ДЕРЖАВНИЙ КОМІТЕТ УКРАЇНИ З ПИТАНЬ
РЕГУЛЯТОРНОЇ ПОЛІТИКИ I ПІДПРИЄМНИЦТВА

ЛИСТ
N 1-223/1752 від 13.06.2000
м.Київ

Относительно вопроса уступки требования и перевода долга

Управление правовой поддержки Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства получило письмо <... > и отвечает.

1. Вопрос уступки требования и перевода долга определен, в частности, в следующих источниках права:

- глава 17 ГК Украины ( 1540-06 );

- ст.14 Указа Президента Украины от 04.03.98 N 167/98;

- письмо Государственной налоговой администрации Украины от 18.05.98 N 5405/10/16-1120-5 "Относительно уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении факторинговых операций".

В соответствии со ст.14 Указа Президента Украины от 04.03.98 N 167/98 не допускаются уступка требования и перевод долга:

"При проведении расчетов, в том числе по экспортным и импортным операциям, не допускаются уступка требования и перевод долга независимо от наличия соглашений или финансовых обязательств между резидентами, а также между резидентами и нерезидентами".

2. В соответствии с Конституцией Украины от 28 июня 1996 года (254к/96-ВР ) Верховная Рада Украины принимает законы, постановления и другие акты большинством ее конституционного состава (ст.91 ).

Правовые принципы и гарантии предпринимательства, правила конкуренции определяются исключительно законами Украины (п.8 ст.92). Но п.4 раздела XV "Переходные положения" Конституции определяет условия приобретения Указами Президента силы закона:

"Президент Украины в течение трех лет после вступления в силу Конституции Украины имеет право издавать одобренные Кабинетом Министров Украины и скрепленные подписью Премьер-министра Украины указы по экономическим вопросам, не урегулированным законами, с одновременным представлением соответствующего законопроекта в Верховную Раду Украины в порядке, установленном статьей 93 настоящей Конституции ( 254к/96-ВР ).

Такой Указ Президента Украины вступает в силу, если в течение тридцати календарных дней со дня представления законопроекта (за исключением дней межсессионного периода) Верховная Рада Украины не примет закон или не отклонит представленный законопроект большинством ее конституционного состава, и действует до вступления в силу закона, принятого Верховной Радой Украины по данным вопросам".

На основании изложенного необходимо отметить, что в данном случае статья 14 Указа Президента Украины "О мерах по повышению ответственности за расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 167/98 ) имеет приоритетную силу.

В случае возникновения сомнений относительно правомерности принятия названного Указа Президента вы имеете право обжалования в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

3. В отношении информации о санкциях за неисполнение ст.14 Указа Президента Украины от 04.03.98 N 167/98 и письма Государственной налоговой администрации Украины от 18.05.98 N 5405/10/16-1120-5 относительно заключения и исполнения уступки требования и перевода долга субъектами предпринимательской деятельности предлагаем обратиться в Государственную налоговую администрацию Украины (ст.7 Закона Украины "Об обращениях граждан" ( 393/96-ВР ).

Председатель А.Кужель