Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ПИСЬМО
от 14.10.98 г. N 01-8/391

О некоторых вопросах практики
применения отдельных норм
действующего законодательства
в разрешении споров

В порядке информации доводятся до сведения ответы Высшего арбитражного суда Украины на запросы о применении в разрешении споров отдельных норм действующего законодательства.

1. В разрешении споров при участии государственных налоговых органов возникли вопросы, которые приводятся ниже вместе с ответами на них.

1.1. Распространяется ли действие Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г. "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" на арендную плату за аренду государственного имущества?

Перечень платежей, на которые распространяется действие названного Декрета, определен статьей 1. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, независимо от того, в бюджет какого уровня вносится тот или иной платеж. К тому же согласно Закону Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" арендная плата вносится арендодателю, а не непосредственно в бюджет.

1.2. Как должны быть сформулированы в претензии требования налогового органа об обращении взыскания на имущество должника в целях погашения задолженности перед бюджетом?

При решении вопроса относительно содержания претензии налогового органа к субъекту хозяйствования в связи с обращением взыскания на имущество следует руководствоваться, в первую очередь, статьей 6 Арбитражного процессуального кодекса Украины (далее - АПК), согласно которой в претензии указываются, в частности, требования заявителя, сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке.

Поскольку требования заявителя в данном случае состоят в обращении взыскания на имущество в целях погашения задолженности перед бюджетом, то они могут быть сформулированы в претензии различным образом (в том числе и содержать предложение о реализации имущества); суть состоит в содержании этих требований, из которых усматривалось бы, что налоговый орган намеревается как раз обратить взыскание на имущество налогоплательщика, как это предусмотрено пунктом 5 статьи 6 Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г. "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей".

Что же касается суммы претензии, то по содержанию упомянутой нормы АПК она также должна быть указана, поскольку претензия подлежит денежной оценке.

( Пункт 1.3 отозван письмом ВАСУ от 29.01.99 N 01-8/46 )

1.3. Какую ответственность несут налогоплательщики за неуплату или занижение суммы налога на добавленную стоимость?

Согласно пункту 7 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" указанные в нем финансовые санкции применяются в случаях, если иное не предусмотрено законом, вводящим соответствующий налог.

Пункт 10.2 статьи 10 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" регулирует, в частности, вопросы, связанные с ответственностью плательщиков этого налога за нарушение сроков начисления и внесения в бюджет налога или порядка отчетности. Что же касается занижения сумм налога на добавленную стоимость, то соответствующие правоотношения под действие этой нормы не подпадают и поэтому финансовые санкции за такое нарушение должны применяться на общих основаниях, определенных Законом Украины "О государственной налоговой службе в Украине".

2. На вопросы, связанные с арендой государственного и коммунального имущества, Высший арбитражный суд Украины ответил следующее.

2.1. Может ли быть признан недействительным договор аренды, если Фонд государственного имущества Украины или его региональное отделение дали разрешение на заключение этого договора после оформления договорных отношений?

Если Фонд государственного имущества Украины или его региональное отделение дали разрешение на заключение договора аренды после его оформления сторонами, у арбитражного суда нет правовых оснований признавать такой договор недействительным только по этой причине. Если судом будут обнаружены другие нарушения действующего законодательства, являющиеся основаниями для признания договора аренды недействительным или незаключенным, арбитражный суд должен оценивать их в совокупности и принимать решение по результатам такой оценки (глава III Гражданского кодекса Украины).

2.2. Вправе ли арендодатель - хозяйственное общество поднимать вопрос о выселении из арендованного помещения предпринимателя в связи с истечением срока действия договора аренды, если этому предпринимателю принадлежит часть имущества арендодателя?

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" (в редакции от 23.12.97 г.) договор аренды прекращается в случае истечения срока, на который он заключен.

Поскольку срок действия договора аренды, заключенного хозяйственным обществом и предпринимателем, истек, арендодатель вправе поднимать вопрос о возврате ему объекта аренды (пункт 1 статьи 27 вышеназванного Закона) при условиях соблюдения им требований части второй статьи 17 этого же Закона.

Что же касается прав участников хозяйственного общества, то они определены статьей 10 Закона Украины "О хозяйственных обществах".

