МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ ЗДОРОВ'Я УКРАЇНИ

НАКАЗ
N 123 від 15.06.88
м.Київ

О перестройке системы повышения квалификации и
переподготовки руководящих кадров и специалистов
системы Минздрава УССР

На выполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 г. N 166 "О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства" Министерство здравоохранения СССР издало приказ от 24.03.88 года N 237.

В указанном постановлении отмечается, что реализация выработанного XXVII съездом партии, январским и июньским (1987 г.) Пленумами ЦК КПСС курса на перестройку, ускорение социально-экономического развития страны требует от руководящих работников и специалистов народного хозяйства высокого уровня компетенции, творческой инициативы, современного экономического мышления, овладения новыми методами хозяйствования, навыками работы в условиях полного хозяйственного расчета и демократизации всех сфер жизни общества.

В ходе научно-технической революции, коренной перестройки управления экономикой непрерывное обучение трудящихся становится одним из важнейших факторов обеспечения эффективной деятельности объединений, предприятий, организаций, учреждений, каждого трудового коллектива.

В то же время состояние этой работы в стране, действующая сеть учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов ни по масштабам, ни по качеству обучения не удовлетворяют возросших потребностей народного хозяйства в оперативном обновлении профессиональных знаний работников.

Многие министерства, ведомства, объединения, предприятия, организации и учреждения ослабили внимание к вопросам повышения квалификации и переподготовки работников к организации систематического обучения кадров, изучения ими прогрессивной техники и технологии, передового производственного опыта.

Для решения задач по ускорению социально-экономического развития страны, радикальной реформы управления экономикой, проведению в жизнь современной кадровой политики требуется осуществить коренную перестройку системы повышения квалификации и переподготовки кадров народного хозяйства.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР ПОСТАНОВИЛИ:

1. Осуществить коренные мероприятия по созданию на новой основе единой государственной системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов, перейти в двенадцатой пятилетке от периодического к непрерывному обучению кадров. Сформировать мобильную и гибкую сеть учебных заведений и подразделений повышения квалификации и переподготовки, развивать различные формы непрерывного производственно-экономического обучения непосредственно на предприятиях и в организациях. В полной мере использовать в этих целях потенциал высших и средних специальных учебных заведений.

Возложить на руководителей министерств и ведомств, объединений, предприятий, организаций, учреждений персональную ответственность за организацию непрерывного повышения квалификации работников, поддерживание их высокого профессионального уровня, современную подготовку к новым трудовым функциям как в производственной, так и в непроизводственной сферах.

Считать постоянное повышение квалификации прямой служебной обязанностью каждого руководителя и специалиста.

2. Рекомендовать руководителям министерств и ведомств, предприятий, объединений, организаций и учреждений совместно с партийными и профсоюзными организациями создать действенную систему морального и материального стимулирования непрерывного повышения квалификации, роста профессионального мастерства кадров, повысить личную заинтересованность и персональную ответственность работников за постоянное пополнение и обновление знаний. Должностные перемещения руководителей и специалистов, установление им соответствующего размера заработной платы должны быть связаны с результатами обучения, практического использования полученных знаний.

Учебным заведениям (подразделениям) системы повышения квалификации и переподготовки кадров осуществлять по итогам обучения слушателей комплексную оценку их профессиональных знаний и деловых качеств и на этой основе выработать рекомендации по дальнейшему использованию работников. Соответствующую информацию передавать руководителям министерств, ведомств, предприятий, объединений, организаций и учреждений, направивших на учебу руководящих работников и специалистов.

Рассматривать рост профессиональной компетенции в качестве важнейшего критерия при аттестации работников. Установить, что сведения о прохождении работниками обучения в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров в течение всей их трудовой деятельности отражаются в квалификационном аттестате единого образца как основном документе, удостоверяющем их профессиональный уровень.

Трудовым коллективам в соответствии с Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" проявлять требовательность и постоянную заботу о неуклонном росте профессионального мастерства кадров, полнее учитывать уровень подготовленности работников при выборах на руководящие должности.

Повсеместно создавать обстановку глубокого уважения и авторитета наиболее квалифицированных тружеников, утверждать престиж профессиональной учебы, активного приобретения новых знаний и навыков, овладения передовым производственным опытом. Заслушивать отчеты работников в трудовых коллективах об использовании полученных ими знаний и навыков в повышении качества труда.

