Налог на добавленную стоимость
Перечень используемых документов
1. Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями.
2. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г., с изменениями и дополнениями.
3. Закон о системе налогообложения - Закон Украины от 25.06.91 г. N 1251-XII "О системе налогообложения" в редакции Закона Украины от 18.02.97 г. N 77/97-ВР, с изменениями и дополнениями.
4. Закон N 645 - Закон Украины от 13.05.99 г. N 645-XIV "О внесении изменений в статью 11 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость".
6. Декрет о НДС - Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 14-92 "О налоге на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями.
7. Декрет N 56-93 - Декрет Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. N 56-93 "О местных налогах и сборах", с изменениями дополнениями.
8. Указ N 234 - Указ Президента Украины от 06.03.99 г. N 234/99 "О внесении изменений в Указ Президента от 7 августа 1998 года N 857".
9. Указ N 857 - Указ Президента Украины от 07.08.98 г. N 857/98 "О некоторых изменениях в налогообложении", с изменениями и дополнениями.
10. Порядок заполнения налоговой накладной - Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 г. N 165, с изменениями и дополнениями.
11. Порядок N 166 - Порядок заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 г. N 166, с изменениями и дополнениями.
12. Порядок N 419 - Порядок проведения одноразового перерасчета сумм налогового кредита и налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 18.11.97 г. N 419.
15. Письмо N 1101 - письмо Государственной налоговой администрации Украины от 23.02.98 г. N 1873/10/16-1101.
ВОПРОС: 1.Предприятие является абонентом Украинской мобильной связи (УМС). Бухгалтерия УМС представляет предприятию одну налоговую накладную в конце месяца - как на сумму всех видов авансовых платежей (произведенных наличностью или в безналичной форме), так и на сумму выставленного в конце месяца счета. Мы считаем, что налоговые накладные выписываются неверно. Если это так, то какими нормативными документами можно руководствоваться для устранения разногласий с бухгалтерией УМС?
2.Отделом по благоустройству города выписан счет за выдачу разрешения на размещение объекта торговли. Сумма в счете указана с НДС, а получателем по счету является райфинотдел. Просим пояснить, куда отнести сумму НДС: в налоговый кредит, в состав валовых расходов или оформить уплату за счет чистой прибыли? Как можно проверить размер платы за выдачу разрешения на размещение объекта торговли?
3.Заведение является бюджетной организацией и занимается профессиональной подготовкой специалистов по рабочим профессиям. Часть площадей здания, в котором оно размещено, сдается в аренду другим юридическим лицам. Средства, полученные по договорам аренды, направляются на погашение задолженности по заработной плате преподавателям, а также на содержание заведения. Может ли заведение после 01.10.98 г. отражать налоговые обязательства, начисляемые на стоимость услуг аренды, по дате оплаты таких услуг, ведь средства, полученные от аренды, используются исключительно по направлениям бюджетного финансирования?
4.Основной деятельностью ООО "Шацк" является техническое обслуживание жилых домов, являющихся собственностью ОАО "Муссон". Согласно заключенному договору между ОАО "Муссон" и ООО "Шацк" последнее начисляет и получает квартирную плату от населения, оплачивая услуги по обслуживанию домов (дезинфекция, вывоз мусора, обслуживание лифтов и т. д.). С 01.10.98 г., в связи с вступлением в силу Указа N 857, ООО "Шацк" перешло на начисление НДС по правилу "первого события". Был произведен одноразовый перерасчет налоговых обязательств и налогового кредита по состоянию на 01.10.98 г., в котором учтена задолженность жильцов по квартплате. Однако согласно Указу N 234, внесшему изменения в Указ N 857, ООО "Шацк" снова перешло на "кассовый" метод исчисления НДС. Каким образом учесть уже уплаченные за несколько месяцев суммы НДС по одноразовому перерасчету, и должны ли быть эти суммы возвращены? Необходимо ли производить еще один перерасчет при переходе от метода исчисления НДС "по первому событию" к "кассовому" методу?
