Непроизводственные фонды предприятия: особенности налогообложения
Если налогообложение расходов, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия, достаточно подробно рассмотрено в новых налоговых законах, нормативных документах и многочисленных комментариях, то налоговые аспекты непроизводственной деятельности субъектов хозяйствования вызывают много вопросов.
В первую очередь это относится к операциям, связанным с непроизводственными фондами предприятия и расходами на их содержание и эксплуатацию. Настоящая публикация посвящена налогообложению прибыли и налогу на добавленную стоимость применительно к таким операциям.
Определение и состав непроизводственных фондов
Само определение непроизводственных фондов первоначально в новой редакции Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" отсутствовало. Появилось оно только после внесения в этот Закон изменений, опубликованных 16.12.97 г. (Закон от 18.11.97 г. N 639/ 97-ВР), но, правда, вступило в действие "начиная с доходов и расходов, полученных и произведенных с 1 июля 1997 г.".
Согласно п/п 8.1.4 Закона под термином "непроизводственные фонды" понимаются капитальные активы, которые не используются в хозяйственной деятельности плательщика налога. Попробуем разобраться в таком определении детальнее.
Прежде всего, в Законе "О налогообложении прибыли предприятий" - а именно там содержатся основные определения - все основные фонды предприятия подразделяются на две группы: основные фонды, подлежащие амортизации (основные производственные фонды) и непроизводственные фонды. Правда, в тексте Инструкции по бухгалтерскому учету балансовой стоимости групп основных фондов, утвержденной приказом Минфина от 24.07.97 г. N 159, с учетом изменений, внесенных приказом Минфина от 11.02.98 г. N 30 (далее Инструкция), эта группа определена как "основные непроизводственные фонды".
Ключевым в определении Закона является то, что такие фонды не используются в хозяйственной деятельности.
Обратимся к определению хозяйственной деятельности. Согласно п. 1.32 Закона под хозяйственной деятельностью понимается "любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае, когда непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным. Под непосредственным участием следует понимать указанную деятельность лица через свои постоянные представительства, филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также через доверенное лицо, агента или любое другое лицо, действующее от имени и в пользу первого лица".
Приведенное определение на удивление неконкретно. Действительно, каковы количественные критерии отнесения деятельности к регулярной? Ежедневная, один раз в неделю, в месяц, в год? Что такое постоянная деятельность? 50% времени работы, 90% или весь год (или квартал) без перерывов? Какую деятельность можно отнести к существенному участию? Ту, что записана в учредительных документах,- или нужно руководствоваться удельным весом доходов от такой деятельности? Ответов на эти вопросы нет ни в Законе, ни в Порядке составления декларации о прибыли предприятия, утвержденном приказом ГНАУ от 21.01.98 г. N 37, ни в других документах. Ничего касающегося проблемы нет и в разъяснениях ГНАУ. Но ведь без четких количественных критериев вас ожидает спор с налоговым инспектором практически по любым расходам, отнесенным на валовые затраты, а также по начислению амортизации.
Единственное, что четко сформулировано в определении хозяйственной деятельности,- это то, что она должна быть направлена на получение дохода. Причем речь идет не о фактически полученном финансовом результате (прибыль или убыток), а именно о направленности деятельности. Таким образом, деятельность, целью которой не является получение дохода, не относится к хозяйственной.
Еще один вывод, который может быть сделан из указанного определения: если деятельность относится к хозяйственной для филиала или другого обособленного подразделения, то она классифицируется как хозяйственная и для самого юридического лица.
Теперь о практической стороне данного определения хозяйственной деятельности. Объекты непроизводственной сферы предприятия далеко не однородны: часть из них может быть использована для получения дохода (например, дома отдыха, туристические базы, подсобное хозяйство), другая же часть имеет неприбыльный характер (медпункты, учреждения среднего и среднего профессионально-технического образования и т.п.).