3. Установить следующие основные виды обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающие его непрерывность:

систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) по индивидуальному плану, утвержденному его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем;

участие не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и на других предприятиях и в организациях;

краткосрочное (по мере необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту работы или в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

длительное периодическое обучение (не реже одного раза в пять лет) в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и подготовки кадров;

стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях, в высших учебных заведениях, в том числе за рубежом;

обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим данную организацию или предприятие;

переподготовка - получение новой специальности в академиях, институтах повышения квалификации и на специальных факультетах вузов и отделениях средних специальных учебных заведений.

4. Руководителям и партийным организациям учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров перестроить учебный процесс, привести его содержание в соответствие с требованиями XXVII съезда партии, январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС. Обеспечить дифференцированный подход к обучению руководящих кадров и специалистов с учетом интересов и реальных потребностей в теоретической и практической подготовке каждого работника. Развивать практику индивидуализации обучения работников, в том числе на основе конкретных заданий, утверждаемых руководителями министерств и ведомств, предприятий и объединений, организаций и учреждений.

Обеспечить активное овладение слушателями новейшими методами хозяйствования, глубокое изучение ими вопросов, связанных с перестройкой управления народным хозяйством, переходом отраслей на условия хозяйственного расчета и самофинансирования, реализацией Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)". Вырабатывать у руководящих работников навыки управления трудовым коллективом в условиях демократизации всех сфер общественной жизни. Значительно расширить подготовку в области системного анализа, системотехники, социологии, психологии, права, финансирования, кооперации внешнеэкономических связей и других важнейших для специалистов и руководителей областях.

Обучение в профессиональной сфере нацелить на оперативное овладение руководящими работниками и специалистами новейшими достижениями в соответствующих отраслях науки и техники, технологии и организации труда, передовым отечественным и зарубежным опытом рационального и комплексного природоиспользования, бережного использования трудовых и материальных ресурсов. Каждый специалист должен уметь активно применять в работе электронно-вычислительную технику, ориентироваться в современной научно-технической информации, эффективно ее использовать для решения практических задач.

Не допускать включения в учебные планы дисциплин, не связанных с углублением экономических, профессиональных знаний и навыков слушателей, развитием марксистско-ленинского мировоззрения. За актуальность содержания учебных планов и программ несут ответственность учебные заведения (подразделения) системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Шире использовать активные методы обучения, такие как деловые игры, разбор конкретных ситуаций, коллективный поиск резервов, дискуссии, семинары и школы по обмену опытом, выездные занятия на передовых предприятиях и в организациях. Усилить практическую направленность обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, нацелив его на выработку у слушателей умения и навыков активно использовать полученные знания в работе.

Всю работу по повышению квалификации и переподготовке кадров подчинить успешному выполнению планов экономического и социального развития страны и регионов, отраслей народного хозяйства, объединений, предприятий, ускорению темпов научно-технического и социального прогресса.

5. Создать в каждой отрасли головной институт повышения квалификации и развернуть сеть учебных заведений (подразделений) по повышению квалификации и переподготовке кадров. Через головной институт осуществлять организационно-методическое руководство непрерывным обучением кадров. Сформировать в составе этого института информационно-справочные и вычислительные центры, редакционно-издательские отделы и другие подразделения, необходимые для эффективного выполнения возложенных на них функций, особенно для организации деловой информации.

Обеспечить образцовую постановку учебного процесса на специальных факультетах и отделениях при вузах и техникумах, направить их деятельность на обучение кадров прежде всего в области новейших направлений науки и техники. Создать для этих учебных заведений (подразделений) современную материальную базу, поставлять в них первые образцы новой техники, привлекать к учебной работе ее разработчиков, наиболее крупных специалистов в данной области.

Руководителям учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров, высших и средних специальных учебных заведений организовать проведение консультаций для лиц, повышающих квалификацию самостоятельно. Разрешить создание при этих учебных заведениях хозрасчетных курсов для граждан, желающих получить знания по определенной программе. Министерствам высшего и среднего специального образования СССР совместно с соответствующими министерствами проводить один раз в пять лет аттестацию учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров для комплексной оценки уровня учебной работы в них, качественного состава преподавательских кадров, состояния материальной базы.

