КОНСУЛЬТИРУЕТ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Если предприятие не финансируется из бюджета, это не значит,
что оно не может быть проверено органами контрольно-ревизионной службы

ВОПРОС: Наше государственное предприятие находится на полном хозрасчете. Имеет ли право Контрольно-ревизионное управление проверять нас, ведь мы не финансируемся из бюджета. Если это так, то по каким вопросам?

ОТВЕТ: Информация, изложенная в вопросе, к сожалению, неполная. Если предприятие не финансируется из бюджета, это не означает, что оно не может быть проверено органами контрольно-ревизионной службы. Так, согласно ст.2 Закона Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине" главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их хранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов; разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем.

В соответствии с "Инструкцией о порядке проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине" (в редакции приказа ГлавКРУ Украины от 04.10.99 г. N 88) при проведении ревизии бюджетных учреждений, предприятий и организаций могут проводиться встречные проверки. Согласно пп.1.5.4 этой Инструкции встречная проверка - метод документального подтверждения на предприятии, в учреждении или организации, которые имели договорные взаимоотношения с объектом контроля, по просьбам контрольного или правоохранительного органа вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности (полноты отражения в учете объекта контроля).

Если Ваше предприятие отвечает вышеперечисленным требованиям, то оно может быть проверено работниками контрольно-ревизионной службы.

Права государственной контрольно-ревизионной службы изложены в ст.10 Закона Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине". Главному контрольно-ревизионному управлению Украины, контрольно-ревизионным управлениям в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионным подразделениям (отделам, группам) в районах, городах и районах в городах предоставлено право:

1) ревизовать и проверять в министерствах, государственных комитетах и других органах государственной исполнительной власти, государственных фондах, на предприятиях, в учреждениях и организациях денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование средств и материальных ценностей, (проводить проверки фактического наличия ценностей, денежных сумм, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, а также оборудования и т. д.);

2) беспрепятственного доступа на склады, хранилища, производственные и другие помещения для их обследования и выяснения вопросов, связанных с ревизией или проверкой. Прекращать на расчетных и других счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях операции в случаях, когда руководство объекта, на котором необходимо провести ревизию или проверку, препятствует работнику государственной контрольно-ревизионной службы исполнять свои обязанности;

3) привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов соответствующих министерств, государственных комитетов, других органов государственной исполнительной власти, государственных фондов, предприятий, учреждений и организаций для проведения контрольных замеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, других проверок с оплатой за счет специально предусмотренных на эту цель средств;

4) требовать от руководителей объектов, которые ревизуются или проверяются, проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов; в необходимых случаях опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, а при выявлении подделок, других злоупотреблений изымать необходимые документы на срок до окончания ревизии или проверки, оставляя в делах акт изъятия и копии или реестры изъятых документов;

5) получать от Национального банка Украины и его учреждений, коммерческих банков и других кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах ревизуемых объектов, а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственных форм собственности, - справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями, организациями, которые ревизуются или проверяются;

6) получать от должностных и материально ответственных лиц ревизуемых или проверяемых объектов письменные пояснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок;

7) предъявлять руководителям и другим должностным лицам объектов, которые ревизуются или проверяются, требования по устранению выявленных нарушений законодательства по вопросам сохранности и использования государственной собственности и финансов, изымать в бюджет выявленные ревизиями или проверками сокрытые и заниженные валютные и другие платежи, ставить перед соответствующими органами вопросы о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, если полученные предприятиями, учреждениями и организациями средства и займы используются с нарушением действующего законодательства;

8) взыскивать в доход государства средства, полученные министерствами, ведомствами, государственными комитетами, государственными фондами, предприятиями, учреждениями и организациями по незаконным соглашениям, без установленных законом оснований и с нарушением действующего законодательства;

9) налагать в случаях, предусмотренных законодательными актами, на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций административные взыскания;

10) применять к предприятиям, учреждениям, организациям и другим субъектам предпринимательской деятельности финансовые санкции в виде взысканий, предусмотренных пунктом 7 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине".

Следует также отметить, что согласно ст. 11 Закона Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине": ревизия или проверка проводятся на основании документа, подписанного начальником контрольно-ревизионной службы, начальником управления, его заместителями или руководителем подразделения службы в районе, городе или районе в городе.

По инициативе государственной контрольно-ревизионной службы ревизия или проверка предприятия, учреждения, организации может проводиться не чаще одного раза в год. Ревизию или проверку по поручению правоохранительных органов можно проводить в любое время.

