Комментарий к Закону Украины N 2156-III от 21.12.2000 г.
Закон о РРО наконец-то смягчился

В преддверии новогодних праздников Верховной Радой Украины были приняты существенные изменения во вступивший в силу с 01.01.2001 г. Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 01.06.2000 г. N 1776-III (далее - Закон о РРО). Причем эти изменения, официально опубликованные 17.01.2001 г. ("Урядовий кур'єр" N 8 за 17.01.2001 г.), вступают в силу "задним" числом - с 1 января текущего года.

Остановимся на наиболее важных положениях комментируемого Закона.

I. Отменено требование кодирования в РРО (ЭККА) каждого наименования товаров.

II. Статья 3 Закона о РРО дополнена пунктом 15, согласно которому продавцы товаров (услуг) по требованию покупателя должны предоставлять ему письменный документ (например, чек или накладную), подтверждающий факт продажи таких товаров (услуг). Таким образом, независимо от того, применяют или нет субъекты предпринимательской деятельности РРО, книги учета расчетных операций (далее - КУРО), расчетные книжки (далее - РК), должен быть выдан документ, подтверждающий факт продажи (повторяем, по требованию покупателя).

III. Как вы помните, в соответствии со ст.5 Закона о РРО в случае поломки РРО или в случае временного, но не более 72 часов, отключения электроэнергии для регистрации расчетных операций субъекты предпринимательской деятельности должны применять КУРО, РК или резервные РРО. Теперь Закон о РРО предусматривает 2 разрешенных срока неприменения РРО при отключении электроэнергии:

- 72 часа;

- 7 рабочих дней.

Очевидно, что сроки отличаются очень существенно. В каких же случаях они будут применяться - пока неизвестно. Надеемся, со временем ситуация по данному вопросу прояснится.

IV. Отменено требование старой редакции ст.6 Закона о РРО, которая предписывала устанавливать:

- Минфину - порядок ведения учета товаров субъектами предпринимательской деятельности;

- НБУ - порядок выполнения операций по купле-продаже иностранной валюты с применением РРО.

Новая редакция ст.6 предусматривает ведение учета товарных запасов на основании действующих нормативных актов. Причем требования к ведению учета товарных запасов для каждой категории субъектов предпринимательской деятельности свои. Так, физические лица - плательщики фиксированного налога не ведут учета товарных запасов, поскольку они вообще освобождены от ведения обязательного учета доходов и расходов (п.1 ст.14 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. N 13-92).

V. Дополнен перечень операций, при которых НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ РРО и РК (ст.9 Закона о РРО), а именно:

1. При продаже проездных и перевозочных документов с применением бланков строгого учета на автомобильном транспорте с выдачей при этом талонов, квитанций, билетов с нанесенными печатным способом серией, номером, номинальной стоимостью.

2. При продаже билетов государственных лотерей через электронную систему приема ставок, контролируемых в режиме реального времени Государственным казначейством Украины.

3. При продаже билетов на посещение культурно-спортивных и зрелищных мероприятий (так что теперь, уважаемые продавцы билетов в театр, оперу или на футбол, можете успокоиться - освоением кассовых аппаратов вам заниматься не придется!).

4. При продаже товаров (кроме подакцизных) и предоставлении услуг:

- субъектами предпринимательской деятельности - физическими лицами, являющимися плательщиками фиксированного налога путем приобретения патента;

- субъектами предпринимательской деятельности - физическими лицами, являющимися плательщиками единого налога;

- субъектами предпринимательской деятельности, которые приобрели специальный торговый патент;

- лицами, которые приобрели льготный торговый патент.

Кроме того, от применения РРО и РК освобождаются физические лица, которые торгуют на рынке продуктовыми и промышленными товарами и уплачивают рыночный сбор.

VI. Из Закона о РРО изъяли определение термина "оперативная проверка". Отныне контроль за соблюдением порядка проведения расчетов за товары (услуги) осуществляется налоговыми органами не путем проведения неведомых никому оперативных проверок, а путем проведения плановых или внеплановых. Напомним, что эти два вида проверок определены Указом Президента Украины "О некоторых мероприятиях по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23.07.98 г. N 817/98.

Сроки и особенности проведения плановых и внеплановых проверок изложены в новой редакции ст.16 Закона о РРО (см. п.10 комментируемого Закона). Кстати, законодатели почему-то не изменили оперативные проверки на плановые (внеплановые) для проведения контроля за порядком выполнения операций купли-продажи иностранной валюты.

VII. Значительно снижены размеры финансовых санкций за нарушения требований Закона о РРО (см. п.11 комментируемого Закона).

Также уменьшены:

1) минимальный размер санкций за реализацию неучтенных товаров - с 3400 грн. до 170 грн. и при обнаружении неучтенных товаров по месту реализации (хранения) - с 1700 грн. до 170 грн;

2) финансовые санкции для центров сервисного обслуживания РРО - с 8500 грн. до 5100 грн.

Ну и последнее. Умельцам, желающим изменить конструкцию или программное обеспечение РРО (не предусмотренные соответствующей документацией производителя), что может привести к уничтожению или изменениям накопленных данных о расчетных операциях за работы (услуги) или данных по операциям купли-продажи иностранной валюты, сделан новогодний подарок. Для них за такие действия отменена уголовная ответственность.

"Все о бухгалтерском учете" N 5 (551) от 19 января 2001 г.