Обложение саморекламы и какие услуги относятся к рекламным
ВОПРОС:1. Облагается ли налогом с рекламы изготовление рекламной продукции (например, листовок) для себя?
2. Основной вид деятельности предприятия - организация и проведение выставок, на которых участникам предоставляются основные и дополнительные услуги. Какие из услуг (кроме непосредственно рекламных) относятся к рекламным в целях обложения налогом с рекламы?
ОТВЕТ:1.Налог с рекламы - это местный налог. Согласно Закону Украины "О системе налогообложения" местные налоги и сборы, в том числе и налог с рекламы, устанавливаются местными советами в рамках предельных размеров и ставок, определенных Декретом КМУ "О местных налогах и сборах" (далее - Декрет).
В соответствии со ст. 11 Декрета объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг по установке и размещению рекламы.
Согласно Декрету плательщиком налога с рекламы является рекламодатель заказчик услуг по установке и размещению рекламы (по харьковскому Положению - заказчик услуг по изготовлению и размещению), а функции удержания и перечисления налога в бюджет выполняют производители рекламной продукции (услуг), которые ежеквартально представляют в налоговую инспекцию расчет сумм налога на рекламу.
Если предприятие изготовляет рекламную продукцию собственными силами, то "заказчик" и "производитель" совпадают в одном лице и налог с рекламы, по нашему мнению, платить не нужно. Аргументы здесь могут быть следующие.
Налог с рекламы уплачивается рекламодателем при оплате услуг (ст. 11 Декрета), а в платежных документах сумма налога выделяется отдельной строкой. Если же оплаты услуг нет (а как оплатить самому себе?), то нет и налога (или, по крайней мере, момента уплаты).
Поскольку определения термина "услуга" нет ни в одном законодательном или нормативном акте, можно обратиться к толковым словарям. В академическом "Словаре русского языка в 4-х томах" (М., 1984) слово услуга определяется как:
"1. Действие, приносящее помощь, пользу другому.
2. Работа, выполняемая для удовлетворения чьих-либо нужд, потребностей".
Аналогичные дефиниции приведены и в "Толковом словаре русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, изданном Институтом русского языка в 1996 году.
В гражданском праве предоставление услуги также подразумевает наличие двух лиц: услугодателя и потребителя услуги.
Таким образом, исходя как из языковой, так и из правовой логики, лицо не может предоставлять услуги самому себе. Платежные документы самому себе тоже, естественно, не составляются.
Поэтому в Вашей ситуации, по нашему мнению, нельзя говорить о предоставлении услуг.
Однако в этом вопросе не все так однозначно. Многое зависит от самодеятельности местных властей. В Киеве, например, Положением о налоге с рекламы, утвержденным решением Киевсовета от 17.05.94 г., предусмотрено, что если рекламодатели выполняют работы собственными силами, то они уплачивают налог с рекламы в соответствующие районные бюджеты до ее размещения. А вот в харьковском аналогичном Положении обложить вопреки Декрету саморекламу - не додумались.
Таким образом, налог с рекламы - это "настоящий" местный налог.
2.К сожалению, нормативного документа, который устанавливал бы перечень рекламных услуг, в настоящее время не существует. Отсюда - различные толкования.
И поэтому между организатором и участниками выставки могут возникать споры по вопросу обложения налогом с рекламы выставочных услуг: организатор стремится обложить некоторые услуги налогом, чтобы не иметь проблем с неуплатой, а участник, включивший в валовые затраты (по п/п. 5.2.5 Закона О Прибыли) "излишний" налог с рекламы, может встретить возражения со стороны своих налоговых органов по поводу завышения валовых затрат.
Как известно, пункт 23 Типового положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности (утверждено Постановлением КМУ от 26.04.96 г. N 473) относит расходы на участие в выставках к расходам на рекламу. То есть выставка рассматривается как рекламное мероприятие, при проведении которого участники демонстрируют товары, технологии, услуги и другое в целях рекламы, расширения рынка сбыта и изучения спроса. А организатор выставки в данном случае является "производителем" рекламы.
Напомним, что в статье 1 Закона "О рекламе" последняя определена как:
"специальная информация о лицах или продукции, распространяемая в любой форме и любым способом с целью прямого или опосредованного получения прибыли".
То есть результатом названных услуг является установление или размещение этой информации. Поэтому мы считаем, что не все услуги, предоставляемые на выставке, подлежат обложению налогом с рекламы.
К примеру, если выставочное имущество предоставляется в пользование участникам выставки, то участник обязан оплатить эту услугу независимо от того, использовал он это имущество или нет, и если использовал, то в рекламных целях или в иных. Однако напомним, что платить налог с рекламы он должен только в случае использования данного имущества в рекламных целях. Поэтому недопустимо автоматически облагать этим налогом услуги по предоставлению имущества, равно как и прочие услуги, предоставляемые на выставке. То есть организатор выставки и ее участник, регулируя свои отношения в договоре, обязательно должны разграничивать рекламные и нерекламные услуги.
Иначе можно дойти до того, что налог с рекламы надо "крутить", например, на услуги автотранспортной организации по транспортировке рекламных щитов из одного места в другое или на работы подрядчика, построившего здание, на котором теперь висит чья-то реклама. Являются ли услуги рекламными в действительности - можно определить только исходя из цели и результатов услуг.