3. Как определяется размер суммы иска о взыскании платы за пользование электроэнергией в случае обнаружения у потребителя повреждений приборов учета электроэнергии?

В соответствии с пунктом 8.2 Правил пользования электрической энергией, утвержденных постановлением Национальной комиссии по вопросам регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.96 г. N 28 (зарегистрировано в Минюсте Украины 02.08.96 г. под N 417/1442), расчеты с потребителями электроэнергии осуществляются или по розничным ценам, утвержденным НКРЭ, или по договорной цене.

Согласно пунктам 8.16 и 8.17 вышеназванных Правил в случае обнаружения у потребителя повреждений приборов учета электроэнергии энергоснабжающая организация осуществляет перерасчет за пользование электроэнергией за время со дня последней проверки, но не более чем в пределах строка исковой давности, а в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 8.17, - со дня открытия потребителю лицевого счета и также в пределах сроков исковой давности.

Следовательно, размер суммы иска определяется в зависимости от количества потребленной электроэнергии, умноженной на цену.

Порядок оплаты начисленной энергоснабжающей организацией электроэнергии определен пунктом 8.19 этих же Правил.

4. Как производятся расчеты с населением за водопользование при выходе из строя средств подомового учета воды?

В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления населению услуг по водо-теплоснабжению и водоотводу, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 30.12.97 г. N 1497, объем использованной воды может обсчитываться как исходя из среднемесячного расхода за два предыдущих месяца, так и по нормативам, утвержденным местными органами государственной исполнительной власти. Однако следует иметь в виду, что согласно пункту 19 этих же Правил взимания платы по нормам при наличии в доме средств подомового или поквартирного учета не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13 и 18 этих Правил.

5. При каких условиях государственная инспекция по контролю за ценами может применять санкции, предусмотренные Законом Украины "О ценах и ценообразовании", к предприятиям, которые необоснованно получили выручку за парковку автомобилей на стоянке?

Пункт 1 статьи 23 Закона Украины "О предприятиях в Украине" предоставляет предприятию право реализовывать изготовленную продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым им самостоятельно или на договорной основе.

Согласно содержанию пункта 5 статьи 24 этого же Закона предприятие, кроме изготовления продукции, вправе также выполнять работы или предоставлять услуги.

Таким образом, следует прийти к заключению, что выполненные работы, предоставленные услуги могут оплачиваться в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 23 упомянутого Закона.

Следовательно, предприятие может самостоятельно устанавливать стоимость парковки автомобилей на стоянке.

Если актом проверки государственной инспекции по контролю за ценами на основании статьи 14 Закона Украины "О ценах и ценообразовании" установлена необоснованность получения предприятием спорной суммы выручки, спор подлежит разрешению с учетом этого обстоятельства.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с частью первой статьи 14 Закона Украины "О ценах и ценообразовании" (с изменениями, внесенными Законом Украины от 18.11.97 г.) взыскание указанных в этой норме сумм осуществляется в судебном порядке.

6. Вправе ли стороны по договору менять сроки расчетов, установленные статьей 4 Указа Президента Украины от 16.03.95 г. N 227/95 "О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины"?

Статьей 4 названного Указа установлен срок, в течение которого предприятия торговли обязаны перечислить стоимость полученной сельскохозяйственной продукции товаропроизводителям агропромышленного комплекса. Этот Указ не предоставляет сторонам по договору права по их усмотрению менять срок расчетов за продукцию, определенный статьей 4 названного выше Указа. Поэтому установление предприятиями торговли и сельскохозяйственными товаропроизводителями в договорах других сроков перечисления стоимости продукции ее производителю должно повлечь за собой последствия, предусмотренные статьей 48 Гражданского кодекса Украины. К тому же согласно части первой статьи 83 АПК Украины арбитражный суд не лишен права признать такой договор недействительным в части срока расчета за полученную продукцию.

7. Кто должен быть ответчиком в делах о компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям потерь, обусловленных инфляцией, за продукцию. реализованную в 1994 году по государственному контракту?

