КОНСУЛЬТИРУЕТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

Некоторые вопросы о налогообложении прибыли предприятий
и плате за торговые патенты, которые рассматривались
Главным управлением прямых налогов в течение и квартала 1998 год
а*

/* Были розданы специалистам ГНА в Автономной Республике Крым, областях, г.Киеве и Севастополе на семинаре, проводившемся ГНА Украины в марте 1998 г. в Киеве./

Об отнесении расходов на оплату труда, которые связаны с подготовкой, организацией, ведением производства, к составу валовых расходов.

Законом Украины от 22 мая 1997 года N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (с изменениями и дополнениями) (п.5.2.1 статьи 5) определено, что к составу валовых расходов налогоплательщика относятся любые расходы, уплаченные (начисленные) в течение отчетного периода, связанные с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, с учетом ограничений, установленных пунктами 5.3 -5.8 этой статьи.

В пункте 5.6.1 пункта 5.6 этого Закона предусмотрено, что к составу валовых расходов налогоплательщика относятся расходы на оплату труда работникам, которые включают расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других поощрений и выплат, любые другие выплаты в денежной или натуральной форме, установленные по договоренности сторон.

Таким образом, согласно этому Закону предприятие может относить расходы на оплату труда, которые связаны с подготовкой, организацией, ведением производства, к составу валовых расходов.

Овосстановлении льгот для предприятий ветеранов войны.

Статьей 20 Закона Украины от 22.12.95 г. N 488/95-ВР "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" установлено, что предприятия ветеранов войны, на которых не менее 60 процентов среднесписочной численности работающих составляют участники боевых действий и участники войны, освобождаются от уплаты налога на прибыль.

Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий", с изменениями и дополнениями, не предусмотрена льгота для предприятий ветеранов войны, поэтому налогообложение таких предприятий в 1998 году должно осуществляться на общих основаниях.

Кроме того, статья 15 указанного Закона Украины определяет, что ставки налога на прибыль, льготы по налогу, объект налогообложения, порядок исчисления налогооблагаемой прибыли, сроки и порядок уплаты и зачисления налога в бюджеты могут устанавливаться и изменяться только путем внесения изменений в этот Закон.

Что касается просьбы восстановить отмененные льготы по налогу на прибыль для предприятий ветеранов войны, то Законом Украины "О системе налогообложения" от 18.02.97 г.

N 77/97-ВР, с изменениями и дополнениями, определено, что изменения и дополнения в этот Закон, другие законы Украины о налогообложении относительно льгот, ставок налогов и сборов, механизма их уплаты вносятся не позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года.

Учитывая, что в 1998 году налог на прибыль полностью зачисляется в местные бюджеты, Государственная налоговая администрация Украины считает, что в случае необходимости предоставления льгот отдельным предприятиям ветеранов войны, то они могут быть предоставлены местными органами власти в соответствии с Законом Украины "О системе налогообложения".

Одновременно сообщаем, что если предприятия ветеранов войны согласно Закону Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", в редакции от 22.05.97 г. (с изменениями и дополнениями) (пункт 7.11 статьи 7), будут зарегистрированы как неприбыльные организации с соблюдением всех требований, установленных указанным пунктом, то такие организации могут воспользоваться льготами, предусмотренными этим Законом.

Оналогообложении операций по передаче в коммунальную собственность объектов социальной инфраструктуры, жилищного фонда, имущества предприятий, других движимых и недвижимых объектов, определенных в соответствии с законом как объекты права коммунальной собственности.

Законом Украины от 22 мая 1997 года "О налогообложении прибыли предприятий" (с изменениями и дополнениями) (пункт 4.2.15 статьи 4.2) указывается, что в состав валового дохода не включается стоимость основных фондов, бесплатно полученных налогоплательщиком с целью осуществления их эксплуатации, в случаях, предусмотренных законодательством:

если такие основные фонды получены по решению органов центральной исполнительной власти;

в случае получения специализированными эксплуатационными предприятиями объектов энергоснабжения, газо- и теплообеспечения, водоснабжения, канализационных сетей в соответствии с решениями местных органов исполнительной власти и исполнительных органов советов, принятыми в пределах их полномочий;

в случае получения предприятиями коммунальной собственности объектов социальной инфраструктуры, указанных в подпункте 5.4.9 пункта 5.4 статьи 5 этого Закона, которые находились на балансе других предприятий и содержались за их счет.

Основные фонды, получаемые в случаях, предусмотренных этим подпунктом, принимаются на баланс по балансовой стоимости и в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Таким образом, операции по передаче указанных объектов не подлежат обложению налогом на прибыль при условии соблюдения требований действующего законодательства.

Овключении организации в перечень всеукраинских общественных организаций инвалидов, на предприятия которых распространяется льгота по налогообложению прибыли предприятий.

Законом Украины "О внесении изменений в статью 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 4 ноября 1997 года N 607/97-ВР определено, что перечень всеукраинских общественных организаций инвалидов, на предприятия которых распространяется льгота по налогообложению прибыли предприятий, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Таким образом, Всеукраинское общественное объединение "Украинский союз инвалидов - УСИ" может воспользоваться льготой по налогообложению прибыли предприятий только в случае включения его в указанный перечень.

Кроме того, сообщаем, что если ВОО "Украинский союз инвалидов - УСИ" согласно Закону Украины "О внесении изменений, в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", в редакции от 22.05.97 г. (с изменениями и дополнениями) (пункт 7.11 статьи 7), будет зарегистрировано как неприбыльная организация с соблюдением всех требований, установленных указанным пунктом, то такая организация может воспользоваться льготами, предусмотренными этим Законом.

Онекоторых вопросах обложения доходов организации налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость.

Украинский государственный центр культурных инициатив является заведением, которое создано приказом Министерства культуры Украины от 14.05.93 г. N 118, содержится за счет средств Государственного бюджета Украины и подчиняется непосредственно Министерству культуры Украины. Кроме того, в организацию поступают средства из других источников, в частности, поступления от собственной деятельности.

Абзацем "а" подпункта 7.11.1 и подпунктом 7.11.2 пункта 7.11 статьи 7 Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий", с изменениями и дополнениями, определено, что неприбыльными учреждениями и организациями являются органы исполнительной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения и организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов. От налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, полученные в виде средств или имущества, которые поступают бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи либо добровольных пожертвований, пассивных доходов, средств или имущества, которые поступают в такие неприбыльные организации как компенсация стоимости полученных государственных услуг.

Доходы неприбыльных организаций, которые содержатся за счет бюджета, зачисляются в состав смет (на специальный счет) на содержание таких неприбыльных организаций и используются исключительно на финансирование расходов такой сметы (включая финансирование производственной деятельности согласно их уставам), рассчитанной и утвержденной в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

В случае, когда доходы неприбыльных организаций, полученные в течение отчетного (налогового) года из источников, определенных подпунктом 7.11.2, на конец первого квартала следующего за отчетным года, превышают 25 процентов от общих валовых доходов, полученных в течение такого отчетного (налогового) года, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог с нераспределенной суммы прибыли по ставке 30 процентов к сумме такого превышения. Внесение в бюджет указанного налога осуществляется по результатам первого квартала следующего за отчетным года в сроки, установленные для других налогоплательщиков.

Кроме того, когда неприбыльная организация получает доход из источников, отличных от определенных подпунктом 7.11.2, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог на прибыль, которая определяется как сумма доходов, полученных из других источников, уменьшенных на сумму расходов, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов.

Таким образом, если Украинский государственный центр культурных инициатив получает доход от собственной коммерческой деятельности, организация согласно действующему законодательству должна уплачивать налог на прибыль.

О регистрации военных комиссариатов как неприбыльных организаций.

Военные комиссариаты являются учреждениями, которые созданы органами государственной власти Украины (обороны) и содержатся за счет средств Государственного бюджета Украины.

Абзацем "а" подпункта 7.11.1 и подпунктом 7.11.2 пункта 7.11 статьи 7 Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий", с изменениями и дополнениями, определено, что неприбыльными учреждениями и организациями являются органы исполнительной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения и организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов. От налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, полученные в виде средств или имущества, которые поступают бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи либо добровольных пожертвований, пассивных доходов, средств или имущества, которые поступают в такие неприбыльные организации как компенсация стоимости полученных государственных услуг.