6. Признать целесообразным осуществлять учебный процесс в системе повышения квалификации и переподготовки кадров преимущественно силами ведущих ученых, крупных специалистов, партийных, советских и хозяйственных руководителей, разработчиков новейших технических решений, технологических процессов, новаторов производства, привлекаемых на условиях штатного совместительства и почасовой оплаты. Обеспечить участие указанных специалистов в работе подведомственных учебных заведений (подразделений).

Разрешить руководителям учебных заведений (подразделений), осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров:

привлекать высококвалифицированных работников к выполнению педагогической работы в объеме до 50 часов в год без оформления разрешения с места основной работы, а также на договорных началах для подготовки конспектов лекций, учебных и методических пособий;

засчитывать специалистам народного хозяйства, принятым на преподавательскую работу, в научно-педагогический стаж время их работы в должностях руководителей и ведущих специалистов производства.

Предоставить право профессорско-преподавательскому составу учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров выполнять научную работу в научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организациях, научных подразделениях вузов.

Разрешить преподавателям вузов и учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров педагогическую работу на условиях штатного совместительства и почасовой оплаты, в том числе в подчиненных и соподчиненных учебных заведениях (подразделениях).

Определять численность профессорско-преподавательского состава учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров, не переведенных на условия хозяйственного расчета, исходя из того, что среднегодовой контингент слушателей, приходящийся на одного преподавателя, должен быть на 25 % ниже норм, установленных для вузов, готовящих специалистов данного профиля.

В целях систематического обновления теоретических и практических знаний штатных преподавателей учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров считать необходимым:

организовывать их краткосрочное (по мере необходимости), а также длительное периодическое (не реже одного раза в пять лет) обучение в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР, Планово-экономической Академии при Госплане СССР, высших школах управления народно-хозяйственных комплексов и других ведущих учебных заведениях на условиях, предусмотренных настоящим постановлением;

проводить ежегодно стажировку преподавателей на передовых предприятиях продолжительностью до одного месяца, а также с их согласия направлять на работу в должностях специалистов на срок до одного года на условиях, предусмотренных для преподавателей вузов.

Предоставить право руководителям учреждений и организаций:

направлять в учебные заведения (подразделения), осуществляющие повышение квалификации и переподготовку кадров, по их заявкам высококвалифицированных специалистов для проведения занятий со слушателями на условиях штатного совместительства или почасовой оплаты труда, в том числе в рабочее время до 4 часов в неделю, с сохранением за ними заработной платы по месту основной работы;

привлекать профессорско-преподавательский состав учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров для консультаций в порядке и на условиях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 постановления Совета Министров СССР от 20 января 1986 г. N 85;

приглашать на предприятия и в организации для краткосрочного обучения кадров ведущих научных, научно-педагогических и практических работников на договорной основе без оформления разрешения с места основной работы и не считать эту работу совместительством.

7. Направлять один раз в пять лет на общественно-политическую стажировку без отрыва от работы всех преподавателей-обществоведов в партийные, советские, хозяйственные органы, на предприятия и в учреждения сроком до четырех месяцев по месту нахождения учебного заведения. По мере необходимости проводить стажировку преподавателей-обществоведов в партийных комитетах на условиях, установленных пунктом 10 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1987 г. N 327. Наладить оперативное политическое и социально-экономическое информирование преподавателей, постоянно знакомить их с опытом работы партийных, советских и хозяйственных органов, достижениями трудовых коллективов, конкретной обстановкой в данном регионе.

Взять под контроль организацию непрерывного повышения квалификации преподавателей общественных наук непосредственно в учебных заведениях, активизировать в этих целях работу методических семинаров, проведение дискуссий по актуальным проблемам теории и практики общественного развития, утверждение на обществоведческих кафедрах творческой атмосферы.

8. Предусматривать в планах международных научно-технических связей командирование руководящих работников и специалистов, а также преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров вузов на предприятия, фирмы, организации и учебные заведения зарубежных стран для изучения передового опыта в приоритетных областях производства, управления, науки и техники. Шире использовать в этих целях возможности предприятий и организаций, осуществляющих прямые производственные и научно-технические связи с зарубежными партнерами.

Разрешить Министерству высшего и среднего специального образования СССР, советам министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР предоставлять право подведомственным учебным заведениям системы повышения квалификации и переподготовки кадров устанавливать прямые связи с зарубежными партнерами, распространив на них действие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 года N 992.

