Бюджетные учреждения:
в первом квартале нового года -
новая отчетность

По окончании марта для предприятий всех форм собственности начинается горячая пора - составление как месячной, так и квартальной отчетности.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. N 419 "Об утверждении Порядка составления финансовой отчетности" (далее постановление N 419) определен новый порядок предоставления финансовой отчетности, построенный на основании Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. N 996-XIV. Необходимо отметить, что одним из важных моментов постановления N 419 является отмена им постановления КМУ от 03.04.93 г. N 250 (вместе со всеми изменениями и дополнениями), которое ранее регулировало порядок предоставления бухгалтерской отчетности.

Первым периодом, за который бухгалтеры будут подавать финансовую отчетность в соответствии с требованиями постановления N 419, является 1-й квартал 2000 года.

Срок предоставления квартальной отчетности остался неизменным - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Месячный отчет об использовании бюджетных ассигнований подается предприятиями не позднее 5 числа месяца, квартальный ~ не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Отметим, что согласно постановлению N 419 у бухгалтеров осталась возможность доработки отчетности в выходные дни в случае: "если дата предоставления отчетности приходится на нерабочий день, то срок предоставления отчетности переносится на первый после выходного рабочий день".

Учреждения и организации, основная деятельность которых финансируется за счет бюджета и которые состоят на казначейском обслуживании смет, предоставляют согласованную с органами Государственного казначейства финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они относятся.

Министерства и другие центральные органы исполнительной власти подают сводную финансовую отчетность о выполнении смет доходов и расходов распорядителями бюджетных средств Государственному казначейству и Счетной палате ежеквартально не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Основным документом для бюджетных учреждений при составлении квартальной и месячной отчетности является приказ Главного управления Государственного казначейства Украины "Об утверждении Инструкции о порядке составления в 2000 году месячных отчетов и квартального отчета за I квартал учреждениями и организациями, основная деятельность которых осуществляется за счет средств государственного и/или местных бюджетов" от 23 марта 2000 года N 23 (далее Инструкция).(Исходя из названия, во II квартале мы будем иметь еще что-то новое.)

Перечень форм, предоставляемых министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, учреждениями, организациями, основная деятельность которых осуществляется за счет средств государственного и/или местных бюджетов при квартальном и месячных отчетах бюджетных учреждений, следующий:

                                +----------+
+-------------¦ОТЧЕТНОСТЬ+------------+
 +----------+ 



















Месячная  Квартальная 
- N 2мдб "Отчет о выполнении
сметы доходов и расходов учреждения
(общий фонд)";
- N 2-валюта "Отчет об исполь
зовании ассигнований из общего фон
да по международной деятельности
Украины";
- N 4-1 "Отчет о поступлении и
использовании специальных средств";

- N 4-2 "Отчет о поступлении и
использовании сумм по поручениям";

- N 4-3 "Отчет о депозитных
суммах";

- N 4-4 "Отчет о движении дру
гих собственных поступлений";

- N 4-5 "Отчет об использовании
субвенций, полученных из других
бюджетов";

- N 4-6 "Отчет о поступлении и
использовании других доходов (спе
циальный фонд)";

- N 7м "Отчет о кредиторской
задолженности бюджетных учреждений".


 
- N 1 "Баланс";
- N 2 "Отчет о выполнении сметы
доходов и расходов учреждения (общий
фонд)";
- N 2-валюта "Отчет об использо
вании ассигнований из общего фонда по
международной деятельности Украины";
- N 3 "Отчет о выполнении плана
по штатам и контингентам";
- N 4-1 "Отчет о поступлении и
использовании специальных средств";
- N 4-2 "Отчет о поступлении и
использовании сумм по поручениям";
- N 4-3 "Отчет о депозитных сум
мах";
- N 4-4 "Отчет о движении других
собственных поступлений";
- N 4-5 "Отчет об использовании
субвенций, полученных из других бюд
жетов";
- N 4-6 "Отчет о поступлении и
использовании других доходов (специ
альный фонд)";
- N 4-1-сводная "Отчет о поступ
лении и использовании специальных
средств";
- N 4-4-сводная "Отчет о движе
нии других собственных поступлений";
- N 7 "Отчет о задолженности
бюджетных учреждений";
- объяснительная записка к квар
тальному отчету. 

Обратим также внимание бухгалтеров хозрасчетных предприятий, учреждений и организаций, получающих средства из общего фонда бюджета, на то, что они составляют периодическую отчетность об использовании полученных бюджетных средств по формам N 2мдб "Отчет о выполнении сметы доходов и расходов учреждения (общий фонд)" (месячная) и N 2 "Отчет о выполнении сметы доходов и расходов учреждения (общий фонд)" (квартальная), а получающие средства специального фонда составляют отчетность по форме N 4 соответствующего вида. Другие формы они не составляют.

Общественные объединения, получающие бюджетные средства не на свое содержание, а на отдельные программы, об израсходовании бюджетных средств предоставляют лишь форму N 2 "Отчет о выполнении сметы доходов и расходов учреждения (общий фонд)" и форму N 2мдб "Отчет о выполнении сметы доходов и расходов учреждения (общий фонд)".