5.На лицевом счете налогоплательщика имеется дебетовое сальдо по налогу на добавленную стоимость. Можно ли за счет этих сумм погасить налоговые обязательства, возникающие при таможенном оформлении?
6.Как правильно при экспортных операциях с товарами отразить в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - Налоговая декларация) суммы налога, подлежащие возмещению из бюджета? Какие сроки возмещения НДС действуют при экспортных операциях?
7.Товар приобретен на территории Украины. Затем по зачету с нерезидентом товар предприятием оправлен в Россию по цене ниже цены приобретения. Как повлияет указанная операция на валовой доход и налоговые обязательства?
8.Наше предприятие оказывает экспедиторские услуги по отправке сельскохозяйственной продукции железнодорожным транспортом. Груз, принадлежащий заказчику, в конечном итоге идет на экспорт. Экспедирование осуществляется в порт. Должна ли железная дорога начислять налог на добавленную стоимость на железнодорожный тариф для экспедитора, так как мы, в свою очередь, на стоимость собственных экспедиторских услуг начисляем налог на добавленную стоимость?
9.Предприятие закупает фрукты и ягоды на рынке и продает их в баре в свежем виде. Можно ли при определении продажной цены этих продуктов питания применять пункт 11.20 Закона о НДС и начислять налоговые обязательства с торговой наценки ?
ОТВЕТ: 1.Вполне понятно стремление поставщика услуг мобильной связи освободить себя от лишней работы по выписке налоговых накладных. Плохо, что такое стремление никак не согласуется с подпунктом 7.2.3 Закона о НДС и пунктом 6 Порядка заполнения налоговой накладной. Формально, согласно названным документам, налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца, то есть на дату осуществления какого-либо из событий, наступившего ранее, в соответствии с требованиями пункта 7.3 Закона о НДС. Вряд ли дата оприходования наличных денежных средств в кассе налогоплательщика или дата зачисления средств от покупателя на банковский счет того же налогоплательщика в качестве авансовых платежей совпадает с датой оформления документа, удостоверяющего факт предоставления услуг. Более того, согласно подпункту 7.2.3 Закона о НДС налоговая накладная выписывается на каждую полную или частичную поставку товаров (работ, услуг). В том случае, когда часть товара (работы, услуги) не содержит отдельной стоимости, перечень (номенклатура) частично поставленных товаров указывается в приложении N 1 к налоговой накладной.
Отсюда следует вывод, что налоговые накладные бухгалтерией УМС выписываются неверно. Ну а то, как налоговые органы относятся к налоговым накладным, выписанным с нарушениями установленного порядка, общеизвестно.
В данном случае у покупателя два выхода:
- обратиться в бухгалтерию УМС с просьбой переписать налоговые накладные, исходя из требований Закона о НДС и Порядка заполнения налоговой накладной;
- в случае если это обращение останется "гласом вопиющего в пустыне", подать до конца текущего налогового периода соответствующее заявление в налоговый орган по своему местонахождению, что позволит сохранить право покупателя на налоговый кредит.
Если же по причине монопольного положения продавца на рынке и его возможности диктовать свои условия покупатель не поступит ни в соответствии с одной, ни в соответствии с другой моделью возможного поведения, существует вероятность того, что налоговые органы при проверке не примут соответствующие суммы в налоговый кредит.
2.В связи с заданным вопросом возникает встречный вопрос: действительно предприятием оплачена услуга, называемая выдачей разрешения на размещение объекта торговли? Если это так, то описанная в вопросе ситуация выглядит весьма странно. Ведь Вы уплатили "сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли".
Известно, что согласно пункту "к" статьи 5 "старого" Декрета о НДС от обложения НДС освобождались государственные, таможенные и прочие сборы, полностью уплачиваемые в бюджет. В современной трактовке обложения НДС к числу операций, не являющихся объектом налогообложения, в соответствии с подпунктом 5.2.6 Закона о НДС, относятся операции по оплате стоимости государственных платных услуг, которые предоставляются физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти и местного самоуправления и обязательность получения (предоставления) которых устанавливается законодательством, включая плату за регистрацию, получение лицензии (разрешения), сертификатов в виде сборов, государственной пошлины и др.