9. В целях усиления ответственности учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов за качество обучения признать необходимым осуществлять начиная с 1988 г. их перевод на условия хозяйственного расчета.

Установить, что повышение квалификации и переподготовка руководящих работников и специалистов осуществляются по договорам, заключаемым учебными заведениями (подразделениями) с министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями, которые независимо от их ведомственной подчиненности производят прямые платежи указанным учебным заведениям за каждого направляемого на учебу работника.

Размеры платежей за обучение работника определяется вышестоящими по отношению к учебным заведениям органами совместно с объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями, министерствами и ведомствами, направляющими своих работников на учебу. Считать целесообразным, чтобы указанные платежи производились из централизованных фондов министерств, ведомств и государственных производственных объединений, а также за счет средств фондов развития производства, науки и техники, других фондов аналогичного назначения объединений, предприятий и организаций или целевых ассигнований на подготовку кадров. Разрешить объединениям, предприятиям и организациям направлять в XII-ой пятилетке в свои фонды развития средства, предусмотренные на повышение квалификации и переподготовку руководящих работников и специалистов.

Предоставлять предприятиям и организациям право самостоятельного выбора учебного заведения (подразделения) для повышения квалификации и переподготовки своих работников, а также расторжение договоров с учебными заведениями при низком качестве обучения.

Осуществлять материально-техническое обеспечение учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров, переводимых на условия хозяйственного расчета, в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1986 года N 398.

10. Разрешить министерствам и ведомствам осуществлять в порядке долевого участия строительство зданий и оснащение учебно-лабораторным оборудованием учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров независимо от их ведомственной подчиненности.

11. Установить, что структура и штаты учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров, переведенных на условия хозяйственного расчета, утверждаются руководителями этих учебных заведений.

12. Сохранять среднюю заработную плату по основному месту работы за руководящими работниками и специалистами народного хозяйства на время их обучения с отрывом от работы. Иногородним слушателям, направляемым на обучение с отрывом от работы, выплачиваются в течение первого месяца командировочные расходы, а в последующий период получающим заработную плату менее 200 рублей в месяц - стипендию в размере 40 руб. Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, командировочных расходов, а также выплата стипендий осуществляется за счет предприятий, организаций по месту работы.

На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием гостиничного типа с оплатой расходов за счет направляющей стороны. При отсутствии общежития возмещение расходов за проживание в гостиницах производить на условиях, установленных постановлением Совета Министров СССР от 17 января 1980 г. N 46.

Во исполнение указанного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и приказа Минздрава СССР от 24.03.88 г. N 237 ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заведующим отделами здравоохранения облисполкомов, Севастопольского горисполкома, начальнику управления здравоохранения Киевского горисполкома, директорам научно-исследовательских институтов, ректорам медицинских институтов, руководителям учреждений республиканского подчинения:

1.1. Принять постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 г. N 166 "О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства" к руководству и исполнению.

1.2. Считать постоянное повышение квалификации прямой служебной обязанностью каждого руководителя и специалиста здравоохранения.

1.3. Довести до сведения всех руководителей органов, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, что руководители несут персональную ответственность за организацию непрерывного повышения квалификации находящихся в их подчинении работников, своевременную подготовку работников к новым трудовым функциям в сфере народного образования.

1.4. Обеспечить систематическое самостоятельное изучение каждым работником научно-технических, медицинских и других новшеств по индивидуальному плану, утвержденному непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем. Организуя учебу по индивидуальным планам, следует исходить из того, что эта форма подготовки является новым направлением в системе непрерывного последипломного обучения и создавать ее необходимо на основе сочетания самообразования с консультативной и методической помощью со стороны вузов, НИИ, научно-медицинских обществ, рационализаторов и изобретателей, общества "Знание" и др.

1.5. Организовать участие каждого работника не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах в учреждениях по месту работы, проводимых по единому годовому плану, включающему изучение достижений медицинской и фармацевтической науки, техники, новых методов профилактики, диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации при различных заболеваниях, лекарственного обеспечения, контроля качества и технологии, прогрессивных методов организации труда и управления, разбор конкретных ситуаций и разработку предложений по повышению эффективности и качества работы, а также занятия сети политического и экономического образования.