Должностные лица государственной контрольно-ревизионной службы обязаны предъявлять документ на право проведения ревизии или проверки руководящим работникам соответствующего предприятия, учреждения или организации.

Кроме того, согласно ст.5 Указа Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" органы государственной контрольно-ревизионной службы имеют право проводить плановые и внеплановые выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности, в пределах их компетенции - относительно бюджетных займов, займов и кредитов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, а также надлежащего выполнения государственных контрактов, проавансированных за счет бюджетных средств.

Согласно "Инструкции о порядке взыскания средств и применения финансовых санкций органами государственной контрольно-ревизионной службы", утвержденной приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 3 июля 1998 года N 130 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 27 ноября 1998 г. под N 757/3197, контрольно-ревизионная служба имеет право применять к предприятиям, учреждениям, организациям и другим субъектам предпринимательской деятельности финансовые санкции в виде взыскания:

- однократного размера доначисленной по результатам ревизии (проверки) суммы налога или другого платежа, а в случае повторного нарушения в течение года после нарушения, установленного предыдущей ревизией, - в двукратном размере доначисленной по результатам ревизии суммы налога, другого платежа;

- десять процентов надлежащих к уплате сумм налогов, других платежей за не предоставление или несвоевременное предоставление органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений и других документов, необходимых для исчисления налогов, других платежей, а также за непредоставление или несвоевременное предоставление учреждениям банков платежных поручений на уплату налогов, других платежей;

- от двадцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан с учреждений банков или юридических лиц, физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, которые в установленный законом срок не сообщили об открытии или закрытии счетов в банках.

Взысканию подлежат все суммы, начисленные по результатам ревизий или проверок, независимо от финансового состояния предприятия, учреждения, организации, другого субъекта предпринимательской деятельности.

Органы государственной контрольно-ревизионной службы на основании принятых решений по финансовым санкциям ежеквартально проводят сверки с органами государственной налоговой службы относительно поступлений в бюджет надлежащих средств.

Платежи по принятым решениям перечисляются предприятиями, учреждениями, организациями или другими субъектами предпринимательской деятельности на соответствующие разделы и параграфы классификации доходов бюджета самостоятельно в десятидневный срок со дня принятия решения. В случае несвоевременной уплаты сумм платежей в бюджеты и государственные целевые фонды органы государственной налоговой службы принимают решения о взыскании указанных сумм, руководствуясь пунктом 8 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", а в случае несвоевременной уплаты сумм отчислений эти суммы взыскиваются органами государственной контрольно-ревизионной службы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Согласно "Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок государственной контрольно-ревизионной службой в Украине" результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (ревизующим), руководителем и главным (старшим) бухгалтером проверенного министерства, ведомства, другого органа государственного управления, предприятия, учреждения, организации, а в случае необходимости - бывшими руководителем и главным (старшим) бухгалтером, в период работы которых имели место выявленные нарушения, злоупотребления. Конечной датой написания акта, как правило, является последний день проведения ревизии (проверки), указанный в удостоверении на ее проведение.

Результаты проверки оформляются справкой, но во всех случаях выявления нарушений действующих законодательных и нормативных актов, злоупотреблений, приписок, серьезных недостатков в ведении учета и отчетности, когда государству нанесен ущерб и т.д. - по результатам составляется акт, а не справка.

Акт (справка) регистрируется в контрольно-ревизионном подразделении, как правило, сразу после составления, и его второй экземпляр вручается руководителю (при отсутствии последнего - его заместителю или главному бухгалтеру, которые имеют право подписи финансовых документов) проверенного объекта (для ознакомления и подписания) под расписку на первом экземпляре акта с указанием даты передачи, но не позднее следующего рабочего дня с даты завершения ревизии, которая определена в удостоверении. Если ревизия проводилась за пределами населенного пункта, в котором находится контрольно-ревизионное подразделение, то регистрация акта осуществляется в день возвращения руководителя ревизионной группы из командировки.

Согласно "Инструкции о порядке взыскания средств и применения финансовых санкций органами государственной контрольно-ревизионной службы" в случае отказа руководителя, главного или старшего бухгалтера предприятия, другого материально ответственного лица подписать акт ревизии или проверки должностными лицами государственной контрольно-ревизионной службы составляется акт произвольной формы, который удостоверяет факт такого отказа. При этом в акте следует указать о факте ознакомления руководителя, бухгалтера или другого материально ответственного лица предприятия с содержанием акта ревизии или проверки или о его почтовом отправлении для ознакомления.