Оплату выдачи разрешения на размещение объекта торговли, без сомнения, можно назвать такой операцией.
Во-первых, выдачу такого разрешения никак нельзя назвать продажей товаров (работ, услуг), являющейся объектом налогообложения по подпункту 3.1.1 Закона о НДС. Это вовсе не операция, которая осуществляется в соответствии с гражданско-правовыми договорами, предусматривающими передачу права собственности за компенсацию. Оплата выдачи такого разрешения не может быть ничем иным, как оплатой стоимость государственных платных услуг, которые предоставляются субъектам предпринимательской деятельности (далее СПД) органами исполнительной власти и местного самоуправления, то есть относится к сфере административно-правовых отношений.
Во-вторых, сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли прямо указан в перечне местных налогов и сборов (обязательных платежей), приведенном в статье 15 Закона о системе налогообложения, то есть необходимость его уплаты установлена законодательно. Предельные размеры, порядок взимания и уплаты местных налогов и сборов устанавливаются Декретом N 56-93.
В-третьих, поскольку сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли относится к местным налогам (сборам), к нему полностью применимо Письмо N 1101 о необложении НДС местных налогов и сборов, перечисляемых в бюджет в полном объеме. Причем если по поводу необложения НДС таких местных налогов (сборов), как рыночный сбор, гостиничный сбор, налог на рекламу и др. (то есть тех, которые вначале аккумулируются на банковском счете ответственного лица (администрации рынка, гостиницы, рекламного агентства и др.), а затем в полном объеме перечисляются в бюджет), до появления этого Письма и могли быть какие-то сомнения (ведь такие налоги (сборы) тесно связаны с услугами, предоставляемыми "обычными" СПД), то по поводу ситуации, описанной в вопросе, таких сомнений вообще не должно быть. Ведь в данном случае получателем в "платежке" будет назван райфинотдел, то есть сбор непосредственно направляется в местный бюджет, минуя счета "обычных" юридических лиц.
Относительно того, что предприятию делать с суммой НДС. указанной в счете, можно посоветовать следующее.
1. Следует ознакомиться с содержанием решения органа местного самоуправления, регулирующего взимание и уплату сбора за разрешение на размещение объекта торговли. Такое решение при вводе на территории соответствующей административно-хозяйственной единицы должно быть опубликовано в прессе. В решении органа местного самоуправления определен порядок взимания и уплаты сбора на данной территории, его размер.
2. Если законодательно установленный размер сбора и сумма к оплате, указанная в счете, отличаются на сумму НДС, то есть НДС на сумму сбора начислен, необходимо обратиться в орган, выписавший такой счет, и, сославшись на нормы подпункта 3.2.6 Закона о НДС, решение органа местного самоуправления о сборе за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и содержание Письма N 1101, предложить переписать счет.
3. Если счет не будет переписан, то предприятию, оплачивающему счет в первоначальном варианте, необходимо:
- сумму сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли включить в состав валовых расходов и указать в строке 19 декларации о прибыли предприятия;
- сумму НДС, начисленную на сумму сбора, отразить по дебету счета
"Использование прибыли".
Кстати, решение органа местного самоуправления о сборе на выдачу разрешения на размещение объекта торговли должно иметься в местной налоговой инспекции (администрации), поскольку именно налоговыми органами, согласно статье 22 Декрета N 56-93, осуществляется контроль за уплатой местных налогов и сборов.
3.В Законе о НДС имеется подпункт 7.3.5, которым установлено, что датой возникновения налоговых обязательств в случае продажи товаров (работ, услуг) с оплатой за счет бюджетных средств является дата получения денежных средств продавцом или дата получения соответствующей компенсации, включая уменьшение задолженности продавца перед бюджетом.
Эта норма подпункта 7.3.5 Закона о НДС никак не применима для операций по предоставлениюх заведением образования площадей в аренду.