1.6. Обеспечить развитие материально-технической базы производственно-экономической учебы на основе разработанных целевых программ с включением их в планы социально-экономического развития учреждений здравоохранения и коллективные договоры. В каждом трудовом коллективе необходимо иметь учебные классы, хорошо оформленные аудитории и кабинеты, оснащенные современными средствами обучения, комплектами учебных и методических пособий, наборами наглядных печатных материалов, носителями звуковой и экранной информации.

1.7. Организовать подбор и обучение руководителей занятий в учреждениях здравоохранения, усиление их внимания к индивидуальной работе с обучающимися. В основу учебного процесса должны быть положены проблемный подход, диалог, сопоставление различных точек зрения, дискуссии и другие формы коллективного обсуждения, вызывающие живой интерес и способствующие прочному усвоению знаний. Подготовка и проведение занятий должны базироваться на поиске и глубокой самостоятельной проработке документов, справочников, учебной литературы, разработке текущих событий, явлений повседневной практики в соответствии с текущими и перспективными планами экономического и социального развития учреждений здравоохранения.

1.8. Обеспечить дифференциальный подход к обучению с учетом интересов и реальных потребностей в теоретической и практической подготовке каждого работника, развития практики индивидуализации обучения, в том числе на основе конкретных заданий, утверждаемых руководителями учреждений по месту работы обучающихся, усиление практической направленности обучения с выработкой рекомендаций по дальнейшему использованию работников и передачей соответствующей информации руководителям учреждений, направивших работников на учебу.

1.9. Проводить в учебных заведениях консультации для лиц, повышающих свою квалификацию самостоятельно, а также создавать хозрасчетные курсы для специалистов, желающих получить знания по определенной программе.

1.10. Своевременно готовить преподавательские кадры для вновь создаваемых учебных заведений и привлекать высококвалифицированных работников к выполнению педагогической работы как на условиях штатного совместительства, так и в объеме до 50 часов в год без оформления разрешения с места их основной работы, а также на договорных началах для подготовки конспектов лекций, учебных и методических пособий.

2. Управлению учебных заведений (т. Туманову В.А.), планово-финансовому управлению (т. Кирик Л.Н.), управлению капитального строительства (т. Лазоренко Н.Г.) разработать и в период 1988 - 1995 года осуществить мероприятия по упорядочению и развитию сети учебных заведений последипломного обучения специалистов здравоохранения для полного удовлетворения потребностей учреждении здравоохранения в обучении работников не реже одного раза в пять лет с целью повышения квалификации или переподготовки, предусмотрев при этом:

2.1. Организацию разработки при научно-методической помощи институтов (факультетов) усовершенствования врачей новых учебных планов и программ, направленных на оперативное овладение работниками новейших достижений в области медицины и фармации, технологии и организации труда, передового отечественного и зарубежного производственного опыта, углубление профессиональных и экономических знаний и навыков, развитие марксистско-ленинского мировоззрения. При этом учебные планы должны быть ориентированы на установленные виды, сроки и формы обучения.

2.2. Вопросы реконструкции и строительства учебно-материальной базы и общежитий гостиничного типа учебных заведений последипломного обучения, оснащение их необходимым учебным и другим оборудованием.

3. Управлению учебных заведений (т. Туманову В.А.) совместно с планово-финансовым управлением (т. Кирик Л.Н.) до 01.01.89 г. изучить вопрос о возможности подготовки специалистов на факультетах усовершенствования врачей и медучилищах повышения квалификации средних медработников на условиях хозяйственного расчета.

4. Управлениям учебных заведений (т. Туманову В.А.) и кадров (т. Демидову В.М.) совместно с профильными управлениями до 01.01.89 г. определить порядок проведения комплексной оценки профессиональных знаний и деловых качеств слушателей, выработки рекомендаций руководителям учреждений по месту работы обучающихся и дальнейшего использования рекомендаций при аттестации работников.

5. Управлению учебных заведений (т. Туманову В.А.):

5.1. Постоянно осуществлять координацию и организационно-методическое руководство системой повышения квалификации и переподготовки кадров.

5.2. Начиная с 1989 года расширить повышение квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов здравоохранения по приоритетным направлениям науки и техники (информатике, робототехнике, технике, иммунологии, генетике и др.).

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения УССР т. Отрощенко П.Г.

Министр А.Е.Романенко