Вто же время п.7.11.10 статьи 7 этого Закона предусмотрено, что в целях налогообложения налоговый орган ведет реестр всех неприбыльных организаций (в частности военных комиссариатов), которые освобождаются от обложения налогом на прибыль, а государственная регистрация таких неприбыльных организаций осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством.

Таким образом, согласно действующему законодательству военные комиссариаты должны зарегистрироваться как неприбыльные организации.

Об отнесении товарной биржи к неприбыльным организациям.

Абзацем "г" подпункта 7.11.1 пункта 7.11 статьи 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 18.11.97 г., с изменениями и дополнениями, предусмотрено, что неприбыльными учреждениями и организациями являются юридические лица, деятельность которых не предусматривает получения прибыли согласно нормам соответствующих законов.

От налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, полученные в виде средств или имущества, которые поступают таким неприбыльным организациям от проведения их основной деятельности, и в виде пассивных доходов.

Под термином "основная деятельность" следует понимать деятельность неприбыльных организаций по предоставлению благотворительной помощи, просветительских, культурных, научных, образовательных и других подобных услуг для общественного потребления, по созданию системы социального самообеспечения граждан и для других целей, предусмотренных уставными документами, составленными на основании норм соответствующих законов о неприбыльных организациях.

Поскольку основная деятельность товарной биржи согласно Закону Украины "О товарной бирже" от 10.12.91 г. N 1956-XII, с изменениями и дополнениями, и уставу биржи противоречит нормам пункта 7.11 статьи 7 Закона о налогообложении, то она не может быть зарегистрирована как неприбыльная организация и поэтому является налогоплательщиком на общих основаниях.

Овопросах, связанных с налогообложением членских взносов действительных членов ТПП Украины.

В соответствии с Классификацией видов экономической деятельности (КВЭД) Торгово-промышленной палате присвоен код 91.11.0 - "Организации промышленников и предпринимателей".

Статьей 1 Закона Украины от 2 декабря 1997 года N 671/97-ВР "О торгово-промышленных палатах в Украине" определено, что Торгово-промышленная палата является негосударственной неприбыльной самоуправляющейся организацией, которая объединяет юридические лица, созданные и действующие в соответствии с законодательством Украины, граждан Украины, зарегистрированных как предприниматели, и их объединения.

В соответствии с п.2 статьи 12 вышеуказанного Закона Украины источниками формирования имущества торгово-промышленных палат являются вступительные и членские взносы, прибыль от хозяйственной деятельности торгово-промышленных палат, созданных ими предприятий и других организаций, другие доходы и поступления, получение которых не противоречит законодательству Украины.

Пунктом 1.3 Устава Торгово-промышленной палаты определено, что ТТП Украины занимается предпринимательской деятельностью, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная Палатой прибыль не распределяется между ее членами.

Абзацем "д" подпункта 7.11.1 пункта 7.11 статьи 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (с изменениями и дополнениями) определено, что неприбыльными учреждениями и организациями являются союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, жилищно-строительные кооперативы, созданные для представления интересов учредителей, которые содержатся только за счет взносов таких учредителей и не осуществляют хозяйственной деятельности, за исключением получения пассивных доходов.

Таким образом, доходы, полученные ТПП от хозяйственной деятельности, кроме получения вступительных и членских взносов, будут облагаться налогом на общих основаниях. В случае, если вступительные и членские взносы действительных членов ТПП будут использоваться на цели, не предусмотренные Уставом, они не освобождаются от налогообложения.

Об отнесении к составу валовых расходов расходов подразделений ГСО на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание, стоянку и парковку легковых автомобилей, выплату материальной помощи, оплату проезда во время отпуска, медицинское и санаторно-курортное обслуживание.

Подпунктом 5.4.10 пункта 5.4 статьи 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (с изменениями и дополнениями) определено, что не включаются в состав валовых расходов расходы налогоплательщика (кроме расходов на оплату труда) на содержание и эксплуатацию помещений жилищного фонда (кроме жилищного фонда, определенного в подпункте 5.4.9 этой статьи), бытовых летательных аппаратов, моторных лодок, катеров и яхт, предназначенных для отдыха, используемых в других целях, отличных от указанных в этом подпункте, или другими налогоплательщиками, чем указанные в этом подпункте; расходы на горюче-смазочные материалы, расходы, связанные с техническим обслуживанием, стоянкой и парковкой легковых автомобилей.

Таким образом, отнесение указанных расходов на валовые расходы можно осуществлять путем внесения изменений в вышеуказанный Закон Украины.

Что касается вопроса выплаты материальной помощи денежного содержания начальствующего состава вышестоящих органов управления, оплаты проезда во время отпуска, медицинского и санаторно-курортного обслуживания, то указанным Законом Украины не предусмотрено такие расходы относить на валовые расходы.

Об отнесении гаражных кооперативов, садоводческих обществ и объединений собственников квартир к неприбыльным организациям.

Всоответствии с абзацем "д" пп.7.11.1 п.7.11 ст.7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" к неприбыльным учреждениям и организациям относятся союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, жилищно-строительные кооперативы, созданные для представления интересов учредителей, которые содержатся только за счет взносов таких учредителей и не проводят хозяйственной деятельности, за исключением получения пассивных доходов.

Учитывая изложенное, действующим законодательством Украины не предусмотрено отнесение к неприбыльным учреждениям и организациям гаражных кооперативов, садоводческих обществ и объединений собственников квартир. Решение этого вопроса относится к компетенции Верховной Рады Украины.

Овопросах, связанных с установлением режима льготного налогообложения для благотворительного фонда.

Подпунктом 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", в редакции от 22 мая 1997 года, с изменениями и дополнениями, определено, что в состав валовых расходов включаются суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленных (переданных) в Государственный бюджет Украины или бюджеты территориальных общин, в неприбыльные организации, в случаях, определенных в пункте 7.11 этого Закона, но не более четырех процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного периода, за исключением отчислений, введенных пунктом 5.8 этой статьи.

Законом Украины от 19.11.97 г.N 644/97-ВР "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения", который вступил в силу с 13 декабря текущего года, освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость операции по предоставлению благотворительной помощи, а именно: бесплатной передаче товаров (работ, услуг), в том числе при их ввозе (пересылке) на таможенную территорию Украины благотворительным организациям, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством, а также операции по бесплатной передаче таких товаров (работ, услуг) приобретателям (субъектам) благотворительной помощи в соответствии с законодательством Украины.

Статьей 4 Закона Украины от 16.09.97 г. N 531/97 - ВР "О благотворительности и благотворительных организациях" определено, что одним из основных направлений благотворительности и благотворительной деятельности является улучшение материального положения приобретателей благотворительной помощи, содействие социальной реабилитации малообеспеченных, безработных, инвалидов, других лиц, нуждающихся в помощи, а также предоставление помощи лицам, которые из-за своих физических недостатков ограничены в реализации своих прав и законных интересов.

Учитывая социальную незащищенность инвалидов, в соответствии со статьей 5 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 18-92 "Об акцизном сборе" и пунктом 26 Инструкции от 31.05.94 г. N 44 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного сбора за товары, ввезенные из-за пределов таможенных границ Украины, и товары (работы, услуги), которые экспортируются за пределы таможенных границ Украины" не подлежат налогообложению обороты с реализации, и освобождаются от уплаты акцизного сбора во время проведения таможенных процедур легковые автомобили специального назначения для инвалидов, оплата стоимости которых производится органами социального обеспечения, а также легковые автомобили специального назначения (скорая помощь, милиция и др.) по перечню, устанавливаемому Кабинетом Министров Украины.

В целях упорядочения налогообложения подакцизных товаров и предотвращения безосновательного пользования льготами субъектами предпринимательской деятельности при ввозе подакцизных товаров на территорию Украины Верховная Рада Украины Законом Украины от 16.11.95 г. N 432/95-ВР отменила льготы, предоставленные законодательными актами Украины по уплате ввозной пошлины, таможенных и акцизных сборов, а также налога на добавленную стоимость при ввозе (пересылке) на таможенную территорию Украины подакцизных товаров как для дальнейшей реализации, так и для собственного потребления гражданами Украины, иностранными гражданами и лицами без гражданства, субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности, включая благотворительные фонды, объединения граждан, религиозные организации, учреждения Национального банка Украины, предприятия с иностранными инвестициями.