Во-первых, они написаны исключительно для продавца, покупателем товаров (работ, услуг) которого является бюджетная организация. Ваше заведение - это бюджетная организация-продавец, покупателем услуг которого являются "обычные" юридические лица.
Во-вторых, для применения этой нормы важным является то, что продаваемые товары (работы, услуги) оплачиваются за счет бюджетных средств. Ваше заведение не оплачивает услуги за счет бюджетных средств, напротив, оно зачисляет денежные средства, полученные от предоставления услуг аренды, на специальный счет, чтобы потом (только после поступления) списать их в оплату товаров (работ, услуг), предусмотренных статьями расходов сметы.
Следовательно, ваше заведение при начислении налоговых обязательств не может воспользоваться положениями подпункта 7.3.5 Закона о НДС и должно начислять налоговые обязательства в общем порядке, т. е. по правилу "первого события".
4.Предприятию, осуществляющему операции по техническому обслуживанию лифтов и систем противопожарной безопасности в жилищном фонде, а также по предоставлению услуг населению, связанных с использованием жилья (в рамках квартирной платы), для правильного исчисления НДС необходимо определиться с несколькими периодами.
Первый период - до даты вступления в силу Указа N 857, когда таким предприятием, как и всеми налогоплательщиками, согласно пункту 11.11 Закона о НДС, применялся "кассовый" метод исчисления НДС.
Согласно Указу N 857 и в соответствии с Порядком N 468 предприятие по состоянию на 1 октября 1998 года осуществило одноразовый перерасчет налоговых обязательств и налогового кредита по предоставленным и полученным товарам (работам, услугам), расчеты за которые не были произведены до указанной даты. В сущности одноразовый перерасчет представлял собой моментальный снимок дебиторской и кредиторской задолженности, позволяющий определить суммы НДС по незакрытым хозяйственным операциям, для которых событие "отгрузка (получение)" уже произошло, а событие "оплата" еще не наступило.
Причем указанные требования касались операций, начатых, но не закрытых до 01.10.98 г. обычными (то есть не теми, для которых и после вступления в силу Указа N 857 сохранился "кассовый" метод) налогоплательщиками. Поскольку ваше предприятие относилось к таким обычным налогоплательщикам и до 01.10.98 г., и по состоянию на 01.10.98 г., и некоторое время после 01.10.98 г., оно так же, как и обычный налогоплательщик, должно зачислять сумму в увеличение (уменьшение) налоговых обязательств до 1 июля 1999 года. Одноразовый перерасчет - это особая процедура, которая должна быть начата и завершена в полном соответствии с порядком, установленным законодательно.
Второй период - от даты вступления в силу Указа N 857 до даты вступления в силу Указа N 234 (05.04.98 г.). В течение этого периода ваше предприятие, так же как и обычные налогоплательщики, определяло налоговые обязательства и налоговый кредит по первому событию.
Третий период - от даты вступления в силу Указа N 234 до даты, определенной Законом N 714. Для "месячников" - это 01.06.99 г. (заметим, что третьего периода для "квартальщиков" не существует, о чем см. ниже). Согласно названному Указу для операций по предоставлению услуг по техническому обслуживанию лифтов и систем противопожарной безопасности в жилищном фонде, а также населению, связанных с пользованием жильем (в рамках квартирной платы), датой возникновения налоговых обязательств является дата зачисления средств на банковский счет предприятия в оплату предоставленных услуг (или дата оприходования средств в кассе в случае продажи за наличные), а датой возникновения права на налоговый кредит - дата списания средств в оплату приобретенных им товаров (работ, услуг).
При этом никакого перерасчета быть не должно. Вспомним, что необходимость проведения одноразового перерасчета сумм налоговых обязательств и налогового кредита по состоянию на 01.10.97 г. (далее Перерасчет N 1) была вызвана вступлением в силу Закона о НДС. База налогообложения и порядок исчисления НДС по сравнению с Декретом о НДС изменились кардинальным образом. Проведение Перерасчета N 1 "худо - бедно" скорректировало исчисление НДС по операциям, начатым, но не закрытым до вступления в силу Закона о НДС, с требованиями этого Закона. Необходимость проведения Перерасчета N 1 предусмотрена пунктом 11.8 Закона о НДС, порядок его проведения установлен Государственной налоговой администрацией Украины (см. Порядок N 419).
