Сбор от продажи ГСМ: особенности уплаты
Говоря об особенностях уплаты 7 %-го сбора от продажи ГСМ, в первую очередь следует ответить на вопрос, вынесенный в преамбулу данного материала, а именно: включать или не включать в базу обложения НДС 7 %-й сбор?
После выхода в свет Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью стимулирования инвестиционной деятельности" от 15.07.99 г. N 977-XIV редакции многих специализированных "бухгалтерских" изданий высказали свое мнение по данному вопросу, причем наблюдалась определенная полярность изложенных позиций: от крайне фискальных до исполненных гуманизма.
Логическую точку в этом вопросе поставила ГНАУ, которая в своем письме от 29.09.99 г. N 14602/7/16-1201 указала на обязательность включения в базу обложения налогом на добавленную стоимость сбора от продажи ГСМ. Не будем оспаривать позицию ГНАУ, а постараемся проанализировать те аргументы, которые выдвигает налоговая служба в качестве подтверждения своей позиции.
ГНАУ обосновывает свое мнение следующим образом: статьей 2 Закона Украины "О системе налогообложения" в редакции Закона от 18.02.97 г. N 77/97-ВР установлено, что государственные целевые фонды включаются в Государственный бюджет Украины, а так как сборы на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог, предусмотренные Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 1999 год" от 31.12.98 г. N 378-XIV (далее - Закон о госбюджете), являются источником формирования и пополнения одного из государственных целевых фондов, то 7 %-й сбор относится к общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам). В то же время платежи в Фонд Украины социальной защиты инвалидов, предусмотренные Законом о госбюджете, не относятся ни к общегосударственным, ни к местным налогам и сборам (обязательным платежам), поэтому тот факт, что сбор с продажи ГСМ предусмотрен Законом о госбюджете, не может однозначно свидетельствовать о его принадлежности к общегосударственным.
Для правильного понимания статуса этого "многострадального" сбора необходимо обратиться к истории его возникновения.
Итак, сбор с продажи ГСМ был введен Законом Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства" от 08.09.91 г. N 1562-XII (далее - Закон N 1562). Предприятия и организации, реализующие ГСМ потребителям, уплачивали сбор в размере 15 % от объема реализации таких ГСМ, причем на сумму указанного сбора такие плательщики уменьшали налог с оборота. Данный порядок действовал с 18 сентября 1991 года по 17 ноября 1992 года. Начиная с 18 ноября 1992 года действует ставка сбора, установленная в размере 7 % от объема реализации ГСМ, при этом сумма сбора включается в цену таких ГСМ.
В Законе Украины "О системе налогообложения" в редакции 1994 года сбор от продажи ГСМ был включен в перечень общегосударственных налогов и сборов.
Однако последняя редакция Закона Украины "О системе налогообложения" не предусматривает включение сборов на дорожные работы (в состав которых входит и сбор с продажи ГСМ) ни в перечень общегосударственных, ни в перечень местных налогов и сборов (обязательных платежей). Это связано с принятием Закона Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства" в редакции Закона от 16.12.97 г. N 724/97-ВР (далее - Закон N 724), в соответствии с которым начиная с 1 января 1998 года взимание сбора с продажи ГСМ должно было быть прекращено. Но последующими изменениями этот срок был продлен до 1 января 2000 года.
В связи с этим Законом Украины от 22.12.98 г. N 336-XIV внесены изменения в Закон Украины "О системе налогообложения". Согласно таким изменениям норма Закона Украины "О системе налогообложения", предписывающая право неуплаты налогов и сборов (обязательных платежей), не предусмотренных этим Законом, не касается сборов, определенных Законом N 1562.
Таким образом, немного утомив вас перечислением законодательных документов, мы попытались показать, как получилось, что дорожные сборы не попали в перечень ни общегосударственных, ни местных налогов. Кроме того, хотелось бы обратить ваше внимание на п. 2 ст. 4 Закона Украины "О системе налогообложения", в соответствии с которым общегосударственные налоги и сборы устанавливаются Верховной Радой Украины и действуют на всей территории Украины. Таким образом, то, что Законы N 1562 и N 724 приняты ВРУ и действуют на всей территории нашей страны, еще раз доказывает, что сбор с продажи ГСМ, так же как и другие сборы на дорожные работы, по сути является общегосударственным.
Говоря об особенностях уплаты сбора с продажи ГСМ, хотелось бы обратить внимание на то, что при продаже дизельного топлива и масел сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам сбор с их продажи не взимается. Что же касается продажи сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам бензина, сжиженного и сжатого газа для заправки автотранспорта, то в цену таких ГСМ включается 7 %-й сбор с их продажи. Если приобретенное дизельное топливо и масла сельскохозяйственными производителями, не являющимися плательщиками фиксированного налога, будут впоследствии перепроданы, то в цену продажи таких ГСМ необходимо будет включить сумму сбора в размере 7 %. Порядок расчета и уплаты сбора с продажи ГСМ подробно рассмотрен в статье "Особенности учета операций по купле-продаже ГСМ".
Будем надеяться, что с 1 января 2000 года все-таки вступит в силу Закон N 724, согласно статье 7 которого в дорожные фонды направляется: плата за передачу дорог в концессию или в аренду: плата за проезд по автомобильным дорогам транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные; плата за проезд по автомобильным дорогам Украины транспортных средств и других самоходных машин и механизмов иностранных государств; плата за проезд по платным автомобильным дорогам в порядке и по тарифам, установленным КМУ.