Неустойки в договорных отношениях
На сегодняшний день договор является одной из наиболее распространенных форм организации взаимоотношений участников при заключении любых видов сделок. Стороны, принимающие участие в заключении договора, берут на себя определенные обязательства по его исполнению, которые должны выполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями договора, требованиями законодательства и т.д.
Однако далеко не все предприниматели придерживаются этого правила, и дабы обезопасить себя от возможных негативных последствий неисполнения либо ненадлежащего исполнения партнером своих обязательств, в договоре следует предусмотреть меры по обеспечению обязательств контрагентом.
Исполнение обязательств согласно договору может обеспечиваться неустойкой, залогом, поручительством, задатком, гарантией.
Среди вышеперечисленных способов обеспечения исполнения обязательств по договору наибольшее распространение получила неустойка.
Всоответствии со статьей 179 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ) неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае их просрочки.
должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае их просрочки.
Наряду с термином "неустойка" в гражданском законодательстве употребляются термины "штраф" и "пеня", которые являются разновидностью неустойки.
Обычно под штрафом понимают неустойку, исчисляемую в виде определенной денежной суммы, взыскиваемой в соответствии с законом или договором с той стороны, которая не исполнила или ненадлежащим образом исполнила возложенное на нее обязательство по договору.
Под пеней понимают неустойку, исчисляемую в виде денежной суммы, взыскиваемой в соответствии с законом или договором за каждый день просрочки исполнения обязательств в течение ограниченного времени или без его ограничения. Пеня, как правило, определяется в процентах от суммы обязательства, неисполненного в установленный срок.
При исчислении пени в форме процентов, а также других санкций, предусмотренных договором или законом за просрочку оплаты товаров (работ, услуг), следует иметь в виду, что она начисляется на договорную (контрактную) стоимость товаров (работ, услуг), без учета НДС.
При заключении договора размер пени устанавливается по согласованию сторон. Однако на основании ст. 4 Закона Украины "Об ответственности за несвоевременное исполнение денежных обязательств" от 22.11.96 г. N 543/96-ВР размер пени не может превышать двойной учетной ставки НБУ, действовавшей в период, на который насчитывалась пеня. До недавнего времени нерешенным оставался вопрос: применяются ли правила ст. 4 вышеуказанного Закона в случае если стороны предусмотрели в договоре ответственность за несвоевременное исполнение денежных обязательств в виде штрафа, а не пени. В пункте 2 информационного письма Высшего арбитражного суда Украины (ВАСУ) от 10.03.98 г. разъясняется, что если в договоре предусмотрена ответственность в виде штрафа, то правила статьи 4 этого Закона распространяются и на штраф. С целью обоснования подобного вывода ВАСУ ссылается на ст.178 ГКУ, где определено, что штраф и пеня являются лишь разновидностями неустойки как способа обеспечения исполнения обязательств.
Следует обратить внимание, что указанное ограничение распространяется лишь на неустойку по обязательствам об уплате денег, но не по обязательствам поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг.
Как известно, договоры между сторонами могут заключаться как в письменной, так и в устной форме. Однако соглашение о неустойке на основании статьи 180 ГКУ должно быть заключено в письменном виде независимо от формы основного обязательства, иначе такое соглашение считается недействительным.
Исключение составляет так называемая "законная" неустойка, возможность взыскания и размер которой предусмотрены для некоторых видов хозяйственных отношений непосредственно законодательством. Основания для применения "законной" неустойки имеются, например, в случае нарушения договоров перевозки, при нарушении обязательств по договору подряда на капитальное строительство, при расчетах за сельскохозяйственную продукцию и др.
Что касается возмещения убытков, понесенных предприятием вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения контрагентом по договору своих обязательств, то в отличие от неустойки, даже если в договоре не предусмотрены обязательства кредитора возместить убытки, это право всегда гарантировано кредитору законодательством. В соответствии со статьей 203 ГКУ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником он обязан возместить кредитору причиненные убытки.
При этом под убытками подразумеваются расходы, произведенные кредитором, утрата или повреждение его имущества, а также не полученные кредитором доходы, которые бы он получил при исполнении должником обязательств. Таким образом, в гражданском законодательстве под убытками понимается как реальный ущерб, нанесенный предприятию, так и размер упущенной выгоды.
Условиями взыскания неустойки являются неисполнение обязательства и вина должника, независимо от того, понес ли кредитор убытки. Однако если имеются убытки, кредитор вправе требовать их возмещения в части, не покрытой неустойкой.
Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков, т.е. исключительной неустойки - такая неустойка предусмотрена, в частности, транспортными уставами и кодексами; или взыскание убытков в полной сумме сверх неустойки, т.е. штрафная или кумулятивная неустойка - такая неустойка применяется при нарушении особо важных обязательств, в частности при поставках организациям продукции ненадлежащего качества. Иногда устанавливается альтернативная неустойка, когда кредитор вправе требовать либо неустойку, либо возмещения причиненных убытков.
Если подлежащая уплате неустойка чрезмерно велика по сравнению с убытками кредитора, суд вправе ее уменьшить. При этом должны быть приняты во внимание степень исполнения обязательства должником, имущественное положение сторон, участвующих в обязательстве, а также имущественные и другие заслуживающие внимания интересы сторон.
Рассмотрим подробнее, какие действия необходимо предпринять одной из сторон для того, чтобы взыскать с партнера неустойку.
Первый шаг, который следует сделать предприятиям, чьи права и законные интересы нарушены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав и интересов - это направить ему письменную претензию. Правила предъявления претензии, сроки ее рассмотрения, а также порядок уведомления заявителя о результатах рассмотрения претензии регулируются Арбитражным процессуальным кодексом Украины.
В претензии указываются:
а) полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и предприятия, которому претензия предъявляется; дата предъявления и номер претензии;
б) обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия; доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; ссылка на соответствующие нормативные акты;
в) требования заявителя;
г) сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; платежные реквизиты заявителя претензии;
д) перечень прилагаемых к претензии документов, а также других доказательств.
Документы, подтверждающие требования заявителя, прилагаются в подлинниках или надлежащим образом заверенных копиях. Документы, имеющиеся у другой стороны-ответчика, могут не прилагаться к претензии с указанием об этом в претензии.
Претензия подписывается руководителем или заместителем руководителя предприятия и направляется адресату заказным, ценным письмом или вручается под расписку.
Претензия подлежит рассмотрению в месячный срок, исчисляемый со дня ее получения.
В тех случаях, когда обязательными для обеих сторон правилами или договором предусмотрено право перепроверки забракованной продукции (товаров) предприятием-изготовителем, претензии, связанные с качеством и комплектностью продукции (товаров), произведенной предприятием-изготовителем, рассматриваются в течение двух месяцев.
Если к претензии не приложены все документы, необходимые для ее рассмотрения, они истребуются у заявителя с указанием срока их представления, который не может быть менее пяти дней без учета времени почтового обращения. При этом течение срока рассмотрения претензии приостанавливается до получения документов или истечения срока их представления. Если истребованные документы в установленный срок не поступили, претензия рассматривается по имеющимся документам.
О результатах рассмотрения претензии заявитель уведомляется в письменной форме.
В ответе на претензию указываются:
а) полное наименование и почтовые реквизиты предприятия, дающего ответ, и предприятия, которому направляется ответ, дата и номер ответа, а также дата и номер претензии, на которую дается ответ;
б) когда претензия признана полностью или частично, - признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы либо срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;
в) когда претензия отклонена полностью или частично, - мотивы отклонения со ссылкой на соответствующие нормативные акты и документы, обосновывающие отклонение претензии;
г) перечень приложенных к ответу документов и других доказательств.
Если в установленный законодательством срок ответ на претензию не получен или претензия отклонена полностью либо частично, у предприятия появляется возможность обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд.
Предприятиям, получившим претензию, не рекомендуем оставлять ее без ответа. Ответ на претензию также необходимо отправлять, не нарушая установленных законодательством сроков. В противном случае арбитражный суд при разрешении хозяйственного спора вправе взыскать в доход государственного бюджета с предприятия, допустившего подобное нарушение, штраф в размере 2 процентов от суммы претензии, но не менее пяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
В соответствии со ст. 72 ГКУ для взыскания неустойки (штрафа, пени) установлена исковая давность в шесть месяцев, по истечении которой кредитор утрачивает право на судебную защиту на взыскание неустойки.
К указанному следует добавить, что если срок давности по главному требованию истек, то согласно ст. 84 ГКУ считается истекшим срок исковой давности и по дополнительному требованию, т.е. по возмещению неустойки.
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 365 ГКУ по договорам перевозки претензии к перевозчику могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов - в течение 45 дней. При этом перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение трех месяцев, а в отношении претензии по перевозке, осуществляемой перевозчиками разными видами транспорта по одному документу, - в течение шести месяцев, и претензии об уплате штрафа - в течение 45 дней.
Существует еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Согласно Разъяснению ВАСУ от 29.04.94 г. N 02-5/293, если в соответствии с действующим законодательством или по договору неустойка (штраф, пеня) подлежит взысканию за каждый день просрочки выполнения обязательства, срок исковой давности необходимо рассчитывать по каждому дню отдельно. При этих обстоятельствах срок исковой давности следует рассчитывать по каждому дню просрочки выполнения обязательства за предыдущие шесть месяцев со дня предоставления иска. Если после удовлетворения иска обязательство партнером все же не будет исполнено, истец имеет право вновь обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании санкции за последующие шесть месяцев.