Отметим, что отдельные учреждения предоставляют отчет о выполнении плана по штатам и контингентам (форма N 3) по специально для них утвержденным формам:

- форма N 3-1 "Отчет о выполнении плана по штатам и контингентам органов государственного управления, судов и прокуратуры, научно-исследовательских учреждений";

- форма N 3-2 "Отчет о выполнении плана по штатам и контингентам заведений подготовки и повышения квалификации кадров";

- форма N 3-4 "Отчет о выполнении плана по штатам и контингентам заведений здравоохранения и социального обеспечения";

- форма N 3-5 "Отчет о выполнении плана по штатам и контингентам по начальным, неполным средним (девятилетним) и средним, вечерним (сменным) заочным средним общеобразовательным школам, школам-интернатам, специальным школам, школам - детским садам, интернатам при школах";

- форма N 3-8 "Отчет о выполнении плана подготовки научных кадров в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях";

- форма N 3-19 "Отчето выполнении плана по штатам и контингентам других заведений и мероприятий";

- форма N 3-дс "Отчет о содержании детских дошкольных заведений".

Учреждения, составляющие ведомственные формы N 3 "Отчет о выполнении плана по штатам и контингентам" дополнительно к квартальному отчету предоставляют форму N 3-19 "Отчет о выполнении плана по штатам и контингентам других заведений и мероприятий".

Что же нового в составлении отчетности бюджетными учреждениями? Как видим, значительно возросло количество форм как месячной, так и квартальной отчетности. Чем это обусловлено? В первую очередь введением нового Плана счетов бюджетных учреждений и Порядка его применения, утвержденного приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 г. N 114 (далее - новый План счетов), а также - введением в действие Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2000 год".

Согласно этим нормативным документам бюджетные учреждения имеют общий и специальный фонды сметы доходов и расходов. Специальный фонд состоит из собственных поступлений (специальные средства, средства на выполнение отдельных поручений, другие собственные поступления), субвенций, полученных из бюджета иного уровня и других доходов специального фонда.

Именно в разрезе данных составляющих и были построены месячные отчеты и отчеты за I квартал 2000 года.

На наш взгляд, необходимо обратить ваше внимание на определении данных терминов.

Специальные средства - доходы бюджетных учреждений и организаций, которые они получают от предоставления платных услуг, выполнения работ, реализации продукции или иной деятельности, осуществляемой на основании соответствующих нормативно-правовых актов, и используются по целевым назначениям в соответствии со сметой доходов и расходов.

Средства на выполнение отдельных поручений (суммы по поручениям) средства, которые бюджетные учреждения и организации получают от предприятий, учреждений, организаций, физических лиц и благотворительных фондов для выполнения отдельных поручений.

Депозитные суммы - средства, которые не принадлежат бюджетному учреждению, поступают во временное распоряжение и с наступлением соответствующих условий перечисляются по назначению.

Иные собственные поступления - собственные поступления, которые не входят в состав специальных средств и средств, полученных на выполнение отдельных поручений. К ним относятся следующие средства (в т.ч. направляемые на обновление кассовых расходов):

- плата за содержание детей в дошкольных заведениях;

- плата за обучение в государственных школах эстетического образования детей;

- средства, из которых создан фонд общего обязательного обучения (фонд "всеобуча") в общеобразовательных школах для предоставления материальной помощи учащимся, нуждающимся в ней;

- средства, которые поступают на питание детей в интернатах при школах и в группах продленного дня;

- плата студентов за пользование общежитием при высших и средних специальных учебных заведениях;

- средства, остающиеся учебным заведениям профессионально-технического образования из сумм, поступивших за работы, выполненные учащимися;

- средства работников за питание, полученное по месту работы;

- средства по расчетам за форменную одежду, которую выдают работникам некоторых министерств (других центральных органов исполнительной власти) и подведомственных им бюджетных учреждений.

Подчеркнем, что данные отчеты составляются учреждениями в разрезе кодов экономической и функциональной классификации расходов (в соответствии с приказом Министерства финансов Украины от 27.12.99 г. N 314 "О внесении изменений и дополнений в бюджетную классификацию").

Также совсем новой по структуре является форма N 1 "Баланс". Она построена в полном соответствии с новым Планом счетов бюджетных учреждений. Это похвально. Разделы баланса "соответствуют" определенным классам счетов, каждая строка баланса имеет свой "соответствующий" счет. Так, раздел I актива баланса соответствует классу 1 счетов, раздел II -классам 2 и 3, раздел III актива - классу 8 нового Плана счетов. Пассив баланса также состоит из трех разделов. Раздел I пассива "соответствует" классу 4 счетов, раздел II - счетам двух (5 и 6) классов, а раздел III - классу 7. Что ж, "бухгалтер-бюджетник" теперь значительно меньше будет тратить времени и нервных клеток на заполнение этой формы.

"Все о бухгалтерском учете" N 37 (462) от 21 апреля 2000 г.