Постановлением Верховной Рады Украины от 19.02.97 г. N 85/97-ВР "О временном порядке таможенного оформления грузов с гуманитарной помощью, поступающих на таможенную территорию Украины от иностранных юридических и физических лиц" создана Комиссия по вопросам координации приема, транспортировки, охраны и распределения гуманитарной помощи, поступающей из зарубежных стран, при Кабинете Министров Украины, которая уполномочена на своих заседаниях принимать решения об освобождении от уплаты ввозной пошлины и других налогов грузов с гуманитарной помощью, за исключением подакцизных товаров.

Статьей 1 Закона Украины от 18.02.97 г. N 77/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" предусмотрено, что установление и отмена налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджет и в государственные целевые фонды, а также их плательщикам осуществляется Верховной Радой Украины, Верховным Советом Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с этим Законом, другими законами Украины о налогообложении.

Таким образом, предложения, изложенные в заявлении общественного благотворительного фонда, урегулированы действующим законодательством Украины, и вносить изменения считаем нецелесообразным.

Оналогообложении хозяйственных операций воинских частей, связанных с хранением топлива сторонних организаций.

Декрет Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года N 12-92 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" утратил силу.

Воинские части, учреждения, организации и предприятия Министерства обороны Украины содержатся за счет средств Государственного бюджета Украины и подчиняются непосредственно Министерству обороны Украины. Кроме того, к ним поступают средства из других источников, в частности поступления от собственной деятельности.

Всоответствии с абзацем "а" п.7.11 статьи 7 Закона Украины от 22 мая 1997 года N 283/97-ВР " О налогообложении прибыли предприятий" (с изменениями и дополнениями) к неприбыльным учреждениям и организациям относятся учреждения и организации, которые являются органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления и созданными ими учреждениями или организациями, содержащимися за счет средств соответствующих бюджетов.

Подпунктом 7.11.2 п.7.11 статьи 7 вышеуказанного Закона Украины определено, что от налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, определенных в абзаце "а" подпункта 7.11.1, полученные в виде:

средств или имущества, которые поступают бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи либо добровольных пожертвований;

пассивных доходов;

средств или имущества, которые поступают в такие неприбыльные организации как компенсация стоимости полученных государственных услуг, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Доходы неприбыльных организаций, которые содержатся за счет бюджета, зачисляются в состав смет (на специальный счет) на содержание таких неприбыльных организаций и используются исключительно на финансирование расходов такой сметы.

В случае, когда доходы неприбыльных организаций, полученные в течение отчетного (налогового года) из источников, определенных подпунктом 7.11.2 на конец первого квартала следующего за отчетным года, превышают 25 процентов от общих валовых доходов, полученных в течение такого отчетного (налогового) года, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог с нераспределенной суммы прибыли по ставке 30 процентов к сумме такого превышения. Внесение в бюджет указанного налога осуществляется по результатам первого квартала следующего за отчетным года в сроки, установленные для других налогоплательщиков.

Согласно пп.7.11.9 статьи 7 указанного Закона Украины в случае, когда неприбыльная организация получает доход из источников, отличных от определенных соответствующими подпунктами 7.11.2-7.11.7 этого пункта, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог на прибыль, который определяется как сумма доходов, полученных из таких других источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов.

Таким образом, если воинская часть будет зарегистрирована как неприбыльная организация и будет отвечать требованиям пп.7.11.9 и 7.11.2 Закона, то полученные ею доходы от предоставления платных услуг не будут объектом налогообложения.

О включении предприятий по первичной переработке шерсти в состав предприятий, которые в соответствии с пунктом 5.9 Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (с изменениями и дополнениями от 18.11.97 г.) ведут учет прироста (убыли) балансовой стоимости покупных товаров и материальных ресурсов по последствиям отчетного (налогового) года.

Решение этого вопроса возможно только путем внесения изменений в п.5.9 указанного Закона при этом необходимо руководствоваться ст. 93 Конституции Украины и Законом Украины от 18.02.97 г. N 77/97-ВР "О системе налогообложения".

О вопросах, связанных с отнесением Запорожской областной ассоциации арендных предприятий по выпуску продтоваров к "неприбыльным" и налогообложением суммы взносов учредителей на содержание ассоциации.

В соответствии с абзацем "д" подпункта 7.11.1 и подпунктом 7.11.6 пункта 7.11 статьи 7 Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что к неприбыльным организациям относятся организации, которые являются союзами, ассоциациями и другими объединениями юридических лиц, жилищно-строительными кооперативами, созданными для представления интересов учредителей, которые содержатся только за счет взносов таких учредителей и не проводят хозяйственной деятельности. От налогообложения освобождаются доходы, которые получены такими учреждениями и организациями в виде разовых или периодических взносов учредителей и членов, пассивных доходов.

Учитывая изложенное, взносы учредителей на содержание ассоциации при условии выполнения всех требований, предусмотренных подпунктом 7.11.1 статьи 7 вышеуказанного Закона Украины, не будут считаться объектом налогообложения согласно подпункту 7.11.6 этого Закона.

Овопросах, связанных с принятием мер по выполнению требований Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты".

В соответствии с пп.5.2.2 п.5.2 статьи 5 Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", с изменениями и дополнениями, в состав валовых расходов предприятий и организаций включаются суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленных (переданных) в Государственный бюджет Украины или бюджеты территориальных общин, в неприбыльные организации в случаях, определенных в пункте 7.11 этого Закона, но не более четырех процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного периода, за исключением отчислений, введенных пунктом 5.8 этой статьи.

Таким образом, вопрос о налогообложении прибыли предприятий и организаций, предоставляющих благотворительную помощь, действующим законодательством урегулирован.

Законом Украины от 22.12.95 г. N 488/95-ВР "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" установлено, что магазины, секции и другие торговые предприятия, обслуживающие инвалидов и ветеранов войны, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

Руководствуясь статьей 8 Закона Украины "О государственной налоговой службе" и в связи с введением в действие вышеуказанного Закона, приказом Государственной налоговой инспекции Украины от 11.03.96 г. N 21 были внесены дополнения в Инструкцию "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 10.02.93 г. N 3 в части порядка льгот торговым предприятиям, которые предоставляли услуги по продаже продовольственных товаров улучшенного ассортимента и промышленных товаров повышенного спроса для указанной категории населения.

Законом Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено, что до приведения других законодательных актов в соответствие с нормами этого Закона они действуют в части, не противоречащей этому Закону.

Поскольку Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" для отдельных торговых предприятий при операциях по продаже товаров общего торгового ассортимента для инвалидов и ветеранов войны льготы не предусмотрены, то нормы Закона "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" в части предоставления льгот по налогу на добавленную стоимость противоречат вновь принятому налоговому законодательству.

Наряду с этим необходимо отметить, что для социальной поддержки инвалидов и ветеранов войны установлен ряд льгот по оплате за жилье, коммунальные услуги, топливо, проезд в пассажирском транспорте, а также они пользуются общими льготами, установленными законодательством по налогу на добавленную стоимость для всех слоев населения (продажа лекарственных средств и изделий медицинского назначения - постановление Кабинета Министров Украины от 01.09.97 г. N 447 "Об утверждении перечня товаров специального назначения для инвалидов, операции по продаже которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость", товары специального назначения для инвалидов - постановление Кабинета Министров Украины от 01.09.97 г. N 982 "Об упорядочении деятельности аптечных заведений и утверждении правил розничной реализации лекарственных средств" и др.

Овопросах, связанных с налогообложением "пассивных доходов" неприбыльных организаций.

В соответствии с пп.7.11.13 п.7.11 статьи 7 Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (с изменениями и дополнениями) под термином "пассивные доходы" следует понимать доходы, полученные в виде процентов, дивидендов, страховых выплат и возмещений, а также роялти.

Следовательно, если профсоюзные организации зарегистрированы в налоговом органе как неприбыльные, то полученные ими "пассивные доходы" освобождаются от налогообложения.

Об освобождении от налогообложения предприятий, производящих металлопродукцию.