Рассмотрим пример.
В январе между двумя предприятиями был заключен договор купли-продажи. В феврале одна из сторон нарушила договор, по условиям которого в случае неисполнения обязательств контрагентом установлена пеня в процентном отношении к сумме обязательств по договору.
Предприятие, чьи интересы были нарушены, не получило ответ на предъявленную претензию и подало иск в суд 1 сентября.
Период просрочки исполнения обязательств превысил полгода, следовательно, пеня должна быть начислена за шесть предыдущих месяцев со дня подачи иска, то есть с 1 марта по 31 августа.
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению бухгалтерского и налогового учета неустойки, хотелось бы отметить, что предприятие, взыскавшее со своего партнера неустойку и убытки, тем не менее имеет право требовать от должника исполнения основного обязательства, поскольку в статье 207 ГКУ определено следующее: уплата неустойки, установленной на случай просрочки или иного ненадлежащего исполнения обязательства, и возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением, не освобождают должника от исполнения обязательств в натуре.
В регистрах бухгалтерского учета суммы штрафов, пени, взыскиваемые с поставщиков, заказчиков за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных арбитражем, отражаются по дебету счета 63 "Расчеты по претензиям" в корреспонденции с кредитом счета 80 "Прибыли и убытки".
В случаях если предъявленные претензии не признаны судебными органами и взысканию не подлежат, их суммы, как правило, относят на те счета, с которых они были списаны.
Предприятие, признавшее претензию другой стороны или получившее решение о взыскании с нее неустойки, в регистрах бухгалтерского учета сумму неустойки, которую необходимо уплатить, отражает по дебету счета 80 в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Схема корреспонденции счетов по учету неустоек представлена в таблице.
Таблица
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Содержание операции ¦ Корреспонденция счетов ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦--------------------------¦
¦ ¦ ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
¦----------------------------------------------------------------------------¦
¦ При получении предприятием неустойки ¦
¦----------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦Получено письменное признание претензии от ¦ 63 ¦ 80 ¦
¦ ¦другой стороны, участвовавшей в договоре, ¦ ¦ ¦
¦ ¦или вступило в силу решение суда ¦ ¦ ¦
¦---¦---------------------------------------------¦-------------¦------------¦
¦ 2 ¦Поступили денежные средства в уплату ¦ ¦ ¦
¦ ¦неустойки ¦ 51 ¦ 63 ¦
¦----------------------------------------------------------------------------¦
¦ При перечислении предприятием неустойки контрагенту ¦
¦----------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦Предприятие признало претензию контрагента ¦ 80 ¦ 70 ¦
¦ ¦или получило решение суда о взыскании ¦ ¦ ¦
¦ ¦неустойки ¦ ¦ ¦
¦---¦---------------------------------------------¦-------------¦------------¦
¦ 2 ¦Перечислены денежные средства в уплату ¦ ¦ ¦
¦ неустойки ¦ 76 ¦ 51 ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
Относительно налогового учета неустойки необходимо отметить следующее. Предприятие, которое уплатило неустойку контрагенту на основании п.п.5.3.5 ст. 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. N 283/97-ВР, не вправе включать уплаченные суммы в состав валовых расходов. Однако для предприятий, получивших неустойку, такие суммы считаются валовым доходом на основании п.п.4.1.6 ст. 4 указанного Закона.
Существует еще один вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, а именно: облагается ли полученная сумма неустойки НДС?
Как известно, базой обложения НДС являются операции по продаже товаров исходя из их договорной стоимости... В договорную стоимость включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых плательщику налога непосредственно покупателем или через какое-либо третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, предоставленных) таким плательщиком налога (ст. 4 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР).
Как уже отмечалось выше, неустойка (штраф, пеня) может устанавливаться в определенной денежной сумме либо в процентах от суммы основного обязательства, но в договорную стоимость товаров (работ, услуг) не включается. Сумма основного обязательства по договору не зависит от установленного размера неустойки.
По своей экономической природе неустойка является не компенсацией стоимости предоставляемых по договору товаров (работ, услуг), а своего рода мерой предосторожности в случае неисполнения контрагентом основного обязательства по договору.
В связи с этим можно сделать вывод, что операции по перечислению неустойки (штрафа, пени) в результате невыполнения договорных обязательств не являются объектом обложения НДС.
Таким образом происходит отражение неустойки в налоговом и бухгалтерском учете.
