КОНСУЛЬТИРУЕТ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

Законодательные нормы, регулирующие оплату труда

Порядок применения

Оплата труда сегодня

Хозрасчетные предприятия в своей хозяйственной деятельности руководствуются Законами Украины "О предприятиях в Украине", "Об оплате труда", "О коллективных договорах и соглашениях", Кодексом законов о труде Украины (КЗоТом Украины) и т.п.

Условия и размеры оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Базовым по вопросам оплаты труда в стране является, конечно, Закон Украины "Об оплате труда" от 24.03.95 г. N 108/95-ВР (с изменениями и дополнениями, далее - Закон об оплате труда). Статьей 8 Закона об оплате труда определена сфера государственного регулирования оплаты труда. Согласно ей государство осуществляет регулирование оплаты труда работников предприятий всех форм собственности путем установления размера минимальной заработной платы и других государственных норм и гарантий, установления условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, учрежденных на государственной коммунальной собственности, работников предприятий, учреждений и организаций, которые финансируются или дотируются из бюджета, регулирование фондов оплаты труда работников предприятий-монополистов согласно перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины, а также путем налогообложения доходов работников.

Согласно статье 3 Закона об оплате труда (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины "Об установлении размера минимальной заработной платы на 2000 год" от 01.06.2000 г. N 1766-III) минимальная заработная плата - это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ). В нее не включаются доплаты за работу в сверхурочное время, в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, на работах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья, а также премии к юбилейным датам, за изобретения и рационализаторские предложения, материальная помощь. Этой статьей также предусмотрено, что в случае, если работнику, который выполнил месячную (почасовую) норму труда, начислена заработная плата ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы, предприятие производит доплату до ее уровня. Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц. Изменение понятия минимальной заработной платы не влечет за собой обязательного пересмотра тарифных ставок и должностных окладов.

Статьей 14 Закона об оплате труда определена система договорного регулирования оплаты труда, которое осуществляется на основе системы соглашений, заключаемых на государственном (генеральное соглашение), отраслевом (отраслевое соглашение), региональном (региональное соглашение) и производственном (коллективный договор) уровнях в соответствии с Законом Украины "О коллективных договорах и соглашениях" от 01.07.93 г. N 3356-XII.

Соглашением на государственном уровне регулируются основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений, в частности относительно минимальных социальных гарантий в оплате труда и доходов всех групп и слоев населения, которые обеспечивали бы достаточный уровень жизни; условий роста фондов оплаты труда и установления межотраслевых соотношений в оплате труда. Подраздел I "В сфере оплаты труда" раздела II "Трудовые отношения" Генерального соглашения между Кабинетом Министров Украины и Конфедерацией работодателей Украины и профсоюзными объединениями Украины на 1999-2000 годы регламентирует вопросы по оплате труда на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования. Подпунктом 2.1.4 Генерального соглашения предусмотрено определять в отраслевых (региональных) соглашениях минимальные размеры ставок (окладов) заработной платы как минимальные гарантии в оплате труда. В приложении 2 к Генеральному соглашению определен Перечень доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам работников объединений, предприятий и организаций, которые носят межотраслевой характер. Таким образом, этим документом установлено, что минимальные гарантии в оплате труда определяются отраслевыми (региональными) соглашениями. Они являются обязательными минимально гарантированными при установлении условий и размеров оплаты труда в коллективных договорах предприятий.

Соглашением на отраслевом уровне регулируются отраслевые нормы, в частности относительно нормирования и оплаты труда, установления для предприятий отрасли (подотрасли) минимальных гарантий заработной платы в соответствии с квалификацией на основе единой тарифной сетки по минимальной черте и минимальных размеров доплат и надбавок с учетом специфики, условий труда отдельных профессиональных групп и категорий работников отрасли (подотрасли); установления минимальных социальных гарантий, компенсаций, льгот в сфере труда и занятости; условий роста фондов оплаты труда; установления межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда. Отраслевое соглашение не может ухудшать положение трудящихся по сравнению с генеральным соглашением.

Соглашения на региональном уровне регулируют нормы социальной защиты наемных работников предприятий, включая более высокие, по сравнению с генеральным соглашением, социальные гарантии, компенсации, льготы.