Согласно статье 1 Закона Украины "О системе налогообложения", в редакции от 18.02.97 г., с изменениями и дополнениями, определено, что ставки налога на прибыль, льготы по налогу, объект налогообложения, порядок исчисления налогооблагаемой прибыли, сроки и порядок уплаты и зачисления налога в бюджеты могут устанавливаться и изменяться только путем внесения изменений в этот Закон.

Исходя из того, что предоставление налоговых льгот по налогообложению отдельным субъектам является фактическим кредитованием этих субъектов государством, что приведет к значительному увеличению дефицита бюджета и противоречит Закону Украины "О системе налогообложения", где определено, что одним из принципов построения налоговой системы налогообложения являются равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования.

Кроме того, пунктом 5 раздела II Закона Украины "О Государственном бюджете на 1998 год" установлен мораторий на принятие Верховной Радой Украины и Кабинетом Министров Украины в течение бюджетного года изменений в законодательные и нормативно-правовые акты, которые приводят к уменьшению доходов или увеличению расходов местных бюджетов, без определения источников покрытия такого уменьшения доходов или увеличения расходов этих бюджетов.

По предварительным расчетам при предоставлении льгот предприятиям, которые производят металлопродукцию, потери бюджета будут составлять примерно 60 млн гривень.

Кроме того, операции по сути являются бартерными, и налогообложение таких операций должно осуществляться согласно действующему законодательству.

Поскольку предприятия подчинены Министерству промышленной политики Украины, то Государственная налоговая администрация Украины предлагает указанному министерству разработать схему взаиморасчетов на условиях лизинга.

В соответствии со статьей 4 Закона Украины "О Едином таможенном тарифе" товары и другие предметы, ввозимые на таможенную территорию Украины и вывозимые за пределы этой территории, подлежат обложению пошлиной, если другое не предусмотрено этим Законом. Действие статьи 4 указанного Закона остановлено согласно Декрету Кабинета Министров Украины "О Едином таможенном тарифе Украины" в части установления ставок ввозной пошлины.

То есть в это время ставки ввозной пошлины введены только на крупный рогатый скот и шкуры, утвержденные Законом Украины от 7 мая 1996 года N 180/96-ВР "О вывозной (экспортной) пошлине на живой скот и кожевенное сырье".

Овключении частной школы-сада в реестр неприбыльных организаций.

Согласно Уставу частная школа-сад создана как учебно-воспитательное заведение с платной формой обучения.

Источником финансирования школы являются средства, предоставляемые учредителем, поступающие от физических и юридических лиц для осуществления образовательной деятельности, предоставляются из бюджета, другие поступления, предусмотренные Уставом.

Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", с изменениями и дополнениями, определено, что к неприбыльным организациям относятся учреждения и организации, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов. Доходы неприбыльных организаций, в том числе доходы заведений и учреждений образования, науки, культуры, здравохранения, а также архивных учреждений, которые содержатся за счет бюджета, зачисляются в состав смет (на специальный счет) на содержание таких неприбыльных организаций и используются исключительно на финансирование расходов такой сметы.

Поскольку частные школы с платной формой обучения не включены в перечень организаций, которые относятся к неприбыльным согласно указанному Закону Украины, то, учитывая вышеизложенное, частная школа-сад не может быть зарегистрирована как неприбыльная организация, и поэтому она является налогоплательщиком на общих основаниях.

Об обложении налогом на прибыль средств Государственного внебюджетного фонда приватизации.

Фонд государственного имущества Украины является органом государственной исполнительной власти Украины и содержится за счет средств Государственного бюджета Украины. Кроме того, в Фонд поступают и средства из других источников, в частности, средства от продажи объектов приватизации, имеющихся в государственной собственности, добровольных взносов, других поступлений, пени за несвоевременную уплату за объекты приватизации, проценты за предоставленные кредиты, проценты за рассрочку платежа, от государственных услуг.

Подпунктом 7.11.1 (абзац "а") и подпунктом 7.11.2 пункта 7.11 статьи 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г., с изменениями и дополнениями, определено, что неприбыльными учреждениями и организациями являются органы исполнительной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения или организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов. От налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, полученные в виде средств или имущества, которые поступают бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи либо добровольных пожертвований, пассивных доходов, средств или имущества, которые поступают в такие неприбыльные организации как компенсация стоимости полученных государственных услуг.

Доходы неприбыльных организаций, которые содержатся за счет бюджета, зачисляются в состав смет (на специальный счет) на содержание таких неприбыльных организаций и используются исключительно на финансирование расходов такой сметы (включая финансирование производственной деятельности согласно их уставам), рассчитанной и утвержденной в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

В случае, когда доходы неприбыльных организаций, полученные в течение отчетного (налогового) года из источников, определенных подпунктом 7.11.2, на конец первого квартала следующего за отчетным года превышают 25 процентов от общих валовых доходов, полученных в течение такого отчетного (налогового) года, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог с нераспределенной суммы прибыли по ставке 30 процентов к сумме такого превышения. Внесение в бюджет указанного налога осуществляется по результатам первого квартала следующего за отчетным года в сроки, установленные для других налогоплательщиков.

Кроме того, когда неприбыльная организация получает доход из источников, отличных от определенных подпунктом 7.11.2, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог на прибыль, которая определяется как сумма доходов, полученных из таких других источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов.

Учитывая вышеизложенное, Государственная налоговая администрация Украины считает, что вопросы, изложенные в письме Фонда государственного имущества Украины, урегулированы действующим законодательством и поэтому готовить инструктивное письмо государственным налоговым администрациям нецелесообразно.

Об освобождении от обложения налогом на прибыль общественной организации инвалидов.

Законом Украины "О благотворительности и благотворительных организациях" от 16.09.97 г. N 531/97-ВР (абзац 6 статьи 20) определено, что благотворительные организации, существующие только на членские взносы и добровольные пожертвования, освобождаются от уплаты налогов и других платежей в бюджет и специальные фонды.

Подпунктом 7.11.1 (абзац "д") пункта 7.11 статьи 7 Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. N 283/ 97-ВР, с изменениями и дополнениями, определено, что к неприбыльным учреждениям и организациям относятся учреждения и организации, которые являются союзами, ассоциациями и другими объединениями для представления интересов учредителей, содержащимися только за счет взносов таких учредителей и не осуществляющих хозяйственную деятельность, за исключением получения пассивных доходов. От налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, полученные в виде разовых или периодических взносов учредителей и членов и пассивных доходов.

Таким образом, общественная городская ассоциация инвалидов может воспользоваться льготами, предусмотренными подпунктом 7.11.1 статьи 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" при условии выполнения всех требований, установленных этим пунктом относительно таких неприбыльных организаций.

Но в случае, когда неприбыльная организация получает доход из источников, отличных от определенных указанным пунктом, то такая неприбыльная организация обязана уплатить налог на прибыль, которая определяется как сумма доходов, полученных из таких источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов.

Согласно статье 2 Закона Украины "О формировании Фонда для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения" общественные организации, которые не осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли, освобождаются от уплаты сбора в Фонд.

Следовательно, вопрос освобождения от налогообложения общественной городской ассоциации инвалидов, от уплаты налогов и других платежей в бюджет может быть урегулирован только в том случае, когда названная организация будет соблюдать требования вышеуказанного Закона.

Об отнесении на валовые расходы вознаграждения по итогам работы за год.

Пунктом 5.6 статьи 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", с изменениями и дополнениями, определено, что в состав валовых расходов налогоплательщика включаются расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат.

Инструкцией по статистике заработной платы от 11.12.95 г. N 323, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 21.12.95 г. N 465/1001, определено, что к другим поощрительным выплатам относятся, в частности, вознаграждения по итогам работы за год.

Таким образом, вопрос об отнесении на валовые расходы вознаграждения по итогам работы за год урегулирован действующим законодательством.

Овопросах, связанных с налогообложением заведений образования негосударственной формы собственности, в частности, учебных заведений потребительской кооперации.

Пунктом 3 статьи 61 Закона Украины "Об образовании" от 23.05.91 г. N 1060-XII, с изменениями и дополнениями, в частности, определено, что средства заведений и учреждений образования и науки, которые полностью или частично финансируются из бюджета, полученные от осуществления или на осуществление деятельности, предусмотренной их уставными документами, не считаются прибылью и не облагаются налогом.

Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г., с изменениями и дополнениями, определено, что доходы неприбыльных организаций, определенных в абзаце "а" подпункта 7.11.1 пункта 7.11 статьи 7, в частности, доходы заведений и учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, а также архивных учреждений, которые содержатся за счет бюджета, зачисляются в состав смет (на специальный счет) на содержание таких неприбыльных организаций и используются исключительно на финансирование расходов такой сметы (включая финансирование производственной деятельности согласно их уставам), освобождаются от налогообложения.

Таким образом, учебные заведения с платной формой обучения в соответствии с вышеназванным Законом Украины не относятся к неприбыльным учреждениям и организациям, и поэтому уплата налога на прибыль, полученную от средств, поступающих за обучение студентов согласно заключенным договорам, должна производиться на общих основаниях.

Одновременно сообщаем, что Кабинет Министров Украины вносил предложение по вопросу налогообложения заведений образования негосударственной формы собственности, которое не было поддержано Верховной Радой Украины.

О применении организациями Госкомрезерва норм подпунктов 7.11.1, 7.11.2 пункта 7.11 статьи 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий".

Государственный комитет Украины по материальным резервам и предприятия и организации системы государственного резерва являются органами государственной исполнительной власти Украины, финансируемыми за счет средств Государственного бюджета Украины, а также за счет средств, полученных от реализации материальных ценностей государственного резерва и их займа, от вспомогательной финансово-хозяйственной деятельности, и средств, полученных в результате применения финансовых санкций.

Подпунктом 7.11.1 (абзац "а") и подпунктом 7.11.2 пункта 7.11 статьи 7 вышеназванного Закона Украины определено, что неприбыльными учреждениями и организациями являются органы государственной исполнительной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения или организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов. От налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, полученные в виде средств или имущества, которые поступают бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи либо добровольных пожертвований, пассивных доходов, средств или имущества, которые поступают таким неприбыльным организациям как компенсация стоимости полученных государственных услуг.

В случае, когда доходы неприбыльных организаций, полученные в течение отчетного (налогового) года из источников, определенных подпунктом 7.11.2, на конец первого квартала следующего за отчетным года превышают 25 процентов от общих валовых доходов, полученных в течение такого отчетного (налогового) года, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог с нераспределенной суммы прибыли по ставке 30 процентов к сумме такого превышения. Внесение в бюджет указанного налога осуществляется по результатам первого квартала следующего за отчетным года в сроки, установленные для других налогоплательщиков.

Кроме того, если неприбыльная организация получает доход из источников, отличных от определенных подпунктом 7.11.2, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог на прибыль, которая определяется как сумма доходов, полученных из таких других источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов.

Учитывая вышеизложенное, Государственный комитет Украины по материальным резервам, предприятия и организации системы государственного резерва могут воспользоваться льготами, предусмотренными подпунктом 7.11.2, при условии выполнения всех требований, установленных пунктом 7.11 статьи 7 Закона Украины относительно таких неприбыльных организаций.

О включении в Перечень всеукраинских общественных организаций инвалидов предприятий Союза организаций инвалидов Украины.

Включение предприятий Союза организаций инвалидов Украины в Перечень всеукраинских общественных организаций инвалидов осуществляется на основании подпункта 7.12.1 статьи 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", с внесенными изменениями.

Если предприятия Союза организаций инвалидов Украины будут зарегистрированы как всеукраинские общественные организации инвалидов и будут отвечать требованиям подпункта 7.12.1 Закона, то они могут быть включены в Перечень, утверждаемый Кабинетом Министров Украины.

О вопросе присвоения признака неприбыльной организации.

Согласно учредительному договору Ассоциация "Киевский банковский союз" является объединением юридических лиц.

Средства и имущество Ассоциации создаются за счет вступительных взносов, членских взносов, добровольных взносов членов Ассоциации, поступлений от других организаций, собственных средств, прибыли от хозяйственной деятельности, других источников, не запрещенных действующим законодательством.

Подпунктом 7.11.1 (абзац "д") пункта 7.11 статьи 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", с изменениями и дополнениями, определено, что неприбыльными учреждениями и организациями являются союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, жилищно-строительные кооперативы, созданные для представления интересов учредителей, содержащиеся только за счет взносов таких учредителей и не осуществляющие хозяйственной деятельности, за исключением получения пассивных доходов. От налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, полученные в виде разовых или периодических взносов учредителей и членов, пассивных доходов.

Кроме того, когда неприбыльная организация получает доход из источников, отличных от определенных подпунктом 7.11.6, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог на прибыль, которая определяется как сумма доходов, полученных из таких других источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов.

Учитывая вышеизложенное, ассоциация "Киевский банковский союз" может воспользоваться льготами, предусмотренными подпунктом 7.11.6 статьи 7 вышеназванного Закона Украины, при условии выполнения всех требований, установленных пунктом 7.11 относительно таких неприбыльных организаций, и если она отнесена к неприбыльной, а также в соответствии с подпунктом 7.11.10 вышеуказанной статьи включена в Реестр неприбыльных организаций и учреждений.

О применении пункта 22.22 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (с внесенными изменениями).

Вопрос подготовки нормативного акта о практическом применении указанной нормы Закона, которая является нормой прямого действия, связан с толкованием указанного Закона Украины. Право толкования этой нормы Закона Украины принадлежит исключительно Верховной Раде Украины, которая является законодательным органом. Государственная налоговая администрация Украины имеет право предоставлять разъяснения только по тем вопросам, разработка которых в соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" была возложена на нее.

В соответствии с пунктом 22.22 указанного Закона Государственной налоговой администрации Украины не поручалась разработка порядка применения указанной нормы.

Что касается вопроса двойного налогообложения торговых наценок, то в III квартале 1997 года у предприятий, осуществляющих посредническую и сбытовую деятельность, объектом обложения НДС была сумма торговых надбавок, скидок и наценок на реализованные товары.

Что касается объекта обложения налогом на прибыль, то согласно Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (статья 3) он определялся за этот период в названных предприятиях по-другому, а именно путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода, определенного согласно пункту 4.3 этого Закона, на сумму валовых расходов налогоплательщика, определенных статьей 5 этого Закона, и сумму амортизационных отчислений, начисленных согласно статьям 8 и 9 этого Закона.

При этом в соответствии с пунктом 22.22 названного Закона в состав валового дохода указанных предприятий в III квартале включаются суммы налога на добавленную стоимость, полученные ими в составе цены реализации покупных товаров, а в состав валовых расходов включаются суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в 1997 году в составе цены покупных товаров.

Таким образом, у названных предприятий объекты обложения налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость в соответствии с налоговым законодательством, действовавшим в III квартале 1997 года, имеют разные методы определения объекта налогообложения и в количественном значении также не тождественны.

Учитывая вышеизложенное, при определении налога на прибыль, полученную в III квартале 1997 года предприятиями, осуществляющими посредническую и сбытовую деятельность (за исключением розничной торговли - согласно Государственному классификатору Украины 009-96, утвержденному и введенному в действие приказом Госстандарта от 22.10.96 г. N 441) следует соблюдать вышеизложенный порядок, предусмотренный Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий".

Об уплате налога на прибыль обособленными подразделениями предприятия.

Верховной Радой Украины 18 ноября 1997 года принят Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", который опубликован в газете "Урядовий курьер" 16 декабря 1997 года.

Подпункт 2.1.3 пункта 2.1 статьи 2 вышеуказанного Закона изложен в новой редакции, согласно которой налогоплательщик будет самостоятельно определять размер налога и уплачивать его в бюджеты территориальных общин по местонахождению филиалов пропорционально удельному весу суммы валовых расходов филиалов и амортизационных отчислений, начисленных по основным фондам такого налогоплательщика, которые расположены по местонахождению филиала, в общей сумме валовых расходов и амортизационных отчислений этого налогоплательщика.

При этой норме Закона филиалы самостоятельно не будут уплачивать налог на прибыль, а расчеты с бюджетом будет проводить юридическое лицо по консолидированному балансу с перечислением соответствующей части налога в бюджет территориальной общины по местонахождению филиалов.

Выбор уплаты налога на прибыль осуществляется налогоплательщиком (юридическим лицом) самостоятельно до начала отчетного года, о чем налогоплательщик уведомляет налоговые органы по своему местонахождению и местонахождению филиалов.