В соответствии с частью третьей пункта 5 Порядка компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям потерь, обусловленных инфляцией, за продукцию, которая реализована в 1994 году по государственному контракту, утвержденному 09.02.95 г. первым вице-премьер-министром Украины по согласованию с первым заместителем председателя Национального банка Украины, денежные средства товаропроизводителям должны перечислять заготовительные и перерабатывающие предприятия и организации по мере поступления средств на счета этих предприятий и организаций от производственных объединений элеваторной и зерноперерабатывающей промышленности. Следовательно, необходимо прийти к заключению, что ответчиками в названных делах должны быть заготовительные и перерабатывающие предприятия.

8. Является ли действительным соглашение об уступке требования о взыскании задолженности, если оно содержит пункты, устанавливающие обязательство нового кредитора возвратить первоначальному кредитору истребованные от должника денежные средства?

Согласно содержанию статей 197, 198 Гражданского кодекса Украины вследствие уступки требования к новому кредитору от первоначального переходит право в полном объеме. Поэтому, если договор об уступке требования содержит пункты, предусматривающие оставление за первоначальным кредитором определенного объема прав относительно должника или устанавливающие обязательства нового кредитора относительно первоначального (например, возвратить ему полностью или частично истребованные от должника денежные средства или другое имущество), арбитражный суд с учетом обстоятельств и материалов дела может признать указанный договор недействительным полностью или в определенной части на основании статьи 48 или части второй статьи 58 Гражданского кодекса Украины (мнимое соглашение). В последнем случае дело подлежит рассмотрению по существу с применением правил, регулирующих именно то соглашение, которое стороны имели в виду. Если такое соглашение противоречит закону, оно также должно быть признано недействительным.

9. Имеет ли право кредитор, уступивший требование другому лицу, вносить изменения или дополнения в условия договора или расторгнуть его?

Согласно части первой статьи 197 Гражданского кодекса Украины кредитор, уступивший требование другому лицу, практически выбывает из обязательства, поскольку право требовать выполнения обязательства по договору приобретает другой кредитор. Следовательно, и право вносить изменения или дополнения в условия договора или расторгнуть его переходит к новому кредитору.

10. Каков порядок зачисления в бюджет средств, уплаченных за переоформление (перерегистрацию) и продление действия лицензии?

Порядок выдачи, переоформления, приостановки, аннулирования и возобновления действия лицензий, учета выданных лицензий и размер платы за их выдачу определен Положением о порядке лицензирования предпринимательской деятельности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 03.07.98 г. N 1020. Пунктом 3 этого же постановления Лицензионной палате Украины поручено, в частности, представить на утверждение Правительства Украины соответствующие нормативные акты.

Что же касается порядка зачисления средств, уплаченных хозяйствующими субъектами за выдачу уполномоченными органами специальных разрешений (лицензий), то он установлен пунктом 7 Указа Президента Украины от 21.01.98 г. N 41 "О введении режима жесткого ограничения бюджетных расходов и других государственных расходов, мерах по обеспечению поступления доходов в бюджет и предотвращению финансового кризиса".

Действие этого пункта Указа распространяется и на средства, уплаченные за переоформление (перерегистрацию) и продление действия лицензии.

11. Применяется ли на территории Украины пункт 15 Положения о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями, утвержденного постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 30.12.75 г. (далее - Положение)?

В Украине отсутствует законодательный акт, который регулировал бы деятельность третейского суда, в том числе создаваемого сторонами для разрешения конкретного хозяйственного спора. Поэтому в соответствии с постановлением Верховной Рады Украины от 12.09.91 г. "О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР" в части, не противоречащей Конституции и законам Украины, в Украине действует вышеназванное Положение.

Поскольку пункт 15 Положения предусматривает хранение рассмотренного третейским судом дела государственным арбитражем, а законы Украины, в том числе "Об арбитражном суде" и Арбитражный процессуальный кодекс Украины, соответствующей нормы не содержат, упомянутый пункт Положения не может применяться на территории Украины.

12. Каков порядок взыскания государственной пошлины в делах об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательства, если местонахождение последнего неизвестно?

В решении поставленного вопроса следует исходить из требований статьи 116 АПК Украины, согласно части второй которой приказ о взыскании пошлины должен быть выдан взыскателю. Розыск ответчика из-за отсутствия последнего по его юридическому адресу к компетенции арбитражного суда действующим законодательством не отнесен.

