Правовая регламентация создания обособленных
структурных подразделений нерезидентов в Украине

Согласно законодательству разных стран все предприятия и объединения имеют право создавать как на территории своего государства, так и за его пределами обособленные структурные подразделения: филиалы, представительства, отделения, дочерние предприятия и др.

В данной статье речь пойдет о порядке создания структурных подразделений юридических лиц нерезидентов на территории Украины. Но прежде всего необходимо выяснить, какое содержание вкладывает законодатель в понятие "обособленные подразделения".

Законодательство Украины не дает четкого определения обособленных структурных подразделений предприятий, что приводит ко многим ошибкам на практике. К примеру, бывают случаи, когда предприниматели заключают контракты с филиалом или представительством, а в случае невыполнения обязательств по контракту не могут привлечь последних к ответственности, поскольку контрагент не был уполномочен на заключение контракта. Чтобы не допускать таких и подобных ошибок, следует правильно определить правовой статус обособленных структурных подразделений предприятия.

Филиал - это обособленное структурное подразделение, размещенное вне места расположения создавшего его предприятия и осуществляющее все или часть функций предприятия.

Представительство - это обособленное структурное подразделение, размещенное вне места расположения создавшего его предприятия и осуществляющее представительство и защиту интересов последнего.

Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделены имуществом создавшего их предприятия и действуют на основании выданной им доверенности. Их полномочия закрепляются в отдельном Положении об обособленном структурном подразделении, которое утверждается предприятием.

Но, несмотря на такое сходство этих подразделений, они имеют существенные различия. Так, филиал вправе осуществлять все те действия или их часть, которые осуществляет их юридическое лицо. Например, филиал банка может осуществлять банковские операции, которые определены Положением о филиале. В отличие от филиала, представительство не имеет права осуществлять фактическую деятельность, а его компетенция ограничивается только юридическими действиями: заключением контрактов, защитой интересов юридического лица и тому подобное. Например, представительство банка не вправе осуществлять банковские операции, а может только представлять интересы банка вне пределов его расположения (рекламировать его услуги среди клиентов) и защищать их. Для осуществления деятельности руководители филиалов и представительств наделяются генеральной доверенностью, на основании которой они могут действовать от имени предприятий, которые их создали, в пределах их полномочий.

Очень часто на практике смешивают понятия "обособленные структурные подразделения предприятий" и "дочерние предприятия". Это объясняется тем, что в законодательстве Украины функционирование дочерних предприятий совсем не урегулировано. Статья 9 Закона Украины "О хозяйственных обществах" предусматривает только возможность их создания. А единственное упоминание о дочерних предприятиях встречается в Положении о холдинговых компаниях, которые создаются в процессе корпоратизации и приватизации, утвержденном Указом Президента Украины от 11.05.94 г. N 224/94. В данном нормативном акте дочернее предприятие определяется как хозяйствующий субъект предпринимательской деятельности, контрольным пакетом акций которого владеет материнская компания. В отличие от таких обособленных структурных подразделений, как филиал и представительство, дочернее предприятие является юридическим лицом, то есть является самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности.

Согласно законодательству дочернее предприятие может пользоваться определенной хозяйственной самостоятельностью, однако решающая роль в управлении им принадлежит материнской компании. Дочернее предприятие не несет ответственности по обязательствам материнской компании, а материнская компания не отвечает по обязательствам дочернего предприятия.

Исходя из вышеизложенного, видно, что дочернее предприятие создается и регистрируется как и любое другое юридическое лицо. А вот создание и регистрация обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств) требует особого рассмотрения.

Вышеуказанное касается и создаваемых на территории Украины обособленных структурных подразделений инофирм-нерезидентов, создание и деятельность которых регулируются Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 17.04.91 г.

Статья 3 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" относит обособленные структурные подразделения иностранных субъектов предпринимательской деятельности, находящихся на территории Украины, к субъектам внешнеэкономической деятельности, которые имеют право на ее осуществление. Но наделяя правом, законодатель ставит перед субъектом внешнеэкономической деятельности обязательное условие, невыполнение которого неизбежно приводит к утрате вышеназванного права. Статья 5 Закона "О внешнеэкономической деятельности" разъясняет, что субъекты внешнеэкономической деятельности (в данном случае филиалы и представительства) осуществляют вышеуказанное право после государственной регистрации их как участников внешнеэкономической деятельности. Порядок регистрации филиалов и представительств регулируется отдельными нормативными актами Украины, которые будут рассмотрены ниже.

