предприятие на основании полученного решения остается плательщиком ФСП и на следующий год, поскольку требование относительно "50% валового дохода" для перехода на уплату налога к такому плательщику по результатам текущего года не применяют.
Как отразить в бухгалтерском учете операции по начислению и уплате ФСП?
В бухгалтерском учете операции по начислению и уплате ФСП отражаются следующим образом.
Таблица
+----------------------------------------------------------------------------+
¦Корреспонденция счетов по начислению¦Содержание операции¦ Корреспонденция ¦
¦ и уплате фиксированного ¦ ¦ счетов ¦
¦ сельскохозяйственного налога +-------------------+-------------------¦
¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ Начисление налога ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦Начислена сумма ФСП ¦ 91 ¦ 641 ¦
¦ ¦"Общепроизводствен-¦ "Расчеты по ¦
¦ ¦ ные расходы" ¦ налогам" ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦ Уплата налога ¦
+----------------------------------------------------------------------------¦
¦1. Деньгами ¦ 641 ¦ 311 ¦
¦Перечислены средства в уплату ФСП ¦ "Расчеты по ¦ "Текущие счета в ¦
¦ ¦ налогам" ¦ национальной ¦
¦ ¦ ¦ валюте" ¦
+------------------------------------+-------------------+-------------------¦
¦2. В натуральной форм ¦ 377 ¦ 70 ¦
¦Осуществлена поставка сельскохозяй- ¦"Расчеты с прочими ¦ "Доходы от ¦
¦ственной продукции заготовительному ¦ дебиторами" ¦ реализации" ¦
¦предприятию ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------------+-------------------¦
¦Начислено налоговое обязательство по¦ 70 ¦ 641 ¦
¦НДС ¦ "Доходы от ¦ "Расчеты по ¦
¦ ¦ реализации" ¦ налогам" ¦
+------------------------------------+-------------------+-------------------¦
¦Отражена себестоимость реализованной¦ 901 ¦ 21 ¦
¦продукции ¦ "Себестоимость ¦"Животные на выра- ¦
¦ ¦реализации готовой ¦щивании и откорме",¦
¦ ¦ продукции" ¦ 27 ¦
¦ ¦ ¦"Продукция сельско-¦
¦ ¦ ¦хозяйственного про-¦
¦ ¦ ¦ изводства" ¦
+------------------------------------+-------------------+-------------------¦
¦Осуществлен зачет сельскохозяйствен-¦ 641 ¦ 377 ¦
¦ной продукции в счет уплаты ФСП на ¦ "Расчеты по ¦"Расчеты с прочими ¦
¦основании акта приемки-передачи ¦ налогам" ¦ дебиторами" ¦
+------------------------------------+-------------------+-------------------¦
¦Списана себестоимость реализованной ¦ 79 ¦ 901 ¦
¦продукции на финансовый результат ¦ "Финансовые ¦ "Себестоимость ¦
¦ ¦ результаты" ¦реализации готовой ¦
¦ ¦ ¦ продукции" ¦
+------------------------------------+-------------------+-------------------¦
¦Списан на финансовый результат доход¦ 70 ¦ 79 ¦
¦от реализации продукции ¦ "Доходы от ¦ "Финансовые ¦
¦ ¦ реализации" ¦ результаты" ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
__________________________________
* Двенадцатым налогом приведенного перечня является сбор в Фонд по осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, взимание которого на сегодняшний день приостановлено.
** Под термином "валовой доход" имеется в виду экономический показатель, рассчитанный как разность между прибылью от реализации продукции и себестоимостью такой продукции (валовой доход = себестоимость продукции + прибыль (чистый доход)). Не стоит путать с валовым доходом, определение которого приведено в Законе Украины "О налогообложении прибыли предприятий".
"Все о бухгалтерском учете" N 6 (552) от 24 января 2001 г.