Закон Украины "О коллективных договорах и соглашениях" регламентирует сферу коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, в том числе по вопросам оплаты труда. Статьей 5 этого Закона определено, что условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с действующем законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются, и сторон, которые их заключили.

Согласно статье 6 этого Закона запрещается любое вмешательство, которое может ограничить законные права работников и их представителей или запретить их осуществление, со стороны органов представительской и исполнительной власти и хозяйственного управления, политических партий, собственников или уполномоченных ими органов при заключении и выполнении коллективных договоров, соглашений. Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, которые созданы или финансируются собственниками или уполномоченными ими органами, политическими партиями.

Статьями 7 и 8 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях" определено содержание коллективных договоров и соглашений, то есть определены основные положения, которые должны быть отражены в коллективных договорах и соглашениях. Содержание этих документов, согласно действующему законодательству, определяется сторонами в пределах их компетенции. В коллективных договорах и соглашениях устанавливаются взаимные обязательства сторон относительно регулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений.

Что касается оплаты труда - то в коллективном договоре должны быть предусмотрены вопросы нормирования и оплаты труда, установления форм, систем, размеров заработной платы и прочих видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.); установление гарантий, компенсаций, льгот; установление условий регулирования фондов оплаты труда и межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда. Коллективный договор может предусматривать дополнительные, по сравнению с действующим законодательством и соглашениями, гарантии, социально-бытовые льготы.

Положения коллективного договора, в соответствии со статьей 9 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях", распространяются на всех работников предприятия независимо от того, являются ли они членами профсоюза, и являются обязательными как для собственника или уполномоченного им органа, так и для работников предприятия. Положения генерального, отраслевого, регионального соглашений действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, находящихся в сфере действия сторон, которые подписали соглашение.

Статьей 14 Закона об оплате труда предусмотрено, что нормы коллективного договора, допускающие оплату труда ниже норм, определенных генеральным, отраслевым или региональным соглашением, но не ниже государственных норм и гарантий в оплате труда, могут применяться только временно на период преодоления финансовых трудностей предприятия - сроком не более чем на шесть месяцев.

На предприятиях, которые не финансируются из бюджета, в вопросах оплаты труда работников нормы, распространяющиеся на учреждения и организации, которые финансируются из бюджета, не являются обязательными. Предприятие при наличии финансовых возможностей, согласно статье 15 Закона об оплате труда, статье 97 КЗоТа Украины, статье 19 Закона Украины "О предприятиях в Украине" от 27.03.91 г. N 887-XII, самостоятельно в коллективном договоре устанавливает формы и системы оплаты труда своих работников, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и прочих поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевым (региональным) соглашением.

В соответствии со статьей 16 Закона об оплате труда на предприятиях и в организациях, которые находятся на хозрасчете и получают дотации из бюджета, организация оплаты труда осуществляется в соответствии со статьей 15 этого Закона, но в пределах, определенных для них в установленном порядке сумм дотаций и собственных доходов с учетом условий, установленных Кабинетом Министров Украины.

Эти условия определены постановлением Кабинета Министров Украины "Об условиях и размерах оплаты труда работников предприятий и организаций, которые дотируются из бюджета" от 31.08.97 г. N 948, с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.98 г. N 1700.

Что касается установления условий и размеров оплаты труда в акционерных обществах, то согласно п."и" ст.41 Закона Украины "О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г. N 1576-XII (далее - Закон о хозяйственных обществах) определение условий оплаты труда должностных лиц акционерного общества, его дочерних предприятий, филиалов и представительств относится к компетенции общего собрания общества - высшего органа акционерного общества. Полномочия, предусмотренные этим пунктом, не относятся к исключительной компетенции общего собрания акционеров, поэтому они могут быть переданы другим органам общества.

Частью 4 статьи 46 Закона о хозяйственных обществах предусмотрено, что уставом акционерного общества или по решению общего собрания акционеров на совет акционерного общества (наблюдательный совет), который представляет интересы акционеров в перерыве между проведением общих собраний, может быть возложено выполнение отдельных функций, относящихся к компетенции общего собрания, в том числе и определение условий оплаты труда должностных лиц акционерного общества, его дочерних предприятий, филиалов и представительств.