Одноразовый перерасчет сумм налоговых обязательств и налогового кредита по состоянию на 01.10.98 г. (далее - Перерасчет N 2) производился в связи с вступлением в силу Указа N 857. База налогообложения осталась прежней, но порядок исчисления НДС изменился. Поскольку для операций, по которым событие "отгрузка (получение)" до 01.10.98 г. уже произошло, а событие "оплата" еще не наступило, после этой даты ждать "первого события" бессмысленно, при проведении Перерасчета N 2 были свернуты налоговые обязательства и налоговый кредит, а сальдо равномерно распределено по нескольким налоговым периодам. Необходимость проведения Перерасчета N 2 закреплена статьей 9 Указа N 857, порядок его проведения установлен Государственной налоговой администрацией Украины (см. Порядок N 468).
При переходе от метода исчисления НДС "по первому событию" к "кассовому" методу изменением порядка исчисления НДС по операциям, начатым, но не закрытым до даты вступления в силу Указа N 234, никакой роли не играет. И налоговые обязательства, и налоговый кредит по первому событию уже начислены. Перерасчет не нужен. В Указе N 234 не содержится требование производить какой-либо перерасчет.
Четвертый период - период с 01.06.99 г. для "месячников" (01.04.99 г. для "квартальщиков") - дата введения в действие норм Закона N 714 по настоящее время. Этот период характерен тем, что датой возникновения налоговых обязательств и налогового кредита у предприятия является не только получение (списание) денег, но и получение (предоставление) других видов компенсации стоимости товаров (работ, услуг). Аргументы в пользу того, что одноразовый перерасчет не нужен, аналогичны вышеприведенным.
5.Порядок взимания налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины (Порядок N 595), установлен приказом Государственной таможенной службы Украины от 27.11.97 г. N 595. В частности, этим Порядком определено, что налог на добавленную стоимость уплачивается на момент оформления грузовой таможенной декларации одновременно с уплатой таможенных сборов и пошлины. При этом денежные средства перечисляются плательщиками в виде предварительной оплаты на депозитные счета таможенных учреждений.
Порядком N 595 также определено, что налог на добавленную стоимость, который должен быть возвращен субъектам внешнеэкономической деятельности из государственного бюджета, не может быть зачислен в счет обязательных платежей по налогу на добавленную стоимость во время импортирования товаров в Украину. Но если в Украину ввозятся товары, при таможенном оформлении которых налог на добавленную стоимость может быть уплачен путем выдачи налоговым органам налогового векселя на сумму возникших налоговых обязательств, такой налоговый вексель может быть погашен в счет сумм налога, подлежащих возмещению (возврату) из бюджета.
6.Согласно подпункту 7.7.1 Закона о НДС суммы налога, подлежащие возмещению из бюджета, определяются как отрицательная разница между общей суммой налоговых обязательств, возникших в течение отчетного периода в связи с продажей товаров, работ (услуг), и суммой налогового кредита отчетного периода. Возмещение осуществляется согласно Порядку, утвержденному приказом Государственной налоговой администрации Украины и Главного управления Государственного казначейства Украины от 02.07.97 г. N 209/72, с изменениями и дополнениями. Действие указанного Порядка не распространяется на лиц, которые в течение какого-либо периода за последние 12 текущих календарных месяцев имели объем налогооблагаемых операций по продаже товаров, работ (услуг) менее 1 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или 20 400 грн., в том числе на лиц, которые зарегистрированы в качестве налогоплательщиков на основании того, что они осуществляют торговлю за наличные (кредитные дебетовые карточки или коммерческие чеки).
Основанием для получения бюджетного возмещения, в том числе при экспорте товаров, являются только данные Налоговой декларации за отчетный период.