При наличии возражений или замечаний по акту ревизии руководитель, бухгалтер или другие лица, которые подписывают акт, в день передачи акта делают об этом предупреждения перед своими подписями и не позднее чем через пять рабочих дней со дня их подписания с замечаниями подают по этому поводу письменные пояснения или возражения. Если в течение указанного 5- дневного срока пояснения или замечания по акту не поступят, то контрольно-ревизионное подразделение имеет право применить надлежащие меры по реализации материалов ревизии или проверки (передать материалы в правоохранительные органы, информировать органы власти или хозяйственное управление, вынести решения о финансовых санкциях и административных штрафах и т.д.).

После подписания акта ревизии с замечаниями ревизующего при необходимости незамедлительно берут дополнительные пояснения от должностных лиц, причастных к выявленным ревизией нарушениям или злоупотреблениям.

Правильность обоснований, фактов, изложенных в пояснениях должностных лиц, ревизующие должны тщательно проверить и в срок не позднее 15 рабочих дней со дня получения возражений дать по ним письменное заключение, которое утверждается руководителем контрольно-ревизионного подразделения (отдела в районе, городе, управлении в Автономной Республике Крым, области, городах Киеве и Севастополе соответствующего управления в ГлавКРУ Украины) или его заместителем.

Согласно п.4.10 "Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок государственной контрольно-ревизионной службой в Украине" при отказе должностных лиц от ознакомления и подписания акта (справки) о результатах ревизии или проверки должностные лица государственной контрольно-ревизионной службы удостоверяют это соответствующим актом и своими подписями в день передачи акта на ознакомление и подписание. Одновременно акт ревизии направляется руководителю объекта контроля для ознакомления по месту нахождения (адресу, указанному в учредительных документах) предприятия, учреждения, организации заказным письмом. Сразу же после отправления акта почтой контрольно-ревизионный отдел имеет право применять надлежащие меры по реализации материалов ревизии (проверки) с обязательным указанием в сопроводительных письмах в адрес органов власти, хозяйственного управления или правоохранительных органов факта отказа от ознакомления с актом и от его подписания.

При поступлении замечаний по результатам ревизии в срок позднее 5 рабочих дней со времени подписания акта с замечаниями или составлении акта об отказе от ознакомления и подписания решение об их рассмотрении принимает руководитель контрольно-ревизионного органа.

Результаты ревизии излагаются в акте на основании проверенных данных и фактов, которые вытекают из имеющихся оригиналов документов организации, которая ревизуется; данных о результатах проведенных встречных проверок; результатов инвентаризации, контрольных замеров контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции; данных проверки качества продукции, соблюдения технических условий и технологических режимов производства, соответствия продукции действующим стандартам, ценам и тарифам, а также других данных.

Не допускаются включения в акт ревизии или проверки разного рода заключения, предложения и не подтвержденные документами данные о финансово-хозяйственной деятельности объекта, который ревизуется, а также данные из следственных материалов и ссылок на свидетельства должностных лиц, которые они дали перед следственными органами.

В акте ревизии указываются, какие хозяйственные и финансовые операции и документы проверены, за какой период и каким способом (выборочным, сплошным).

Не вносятся в акт проверки финансового органа факты, выявленные на предприятиях, в учреждениях и организациях, если эти факты не связаны с его работой.

При выявлении существенных нарушений финансовой дисциплины, недостач средств и материальных ценностей, других злоупотреблений материалы ревизии передаются в следственные органы и одновременно ставятся перед руководством проверенного предприятия, учреждения, организации или соответствующего органа управления вопросы об освобождении от занимаемых должностей виновных в этом лиц.

Изъятые проверяющими документы хранятся до окончания ревизии или проверки; после этого они в день подписания акта ревизии возвращаются должностным лицам соответствующего предприятия, учреждения или организации под расписку согласно их письменному перечню, если правоохранительными органами на дату завершения ревизии не принято решения о выемке этих документов.

Порядок рассмотрения жалоб на действия должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы определен ст.13 Закона Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине".

Так, жалобы на действия должностных лиц в районах, городах, районах в городах и должностных лиц контрольно-ревизионных управлений рассматриваются и решаются начальниками этих управлений. Жалобы на действия должностных лиц Главного контрольно-ревизионного управления Украины и начальников контрольно-ревизионных управлений Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя рассматриваются и решаются начальником Главного контрольно-ревизионного управления Украины.

Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее чем в месячный срок с момента их поступления. В случае несогласия юридических и физических лиц с этими решениями они могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде.

Подача жалобы не прекращает обжалованного действия должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы.