ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 04.11.99 г. N 16-1121
Начальникам управлений
прямых и непрямых налогов
Государственных налоговых
администраций в Автономной
Республике Крым, областях,
городах Киеве и Севастополе
К отдельным вопросам взимания НДС
Главное управление непрямых налогов высылает к сведению и для использования в практической работе Методические рекомендации - ответы на отдельные вопросы по взиманию налога на добавленную стоимость, заданные плательщиками на региональных семинарах в городах Запорожье, Львове, Севастополе, Харькове, в которых участвовали специалисты управления. Указанные Методические рекомендации высылаются для служебного пользования.
Начальник Главного управления непрямых налогов А. БОГДАН
I. База налогообложения, налоговые обязательства,
налоговый кредит, возмещение НДС
ВОПРОС: 1.У предприятия на лицевом счете имеется переплата по НДС, образовавшаяся за счет проведения экспортных операций. Можно ли зачислить переплату по НДС в счет уплаты акцизного сбора по налоговому векселю, выдаваемому в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 24.06.99 г. N 1112, учитывая то, что акцизный сбор с импортных товаров поступает полностью в Государственный бюджет?
2.В связи с изменениями, внесенными Законом Украины от 15.07.99 г. N 977-XIV в пункт 4.1 статьи 4 Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость", возникает вопрос: включаются ли в базу обложения налогом на добавленную стоимость отчисления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (7 % от реализации горюче-смазочных материалов), учитывая то, что в классификацию общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) они не вошли?
3.Подлежит ли обложению налогом на добавленную стоимость сбор от продажи горюче-смазочных материалов в размере 7 процентов стоимости реализованных нефтепродуктов?
4.Предприятие сдает в аренду помещение и получает за это арендную плату и, кроме того, компенсацию за коммунальные услуги (в том числе за электроэнергию). Облагается ли налогом на добавленную стоимость электроэнергия, потребляемая арендатором?
5.Подлежит ли обложению налогом на добавленную стоимость налог на землю у лица, получающего в оперативный лизинг основные фонды (целостный комплекс, отдельное помещение или его часть), если условиями договора предусмотрено, что размер платы за землю покрывается за счет средств лизингополучателя?
6. Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость отчисления на содержание министерств, учреждений, корпораций и тому подобных организаций, являющихся отдельными юридическими лицами?
7. Что является базой для обложения налогом на добавленную стоимость при безвозмездной передаче автомобиля с баланса предприятия, если актом экспертной комиссии установлена стоимость, превышающая остаточную балансовую стоимость?
8.Предприятие, которое осуществляет деятельность, связанную с выпуском льготной в соответствии со статьей 5 продукции, приобрело основные фонды. Налог на добавленную стоимость, уплаченный (начисленный) при приобретении таких основных фондов, отнесен на увеличение стоимости таких основных фондов. Принимается самостоятельное решение плательщика о ликвидации таких основных фондов. Однако основные фонды не имеют стопроцентной амортизации. Включается ли в базу обложения налогом на добавленную стоимость сумма налога в части недоамортизированной стоимости основных фондов?
9.По какой ставке - 0 или 20 процентов облагаются налогом на добавленную стоимость операции по продаже газа, импортированного на территорию Украины, в случае когда конечными потребителями такого газа являются бюджетные учреждения и население?
10.Начисляется ли налог на добавленную стоимость при ликвидации основных фондов по решению плательщика, если таковые неполностью самортизированы?
11.Что является базой для обложения налогом на добавленную стоимость для предприятия розничной торговли при реализации им меда, приобретенного у неплательщика налога, в том числе у физического лица?
12.Каков порядок обложения налогом на добавленную стоимость жилищно-коммунальных услуг?
13.Частный предприниматель реализует автопредприятию товар, вместо этого получает автоуслуги. Как правильно отразить налог на добавленную стоимость у частного предпринимателя?
14.По каким услугам телевидения налог на добавленную стоимость начисляется по "кассовому" методу, ведь плату взимает только кабельное телевидение?
15.С какой даты налог на добавленную стоимость по операциям по продаже услуг телефонной связи начисляется по "кассовому" методу?
16.Относятся ли к бартерным (товарообменным) операциям операции по проведению взаимозачетов по погашению задолженности учреждений здравоохранения, содержащихся за счет бюджета, за полученные лекарственные средства и изделия медицинского назначения путем погашения поставщикам задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты и в государственные целевые фонды, а также при выдаче указанных лекарственных средств и изделий медицинского назначения в счет пенсий?
17. Включаются ли в базу обложения налогом на добавленную стоимость взносы в инновационный фонд?
18.Между предприятиями составлен договор купли-продажи. Через определенное время условия договора не выполнены и расчеты произведены в бартерной форме. Какие изменения в налоговом учете возникают при осуществлении таких расчетов?
19. Каков порядок обложения налогом на добавленную стоимость операций по продаже объектов незавершенного строительства?
ОТВЕТ: 1.Да, можно. Для этого плательщик должен указать в декларации по налогу на добавленную стоимость (или в приложении N 3 к декларации) порядок проведения бюджетного возмещения - заполнить строку 25б декларации (строка 7б приложения N 3) и указать соответствующий раздел бюджетной классификации.
Порядок зачисления сумм бюджетного возмещения в счет оплаты налогового векселя, выданного на сумму акцизного сбора за ввезенные (импортированные) горюче-смазочные материалы, аналогичен порядку зачисления суммы бюджетного возмещения в счет оплаты налогового векселя, выданного на сумму налога на добавленную стоимость при ввозе (импортировании) товаров на таможенную территорию Украины.
2.Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины в целях стимулирования инвестиционной деятельности" внесены изменения в п. 4.1 статьи 4 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", которым определяется база для обложения налогом на добавленную стоимость при проведении операций по продаже товаров (работ, услуг). Суть изменений заключается в том, что при определении базы налогообложения к договорной (контрактной) стоимости, установленной по свободным или регулируемым ценам (тарифам), с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины, вместо других налогов и сборов (обязательных платежей) включаются общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи), за исключением налога на добавленную стоимость, которые включаются в цену товаров (работ, услуг) в соответствии с законами Украины по вопросам налогообложения.
3.К общегосударственным налогам и сборам относятся налоги и сборы (обязательные платежи), перечень которых установлен статьей 14 Закона Украины "О системе налогообложения". Кроме того, статьей 2 этого Закона установлено, что государственные целевые фонды включаются в Государственный бюджет Украины. При этом отчисления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины зачисляются на отдельные счета соответствующих бюджетов и используются исключительно на финансирование дорожного хозяйства Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины (Порядок определен постановлением Кабинета Министров Украины от 02.02.93 г. N 83, с изменениями и дополнениями в него).
Наряду с этим заключительными положениями Закона Украины от 16.12.97 г. N 724/97 "О внесении изменений в Закон Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины" с учетом изменений и дополнений в него (вступает в силу с 1 января 2000 года, кроме п. 2 и 3 раздела II Заключительных положений) предусмотрено, что срок действия Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" продлен до 1 января 2000 года. Начиная с 1 января 2000 года правовые основы обеспечения финансирования расходов, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием дорог, будут регулироваться Законом Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины", который также предусматривает создание Государственного дорожного фонда Украины в составе Государственного бюджета.
Подытоживая вышеизложенное, а также учитывая то, что Законом Украины "О государственном бюджете Украины на 1999 год" предусмотрено, что в доходы Государственного бюджета Украины на 1999 год зачисляются поступления сбора и отчислений на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог общего пользования, одним из источников наполнения которого является сбор от продажи горюче-смазочных материалов в размере 7 процентов стоимости реализованных нефтепродуктов, такой сбор включается в базу обложения налогом на добавленную стоимость при проведении операций по продаже таких нефтепродуктов.
4.В соответствии с подпунктом 3.1.1 статьи 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции налогоплательщиков по продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, в том числе операции по оплате стоимости услуг по договорам оперативной аренды (лизинга). При этом база налогообложения определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости операции, которая включает все расходы, связанные с предоставлением такой услуги.
Что касается обложения налогом на добавленную стоимость стоимости электроэнергии, которую в составе арендной платы оплачивает арендатор арендодателю, то стоимость электроэнергии включается в общую стоимость услуги по договору оперативной аренды (лизинга) и облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 20 % базы налогообложения, поскольку подпунктом 6.2.5 статьи 6 упомянутого Закона "О налоге на добавленную стоимость" определено, что налог на добавленную стоимость исчисляется по нулевой ставке по операциям по продаже электроэнергии, а арендодатель продажу электроэнергии не осуществляет (не имеет соответствующей лицензии на такой вид деятельности).
Однако в случае если у арендатора определение количества потребленной электроэнергии осуществляется по фактическим показателям счетчика, оплата за эту электроэнергию осуществляется не на счет арендодателя, а непосредственно на счет организации, осуществляющей продажу электроэнергии (например, райили облэнерго), и между арендатором и этой организацией заключен соответствующий договор, такая операция по оплате электроэнергии облагается налогом по нулевой ставке.
5.Законом Украины "О лизинге" предусмотрено, что лизингополучатель за пользование объектом лизинга вносит периодические лизинговые платежи, включающие в себя часть суммы, амортизируемой за срок, за который вносится платеж, платеж как вознаграждение за полученное в лизинг имущество, другие расходы лизингодателя, предусмотренные договором лизинга. А поэтому если договором предусмотрено, что размер платы за землю покрывается за счет средств лизингополучателя, то такая компенсация налога на землю является составной частью лизингового платежа, являющегося оплатой стоимости услуги по договору оперативного лизинга и объектом для обложения налогом на добавленную стоимость.
6.Исходя из пункта 5.1 и подпункта 5.3.6 статьи 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" отчисления на содержание учреждений не включаются в состав валовых расходов, т. е. не осуществляется компенсация стоимости товаров, работ, услуг, а поэтому получение таких средств не является основанием для возникновения налоговых обязательств.
7.В такой ситуации базой для обложения налогом на добавленную стоимость будет стоимость, определенная экспертной комиссией.
Операции по безвозмездной.передаче товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 1.4 статьи 1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" для целей обложения налогом на добавленную стоимость относятся к операциям по продаже. При безвозмездной передаче основных производственных и непроизводственных фондов базой для обложения налогом на добавленную стоимость пунктом 8 Указа Президента Украины от 07.08.98 г. N 857 "О некоторых изменениях в налогообложении" определена обычная цена, но не менее их балансовой стоимости. То есть база налогообложения может быть больше, но не меньше балансовой стоимости основных фондов.
8.Нет, не включается. Поскольку балансовая стоимость ликвидированных основных фондов не относится на валовые расходы, а покрывается за счет собственного источника, то за счет собственного источника возмещается сумма налога на добавленную стоимость, которая приходится на часть недоамортизированной балансовой (остаточной) стоимости таких основных фондов.
9.По ставке 20 процентов. Пунктом 5 Указа Президента Украины от 07.08.98 г. N 857 "О некоторых изменениях в налогообложении" установлено, что операции по продаже импортированного газа населению и бюджетным учреждениям подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов базы налогообложения, определенной законодательством.
10.Да, на сумму несамортизированной балансовой стоимости подлежат корректированию суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (начисленные) при приобретении таких основных фондов и включенные в состав налогового кредита.
Если решение о ликвидации основных фондов принимается самостоятельно и не зависит от форсмажорных обстоятельств, то в соответствии с подпунктом 8.4.10 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" балансовая стоимость ликвидированных основных фондов не относится на валовые расходы, а покрывается за счет собственного источника, возмещению за счет соответствующего источника подлежит также и сумма налога, уплаченная (начисленная) и отнесенная к составу налогового кредита, которая приходится на часть несамортизированной балансовой стоимости основных фондов.
11.Пунктом 11.20 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено, что в случаях когда налогоплательщик осуществляет операции по продаже лицам, не зарегистрированным как налогоплательщики, сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, ранее приобретенных (заготовленных) таким налогоплательщиком у физических лиц, не являющихся плательщиками этого налога, объектом налогообложения является торговая наценка (надбавка) такого плательщика. А поэтому если предприятие розничной торговли приобретает у населения мед и осуществляет его продажу конечным потребителям, не зарегистрированным плательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе физическим лицам, то у такого предприятия базой для налогообложения будет торговая наценка.
При этом такую операцию по продаже при отражении ее в налоговой отчетности необходимо разграничить. В строке 1 колонки А раздела 1 "Налоговые обязательства" декларации по налогу на добавленную стоимость отражаются объемы (торговая наценка без налога на добавленную стоимость), являющиеся объектом для налогообложения, а в колонке Б - сумма налога на добавленную стоимость. Покупная стоимость приобретенной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, не включаемая в базу налогообложения, отражается в строке 4 колонки А.
Как в комиссионной торговле товарами, бывшими в употреблении, так и в розничной торговле при продаже сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, полученных от физических лиц, в ЭККА вводится цена товара, состоящая из двух частей: стоимости товара, продажа которого не облагается НДС, и комиссионного вознаграждения или торговой наценки, подлежащей налогообложению по ставке А (НДС = 20 %) (письмо ГНА Украины от 27.06.97 г. N 23-3217/10-5054).
12.В соответствии с пунктом 4.1 статьи 4 Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" база налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам (тарифам). В состав договорной (контрактной) стоимости включаются какие-либо суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых налогоплательщику непосредственно покупателем через какое-либо третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, предоставленных) таким налогоплательщиком.
Таким образом, сумма какой-либо компенсации по товарам (работам, услугам), продажа которых осуществляется по свободным ценам, независимо от какого лица она получена, включается в базу обложения налогом на добавленную стоимость. При операциях по продаже товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам), установленным согласно действующему законодательству, базой обложения налогом на добавленную стоимость будет регулируемая цена (тариф).
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая то, что в соответствии с нормативно-правовыми актами стоимость жилищно-коммунальных услуг подлежит государственному регулированию, базой обложения налогом на добавленную стоимость будет размер регулируемой цены (тарифа) на жилищно-коммунальные услуги.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.06.98 г. N 939 "О совершенствовании системы государственного регулирования размера квартирной платы и платы за содержание домов и придомовых территорий" городским государственным администрациям предоставлено право устанавливать плату за пользование жилищем (квартплату) и за содержание жилища, а Госкомстрою архитектуры и жилищной политики Украины разработать методические рекомендации относительно расчетов экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Приказом Госкомстроя архитектуры и жилищной политики Украины от 29.03.99 г. N 78 предусмотрено, что тарифы утверждаются местными органами государственной исполнительной власти и органами самоуправления по представлению предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Нормативы потребления коммунальных услуг состоят из нормативов водопотребления, водоотведения и теплоснабжения, нормативных расходов жилищно-эксплуатационных организаций, связанных с содержанием домов и придомовых территорий и др. Тарифы на оплату коммунальных услуг, предельные цены на газ утверждены уполномоченными организациями с учетом налога на добавленную стоимость. В соответствии с действующим порядком ценообразования регулируемые тарифы устанавливаются с учетом конечной стоимости услуг для потребителя, включающей налог на добавленную стоимость.
На соответствующий запрос относительно формирования тарифов Министерство экономики Украины в письме от 01.07.98 г. N 27-22/126 сообщило, что исключение из тарифов сумм налога на добавленную стоимость может привести к ситуации, когда население будет оплачивать услуги по тарифу без налога на добавленную стоимость, а также могут возникнуть проблемы при расчете субсидий при оплате коммунальных услуг.
Оплата жилищно-коммунальных услуг населением может осуществляться как в полном размере утвержденного тарифа с учетом налога на добавленную стоимость, так и в уменьшенном на размер субсидии малообеспеченным слоям населения и/или дотации отдельным категориям населения. Эти субсидии и соответствующие дотации оплачиваются не непосредственно населением, а возмещаются из соответствующих местных бюджетов.
Возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.95 г. N 848, согласно которому возмещается доля платы за жилищно-коммунальные услуги. Доля платы за жилищно-коммунальные услуги (субсидия) назначается при наличии разницы между размером платы за жилищно-коммунальные услуги, сжиженный газ, твердое и печное бытовое топливо и объемом определенного Кабинетом Министров Украины обязательного процента платежа.
При этом пунктами 16-18 этого постановления установлен порядок проведения последовательного расчета определения размера субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, платы за сжиженный газ, твердое и печное бытовое топливо, а именно: размер субсидии определяется как разница между стоимостью платы за сжиженный газ, твердое печное бытовое топливо и коммунальные услуги на календарный год в пределах норм потребления и объемом определенного платежа.
Поскольку доля платы за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе гражданина определяется исходя из размера тарифа, утвержденного с учетом налога на добавленную стоимость, то и размер субсидии, полученной в виде вышеуказанной разницы, содержит в себе налог на добавленную стоимость. Таким образом, субсидии в виде средств на этапе перечисления их местными финансовыми органами отделам субсидий, а также на этапе перечисления со счета отдела субсидий на дополнительный (специальный) счет управлениям жилищного хозяйства или жилищно-эксплуатационным конторам, как целевое финансирование для возмещения расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с подпунктом 3.2.7 статьи 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Эти средства (субсидии) вместе со средствами, уплаченными непосредственно каждым получателем субсидии, формируют оплату тарифа, установленного органами исполнительной власти.
Налогоплательщики, которые предоставляют услуги физическим лицам, не зарегистрированным плательщиками этого налога, за пользование которыми этими лицами уплачивается квартирная плата, согласно пункту 11.11 статьи 11 Закона "О налоге на добавленную стоимость" применяют способ налогового учета, по которому датой возникновения налоговых обязательств по продаже указанных услуг является дата зачисления средств на банковский счет или в кассу такого плательщика. Поскольку управление жилищного хозяйства или жилищно-эксплуатационные конторы предоставляют жилищно-коммунальные услуги физическим лицам, то на дату поступления средств в оплату предоставленных услуг с дополнительного (специального) счета такого хозяйства (конторы), а также непосредственно от физических лиц, возникают налоговые обязательства, исчисленные исходя из базы налогообложения, определенной по регулируемым ценам (тарифам).
Порядок перечисления средств для возмещения расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и печного бытового (жидкого) топлива устанавливается Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.
13.Согласно пункту 1.19 статьи 1 Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" хозяйственная операция, предусматривающая проведение расчетов за товары (работы, услуги) в какой-либо форме иной, нежели денежная, включая какие-либо виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусматривается зачисление средств на счета продавца для компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг), является бартером (товарным обменом).
Таким образом, вышеуказанные операции относятся к товарообменным операциям, во время осуществления которых на территории Украины в соответствии с пунктом 12 Указа Президента Украины от 07.08.98 г. N 857/98 "О некоторых изменениях в налогообложении" налог на добавленную стоимость взимается по полной ставке, в том числе во время обмена товарами (работами, услугами), операции по продаже которых освобождаются от налогообложения или облагаются налогом по нулевой ставке.
При этом датой возникновения налоговых обязательств во время осуществления бартерных операций является дата, на которую приходится какое-либо из событий, наступившее ранее: или дата отгрузки товара, или дата получения автотранспортных услуг, а датой возникновения права на налоговый кредит является дата осуществления заключительной операции.
14.До 1 января 2001 года налогоплательщики, предоставляющие услуги физическим лицам, не зарегистрированным плательщиками этого налога, за пользование которыми этими лицами уплачивается квартирная плата, плата за пользование телефоном, телевизионными и радиосетями, применяют способ налогового учета, по которому датой возникновения налоговых обязательств по продаже указанных услуг является дата зачисления средств на банковский счет или в кассу такого налогоплательщика или получение других видов компенсации стоимости таких товаров (услуг), а датой возникновения права на налоговый кредит, в том числе получения бюджетного возмещения, является дата списания средств с банковского счета налогоплательщика в оплату таких товаров (услуг) или предоставления других видов компенсаций в оплату товаров (услуг), стоимость которых относится к составу валовых расходов производства (обращения) таких налогоплательщиков или подлежит амортизации.
Следовательно, "кассовый" метод исчисления налога на добавленную стоимость применяется налогоплательщиками по операциям по продаже физическим лицам, не зарегистрированным плательщиками этого налога, услуг кабельного телевидения, за пользование которым такими физическими лицами уплачивается плата, и общей антенны, оплата за которую включается в квартирную плату.
15.В соответствии с пунктом 11.11 статьи 11 Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость", с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Украины от 02.06.99 г. N 714-XIV "О внесении изменений в Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость", вступившим в силу со дня опубликования ("Урядовый курьер" от 26.06.99 г.), налогоплательщики, предоставляющие услуги физическим лицам, не зарегистрированным плательщиками этого налога, за пользование которыми этими лицами уплачивается квартирная плата, плата за пользование телефоном, телевизионными и радиосетями и системами охраны жилища, применяют "кассовый" метод исчисления налога на добавленную стоимость.
При этом, согласно Прейскуранту на предельные тарифы на основные услуги связи, утвержденному приказом Государственного комитета связи Украины от 16.09.98 г. N 132, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 21.10.98 г. под N 679/3119, такие услуги, как пользование телефонным аппаратом, предоставление междугородного телефонного разговора и предоставление международного телефонного разговора, являются тремя отдельными услугами связи и для их оплаты установлены отдельные тарифы.
Таким образом, при осуществлении операций по продаже услуг телефонной, связи физическим лицам, не зарегистрированным плательщиками этого налога, которыми уплачивается плата за пользование телефоном (кроме услуг междугородной и международной связи и других услуг), применяется "кассовый" метод исчисления налога на добавленную стоимость, согласно которому датой возникновения налоговых обязательств является дата зачисления средств на банковский счет или в кассу продавца.
В случае продажи услуг телефонной связи, в том числе услуг за пользование телефоном, лицам, зарегистрированным плательщиками налога на добавленную стоимость, а также услуг междугородного и международного телефонного разговора, предоставляемых физическим лицам, не зарегистрированным плательщиками этого налога, датой налоговых обязательств является дата, определенная пунктом 7.3 статьи 7 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость".
16.В соответствии с подпунктом 5.1.7 Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР операции по продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения, зарегистрированных в Украине в установленном законодательством порядке, в том числе предоставление услуг по такой продаже аптечными учреждениями, освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость.
Однако Указом Президента Украины от 07.08.98 г. N 857/98 "О некоторых изменениях в налогообложении" внесены изменения в действующее законодательство Украины по вопросам обложения налогом на добавленную стоимость. Так, статьей 12 этого Указа, в частности, установлено, что во время осуществления бартерных (товарообменных) операций на территории Украины налог взимается по полной ставке, в том числе во время обмена товарами (работами, услугами), операции по продаже которых освобождаются от налогообложения или облагаются налогом по нулевой ставке.
Поскольку при обложении налогом на добавленную стоимость термин "бартер" понимается в значении, определенном Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (пункт 1.11 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость"), а согласно пункту 1.19 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" бартер (товарный обмен) определяется как хозяйственная операция, предусматривающая проведение расчетов за товары (работы, услуги) в какой-либо форме, иной, нежели денежная, включая какие-либо виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусматривается зачисление средств на счета продавца для компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг), продажа лекарственных средств не за денежные средства является бартерной операцией. То есть операции по такой продаже лекарственных средств подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов.
Вместе с тем, учитывая то, что в отдельных случаях по решениям Правительства Украины, Пенсионного фонда Украины производятся взаимозачеты по погашению задолженности бюджетных учреждений за полученные ими лекарственные средства и изделия медицинского назначения путем погашения поставщикам таких лекарственных средств и изделий медицинского назначения задолженности по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и в государственные целевые фонды, а также производятся расчеты по выплате пенсий и заработной платы лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, Государственная налоговая администрация Украины обратилась в Кабинет Министров Украины с предложением не расценивать такие операции как бартерные (товарообменные).
Кабинет Министров Украины согласился с предложением Государственной налоговой администрации Украины и поручил Министерству здравоохранения совместно с другими министерствами и ведомствами разработать и представить на рассмотрение Кабинета Министров Украины проект соответствующего решения (поручение от 17.06.99 г. N 13162/46), но учитывая остроту вопроса и то, что изложенный вопрос нуждается в срочном решении, поручением Кабинета Министров Украины от 22.07.99 г. N 13162/46 было дано согласие на применение этой нормы до внесения соответствующих изменений в законодательство.
Таким образом, в соответствии с указанным поручением Кабинета Министров Украины операции по проведению взаимозачетов по погашению задолженности учреждений здравоохранения, содержащихся за счет бюджета, за полученные лекарственные средства и изделия медицинского назначения путем погашения поставщикам задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты и в государственные целевые фонды, а также при выдаче указанных лекарственных средств и изделий медицинского назначения в счет пенсий не расцениваются как бартерные (товарообменные) операции.
17.В соответствии с пунктом 4.1 Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" база налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам (тарифам) с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины, других общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей).
Поскольку сбор в Государственный инновационный фонд, в соответствии с Законом Украины "О системе налогообложения", относится к общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам), то он включается в базу обложения налогом на добавленную стоимость в договорной стоимости.
18.При "кассовом" методе исчисления налога на добавленную стоимость по операциям по купле - продаже товаров (работ, услуг) у продавца - на дату зачисления средств на банковский счет - возникают налоговые обязательства, а у покупателя - на дату списания средств с банковского счета в оплату таких товаров - возникает право на налоговый кредит при условии отнесения таких товаров (работ, услуг) к составу валовых расходов.
В случае изменения условий договора в части формы проведения расчетов за поставленный товар (выполненные работы, предоставленные услуги) и проведения встречной поставки товаров (работ, услуг) указанная операция принимает форму бартерной. Датой определения операции бартерной и датой возникновения налоговых обязательств в таком случае является дата внесения изменений в договор купли-продажи (другого письменного уведомления об изменениях условий договора) или встречная поставка товаров (работ, услуг).
При методе "начисления" по операциям по купле-продаже товаров (работ, услуг) дата возникновения налоговых обязательств у продавца определяется согласно подпункту 7.3.1, а дата возникновения права на налоговый кредит у покупателя - согласно подпункту 7.5.1 при условии отнесения таких товаров (работ, услуг) к составу валовых расходов.
В случае изменения условий договора в части формы проведения расчетов за поставленный товар (выполненные работы, предоставленные услуги) и проведения встречной поставки товаров (работ, услуг) указанная операция принимает форму товарообменной.
На дату признания такой операции бартерной (дата внесения изменений в договор купли-продажи (другого письменного уведомления об изменениях условий договора) или встречная поставка товаров (работ, услуг)) покупатель товара по договору купли-продажи увеличивает налоговые обязательства на сумму налога на добавленную стоимость по полученным товарам, а на дату встречной поставки товаров (работ, услуг) и у продавца, и у покупателя возникает право на налоговый кредит.
19.В соответствии с подпунктом 3.1.1 статьи 3 Закона Украины от 03.04.97 г. N 168 "О налоге на добавленную стоимость" объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции налогоплательщиков по продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины. При этом понятие продажи определено пунктом 1.4 данного Закона, а именно: продажа товаров - это какие-либо операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на такие товары за компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по безвозмездному предоставлению товаров.
Таким образом, операции по продаже объектов незавершенного строительства подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке по ставке 20 процентов. При этом база налогообложения определяется в соответствии со статьей 4 вышеуказанного Закона.
II. Экспорт, импорт, внешнеэкономическая деятельность
ВОПРОС: 1.По какой ставке налога на добавленную стоимость облагается налогом комиссионное вознаграждение комиссионера, по поручению комитента осуществившего экспорт товаров?
2.Для работников отдельных отраслей народного хозяйства проводится семинар за пределами таможенной территории Украины. Оплата нерезиденту услуг, связанных с его проведением, осуществляется фирмами, представители которых являются участниками - слушателями этого семинара. Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость операции по предоставлению услуг нерезидентом за пределами таможенной территории Украины по проведению семинара?
3. Предприятие экспортирует сельскохозяйственную продукцию, предварительно приобретенную у отечественного товаропроизводителя по ценам, включающим НДС. Приобретение продукции осуществляется в течение двух отчетных периодов и накапливается в портовом элеваторе для отгрузки на экспорт в третьем отчетном периоде. Как осуществляется бюджетное возмещение сумм налогового кредита в каждом из этих отчетных периодов?
В отчетном периоде налогоплательщик задекларировал объем налогооблагаемых операций по нулевой ставке 500 грн., налогооблагаемых операций по ставке 20 % - 0 грн. Сумма налогового кредита в этом отчетном периоде равна 500 тыс. грн. Правомерно ли проведение возмещения в течение месяца, следующего за отчетным, всей суммы НДС, задекларированной к возмещению, или необходимо возмещать только сумму НДС, использованную для изготовления экспортируемых товаров?
4.Каким образом осуществляется корректирование сумм налога на добавленную стоимость, включенных в налоговый кредит по приобретенному сырью, материалам и работам (услугам), в случае когда производитель осуществляет отгрузку готовой продукции на экспорт в рамках бартерных договоров?
ОТВЕТ: 1.В соответствии с Законом Украины от 03.04.97 г. N 168 "О налоге на добавленную стоимость" операции по продаже товаров, которые были вывезены (экспортированы) плательщиком за пределы таможенных границ Украины, и продаже работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.
Товары считаются экспортированными за пределы таможенной территории Украины в случае если этот факт засвидетельствован грузовой таможенной декларацией, оформленной согласно пункту 2 приказа Гостаможслужбы Украины от 30.06.98 г. N 380.
Работы и услуги могут считаться экспортированными, если они предназначены для использования и потребления непосредственно за пределами таможенной территории Украины, что засвидетельствовано соответствующими документами, в том числе внешнеэкономическим контрактом и актом выполненных работ, оформленных в установленном порядке.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Украины договор комиссии предусматривает, что комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение осуществить одно или несколько соглашений от своего имени за счет комитента.
Если рассматривать договор комиссии между контрагентами Украины, которым предусматривается осуществление комиссионером соглашения внешнеэкономической деятельности, в соответствии с которым комиссионер осуществляет экспорт товаров, то комиссионер выполняет комиссионное поручение комитента на условиях, указываемых комитентом.
С учетом вышеизложенного, услуга по выполнению комиссионного поручения комиссионером предоставляется комитенту на территории Украины, и она, в отличие от экспортируемого товара, не используется и не потребляется за пределами Украины, а предоставляется комитенту - контрагенту Украины.
Таким образом, комиссионное вознаграждение, независимо от того, каким образом оно определено - или в виде разницы между назначенной комитентом ценой и более выгодной ценой, по которой комиссионер сможет продать продукцию на экспорт, или установлено в процентном отношении к полученной выручке от реализации товаров на экспорт, или в другом порядке, - у комиссионера подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов.
2.Да, такие услуги относятся к категории импортных. Поскольку продукт семинара будет использован и потреблен на территории Украины, то в соответствии с подпунктом 3.1.2 статьи 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", согласно которому объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции налогоплательщиков по получению работ (услуг), предоставляемых нерезидентами для их использования и потребления на таможенной территории Украины, и они подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов.
3. В соответствии с требованиями подпункта 7.7.1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возмещению из бюджета, определяются как разница между общей суммой налоговых обязательств, возникших в связи с продажей товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода, и суммой налогового кредита отчетного периода. Согласно пункту 7.9 указанного Закона отчетный налоговый период определяется равным календарному месяцу или кварталу в зависимости от объема налогооблагаемых операций налогоплательщика; определение его осуществляется один раз в год за один месяц до начала календарного года и остается неизменным весь год; в течение календарного года разрешается только замена плательщиком квартального налогового периода на месячный.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость, как надлежащая к уплате в бюджет, так и подлежащая возмещению из бюджета, определяется по результатам деятельности в каждом отдельном отчетном периоде.
При этом порядок бюджетного возмещения, определенный Законом и Указом Президента Украины от 07.08.98 г. N 857/98 "О некоторых изменениях в налогообложении", устанавливает определенные особенности зависимости порядка проведения бюджетного возмещения от вида осуществляемых операций (продажа товаров (работ, услуг) по нулевой ставке) также по результатам каждого отдельно взятого отчетного периода.
Таким образом, с учетом норм Закона и требований Указа Президента Украины при осуществлении операций, облагаемых налогом по нулевой ставке, бюджетному возмещению в течение месяца, следующего за месяцем представления налоговой декларации, в которой определена сумма к возмещению, подлежит только та часть суммы отрицательного значения разницы между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом, которая пропорциональна объему облагаемых налогом по нулевой ставке операций, осуществляемых только в данном отчетном периоде, независимо от вида операций, осуществлявшихся в предыдущих отчетных периодах, размера налогового кредита, определенного в предыдущих отчетных периодах, и причин, приведших к возникновению отрицательной разницы между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом.
4.В соответствии с пунктом 11.5 статьи 11 Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97-8Р "О налоге на добавленную стоимость" до 1 января 2000 года в случае вывоза (экспорта) товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории Украины путем бартерных (товарообменных) операций сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная (начисленная) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), на увеличение налогового кредита не относится, а включается в валовые расходы производства налогоплательщика.
Таким образом, предприятие-производитель должно осуществить корректирование сумм налога на добавленную стоимость, включенных в налоговый кредит в связи с приобретением сырья, материалов, работ (услуг), по следующему принципу:
- из суммы налогового кредита исключается та часть налога, соответствующая части использования таких товаров (работ, услуг), сырья, материалов в изготовлении готовой продукции, экспортируемой по бартерным договорам.
При этом по товарам, сырью и материалам корректирование осуществляется путем расчета суммы налога на добавленную стоимость, которая приходится на количественное их использование, а по работам и услугам - пропорционально стоимостной части таких услуг, которая должна быть учтена в себестоимости экспортной операции.
III. Льготы
ВОПРОС 1: Подлежат ли обложению налогом операции по предоставлению услуг по использованию учреждениями банков линий связи, систем SWIFT, REUTERS, DOW JONES и т. п. для проведения расчетных операций и предоставления расчетно-кассовых услуг?
2.Билеты лотереи, проводимой по разрешению Министерства финансов Украины, изготавливаются согласно импортному контракту за пределами таможенной границы Украины. Подлежат ли они обложению налогом на добавленную стоимость при растаможивании?
3.Какие категории санаторно-курортных учреждений, находящихся в Автономной Республике Крым, могут пользоваться льготой по освобождению реализации путевок от обложения налогом на добавленную стоимость?
4.Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость операции по продаже посредниками путевок на санаторно-курортное лечение?
5.Подлежит ли обложению налогом на добавленную стоимость комиссионное (агентское, другое) вознаграждение комиссионера (агента, другого лица, к которому право собственности на товар не перешло) в случае реализации им на территории Украины товаров (работ, услуг), освобожденных от обложения НДС в соответствии со статьей 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость"?
6.Каков порядок обложения налогом на добавленную стоимость операций по продаже ваты медицинской, осуществляемых предприятием-производителем немедицинским учреждениям и предприятиям торговли?
1.Подпунктом 3.2.5 статьи 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" в числе операций, не являющихся объектом налогообложения, определено, что не являются объектом налогообложения операции по расчетно-кассовому обслуживанию.
При этом любые товары, работы и услуги, получаемые учреждением банка от других субъектов предпринимательской деятельности, как резидентов, так и нерезидентов, связаны с расчетно-кассовым обслуживанием или же используются для обеспечения выполнения операций по расчетно-кассовому обслуживанию (как, например, приобретение оборудования, компьютерной техники, использование для проведения расчетных операций линий связи, систем SWIFT, REUTERS, DOW JONES и т. п.), так же, как и других операций, освобожденных от налогообложения или не являющихся объектом налогообложения, не могут включаться в перечень операций, не являющихся объектом налогообложения, если это отдельно не предусмотрено Законом, т. е. облагаются налогом налогоплательщиками, которые их предоставляют, на общих основаниях.
Если же такие работы, услуги предоставляются учреждению банка нерезидентом, то налог на добавленную стоимость по таким услугам, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 2 Закона, уплачивает лицо, которое такие работы, услуги получает.
2.В соответствии с подпунктом 3.2.4 статьи 3 Закона операции по выпуску, обращению и погашению билетов государственных лотерей, введенных по разрешению Министерства финансов Украины, не являются объектом налогообложения.
Вместе с тем, согласно подпункту 3.1.2 статьи 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", объектом налогообложения являются операции по ввозу товаров на таможенную территорию Украины, а поэтому операции по ввозу на таможенную территорию Украины бланков лотерейных билетов являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость и подлежат налогообложению при растаможивании. Дальнейшие операции - выпуск лотерейных билетов в обращение, их обращение и погашение - не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, поскольку не являются объектом налогообложения.
3.Статьей 2 Закона Украины от 07.07.99 г. N 854-XIV "О внесении изменений в Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по продаже путевок на санаторно-курортное лечение и отдых в санаторно-курортных учреждениях, находящихся в Автономной Республике Крым (включая продажу путевок нерезидентам).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Украины от 22.06.95 г. N 114 "Об утверждении перечня учреждений здравоохранения, перечня врачебных должностей и перечня должностей фармацевтических работников", зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 02.11.95 г. под N 399/935, к санаторно-курортным учреждениям относятся:
- бальнеологическая больница;
- грязелечебница;
- детская бальнеологическая больница;
- курортная поликлиника;
- санаторий;
- санаторий-профилакторий;
- специализированный санаторий;
- детский специализированный санаторий;
- санаторий для детей с родителями;
- детский оздоровительный центр.
Таким образом, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость реализация путевок и на лечение, и на отдых в санаторно-курортные учреждения, имеющие статус перечисленных в указанном перечне.
4.В соответствии с подпунктом 5.1.9 статьи 5 Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по продаже путевок на санаторно-курортное лечение и отдых детей в учреждениях по перечню, установленному постановлением Кабинета Министров Украины от 05.08.97 г. N 835. Указанная льгота не распространяется на продажу путевок нерезидентам.
Учитывая указанное, льгота, предусмотренная подпунктом 5.1.9, распространяется и на операции по продаже указанных путевок посредниками в случае перехода к посреднику права собственности на такие путевки.
В случае если операции по продаже путевок на санаторно-курортное лечение и отдых осуществляются по другим формам гражданско-правовых договоров, не предусматривающих передачу права собственности на путевки, то в таких случаях базой обложения налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов является комиссионное, агентское или другое вознаграждение.
5.В случае если по гражданско-правовым договорам, не предусматривающим передачу права собственности, осуществляются операции по продаже товаров (работ, услуг), которые в соответствии со статьей 5 освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (лекарственные средства, путевки на санаторно-курортное лечение, учебники, периодические издания и др.), то в таких случаях базой для обложения НДС по ставке в размере 20 процентов является комиссионное (агентское или другое) вознаграждение. При этом налогоплательщик, осуществляющий продажу вышеуказанных товаров на условиях таких договоров, на дату возникновения налоговых обязательств выписывает две налоговые накладные, одна из которых на продажу освобожденных товаров без НДС и другая - на услугу, связанную с продажей, - с НДС по ставке 20 процентов.
6.Подпунктом 5.1.7 пункта 5.1 статьи 5 Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождены операции по продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения, зарегистрированных в Украине в установленном законодательством порядке, в том числе предоставление услуг по такой продаже аптечными учреждениями.
То есть от налога на добавленную стоимость освобождены операции по продаже изделий медицинского назначения, которые в обязательном порядке зарегистрированы в Государственном реестре Украины изделий медицинского назначения, независимо от того, осуществляет ли такую продажу предприятие-производитель, или торговая организация, или аптечное учреждение. В случае дальнейшей перепродажи или бесплатной передачи таких изделий медицинского назначения они также освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
Следует отметить, что в номенклатуру изделий медицинского назначения, подлежащих внесению в Государственный реестр, утвержденный приказом Министерства здравоохранению Украины от 26.04.95 г. N 74, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 02.12.97 г. N 343, и зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 06.05.95 г. под N 129/665, включены вата, марля, бинты и аналогичные материалы (например, перевязочные материалы, лейкопластыри, припарки), пропитанные или покрытые фармацевтическими веществами, упакованные в специальные формы для розничной торговли.
Таким образом, в случае если предприятие-производитель осуществляет операции по продаже ваты, упакованной в специальные формы для розничной торговли, при наличии регистрационного свидетельства о внесении такой ваты в Государственный реестр изделий медицинского назначения, то независимо от направления продажи она будет освобождаться от обложения налогом на добавленную стоимость.
Что касается операций по продаже технической ваты, то операции по такой продаже подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке по ставке 20 процентов.
IV. Налоговая отчетность и налоговые накладные
ВОПРОС: 1.Имеет ли право налогоплательщик оформлять налоговые накладные с использованием специальной печати "Для налоговой накладной"?
2.Частный предприниматель зарегистрирован плательщиком налога на добавленную стоимость и работает без печати. Можно ли принимать у такого предпринимателя налоговую накладную без печати?
ОТВЕТ: 1.В соответствии с подпунктом 7.2.3 статьи 7 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" налоговая накладная является отчетным налоговым документом и одновременно расчетным документом.
В связи с вышеуказанным Государственной налоговой администрацией Украины были направлены указания относительно обязательного оформления налоговой накладной печатью, образец которой находится с образцами подписей в банковском учреждении предприятия-продавца.
Однако, учитывая специфику работы предприятий, имеющих несколько структурных подразделений (филиалов) в различных районах города и области, в некоторых случаях значительную территориальную разветвленность сбытовых подразделений, непрерывный цикл производства, Государственная налоговая администрация Украины считает возможным при условии соблюдения норм Инструкции "О порядке выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов", утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины от 18.10.93 г. N 643 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 28.10.93 г. под N 164, изготовить отдельно для каждого филиала специальную печать "Для налоговой накладной", которая кроме других установленных признаков имела бы отдельный номер, соответствующий номеру шифра или коду филиала, названию филиала, его идентификационный код и индивидуальный налоговый номер плательщика налога на добавленную стоимость головного предприятия, которым филиалу делегировано право выписки налоговой накладной.
2.В соответствии с Законом Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" налоговая накладная одновременно выполняет две функции: отчетного налогового документа и расчетного документа, а поэтому этот документ должен скрепляться печатью, что и предусмотрено Порядком заполнения налоговой накладной, утвержденным Приказом ГНА Украины от 30.05.97 г. N 165, с изменениями и дополнениями.
Таким образом, налоговая накладная должна будет выполнять вышеуказанные функции, и сумма налога на добавленную стоимость у покупателя товара может быть отнесена к налоговому кредиту, если такая накладная скреплена печатью или, в связи с ее отсутствием, специальной печатью "Для налоговой накладной", изготовленной при условии соблюдения норм Инструкции "О порядке выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов", утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины от 18.10.93 г. N 643, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 28.10.93 г., которая кроме других установленных признаков имеет идентификационный код и индивидуальный налоговый номер плательщика налога на добавленную стоимость.
Налоговая накладная, не скрепленная печатью или скрепленная штампом или канцелярской печатью, считается недействительной.
V. Регистрация плательщиков НДС
ВОПРОС: 1.Лицо достигло за 7 календарных месяцев 1 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Заявление о регистрации лицо подало в налоговый орган не позднее чем через двадцать календарных дней после окончания месяца, в котором были достигнуты надлежащие объемы. Налоговый орган в десятидневный срок зарегистрировал такое лицо плательщиком налога на добавленную стоимость. За какой отчетный период представляется декларация по налогу на добавленную стоимость?
2.Если по результатам проверки выявлен факт, что лицо своевременно не подало в налоговую службу заявление для регистрации плательщиком НДС, то с какого периода начисляются налоговые обязательства и соответствующие санкции?
3.Если жилищно-строительный кооператив зарегистрирован органами исполнительной власти после 1 октября 1997 года, то нужно ли ему регистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость?
ОТВЕТ: 1.Если за 7 календарных месяцев лицо достигло надлежащих объемов, и, например, 16 августа такое лицо подало заявление о регистрации, получило свидетельство плательщика налога на добавленную стоимость 26 августа, то в таком случае 26 августа - это дата, с которой лицо имеет право выписки налоговых накладных с регистрацией их в книге продажи, а также по приобретенным товарам (работам, услугам) - в книге приобретения. Первую декларацию по налогу на добавленную стоимость необходимо представить до 20 сентября, по результатам хозяйственной деятельности - с 26 - 31 число отчетного периода августа.
2.Поскольку после окончания месяца, в котором достигнуты надлежащие объемы, лицу законодательно предоставлена возможность не позднее чем через 20 дней подать заявление, то начиная с 21-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было достигнуто 1 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, начисляются налоговые обязательства без права включения в налоговый кредит НДС, уплаченного в связи с приобретением товаров (работ, услуг), и санкции в размерах, установленных пунктом 15 Указа Президента Украины от 07.08.98 г. N 857.
3.В соответствии со статьей 9 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" субъекты предпринимательской деятельности, которые создаются после введения в действие этого Закона, независимо от вида деятельности и запланированных объемов операций по продаже товаров (работ, услуг), обязаны зарегистрироваться как налогоплательщики по месту их нахождения в налоговом органе.
При этом регистрационное заявление должно быть подано (выслано) в налоговый орган не позднее двадцатого календарного дня с момента регистрации вновь созданного субъекта предпринимательской деятельности в органах местной государственной власти.
Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, жилищно-строительный кооператив не позднее двадцатого календарного дня с момента регистрации в органах местной государственной власти должен подать в налоговый орган заявление о регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость.
VI. Сельское хозяйство
ВОПРОС: 1.Законом Украины от 18.02.99 г. N 442-XIV "О внесении изменений в статью 11 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" внесены изменения в пункт 11.21, согласно которым с 01.01.99 г. сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности за реализованные ими молоко, скот, птицу, шерсть, а также за молочную продукцию и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, полностью остается в распоряжении этих сельскохозяйственных предприятий и направляется на поддержку собственного производства животноводческой продукции и продукции птицеводства.
Распространяется ли такой порядок на суммы налога, начисленные за декабрь 1998 года и проведенные по лицевому счету плательщика в январе 1999 года?
2.Каков порядок уплаты сумм НДС, начисленных к уплате в бюджет по результатам деятельности в декабре 1998 года сельскохозяйственными товаропроизводителями, на которых распространяется действие Указа Президента Украины от 02.12.98 г. N 1328/98 "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей"?
3.Относятся ли виноматериалы, освобождаемые от обложения акцизным сбором, к перечню подакцизной продукции и соответственно следует ли перечислять в бюджет сумму НДС, начисленную а результате осуществления операций по продаже таких виноматериалов, или ее следует использовать для приобретения матерально-технических ресурсов (согласно Указу Президента Украины от 02.12.98 г. N 1328)?
4.Хозяйство, занимающееся рыборазведением, выращиванием товарной рыбы, выловом и ее переработкой, приобрело статус сельскохозяйственного товаропроизводителя после введения в действие Указа Президента Украины от 02.12.98 г. N 1328/98. Распространяются ли нормы этого Указа на такое предприятие, если да, то с какой даты?
5.Каков порядок уплаты налога на добавленную стоимость со стоимости услуг по переработке давальческого сырья в случае его приобретения на территории Украины нерезидентом?
в случае его приобретения на территории Украины нерезидентом?
6.Остаются ли денежные средства в распоряжении сельскохозяйственных производителей от операций по выполнению работ по сбору урожая собственными комбайнами на полях других хозяйств, а также от предоставления в аренду сельскохозяйственных угодий?
ОТВЕТ: 1.Учитывая то, что и Указ Президента Украины от 02.12.98 г. N 1328/98 "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей" введен в действие с 01.01.98 г., и Закон Украины от 18.02.99 г. N 442-XIV "О внесении изменений в статью 11 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" введен в действие с 01,01.99 г., их действие распространяется только на те операции, которые состоялись с момента введения их в действие, т. е. и на налоговые обязательства, и на налоговый кредит, возникшие по результатам деятельности в январе 1999 года.
2.Что же касается сумм налога на добавленную стоимость, задекларированных к уплате или возмещению из бюджета по результатам декабря 1998 года или других отчетных периодов 1998 года, то такие суммы налога подлежат уплате или же возмещению в сроки и в порядке, установленном Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость".
3.Пунктом 2 постановления Верховной Рады Украины от 12.09.96 г. N 365/96-ВР установлено, что перечень товаров (продукции), на которые устанавливается акцизный сбор, определяется и ограничивается перечнем подакцизных товаров, вошедших в Законы Украины от 06.02.96 г. "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на табачные изделия" (N 30/96-ВР), от 07.05.96 г. "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на спирт этиловый и алкогольные напитки" (N 178/96-ВР), от 24,05.96 г. "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства и шины к ним" (N 216/96-ВР), от 11.07.96 г. "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)" (N 313/96-ВР), независимо от того, установлена для таких товаров льгота по уплате акцизного сбора или нет.
Статьей 1 Указа Президента Украины от 02.12.98 г. N 1328/98 "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей" определено, что нормы этого Указа не распространяются на подакцизные товары.
Таким образом, независимо от того, уплачивается ли акцизный сбор с товара (продукции) на общих основаниях или на такой товар (продукцию) установлена льгота по уплате акцизного сбора, если товар (продукция) включен в перечень подакцизных товаров, перечисленных в указанных вышеназванным постановлением законах Украины, действие Указа Президента Украины от 02.12.98 г. N 1328/98 "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей" на такие товары (продукцию) не распространяется, а поэтому, независимо от того, подлежат ли подакцизные товары налогообложению или для таких товаров установлена льгота по уплате акцизного сбора, операции по их реализации включаются в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, по которой осуществляются расчеты с бюджетом.
4.Вопрос отнесения рыбоводческих и рыболовецких предприятий к сельскохозяйственным товаропроизводителям был урегулирован приказом Министерства статистики Украины от 02.08.96 г. N 222 путем временного внесения, по согласованию с Кабинетом Министров Украины, изменений в Общий классификатор отраслей народного хозяйства Украины (ОКОНХ).
В отрасль "Сельское хозяйство" (код 20 000) была введена подотрасль "Разведение, выращивание, вылов рыбы и ее переработка на собственных мощностях" (код 21 270) и соответственно изменен код отрасли "Рыбное хозяйство" с кода 40 000 на код 21 270.
В связи с тем что предусмотренный на 1998 - 1999 годы переходный период для введения Классификации видов экономической деятельности (КВЭД), в течение которого классификации ОКОНХ и КВЭД действуют параллельно, заканчивается, указанный вопрос опять был рассмотрен Кабинетом Министров Украины и выдано Распоряжение от 10.05.99 г. N 391-р, в соответствии с которым рыбоводческие и рыбацкие (включая рыболовецкие) хозяйства, занимающиеся рыборазведением, выращиванием товарной рыбы, выловом, переработкой и сбытом собственной продукции (независимо от организационно-правовых форм собственности и хозяйствования) отнесены к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Таким образом, в случае если рыбоводческие и рыбацкие (включая рыболовецкие) хозяйства, занимающиеся рыборазведением, выращиванием товарной рыбы, выловом, ее переработкой на собственных мощностях и сбытом собственной продукции, на момент введения в действие вышеупомянутого Указа имели статус сельскохозяйственных товаропроизводителей и уже отработали полный отчетный (налоговый) год и за этот год получили от продажи продукции собственного производства, которая в соответствии с указанным распоряжением отнесена к сельскохозяйственной, не менее 50 % общей суммы валового дохода предприятия, то на них распространяется действие этого Указа с 1 января 1999 года.
На те хозяйства, которые приобрели статус сельскохозяйственных товаропроизводителей после введения в действие вышеупомянутого Указа, действие его норм распространяется с даты включения их в Единый государственный реестр предприятий и организаций в качестве сельскохозяйственных.
5.В соответствии с пунктом 11.9 статьи 11 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" до приведения законодательных актов Украины относительно налогообложения давальческого сырья в соответствие с нормами этого Закона уплата налога на добавленную стоимость по операциям по ввозу давальческого сырья на таможенную территорию Украины осуществляется в порядке, установленном Законом Украины "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях".
Статьей 1 Закона Украины "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях" определено, что давальческое сырье - это сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, энергоносители, ввезенные на таможенную территорию Украины иностранным заказчиком (или закупленные иностранным заказчиком за иностранную валюту в Украине). При этом приобретение иностранным заказчиком за иностранную валюту на таможенной территории Украины сырья осуществляется по ценам с учетом налога на добавленную стоимость, не относящегося к налоговому кредиту, поскольку иностранный заказчик не является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно подпункту 6.2.2 статьи 6 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" налог по нулевой ставке исчисляется относительно операций по продаже работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины.
Таким образом, в случае выполнения резидентом Украины работ (услуг) для нерезидента (собственника ввезенного давальческого сырья или закупленного им за иностранную валюту в Украине) по переработке, обработке, обогащению давальческого сырья, при условии вывоза готовой продукции, изготовленной из этого сырья, в полном объеме за пределы таможенной территории Украины, такие работы (услуги) считаются экспортированными и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.
Следует иметь в виду, что при предоставлении вышеуказанных услуг по переработке давальческого сырья с расчетами готовой продукцией или частью давальческого сырья, сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная (начисленная) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), необходимых для предоставления такой услуги, на увеличение налогового кредита не относится, а включается в валовые расходы производства, поскольку такая операция носит характер бартерной операции в сфере внешнеэкономической деятельности.
6.В соответствии с Указом Президента Украины от 02.12.98 г. N 1328/98 "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей" не подлежат уплате в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, начисляемые сельскохозяйственными товаропроизводителями на операции по продаже товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме подакцизных товаров), при условии если по результатам работы предыдущего отчетного (налогового) года объем продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки составляет не менее 50 процентов в составе валового дохода предприятия.
При этом продажа такой сельскохозяйственной продукции (работ, услуг) осуществляется по ценам с учетом налога на добавленную стоимость, суммы которого в государственный бюджет не уплачиваются, а перечисляются на отдельный специальный счет и используются сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение материально-технических ресурсов производственного назначения. Такие суммы налога на добавленную стоимость находят свое отражение в отдельной декларации по налогу на добавленную стоимость по результатам операций по реализации продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства.
В случае если сельскохозяйственное предприятие предоставляет сельскохозяйственные услуги по сбору урожая на полях других хозяйств или предоставляет в аренду сельскохозяйственные угодья в соответствии с действующим законодательством, то при условии, что на такое предприятие распространяются нормы Указа Президента Украины от 02.12.98 г. N 1328/98 "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей", налоговые обязательства по таким операциям включаются в специальную (отдельную) декларацию.
Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что одним из условий пользования указанной льготой является то, что объем продажи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки по результатам работы предыдущего отчетного (налогового) года должен составлять не менее 50 процентов в составе валового дохода предприятия, а предоставление вышеуказанных услуг в больших объемах может привести к снижению этого процента и утрате права на пользование льготой.
VII. Упрощенная система налогообложения
ВОПРОС: 1.Субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо согласно Указу N 746 избрало ставку единого налога в размере 6 процентов. Нужно ли этому лицу вести налоговый учет по налогу на добавленную стоимость?
2.Предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно Указу N 727, зарегистрировано плательщиком налога на добавленную стоимость: до введения в действие Указа N 746 уплачивало этот налог ежемесячно. Когда упомянутое предприятие должно представлять в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость и уплачивать этот налог (ежемесячно или ежеквартально) после введения в действие Указа N 746?
3.Субъект предпринимательской деятельности перешел на уплату единого налога и в то же время согласно Указу N 746 не является плательщиком налога на добавленную стоимость. Имеет ли право этот субъект предпринимательской деятельности на налоговый кредит по суммам налога, уплаченным поставщикам?
4.Какова процедура снятия с учета в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость субъектов предпринимательской деятельности, которые согласно Указу N 746 перешли на уплату единого налога и не являются плательщиками налога на добавленную стоимость?
5.Частный предприниматель занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и уплачивает единый налог согласно Указу N 746. Покупателями его товаров являются предприятия плательщики налога на добавленную стоимость, которым для включения сумм в налоговый кредит по налогу на добавленную стоимость нужна налоговая накладная. Может ли это физическое лицо быть плательщиком налога на добавленную стоимость и выписывать налоговые накладные своим покупателям?
6. ООО зарегистрировалось в качестве субъекта предпринимательской деятельности, одновременно подало в районную налоговую инспекцию заявление об уплате единого налога по ставке 10 процентов и получило свидетельство о праве уплаты единого налога. Обязано ли общество зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость?
7.Предприятие "Виола" (плательщик налога на добавленную стоимость) постоянно приобретает фурнитуру для производства швейной продукции в фирме "Ирис". До 01.10.99 г., приобретая фурнитуру, предприятие получало от фирмы налоговую накладную и суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам относило к налоговому кредиту. В IV квартале в этом году указанная фирма не выписывает предприятию налоговые накладные, мотивируя это тем, что теперь уплачивает единый налог по ставке 10 процентов и поэтому уже не является плательщиком налога на добавленную стоимость. Может ли предприятие "Виола" включить в налоговый кредит по налогу на добавленную стоимость суммы по товарам, полученным от фирмы "Ирис", рассчитав их самостоятельно по следующей формуле: стоимость приобретенного товара (указанную в счете-фактуре) разделить на 120, полученный результат умножить на 20 и записать исчисленную сумму в счете-фактуре?
8.Малое частное предприятие "Подснежник" является плательщиком налога на добавленную стоимость. Оно осуществляет торговую деятельность по продаже товаров, закупленных у предприятий, уплачивающих единый налог согласно Указу N 746 по ставке 10 процентов, в связи с чем эти предприятия не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, а поэтому при продаже товаров не выписывают налоговые накладные. Учитывая то, что МП "Подснежник" не имеет права на налоговый кредит по этим товарам, может ли оно начислить налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость по торговой наценке?
ОТВЕТ: 1.В соответствии со статьями 3 и 6 упомянутого Указа субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и избравшие уплату единого налога по ставке в размере 6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора, являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Кроме того, статьей 6 упомянутого Указа определено, что плательщики единого налога - юридические лица ведут налоговый учет по тем налогам, плательщиками которых они являются в соответствии с этим Указом. А поэтому на операции по продаже товаров (работ, услуг) указанных плательщиков распространяются все нормы Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость", в том числе и относительно ведения налогового учета (книг учета приобретения и книг учета продажи товаров (работ, услуг)), заполнения налоговой накладной, представления декларации по налогу на добавленную стоимость.
Такие плательщики единого налога обязаны вести налоговый учет и выписывать налоговые накладные по форме и в порядке, установленном приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 г. N 165 (зарегистрирован а Министерстве юстиции Украины 23.06.97 г. под N 233/2037), с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Государственной налоговой администрации Украины от 08.10.98 г. N 469 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 28.10.98 г. под N 691/3131).
2.Для субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, Указом N 746 (статья 4) отчетным (налоговым) периодом определен квартал. А поэтому упомянутые плательщики по форме и в порядке, утвержденном приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 г. N 166 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 09.07.97 г. под N 250/2054), с учетом изменений и дополнений, утвержденных приказами Государственной налоговой администрации Украины от 10.04.98 г. N 179 и от 23.10.98 г. N 499 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины соответственно 27.04.98 г. под N 266/2706 и 10.11.98 г. под N 715/3155), до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны представить в государственную налоговую администрацию (инспекцию) по своему местонахождению декларацию по налогу на добавленную стоимость и уплатить сумму налога, определенную в этой декларации.
3.Согласно Указу N 746 (статья 6) субъекты предпринимательской деятельности - физические лица, уплачивающие единый налог, и юридические лица, уплачивающие единый налог по ставке 10 процентов, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, а поэтому не имеют права на налоговый кредит по суммам налога, уплаченным при приобретении товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины и при их ввозе на таможенную территорию Украины, а также на возмещение налога, уплаченного поставщикам в связи с приобретением товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины, или работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины; указанные суммы налога включаются в стоимость товаров (работ, услуг).
4.Юридические лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно Указу N 727 и до введения в действие Указа N 746 уплачивавшие единый налог в размере 6 процентов объемов выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и в IV квартале текущего года переходящие на уплату единого налога в размере 10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а также физические лица - плательщики единого налога должны сдать в налоговую администрацию (инспекцию) по месту регистрации оригинал Свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость и все заверенные налоговым органом копии этого свидетельства, подав в орган государственной налоговой службы заявление относительно приема указанных документов и отмены регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем поскольку субъекты предпринимательской деятельности могут перейти на уплату единого налога в соответствии 9 Указом Президента Украины от 28.06.99 г. N 746/99 только при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период (статья 4 Указа), лица, указанные в предыдущем абзаце, одновременно со сдачей свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость и его копий обязаны:
- представить в орган государственной налоговой службы налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, в которую должны быть включены все операции за период, прошедший с начала текущего отчетного периода до дня сдачи в орган государственной налоговой службы свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость и его копий;
- внести в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате согласно упомянутой декларации, и погасить задолженность перед бюджетом за предыдущий отчетный период (в случае ее наличия).
5.Статьей 6 Указа N 746, в частности, определено, что субъект малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, не является плательщиком налога на добавленную стоимость, кроме случая, когда юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов по единому налогу по ставке 6 процентов, т. е. этим Указом субъектам предпринимательской деятельности не предоставлено право выбирать, быть плательщиком налога на добавленную стоимость или не быть. Следовательно, все субъекты предпринимательской деятельности - физические лица, уплачивающие единый налог, и юридические лица, уплачивающие единый налог по, ставке 10 процентов, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, а поэтому при продаже какой-либо продукции (товаров, работ, услуг), не имеют права выписывать налоговую накладную и указывать в ней сумму налога на добавленную стоимость.
6.Статьей 6 Указа N 746 определено, что вновь созданные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты малого предпринимательства, подавшие в государственную налоговую службу по месту их регистрации заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором осуществлена их государственная регистрация, а поэтому вновь созданные субъекты предпринимательской деятельности, которые в соответствии с названным Указом не являются плательщиками налога на добавленную стоимость (юридические лица, избравшие ставку единого налога в размере 10 процентов, и физические лица) не регистрируются в государственном налоговом органе в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость.
7.Субъекты предпринимательской деятельности, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, как физические лица (независимо от ставки единого налога), так и юридические лица, избравшие ставку единого налога в размере 10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора, согласно Указу N 746, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, а поэтому в соответствии с Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" такие субъекты предпринимательской деятельности не имеют права выписывать налоговые накладные. В связи с этим фирма "Ирис" не является плательщиком налога на добавленную стоимость, а поэтому не выписывает налоговые накладные своим покупателям, в том числе и предприятию "Виола".
Вместе с тем, поскольку подпунктом 7.4.5 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", в частности, установлено, что не разрешается включение в налоговый кредит каких-либо расходов по уплате налога, не подтвержденных налоговой накладной, субъекты предпринимательской деятельности - плательщики налога на добавленную стоимость, приобретающие товары и (или) получающие работы (услуги) от плательщиков единого налога, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость (как от юридических лиц, избравших ставку единого налога в размере 10 процентов, так и физических лиц), по таким товарам (работам, услугам) не имеют права на налоговый кредит и самостоятельное выделение суммы налога на добавленную стоимость и включение ее в налоговый кредит. Следовательно, предприятие "Виола" не может включить в налоговый кредит по налогу на добавленную стоимость суммы по товарам, полученным от фирмы "Ирис".
8.Ни Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость", ни Указом N 746 не установлены особые правила определения базы обложения налогом на добавленную стоимость для операций по продаже товаров (работ, услуг), приобретенных у субъектов предпринимательской деятельности, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость (как юридические лица, избравшие ставку единого налога в размере 10 процентов, так и физические лица). А поэтому в случае осуществления плательщиком налога на добавленную стоимость таких операций база налогообложения определяется в соответствии со статьей 4 упомянутого Закона. Следовательно, МП "Подснежник" в случае, описанном в вопросе, не может начислять налоговые обязательства по торговой наценке, а обязано начислять налог на добавленную стоимость на полную стоимость товаров.