Заполнение Налоговой декларации осуществляется в соответствии с Порядком N 166. Предварительная оплата (авансирование) товаров, которые согласно договорам подлежат вывозу (экспортированию) за пределы таможенной территории Украины., не является основанием для возникновения налоговых обязательств (в случае экспорта товаров налоговые обязательства определяются исходя из ставки налога 0 %), поэтому в разделе "Налоговые обязательства" Налоговой декларации в строке 2 "Операции, облагаемые по ставке 0 %" отдельно указываются операции по вывозу (экспортированию) товаров за пределы таможенной территории Украины. При этом подтверждением правомерности применения налогоплательщиком нулевой ставки налога на добавленную стоимость служит оформленная надлежащим образом грузовая таможенная декларация, удостоверяющая фактический вывоз товаров.
Для получения бюджетного возмещения налогоплательщику, осуществляющему экспортные операции, необходимо представить расчет сумм бюджетного возмещения.
Если налогоплательщик применяет месячный налоговый период и сдает налоговую декларацию по полной форме, то он обязан представить в налоговую администрацию (инспекцию), в которой он зарегистрирован в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, расчет по форме, приведенной в приложении N 3 к Порядку N 166. Такой расчет представляется при условии одновременного заполнения строк 2"а" и 23"б" Налоговой декларации и с указанием налогоплательщиком порядка осуществления возмещения. Для таких налогоплательщиков бюджетное возмещение осуществляется в течение месяца, следующего после представления декларации за тот отчетный период, в котором были произведены экспортные операции.
Если налогоплательщик применяет квартальный налоговый период и представляет налоговую декларацию по полной форме, то он может получить бюджетное возмещение части налогового кредита по результатам деятельности за первый месяц квартала или двух первых месяцев квартала (нарастающим итогом) на основании расчета бюджетного возмещения. В этом случае расчет бюджетного возмещения представляется по форме, приведенной в приложении N 1 к Порядку N 166. Расчет представляется в налоговую администрацию (инспекцию) по месту регистрации налогоплательщика за расчетный период, равный первому месяцу или двум первым месяцам отчетного квартала (нарастающим итогом), не позднее 20-го числа второго или третьего месяца текущего квартала соответственно. При этом бюджетное возмещение осуществляется в течение месяца, следующего после представления расчета.
7.Согласно определению, данному в Законе о прибыли, "бартер (товарный обмен) - хозяйственная операция, предусматривающая проведение расчетов за товары, работы (услуги) в какой-либо иной форме, нежели денежная, включая любые виды зачета и погашения взаимной задолженности". Главное то, что при бартере (товарообмене) не предусматривается зачисление денежных средств на счет продавца.
Поскольку речь идет о зачете, следовательно, до принятия решения о его проведении в наличии имелся договор либо купли-продажи, либо другой, предусматривающий переход права собственности на товары (работы, услуги), являющиеся предметом такого договора. На момент принятия решения о проведении зачета путем подписания дополнительного соглашения осуществленные операции превращаются в бартерные (товарообменные) в сфере внешнеэкономической деятельности. А согласно определению Закона Украины от 23.12.98 г. N 351-XIV "О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности" такие операции являются одним из видов экспортно-импортных операций, оформленных бартерным договором, в нашем случае - дополнительным соглашением, в результате проведения которых также не предусмотрено движение денежных средств в наличной или безналичной форме. Налогообложение таких операций имеет следующие особенности:
1) в отношении валового дохода.
Валовой доход от осуществления таких операций определяется исходя из договорных (контрактных) цен, но не ниже обычных. Если на товары, отправленные в Россию, установлены индикативные цены, то в этом случае валовой доход будет определен исходя из индикативных цен. В случае отсутствия индикативных цен валовой доход определяется исходя из договорных (контрактных) цен, но не ниже обычных. Закон о прибыли определяет обычную цену как цену продажи товаров, работ (услуг) лицам, не связанным с продавцом при обычных условиях ведения хозяйственной деятельности;
2) в отношении налога на добавленную стоимость.