На территории Украины согласно ст. 34 Закона Украины "Об объединениях граждан" от 16.06.92 г. могут создаваться обособленные структурные подразделения зарубежных общественных организаций. Положение о порядке регистрации филиалов, представительств и других структурных подразделений общественных (неправительственных) организаций зарубежных государств в Украине, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 26.02.93 г. N 145, устанавливает, что регистрация вышеперечисленных подразделений осуществляется Министерством юстиции Украины.

Для регистрации структурного подразделения общественной организации (кроме представительства) представители общественной организации зарубежного государства подают заявление в Минюст Украины. К заявлению прилагаются:

- документ, подтверждающий легализацию общественной организации зарубежного государства;

- решение о создании структурного подразделения;

- устав (положение) структурного подразделения;

- сведения о составе руководства главных уставных органов структурного подразделения (с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места постоянного жительства, должности, телефона);

- документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора.

Для регистрации представительства представляются: заявление (произвольная форма); документы, названные выше в первом, втором и шестом пунктах; а также доверенность на осуществление представительских функций. Доверенность оформляется согласно законодательству страны, в которой она выдана.

Документы, указанные в пунктах первом и втором, подлежат обязательной легализации согласно действующему законодательству Украины. (Принципы осуществления легализации документов будут рассмотрены ниже.)

Министерство юстиции Украины рассматривает заявление в двухмесячный срок, при необходимости проверяет сведения, указанные в документах. По результатам рассмотрения заявления Минюст принимает решение о регистрации структурного подразделения или об отказе в его регистрации. В первом случае заявителю выдается свидетельство о регистрации. Зарегистрированному подразделению присваивается соответствующий номер, а данные о регистрации вносятся в Реестр объединений граждан, который ведется Минюстом. Минюст в десятидневный срок передает Министерству статистики сведения о регистрации. Обо всех изменениях в уставных документах представитель общественной организации зарубежного государства в пятидневный срок со дня внесения таковых сообщает в Минюст. Перерегистрация обособленного структурного подразделения осуществляется на общих основаниях.

Решение об отказе в регистрации обособленного структурного подразделения в десятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю.

Если обособленное структурное подразделение общественной организации прекращает свою деятельность, Минюст аннулирует запись в реестре.

За регистрацию обособленного структурного подразделения общественной организации постановлением Кабинета Министров Украины "О порядке регистрации филиалов, представительств и других структурных подразделений общественных (неправительственных) организаций зарубежных государств" от 26.02.93 г. N 145 установлен сбор в размере 500 долларов США (при наличии лицензии Национального банка Украины) или эквивалент суммы в национальной валюте Украины по курсу Национального банка на момент уплаты. Кроме того, вышеназванное Положение закрепляет льготы для общественных организаций инвалидов, структурные подразделения которых за регистрацию уплачивают только 50%; а структурные подразделения общественных детских организаций освобождаются от уплаты сбора вообще.

За выдачу дубликата свидетельства о регистрации структурное подразделение платит 50 долларов США (при наличии лицензии Национального банка Украины) или эквивалент суммы в национальной валюте Украины по курсу Национального банка на момент уплаты.

Кроме обособленных структурных подразделений общественных организаций зарубежных государств, которые создаются для реализации общих интересов, прав и свобод, на территории Украины также могут открываться представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности. Регистрация таких представительств осуществляется Министерством внешних экономических связей и торговли Украины (далее - МВЭС- торг) в течение 60 рабочих дней со дня представления иностранным субъектом хозяйственной деятельности документов на регистрацию. Для регистрации субъект в течение шести месяцев с даты их выдачи в стране местонахождения фирмы представляет следующие документы:

- заявление с просьбой о регистрации представительства (в произвольной форме). В заявлении необходимо указать: название фирмы; страну ее местонахождения; адрес фирмы; номер телефона (факса); город, в котором открывается представительство; если будут филиалы, указать в каких городах; количество иностранных граждан, которые будут работать в представительстве; дату создания фирмы; юридический статус фирмы; количество всех сотрудников фирмы; название банка и номер счета; сферу деятельности фирмы; цель открытия и сферу деятельности представительства; информацию о деловых связях с украинскими партнерами и перспективы развития сотрудничества;

- выписку из торгового (банковского) реестра страны, в которой находится официально зарегистрированная контора иностранного субъекта хозяйственной деятельности;

- справку из банковского учреждения, в котором официально открыт счет продавца;

- доверенность на осуществление представительских функций, оформленную согласно законодательству страны официальной регистрации конторы субъекта предпринимательской деятельности. Доверенность выдается только физическому лицу с указанием полномочий и срока действия.

