Внимание! Внесены изменения в порядок уплаты амортналога

Для начала следует отметить, что Закон Украины от 06.04.99 г. N 568-XIV (далее - Закон N 568), внесший изменения в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. N 283/97-ВР (далее - Закон о прибыли), был принят Верховной Радой Украины еще 6 апреля 1999 года. Однако Президент Украины наложил вето на Закон N 568, который должен был отменить 10%-ный амортналог. Долгое время ситуация с амортналогом была неопределенной. И все же 2 июня 1999 года парламенту большинством голосов удалось преодолеть вето Президента. А 16 июня Закон N 568 был официально обнародован ("Урядовий кур'єр" N 110). Каковы же основные изменения были внесены в Закон о прибыли?

1. С 1 апреля 1999 года все предприятия независимо от форм собственности и результатов хозяйственной деятельности не обязаны перечислять в бюджет 10% от сумм начисленных амортизационных отчислений (далее - амортналог).

Естественно, у многих возникнет вопрос: "А что же будет с теми суммами амортналога, которые уже перечислены в бюджет, к примеру, за апрель или за апрель-май этого года?" На наш взгляд, здесь возможны два варианта развития событий:

а) уплаченные незаконно за апрель-май суммы амортналога будут возвращаться налогоплательщикам;

б) суммы амортналога будут учтены в счет будущих платежей по налогу на прибыль.

Но это только предположения. Подождем официальных разъяснений.

II. Для некоторых субъектов хозяйственной деятельности уже с 01.01.99 г. есть все основания не платить в бюджет как амортналог, так и расчетную величину части суммы налога на прибыль, определяемую в соответствии с Законом N 568 (см. ниже расчет такой величины).

Наконец-то парламентарии законодательно закрепили в Законе о прибыли очевидное: те, кто не платит налог на прибыль, не должны уплачивать какие-либо налоги и сборы, связанные с налогом на прибыль.

Речь идет о субъектах предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законодательством:

1) уплачивают единый (фиксированный) налог - т.е. участники эксперимента на территории Глобинского района Полтавской области, Старобешевского района Донецкой области и Ужгородского района Закарпатской области;

2) не являются плательщиками налога на прибыль (к примеру, плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога, плательщики единого налога, неприбыльные организации).

III. Пункт 22.24 Закона о прибыли исключен (напомним, что в нем как раз и говорилось о том, что суммы амортизационных отчислений направляются в полном объеме на внедрение новых технологий, обновление и реконструкцию производства, а до 10% таких отчислений могут централизироваться в Государственном бюджете Украины). Как следствие - возвращен "на место" второй абзац пп.8.3.1 Закона о прибыли, в котором отмечалось: суммы амортизационных отчислений изъятию в бюджет не подлежат. Причем с существенным дополнением: амортизационные отчисления не могут быть базой для начисления каких-либо налогов, сборов (обязательных платежей).

IV. Со II квартала 1999 года при начислении амортизационных отчислений к нормам амортизации применяется понижающий коэффициент (назовем его k) 0,8. Итак, "игра" с понижающими коэффициентами, начатая в 1997 году, продолжается.

Напомним, что:

- с 01.07.97 г. по 31.12.97 г. коэффициент k составлял 0,7;

- с 01.01.98 г. по 31.12.98 г. коэффициент k составлял 0,6;

- с 01.04.99 г. по 31.12.99 г. будет применяться понижающий коэффициент в размере 0,8.

Примечание. С 01.01.99 г. по 31.03.99 г. понижающего коэффициента не было (т.е. k = 1). Нормы амортизации в указанном периоде применялись в размерах, указанных в пп.8.6.1 Закона о прибыли.

Ниже будут приведены несколько примеров расчетов сумм налога на прибыль, подлежащих перечислению в Государственный бюджет Украины для различных значений объекта обложения налогом на прибыль, который определяется тремя основными показателями, а именно:

- валовыми доходами (далее - ВД);

- валовыми расходами (далее - ВР);

- суммами начисленных амортизационных отчислений (без применения понижающего коэффициента k!) (далее - А).

В расчетах будет использована величина Рп. Это и есть расчетная (на бумаге) величина части налога на прибыль, которая согласно п.22.4 Закона о прибыли будет сравниваться с фактически начисленной суммой налога на прибыль.

Расчетная величина части налога Рп определяется по формуле:

Рп = (А - А х 0,8) х 30%.

Отметим, что сам налог на прибыль (далее - НАЛОГ), подлежащий уплате в бюджет, определяется следующим образом:

НАЛОГ = (ВД - ВР - А х 0,8) х 30%.

В общем случае возможны 3 варианта.

1. НАЛОГ >= Рп - налог на прибыль равен или включает в себя расчетную величину Рп.

2. НАЛОГ < Рп - реальная сумма налога на прибыль меньше "бумажной" величины Рп.

3. НАЛОГ отсутствует, т.к. (ВД - ВР - А х 0.8) < 0. Другими словами, объект налогообложения у налогоплательщика в отчетном периоде оказался отрицательным.

Рассмотрим все три варианта (цифры в примерах условные).

Пример 1

Исходные данные:

ВД = 10000 грн.; ВР = 7000 грн.; А = 1000 грн.

Тогда:

НАЛОГ = (10000 - 7000 - 1000 х 0,8) х 30% = 660 (грн.):

А = (1000 - 800) х 30% - 60 (грн.).

В этом случае в начисленной сумме налога на прибыль (660 грн.) присутствует часть налога в размере Рп, которую согласно Закону N 568 необходимо перечислить в Государственный бюджет Украины, т.е:

- 60 грн. перечисляются в Государственный бюджет Украины;

- 600 грн. (660 - 60) перечисляются в местный бюджет.

Пример II

Принимаем: ВД = 7900 грн.: ВР = 7000 грн.; А = 1000 грн.

Следовательно, величина НАЛОГ составит:

НАЛОГ = (7900 - 7000 - 800) х 30% = 30 (грн.).

Значение Рп не изменилось, т.е. Рп = 60 грн.

Видно, что фактически начисленная сумма налога на прибыль является меньше расчетной. Вывод: в Государственный бюджет Украины перечисляются все начисленные 30 грн. налога на прибыль. Понятно, что в местный бюджет перечислять уже нечего.

Кстати, на этом примере можно раскрыть смысл второго предложения третьего абзаца п.22.4 Закона о прибыли: "При этом превышение расчетной суммы над суммой начисленного налога на прибыль не учитывается при определении налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий следующих отчетных (налоговых) периодов". Если говорить проще, то в случае превышения величины Рп над величиной НАЛОГ об этом превышении можно просто забыть: НАЛОГ платится в Государственный бюджет Украины и все - работай дальше; определяй в следующих отчетных периодах "свои" значения НАЛОГ и Рп.

Пример III

Пусть ВД = 7500 грн., а значения ВР и А остаются прежними.

Тогда:

7500 - 7000 - 800 = - 300 (грн.), т.е. объект налогообложения является отрицательным, и НАЛОГ в этом случае равен нулю.

Рп = 60 грн.

Значит, в Государственный бюджет Украины ничего не перечисляется, т.к. начисление налога на прибыль отсутствует.

Таким образом, убыточные предприятия, начиная с итогов деятельности за апрель 1999 года, не производят перечислений как в Государственный бюджет Украины, так тем более и в местные бюджеты.