Поскольку при продаже товаров, которые вывезены (экспортированы) налогоплательщиком за пределы таможенной территории Украины, применяется нулевая ставка, то такие операции повлияют не на налоговые обязательства, а на налоговый кредит, так как до 1 января 2000 года в случае вывоза товаров, работ (услуг) за пределы таможенной территории Украины путем товарообменных (бартерных) операций сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная (начисленная) в связи с приобретением этих товаров, работ (услуг), в состав налогового кредита не включается, а относится на валовые расходы производства (обращения).
8.И правильно делаете, поскольку налог на добавленную стоимость начисляется по нулевой ставке только на стоимость услуг, оказываемых экспедиторами при условии заключения договоров на экспедиторское обслуживание товаров, которые подлежат вывозу (экспорту), непосредственно с нерезидентами Украины. Предприятия, входящие в состав Укрзализныцы, которые оказывают транспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров за пределами таможенной территории, при налогообложении стоимости указанных услуг применяют нулевую ставку налога на добавленную стоимость.
Под такими перевозками подразумеваются перевозки от пункта за пределами государственной границы Украины до пункта проведения таможенных процедур по выпуску пассажиров и грузов из-под таможенного контроля на таможенную территорию Украины (включая внутренние таможни, например на станции назначения или в порту); от пункта проведения таможенных процедур по выпуску пассажиров или грузов за пределы таможенной границы Украины (включая внутренние таможни, например на станции отправления или в порту) до пункта вне пределов государственной границы Украины; между пунктами вне пределов таможенной границы Украины.
Таким образом, если таможенные процедуры при отправке груза на экспорт проводятся на станции отправления на территории Украины, а станция назначения находится за пределами государственной границы Украины, то стоимость предоставленных предприятиями Укрзализныцы транспортных услуг по перевозке грузов облагается НДС по нулевой ставке. В случае когда грузы находятся под таможенным контролем, т. е. их транспортировка осуществляется между внутренней таможней и таможней на границе без пересечения государственной границы Украины, операции по предоставлению таких услуг должны облагаться НДС по ставке 20 %.
Поэтому в приведенной в вопросе ситуации, когда доставка грузов, предназначенных для вывоза (экспортирования) за пределы таможенной территории Украины осуществляется в порт, предприятие Укрзализныци обязано на стоимость транспортных услуг (железнодорожный тариф) начислить налог на добавленную стоимость по ставке 20 %.
9.После перерыва в полгода согласно Закону N 645 пункт 11.20 Закона о НДС вновь "заработал". С 02.06.99 г. для налогоплательщиков, которые закупают сельхозпродукцию и продукты ее переработки у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, и осуществляют продажу этих товаров лицам, не зарегистрированным в качестве налогоплательщиков, объектом налогообложения является установленная торговая наценка (надбавка).
Однако действие пункта 11.20 Закона о НДС не распространяется на предприятия общественного питания, и вот почему.
Бар - один из типов предприятий сферы общественного питания, осуществляющий торгово-производственную деятельность. В отличие от предприятий торговли, в баре закупленные фрукты и ягоды изначально подвергаются холодной обработке, а лишь затем производится их отпуск посетителям.
Для каждого бухгалтера, работающего в сфере общественного питания, настольной книгой является Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, утвержденный приказом Министерства торговли СССР от 12.12.80 г. N 310. В разделе "Сладкие блюда" указанного сборника приведены рецептуры сладких блюд, включающих свежие фрукты и ягоды, а также указания по их обработке. Несмотря на то что свежие фрукты и ягоды подаются в натуральном виде, их перед отпуском перебирают, удаляют плодоножки, сорные примеси, промывают. К тому же при обработке вишни, черешни, земляники (садовой), малины установлены нормы отходов, что влечет изменение продажной цены блюда.
В меню указывается цена не за один килограмм фруктов или ягод, а выход и цена одной порции.
Итак, подведем черту под вышесказанным.
Если сельскохозяйственная продукция или продукты ее переработки подвергаются обработке (переработке и др.), то есть присутствует хотя бы один из элементов технологического процесса, связанного с производственной деятельностью, то на операции по продаже такой продукции распространяется общий порядок исчисления и уплаты НДС.
