Плательщики единого налога освобождены от уплаты
местного сбора (обязательного платежа) за выдачу
разрешения на размещение объекта торговли

ВОПРОС: Мы являемся плательщиками единого налога. Правомерны ли действия Главкиевархитектуры, требующей ежемесячной платы за пролонгацию разрешения на размещение объекта торговли малой архитектурной формы - МАФ?

ОТВЕТ: Пунктом 13 ст.15 Закона Украины "О системе налогообложения" от 25.06.91 г. (с последующими изменениями и дополнениями), ст.17 Декрета Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах" от 20.05.93 г. (с последующими изменениями и дополнениями), имеющего силу закона, предусмотрен местный сбор "за выдачу разрешения на размещение объектов торговли". Установление размеров и периодичности уплаты такого сбора в г.Киеве входит в исключительную компетенцию Киевской городской государственной администрации. Это предусмотрено п."ж" пп.2 п.18 Положения об областной, Киевской, Севастопольской городской государственной администрации, утвержденного Указом Президента Украины от 21.08.95 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно п.6 Указа Президента Украины от 26.06.99 г. N 746 "О внесении изменений в Указ Президента Украины от 03.07.98 г. N 727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" плательщики единого налога освобождены от уплаты пятнадцати различных налогов и сборов (обязательных платежей). В их число входит и освобождение от уплаты сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг.

Так что вы, как плательщики единого налога, не должны платить указанный сбор.

В вашем письме сообщается, что Главное управление градостроения и архитектуры Киевской городской государственной администрации (далее Главкиевархитектура) требует внесения "ежемесячной платы в размере 84 грн. за продление (пролонгацию) выданного разрешения на размещение малой архитектурной формы (МАФ) - объекта торговли". Для рассмотрения правомерности такого требования обратимся к ряду нормативных актов. Вначале - к Закону Украины "Об архитектурной деятельности" от 20.05.99 г. (далее Закон). В нем отсутствует термин "малая архитектурная форма". Но в ст.1 раскрывается термин "объекты архитектурной деятельности", они же "объекты архитектуры". Это "дома и сооружения жилищно-гражданского, коммунального, промышленного и другого назначения, их комплексы". Каждый оконченный строительством объект архитектуры подлежит паспортизации, а Положение о предусмотренном Законом архитектурно-техническом паспорте утверждается Государственным комитетом строительства, архитектуры и жилищной политики (Госкомстрой) Украины (ст.12 Закона). В настоящее время действует Положение об архитектурно-техническом паспорте объекта архитектуры, утвержденное приказом Госкомстроя Украины от 09.09.99 г. N 220. Характерно, что в паспорте на объект архитектуры не предусмотрен срок его действия, как не предусмотрена и возможность продления срока его действия. Следует отметить, что п.2 "Заключительных положений" Закона содержит следующее предписание: "До приведения законов Украины и других нормативно-правовых актов в соответствие с Законом Украины "Об архитектурной деятельности" они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону".

Поэтому у вас должен быть бессрочный архитектурно-технический паспорт на объект торговли, если он является объектом архитектуры.

Вполне обоснованно можно предположить, что требование Главкиевархитектуры о ежемесячной оплате разрешения на размещение так называемого объекта малой архитектуры базируется на произвольно трактуемых положениях не законов Украины, а распоряжения Киевской городской государственной администрации от 26.02.98 г. N 400 "О порядке размещения малых архитектурных форм и объектов внешней рекламы в г.Киеве" (с последующими изменениями и дополнениями). Указанным распоряжением утверждено Положение о порядке размещения малых архитектурных форм (далее - Положение).

Положением установлены три вида разрешений:

1. Разрешение на размещение объекта малой архитектурной формы, оплата которого производится "по прейскуранту, утвержденному Управлением ценовой политики" (п.2 Положения).

2. Разрешение (назовем его краткосрочным) на оперативное размещение малых архитектурных форм для обеспечения проведения мероприятий общегосударственного и городского уровней (п.З Положения).

3. Разрешение на "размещение малых архитектурных форм торгового назначения", плата за которые "в соответствии с решением Киевского городского совета народных депутатов от 23.05.95 г. N 63-б" (далее Киевгорсовет) является местным сбором (все приведенные выдержки - из п.5 Положения).

Решением Киевгорсовета от 23.05.95 г. N 63-б, на которое делается ссылка в п.5 Положения, утверждено Положение о сборе за выдачу разрешения на размещение объектов торговли. В разд.II этого Положения о сборе за выдачу разрешения на размещение... закреплена следующая правовая норма: "...объектом налогообложения (местного сбора) является разрешение на размещение объектов торговли". Подчеркнем: объектом рассматриваемого местного сбора является не право осуществлять торговлю, а разрешение на размещение объекта торговли независимо от того, относится он к так называемым малым архитектурным формам или является встроенным помещением, осуществляется в нем торговля или нет. И эта плата, этот "сбор взимается Главкиевархитектурой при оформлении разрешения на размещение малой архитектурной формы... или при продлении срока его действия" (п.5 Положения).

Следовательно, субъекту предпринимательской деятельности выдается только одно разрешение: или на размещение объекта так называемой малой архитектурной формы, который не будет использоваться для торговли, или краткосрочное, или на размещение объекта торговли.

Таким образом, действующее законодательство свидетельствует о следующем:

- ваше предприятие, являющееся плательщиком единого налога, не должно уплачивать обязательный сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли, даже если это разрешение выдается или продлевается ежедневно. Хотя в вашем случае разрешение должно выдаваться на квартал и бесплатно продлеваться по мере продления срока действия Свидетельства об уплате единого налога;

- требование Главкиевархитектуры вносить ежемесячную плату за продление разрешения на право размещения объекта торговли лишено каких-либо правовых оснований.

Более того, как ранее было сказано, в соответствии с требованиями Закона Украины "Об архитектурной деятельноети" действующие законы и другие нормативные акты "применяются в части, не противоречащей Закону". Закон же четко определил понятие объекта архитектуры. В соответствии с Законом лотки, палатки, автомагазины, развозки, прилавки и т.п. не являются объектами архитектуры (термины "объекты архитектуры малой формы", "объекты архитектуры немалой формы" в Законе отсутствуют). В силу этого значительная часть торговых точек вообще не подпадает под законодательное понятие термина "объект архитектуры", а значит, и под действие п.2 Положения, но эти торговые точки полностью соответствуют терминологии, употребляемой в упомянутых нормативных актах: Декрете КМУ "О местных налогах и сборах", Законе Украины "О системе налогообложения", решении Киевгорсовета от 23.05.95 г. N 63-б - объект торговли. В силу этого и распоряжение Киевской городской государственной администрации от 26.02.98 г. N 400, и утвержденные им положения, и расценки на услуги Главкиевархитектуры (см. постановление Кабинета Министров Украины от 20.12.99 г. N 2328) следует, по нашему мнению, привести в соответствие с действующим законодательством, а не выдвигать надуманные и весьма некорректные требования к налогоплательщикам.