Все документы подлежат нотариальному удостоверению и легализации в консульских учреждениях.

За регистрацию представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности согласно постановлению Кабинета Министров Украины "О представительствах иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине" от 12.08.93 г. N 631 МВЭСторгом взимается плата в размере 2500 долларов США.

В случае отказа в регистрации представительства или непринятия решения в установленный законодательством срок, иностранный субъект хозяйственной деятельности имеет право обжаловать действия МВЭСторга в судебных органах Украины.

Но, кроме этой процедуры, постоянные представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности с февраля 1998 года должны зарегистрироваться в налоговых органах по месту нахождения представительства как плательщики налога на прибыль в течение месяца со дня получения свидетельства о регистрации представительства. Порядок регистрации представительства как плательщика налога на прибыль закреплен в Положении о порядке регистрации и учета постоянных представительств нерезидентов в Украине как плательщиков налога на прибыль, утвержденном приказом Государственной налоговой администрации Украины от 16.01.98 г. N 23.

Это Положение определяет понятие постоянного представительства нерезидента в Украине как постоянного места деятельности, посредством которого полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента на территории Украины. Например, место управления, филиал, офис, завод, фабрика и др.

Согласно пункту 2.1 Положения о порядке регистрации и учета постоянных представительств нерезидентов в Украине как плательщиков налога на прибыль регистрация постоянного представительства нерезидента как плательщика налога на прибыль осуществляется на основании документов, представляемых при регистрации представительства в МВЭСторге.

В налоговых органах на каждом из вышеперечисленных документов ставится штамп и дата их поступления. В пятидневный срок налоговый орган обязан проверить представленные документы и на последнем листе сделать пометку "К регистрации" или "К возврату". В случае, если стоит последняя пометка, к возвращенным документам должны прилагаться объяснения причины их возврата.

Не позднее чем через 20 дней, если принято решение о регистрации, налоговые органы присваивают представительству регистрационный номер, включают его в Реестр и выдают свидетельство о регистрации постоянного представительства нерезидента в Украине как плательщика налога на прибыль.

Также необходимо рассмотреть обязательные условия действительности документов иностранных субъектов на территории Украины - легализации.

Без легализации документы, составленные за рубежом, принимаются только в случае, когда это определено международными договорами, в которых Украина принимает участие или в отношении которых Украина выступила правопреемником (например, Гаагская конвенция 1961 года освобождает страны-участницы от обязательной легализации иностранных документов). Что же такое легализация? Легализация - это заверение подлинности подписей иностранных должностных лиц на документах с целью подтверждения их соответствия законам иностранного государства, которое осуществляется консульскими учреждениями Украины. Это действие осуществляется лично консулом или другим консульским должностным лицом, которому Консульским уставом Украины поручено осуществление заверения документов. Консул также имеет право засвидетельствовать аутентичность копий документов, переводов, действительность подписей граждан государства, которое они представляют, если эти действия осуществляются за рубежом. Документы, составленные за рубежом, принимаются нотариусами или должностными лицами государственных органов, если это не противоречит законодательству Украины, при условии их легализации органами Министерства иностранных дел.

Следует обратить особое внимание на то, что легализуются не копии, а оригиналы документов (кроме устава). Что касается переводов на украинский язык, то при наличии легализованных документов перевод можно выполнить и в Украине (однако предпочтительнее иметь нотариально удостоверенный перевод).

Легализация документов часто оказывается сложной процедурой на практике, поскольку Украина не присоединилась к Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года и не со всеми странами имеет дипломатические отношения, хотя бы на уровне консульств. Кроме того, не заключены договоры о правовой взаимопомощи, в которых обычно устанавливается упрощенный порядок легализации.