13. На какой срок Министерство Финансов Украины может предоставлять дополнительные льготы для отдельных плательщиков по уплате государственной пошлины, которая зачисляется в Государственный бюджет Украины?

Декрет Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г. N 7-93 "О государственной пошлине" не регламентирует порядок предоставления Министерством финансов Украины дополнительных льгот для отдельных плательщиков относительно уплаты государственной пошлины, которая зачисляется в Государственный бюджет Украины. Поэтому в случае возникновения у арбитражного суда сомнений относительно самого факта наличия дополнительной льготы у данного плательщика или продолжительности ее во времени или относительно каких-либо других обстоятельств, связанных с предоставлением Министерством финансов Украины такой льготы, арбитражный суд не лишен права обратиться в названное Министерство (через Высший арбитражный суд Украины) с соответствующим запросом.

14. Кто должен выдать арбитражному суду справку о включении предприятия в Единый государственный реестр предприятий и организаций?

В соответствии со статьей 6 Закона Украины "О предприятиях в Украине", статьей 6 Закона Украины "О хозяйственных обществах" предприятие (хозяйственное общество) считается созданным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии со статьей 8 Закона Украины "О предпринимательстве" и Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25 мая 1998 г. N 740.

Часть шестая статьи 8 Закона Украины "О предпринимательстве" и пункт 10 упомянутого Положения связывают государственную регистрацию с внесением данных регистрационной карты субъекта предпринимательской деятельности в Реестр субъектов предпринимательской деятельности, ведение которого возложено на Лицензионную палату Украины (пункт 3 Положения о Лицензионной палате Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 16 июля 1997 г. N 648/97), и выдачей свидетельства о государственной регистрации установленного образца.

Внесение данных в Единый государственный реестр предприятий и организаций, созданный в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 22 января 1996 г. N 118, является исходным актом, совершенным по представлению органа государственной регистрации на основании копии регистрационной карточки с отметкой о государственной регистрации.

Таким образом, данные упомянутой регистрационной карточки должны вноситься как в Реестр субъектов предпринимательской деятельности, так и в Единый государственный реестр предприятий и организаций, а необходимую справку в случае необходимости арбитражный суд согласно пункту 4 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Украины может потребовать от представительства Лицензионной палаты Украины или соответствующего органа государственной статистики. Такие требования арбитражного суда являются обязательными, за уклонение от их выполнения могут применяться санкции, установленные статьей 119 АПК. К тому же обязанность выдать справку о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций предусмотрена пунктом 12 упомянутого Положения (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 17 августа 1998 г. N 1298).

15. Могут ли являться стороной в арбитражном процессе частные нотариусы?

Действующее законодательство, в частности Закон Украины "О нотариате", не предоставляет частным нотариусам статуса предприятия или организации в понимании статьи 1 АПК, и следовательно, в соответствии со статьей 21 названного Кодекса они не могут являться стороной в арбитражном процессе.

16. На вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дел о признании должников банкротами, Высший арбитражный суд Украины дал нижеприведенные ответы.

16.1. Вправе ли Пенсионный фонд подать в арбитражный суд заявление с имущественными требованиями к должнику, относительно которого возбуждено дело о банкротстве?

Статья 10 Закона Украины "О банкротстве" не вмещает никаких исключений, касающихся права кредитора подать в арбитражный суд заявление с имущественными требованиями к должнику, независимо от наступления или ненаступления срока выполнения обязательства. Поэтому, если предприятие начисляет заработную плату, но не выплачивает ее из-за отсутствия средств, а следовательно, не вносит необходимые средства о Пенсионный фонд, последний вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением на общих основаниях, а арбитражный суд может признать или не признать эти требования.

16.2. Подлежат ли удовлетворению требования владельцев акций акционерного общества - банкрота, которые не находятся в трудовых отношениях с ним?

Согласно пункту 5 статьи 21 Закона Украины "О банкротстве" требования членов трудового коллектива о возврате их взносов в уставный фонд предприятия и выплат по акциям удовлетворяются ликвидационной комиссией в четвертую очередь. Владельцы акций акционерного общества, которые не находятся в трудовых отношениях с ним, не являются кредиторами в понимании пункта 1 статьи 3 названного Закона.

Заместитель председателя Высшего
арбитражного суда Украины А. ОСЕТИНСКИЙ