Частью 3 статьи 47 указанного Закона определено, что общее собрание может принять решение о передаче части принадлежащих ему прав в компетенцию правления. То есть определение условий оплаты труда должностных лиц акционерного общества, его дочерних предприятий, филиалов и представительств по решению общего собрания акционеров общества может также быть передано в компетенцию правления этого акционерного общества.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 16 Закона Украины "О предприятиях в Украине" при найме (назначении, избрании) собственником или уполномоченным им органом руководителя предприятия на должность с ним заключается контракт (договор, соглашение), в котором определяются права, сроки найма, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия его материального обеспечения и освобождения с должности, с учетом гарантий, предусмотренных контрактом (договором, соглашением) и законодательством Украины. Заключение контракта с руководителем хозрасчетного предприятия является обязательным.

Что касается оплаты труда руководителей предприятий, учрежденных на государственной, коммунальной собственности, то с 19 мая 1999 г. вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины "Об условиях и размерах оплаты труда руководителей предприятий, учрежденных на государственной, коммунальной собственности, и объединений государственных предприятий" N 859 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 28.04.2000 г. N 730). Нормы этого постановления распространяются на руководителей предприятий всех форм собственности и хозяйствования, в том числе на руководителей казенных предприятий и председателей правлений открытых акционерных обществ (ОАО) на период до созыва первого общего собрания акционеров общества, с которыми заключаются контракты центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Постановление не применяется в учреждениях и организациях, которые финансируются из бюджета.

Установление условий и размеров оплаты труда и социально-бытового обеспечения руководителя ОАО определено разделом 3 Типовой формы контракта с председателем правления ОАО, утвержденной приказом Фонда государственного имущества Украины от 06.04.2000 г. N 695, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 16.05.2000 г. под N 280/4501.

Согласно действующему законодательству оплата труда работников предприятия при наличии финансовых возможностей не ограничивается уровнем оплаты труда руководителя этого предприятия.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 9 КЗоТа Украины предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные, по сравнению с законодательством, трудовые и социально-бытовые льготы для работников.

При повышении уровней оплаты труда работников обязательно следует учитывать нормы Указа Президента Украины "О дополнительных мерах по сдерживанию искусственного возрастания задолженности по заработной плате", от 31.08.09 г. N 958/98, которым предусмотрено, что на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, которые имеют задолженность по заработной плате, тарифные ставки, должностные оклады, действующие размеры премий, доплат и надбавок не могут повышаться в период до погашения задолженности, кроме случаев, предусмотренных актами Кабинета Министров Украины.

Кроме того, в случае законодательного повышения размера минимальной заработной платы обязательно также учитывать нормы постановления Кабинета Министров Украины "Об обеспечении выполнения Указа Президента Украины от 31 августа 1998 года N 958 "О дополнительных мерах по сдерживанию искусственного возрастания задолженности по заработной плате" от 15.02.99 N 200, пунктом 1 которого установлено, что в случае именно законодательного повышения размера минимальной заработной платы предприятия, учреждения и организации, которые имеют задолженность по заработной плате, повышают тарифные ставки и должностные оклады, не допуская при этом дальнейшего возрастания этой задолженности.

Статьей 36 Закона об оплате труда предусмотрено, что за нарушение законодательства об оплате труда виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности согласно законодательству.

Статьей 18 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях" также установлена административная и дисциплинарная ответственность лиц, которые представляют собственника или уполномоченный им орган, за нарушение и невыполнение коллективного договора (соглашения), заключаемого на предприятии, в организации.

Согласно статье 45 КЗоТа Украины по требованию профсоюзного органа, который по поручению трудового коллектива подписал коллективный договор, собственник или уполномоченный им орган должен расторгнуть трудовой договор (контракт) с руководителем или снять его с занимаемой должности, если он нарушает законодательство о труде и не выполняет обязательства по коллективному договору.

В соответствии со статьей 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях за нарушение требований законодательства о труде на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, которым предоставлено право принимать на роботу граждан, налагают штрафы от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан. Статьей 41 этого Кодекса определено, что за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению лицам, которые представляют собственников или уполномоченные ими органы либо профсоюзы, предусмотрена ответственность в виде штрафа от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Кроме того, согласно статье 133 Уголовного кодекса Украины за грубое нарушение законодательства о труде должностные лица привлекаются к уголовной ответственности - к исправительным работам на срок до 1 года или лишению права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Оксана Уяздовская,
начальник отдела организации заработной платы
на хозрасчетных предприятиях,
кандидат экономических наук