Таким образом, отпала необходимость согласования этого вопроса с налоговыми органами, однако эта работа должна быть проведена до начала нового финансового года.

Об отнесении расходов на капитальный и текущий ремонт арендованных основных средств к составу валовых расходов.

Законом Украины от 22 мая 1997 года N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (с внесенными изменениями) (подпункт 8.8.1 статьи 8) определяется, что в случае, когда договор оперативного лизинга (аренды) обязует или разрешает арендатору осуществлять улучшение объекта оперативного лизинга (аренды), арендатор может увеличить (создать) балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов на стоимость фактически проведенных улучшений такого объекта. При этом арендатором не учитывается балансовая стоимость объекта оперативного лизинга (аренды), за исключением стоимости фактически проведенных его улучшений при применении пункта 8.7 этого Закона.

Таким образом, расходы налогоплательщика на капитальный и текущий ремонт арендованных основных фондов не относятся к валовым расходам, а подлежат амортизации в вышеуказанном порядке.

Орасходах на разработку нефтяных и газовых месторождений, а также начислении амортизации основных фондов в нефтяной и газовой промышленности.

Согласно Закону Украины "О системе налогообложения" (статья 1) и Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (статья 15) ставки налога на прибыль, льготы по налогу, объект налогообложения, порядок уплаты и зачисления налога в бюджеты могут устанавливаться и изменяться только путем внесения изменений в этот Закон.

Законом Украины от 18 ноября 1997 года N 639/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", принятым Верховной Радой Украины, учтены изменения, которые рассматривались созданными рабочими группами в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 26 июля 1997 года N 415-р. При обработке предложений по усовершенствованию системы налогообложения, в том числе и вопросов амортизации, необходимым критерием целесообразности принятия решений было определение влияния на доходы в бюджет, соответствие их Указу Президента Украины от 31 июля 1996 года "О мерах по реформированию налоговой политики" и одобренным Постановлением Верховной Рады Украины от 4 декабря 1996 года "Основным положениям налоговой политики в Украине".

Предложение об отнесении расходов на разработку нефтяных и газовых месторождений к составу валовых расходов является неприемлемым, поскольку разработка нефтяных и газовых месторождений является инвестиционной деятельностью, поэтому согласно Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий" расходы в виде инвестиций не включаются в валовые расходы.

Государственная налоговая администрация Украины считает, что при условии дефицита бюджета и необходимости обеспечения сбалансированности местных бюджетов, основным источником которых является налог на прибыль, невозможно согласиться с предложениями Госнефтегазпрома об отнесении основных фондов нефтегазодобывающих предприятий к пункту 8.6.1 с правом их ускоренной амортизации в соответствии с пунктом 8.6.2 Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22 мая 1997 года, которые уменьшают базу обложения налогом на прибыль, вследствие чего уменьшают поступления в бюджет платежей.

Об отнесении выплат арендатора на валовые расходы.

Законом Украины от 22 мая 1997 года N 283/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (подпункт 1.18.1 статьи 1) определено, что оперативный лизинг (аренда) - это хозяйственная операция физического или юридического лица, предусматривающая передачу арендатору права пользования основными фондами на срок, который не превышает срока их полной амортизации, с обязательным возвратом таких основных фондов их собственнику после окончания срока действия лизингового (арендного) соглашения. Основные фонды, переданные в оперативный лизинг, остаются в составе основных фондов арендодателя.

Согласно пункту 5.5.1 статьи 5 вышеприведенного Закона к составу валовых расходов относятся любые расходы, связанные с выплатой или начислением процентов по долговым обязательствам (в том числе по любым кредитам, депозитам или в виде арендной платы) в течение отчетного периода, если такие выплаты или начисления осуществляются в связи с ведением хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Законом Украины "Об аренде государственного имущества" от 14.03.95 г. N 98/95-ВР (пункт 2 статьи 1) предусмотрено, что аренда объектов коммунальной собственности регулируется этим Законом, договором аренды, другими законами. Для расчета размера арендной платы за арендованные нежилые помещения необходимо руководствоваться указанным Законом Украины, а также Методикой расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 04.10.95 г. N 786, следует также пользоваться разъяснением Фонда государственного имущества Украины от 05.12.95 г. N 10-22-8412 "О содержании и порядке использования платы за аренду государственного имущества". Размер арендной платы и ее ограничения регулируются органами местной власти, которым подчиняются эти объекты коммунальной собственности.

К эксплуатационным расходам арендатора относится арендная плата.

В соответствии с пунктом 3 Методики в арендную плату не включаются оплата услуг, которые согласно договору аренды обязуется предоставлять арендодатель, а также расходы на содержание арендованного имущества. Также в сумму арендной платы не включаются амортизационные отчисления и расходы, связанные с возмещением расходов арендодателя по уплате налога на землю.

Управление местных налогов и сборов и неналоговых платежей по вопросу о плате за землю сообщает следующее.

В соответствии со статьей 2 Закона Украины от 19 сентября 1996 года N 378/96-ВР "О плате за землю" использование земли в Украине является платным. Плательщиками земельного налога являются собственники земли и землепользователи.

Поскольку собственниками земли или пользователями являются арендодатели помещений, они же и являются плательщиками земельного налога.

О налогообложении бесплатной передачи материальных активов.

Согласно изменениям в Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", принятым Верховной Радой Украины 30.12.97 г. (не вступили в силу по состоянию на 12.01.98 г.), пункт 4.2.15 статьи 4 дополнен абзацем, в соответствии с которым не включается в валовой доход налогоплательщика стоимость основных фондов, бесплатно полученных налогоплательщиком с целью осуществления их эксплуатации в случаях, предусмотренных законодательством:

если такие основные фонды получены по решению органов центральной исполнительной власти;

в случае получения специализированными эксплуатирующими предприятиями объектов энергоснабжения, газо- и теплообеспечения, водоснабжения, канализационных сетей в соответствии с решениями местных органов исполнительной власти и исполнительных органов советов, принятыми в пределах их полномочий;

в случае получения предприятиями коммунальной собственности объектов социальной инфраструктуры, указанных в подпункте 5.4.9 пункта 5.4 статьи 5 этого Закона, находившихся на балансе других предприятий и содержавшихся за их счет.

Основные фонды, получаемые в случаях, предусмотренных этим пунктом, принимаются на баланс по балансовой стоимости.

Порядок бесплатной передачи таких основных фондов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Указанные изменения предусмотрено применять при определении объекта налогообложения начиная с 1 июля 1998 года.

Об определении объекта обложения налогом на прибыль.

Законом Украины "О системе налогообложения" (статья 11 ) предусмотрено, что ответственность за правильное исчисление, своевременность уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) и соблюдение законов о налогообложении несут плательщики налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с законами Украины.

Кроме того, в соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (с внесенными изменениями) налогоплательщики самостоятельно определяют суммы налога, подлежащие уплате (пункт 16.1 статьи 16).

При этом согласно пункту 16.7 этой статьи налоговые органы не согласовывают расчеты налоговых обязательств налогоплательщика, предшествующие уплате налога.

Что касается толкования указанного Закона Украины, то право толкования законов Украины принадлежит Верховной Раде Украины, которая является законодательным органом. Государственная налоговая администрация Украины имеет право предоставлять разъяснения только по тем вопросам, разработка которых в соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" была возложена на нее.

Таким образом, государственный центр "Укрчастотнадзор" согласно пункту 11.3 статьи 11 вышеуказанного Закона Украины увеличивает валовой доход по каждому договору с частотопользователями по дате, случившейся ранее:

- или дате зачисления средств за предоставленные услуги;

- или дате фактического предоставления услуги, которая определяется фактом перехода права собственности результатов услуги (предмета договора) к заказчику в соответствии с условиями договора и согласно законодательству Украины.

Об отражении в налоговом учете аванса, предоставленного до 01.07.97 г., и материалов, полученных в счет этого аванса после 01.07.97 г.

Приведенный в письме вариант консультаций, которые "Полтавской консалтинговой группой" предоставлялись заказчикам, не отвечает действующему законодательству.

Так, если покупатель материалов, который до 01.07.97 г. предоставил аванс контрагенту (возникла дебиторская задолженность), а материалы в счет аванса получил после 01.07.97 г. (дебиторская задолженность погашается), то в соответствии с подпунктом 11.2.1 статьи 11 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", в редакции от 22.05.97 г. (с внесенными изменениями), датой увеличения валовых расходов у него является дата оприходования полученных материалов, в то время как согласно консультациям - наоборот: стоимость этих материалов "относится к валовым доходам".

При этом у продавца указанных материалов на сумму полученного аванса возникает кредиторская задолженность. После отгрузки материалов кредиторская задолженность погашается, одновременно на стоимость этих материалов в соответствии с подпунктом 11.3.1 статьи 11 указанного Закона увеличивается валовой доход (по дате отгрузки).

В другой ситуации, когда продавец до 01.07.97 г. отгрузил материалы, а покупатель оплатил их стоимость после 01.07.97 г., налоговый учет осуществляется: у продавца (доход) - в соответствии с пунктом 22.14 статьи 22 указанного Закона, а у покупателя (расходы) - в соответствии с пунктом 5.9 статьи 5 этого Закона.

О разъяснении действия пункта 5.9 ст. 5 и п. 1.6 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", в редакции от 22.05.97 г., с изменениями и дополнениями в части определения термина "покупные товары" с целью учета их прироста (убыли).

Этот вопрос урегулирован Порядком ведения налогоплательщиками учета прироста (убыли) балансовой стоимости покупных материалов, сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции, утвержденным приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12.08.97 г. N 291, согласно которому (п.2.5) при определении прироста (убыли) балансовой стоимости материальных активов, товаров предприятие должно использовать данные форм бухгалтерского отчета, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 18.08.95 г. N 139 (с изменениями и дополнениями), а оценку материальных активов, товаров проводить оцениванием их составных частей в соответствии с бухгалтерским отчетом по статьям баланса предприятия: в статье "Производственные запасы", в статье "Незавершенное производство", в статье "Готовая продукция", в статье "Товары".

Согласно пункту 2.16 Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 12.08.95 г. N 139, в статье "Товары" показывается стоимость товаров, которые приобретены предприятиями, осуществляющими свою деятельность в снабжении, сбыте, в торговле и общественном питании. Предприятия общественного питания также отражают в этой статье остатки сырья на кухнях и складах, остатки товаров в буфетах.

По этой статье промышленные, транспортные, строительные и другие производственные предприятия показывают изделия, материалы, продукты, приобретенные специально для продажи, а также стоимость готовых изделий, которые приобретены для комплектации на промышленных предприятиях и не включаются в себестоимость готовой продукции и подлежат возмещению покупателям отдельно.

О налогообложении прибыли предприятий в соответствии с Законом Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий", с внесенными изменениями (далее - Закон).

1. Закон не отрицает внесения предоплаты (аванса) в виде материальных ценностей. Если такие материальные ценности получены в счет выполнения долгосрочного договора (контракта), то их стоимость относится к составу валового дохода исполнителя договора исключительно в пределах сумм, определенных согласно пункту 7.10 статьи 7 Закона.

2. Законом не предусмотрена норма запрета отчуждения иностранной инвестиции в течение льготного налогового периода (5 лет), если иностранный учредитель совместного предприятия вывозит иностранные инвестиции за границу после 01.07.97 г.

В случае отчуждения иностранной инвестиции до окончания льготного налогового периода и если реализация этой инвестиции осуществлена на территории Украины после вступления в действие указанного Закона, остается в силе действующее законодательство Украины по налогообложению доходов нерезидентов.

3. Оприходование бесплатно полученных основных фондов групп 2 и 3 осуществляется по стоимости, которая указывается в документе, подтверждающем факт приемки-передачи указанных фондов.

4. В соответствии с пунктом 4.2 статьи 4 Закона в валовой доход не включаются, в частности, суммы налога на добавленную стоимость, полученные (начисленные) предприятием в составе цены продажи продукции (работ, услуг), за исключением случаев, когда такое предприятие-получатель не является плательщиком налога на добавленную стоимость.

5. Согласно пункту 4.2.10 статьи 4 Закона не включается в состав валового дохода номинальная стоимость взятых на учет, но не оплаченных (непогашенных) ценных бумаг, которые заверяют отношения займа, а также платежных документов, эмитированных (выданных) должником в пользу (на имя) налогоплательщика как обеспечение или подтверждение задолженности такого должника перед таким налогоплательщиком (облигаций, сберегательных сертификатов, казначейских обязательств, векселей, долговых расписок, аккредитивов, чеков, гарантий, банковских приказов и других платежных документов).

Подпунктом 7.6.2 статьи 7 Закона определено, что под термином "торговля ценными бумагами и деривативами" следует понимать, в частности, любые операции по покупке и продаже ценных бумаг лицами, которые не имеют статуса торговцев ценными бумагами.

Таким образом, операция по продаже векселей в данном случае является операцией, которая подпадает под определение торговли ценными бумагами в контексте данного Закона.

В соответствии с подпунктом 7.6.1 данного Закона в целях налогообложения налогоплательщик ведет отдельный учет финансовых результатов операций по торговле ценными бумагами и деривативами.

В случае, когда в течение отчетного периода расходы, понесенные (начисленные) налогоплательщиком в связи с приобретением ценных бумаг и деривативов, превышают доходы, полученные от продажи (отчуждения) ценных бумаг и деривативов в течение такого отчетного периода, балансовые убытки переносятся на уменьшение доходов будущих периодов от таких операций в течение сроков, определенных статей 6 данного Закона.

6. Учет прироста (убыли) балансовой стоимости названных в пункте 5.9 статьи 5 Закона покупных товаров и материальных активов налогоплательщики ведут согласно Порядку, утвержденному приказом ГНА Украины от 12.08.97 г. N 291.

В соответствии с этим Порядком (п.2.11) прирост (убыль) балансовой стоимости материальных активов, товаров определяется путем сравнения их остатков на начало и конец отчетного квартала.

Этим Порядком не предусмотрена корректировка суммы полученного прироста (убыли), в том числе и в случаях передачи материальных активов (товаров) в уставный фонд и в совместную деятельность без создания юридического лица, списания естественных потерь и др.

7. Пунктом 5.6 статьи 5 Закона определено, что в состав валовых расходов налогоплательщика включаются расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат.

Инструкцией по статистике заработной платы от 11.02.95 г. N 323, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 21.12.95 г. N 465/1001, определено, что к другим поощрительным выплатам относятся, в частности, вознаграждения по итогам работы за год.

Таким образом, вопросы об отнесении на валовые расходы вознаграждения по итогам работы за год урегулированы действующим законодательством.

8. Если на балансе предприятия находится база отдыха, то при реализации путевок в валовой доход включается вся сумма, поступившая в оплату стоимости этих путевок (пункт 4.1 статьи 4 и пункт 11.3 статьи 11 Закона).

9. В соответствии с Законом (пункт 22.2 статьи 22) все его нормы применяются начиная с доходов и расходов, которые получены и проведены с 1 июля 1997 года.

В связи с этим плательщики налога на прибыль должны осуществить перерасчет своих налоговых обязательств в соответствии с измененными нормами, начиная с 1 июля 1997 года, и исключения для страховщиков-резидентов этим Законом не предусмотрены.

10. В соответствии с Законом (пункт 20.4 статьи 20) в случае сокрытия или занижения сумм налога налогоплательщик уплачивает сумму доначисленного налоговым органом налога, штрафа в размере 30 процентов от сумы доначисленного налога (недоимки), и пени, исчисленной исходя из 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок.

Порядок применения этой нормы Закона будет доведен до государственных налоговых администраций после внесения изменений в Инструкцию о порядке применения и взыскания финансовых санкций, которые находятся на регистрации в Министерстве юстиции Украины.

11. Что касается разъяснения порядка применения подпункта 7.11.9 статьи 7 Закона относительно определения и налогообложения прибыли неприбыльных организаций. Государственная налоговая администрация Украины направила запрос в Секретариат Верховной Рады Украины. О результатах рассмотрения возбужденного вопроса государственным налоговым администрациям будет сообщено в установленном порядке.

Оналогообложении имущества при передаче его дочернему предприятию.

Если юридическое лицо бесплатно предоставляет имущество учрежденному им дочернему предприятию, которое также является юридическим лицом и плательщиком налога на прибыль, то в соответствии с подпунктом 4.1.6 статьи 4 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", в редакции от 22.05.97 г. (с внесенными изменениями), стоимость этого имущества включается в валовой доход получателя.

Не включается в валовой доход стоимость основных фондов, бесплатно полученных налогоплательщиком с целью осуществления их эксплуатации в случаях, предусмотренных подпунктом 4.2.15 статьи 4 указанного Закона, с внесенными изменениями от 30.12.97 г. Порядок бесплатной передачи таких основных фондов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Оналоговом учете расходов на горюче-смазочные материалы легковых автомобилей.

Законом Украины от 18.11.97 г. N 639/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" внесены изменения в подпункт 5.4.10 статьи 5 указанного Закона, согласно которым не включаются в валовые издержки расходы на горюче-смазочные материалы, расходы, связанные с техническим обслуживанием, стоянкой и парковкой легковых автомобилей.

Разделом II Закона определено, что этот Закон вступает в силу со дня его опубликования и применяется начиная с доходов и расходов, полученных и проведенных с 1 июля 1997 года.

Учитывая приведенное, налогоплательщики в налоговом учете не отражают в составе валовых издержек расходы на горюче-смазочные материалы, расходы, связанные с техническим обслуживанием, стоянкой и парковкой легковых автомобилей, проведенные с 01.07.97 г.

О порядке включения в валовой доход сумм авансов или предоплат, полученных до 01.10.97 г.

Пунктом 22.2 статьи 22 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", в редакции от 22.05.97 г., определено, что этот Закон применяется во время расчетов с бюджетом начиная с доходов и расходов, которые получены и проведены с 1 июля 1997 года.

Полученная в оплату товаров (работ, услуг), подлежащих реализации, сумма авансов или предоплат отражается в налоговом учете по дате зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет налогоплательщика; в случае реализации товаров (работ, услуг) за наличность - по дате ее оприходования в кассе налогоплательщика, а при отсутствии таковой - по дате инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем налогоплательщика (подпункт 11.3.1 статьи 11 этого Закона).

Таким образом, суммы авансов или предоплат, поступившие предприятию до 01.07.97 г., не подлежат отражению в составе валового дохода, налоговый учет которого осуществляется с 01.07.97 г. При этом абзац 4 пункта 11.3 Порядка составления декларации о прибыли предприятия, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 08.07.97 г. N 214 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 14.08.97 г.N 313/2117, не применяется.

О разъяснении термина "обычная цена".

В соответствии с пунктом 1.20 статьи 1 Закона Украины от 22.05.97 г. "О налогообложении прибыли предприятий", с учетом изменений, внесенных Верховной Радой Украины в этот Закон 18.11.97 г., "обычная цена" - это цена продажи товаров (работ, услуг) продавцом, включая сумму начисленных (уплаченных) процентов, стоимость иностранной валюты, которая может быть получена в случае их продажи лицам, которые не связаны с продавцом при обычных условиях ведения хозяйственной деятельности.

В случае, когда цены подлежат государственному регулированию согласно законодательству, "обычной" считается цена, установленная согласно принципам такого регулирования.

Исходя из нормы этого Закона, которая является нормой прямого действия, налогоплательщики должны руководствоваться в своей деятельности при продаже товаров (работ, услуг) толкованием, приведенным в указанном Законе.

О предоставлении предприятиям разрешения на реализацию продукции со скидкой в цене до уровня ликвидности и определении понятия "обычной цены".

Статьей 1 Закона Украины "О системе налогообложения" предусмотрено, что ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей) и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Вопросы, касающиеся налогообложения прибыли предприятий, регулируются Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий", в редакции от 22.05.97 г., с изменениями и дополнениями, статьей 15 которого определено, что ставки налога на прибыль, льготы по налогу, объект налогообложения, порядок исчисления налогооблагаемой прибыли, сроки и порядок уплаты и зачисления налога в бюджеты могут устанавливаться и изменяться только путем внесения изменений в этот Закон.

При налогообложении прибыли предприятий с обычной ценой связано налогообложение товарообменных (бартерных) операций и налогообложение операций со связанными лицами, предусмотренное соответственно пунктами 7.1 и 7.4 статьи 7 указанного Закона Украины.

Сам термин "обычная цена" определен пунктом 1.20 статьи 1 этого Закона и расширять его определение Государственной налоговой администрации Украины право не предоставлено.

О взносах в Государственный инновационный фонд и применении нормы подпункта 7.14.1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий".

В соответствии со статьей 14 Закона Украины от 18.02.97 г. N 77/97-ВР "О системе налогообложения" сбор в Государственный инновационный фонд является обязательным платежом. Согласно Закону Украины "О Государственном бюджете Украины на 1997 год" средства Государственного инновационного фонда включены в состав доходов и расходов Государственного бюджета Украины без изменения их целевого назначения.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.92 г. N 77 "О создании Государственного инновационного фонда", с изменениями и дополнениями, предприятия, объединения и организации отчисляют в Фонд средства в размере 1 процента объема реализации продукции (работ, услуг), за исключением налога на добавленную стоимость и акцизного сбора.

Причем в Государственный инновационный фонд, средства которого включены в состав Государственного бюджета Украины, в обязательном порядке отчисляется 30 процентов указанных отчислений, а 70 процентов перечисляется в специальный фонд внебюджетных средств, создающийся в министерствах, ведомствах, концернах, корпорациях, других формированиях.

Во исполнение пункта 3 указанного постановления Кабинета Министров Украины Министерством финансов Украины, Министерством экономики Украины и Комитетом по научно-техническому прогрессу при Кабинете Министров Украины (государственным комитетом Украины по вопросам науки и технологий) разработан и утвержден Порядок формирования и использования специального фонда внебюджетных средств целевого назначения от 21.02.92 г. соответственно N 12-02, N 57-86/37, N 1-8/176 с внесенными изменениями и дополнениями 10.11.92 г. соответственно N 12-02, N 35-51/328, N 1-8/1278. В соответствии с этим Порядком в отдельных случаях по письменному согласованию с вышестоящим органом функционального управления отраслью (министерством, ведомством), которым создан отраслевой специальный фонд внебюджетных средств, государственные объединения (концерны, корпорации, компании), предприятия и организации могут оставлять в своем распоряжении средства по отчислениям в части, принадлежащей отраслевому внебюджетному фонду.

Предприятия, объединения, организации, подчиненность которых не определена, оставляют в своем распоряжении указанные средства, за исключением отчислений в Государственный инновационный фонд, и используют их на финансирование научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ и мероприятий по освоению новых технологий, производства новых видов продукции (работ, услуг).

Что касается периода, начиная с 1998 года, то с 1 января текущего года вступил в силу Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 1998 год", статьей 29 которого установлено, что до законодательного урегулирования вопросов уплаты сбора в Государственный инновационный фонд субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности уплачивают в Государственный инновационный фонд сбор в размере 1 процента от объема реализации продукции (работ, услуг) или валового дохода в торговой, посреднической, поставочно-сбытовой, банковской и страховой сферах деятельности, уменьшенного на сумму налога на добавленную стоимость и акцизного сбора.

Таким образом, с 1 января 1998 года отчисление в Государственный инновационный фонд в размере 1 процента является обязательным для всех субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности.

По вопросу распространения льготы, предусмотренной подпунктом 7.14.1 пункта 7.14 статьи 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. с изменениями и дополнениями, сообщаем следующее.

Нормой пункта 7.14 вышеуказанной статьи Закона Украины относительно особенностей налогообложения инновационной деятельности инновационных центров, внесенных в государственный реестр, предусмотрено, что облагается налогом в размере 50 процентов от действующей ставки прибыль от продажи инновационного продукта, заявленного при регистрации в инновационных центрах, созданных в соответствии с законом.

Льготы, определенные в подпункте 7.14.1, действуют первые три года после государственной регистрации продукции как инновационной.

Вместе с тем, подпунктом 22.18 статьи 22 указанного Закона, в частности, обусловлено, что нормы пункта 7.14 этого Закона вступают в силу после принятия соответствующих законов.

Таким образом, льгота, предусмотренная пп.7.14.1 указанного Закона, может приняться только после введения в действие Закона Украины "Об инновационной деятельности", который уже разработан Министерством Украины по делам науки и технологий совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и в ближайшее время будет рассмотрен Верховной Радой Украины.