В соответствии с такой классификацией объекты первой из этих групп в том случае, если их деятельность направлена на получение дохода и является регулярной, постоянной и существенной, следует рассматривать как основные производственные фонды вне зависимости от того, выделены они в самостоятельные юридические лица или являются структурными подразделениями предприятия. В отношении второй группы вопросов не возникает - это непроизводственные фонды. Если же такой объект используется для получения дохода со стороны и в то же время для оказания бесплатных услуг работникам предприятия, то (по нашему мнению) эту деятельность следует относить к хозяйственной, хотя однозначной трактовки вопроса в действующем законодательстве нет.
К непроизводственным фондам (по своей экономической сути) относятся капитальные активы либо из структурные компоненты, а это означает, что они носят капитальный характер.
Непроизводственные фонды предприятия условно можно подразделить на две группы.
1. Собственные или арендованные капитальные активы или их структурные компоненты, подпадающие под определение группы 1 основных фондов, т. е. строения, сооружения, их структурные компоненты и передаточные устройства, в том числе жилые дома и их части (квартиры и места общего пользования).
2. Капитальные активы, подпадающие под определение групп 2 и 3 основных фондов, которые являются неотъемлемой частью, размещены или используются для обеспечения деятельности непроизводственных фондов, подпадающих под определение группы 1 или изъятых с места ведения хозяйственной деятельности и переданных в безвозмездное пользование лицу, не являющемуся плательщиком налога на прибыль. (Таким образом, передача фондов в безвозмездное пользование неплательщику налога на прибыль рассматривается как непроизводственная операция, не связанная с хозяйственной деятельностью; если же такая передача осуществляется за плату или данные объекты передаются в пользование бесплатно, но плательщику налога,- такие объекты к непроизводственным фондам не относятся и классифицируются как подлежащие амортизации основные фонды.)
Износ и амортизация
Общим принципом для непроизводственных фондов является то, что расходы на их приобретение, ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения амортизации не подлежат. Этот же принцип следует распространить и на затраты по собственному изготовлению непроизводственных фондов, хотя прямо в Законе "О налогообложении прибыли предприятий" об этом ничего не говорится.
Единственное исключение сделано для жилых домов и их частей (квартир и мест общего пользования) - в соответствии с п/п 8.2.2 Закона они отнесены к первой группе основных фондов. Это положение породило множество разноречивых комментариев. Действительно, при поверхностном чтении Закона можно сделать вывод о том, что эти объекты подлежат амортизации в любом случае - у какого бы плательщика они ни находились на балансе. Но в п/п 8.2.1 в качестве обязательного условия для основных производственных фондов названо их использование именно в хозяйственной деятельности. То есть амортизации эти объекты подлежат только в том случае, когда хозяйственная деятельность предприятия (или его структурного подразделения) связана с оказанием услуг по их содержанию и эксплуатации либо с предоставлением таких фондов в аренду.
По непроизводственным фондам начисляется износ. Следует обратить внимание на некоторые особенности его начисления.
1. Базой для начисления износа является первоначальная стоимость, т. е. ни о какой балансовой стоимости на начало квартала (как для определения сумм амортизации по основным производственным фондам) речи нет. Ни в тексте Закона, ни в тексте Инструкции по бухгалтерскому учету балансовой стоимости групп основных фондов, утвержденной приказом Минфина от 24.07.97 г. N 159, с учетом изменений, внесенных приказом Минфина 01 11.02.98 г. N 30, нет прямого упоминания о включении в стоимость непроизводственных фондов расходов на их реконструкцию, модернизацию, ремонт и другие виды улучшений, хотя здесь должна быть проведена аналогия с основными производственными фондами. Об этом же свидетельствует и анализ рекомендованных Инструкцией бухгалтерских проводок.
2. Для начисления износа используются нормы амортизации, применяемые для соответствующей группы основных средств. В соответствии с Законом от 10.02.98 г. N 98/98-ВР величина понижающего коэффициента к нормам амортизации начиная с итогов деятельности за I квартал и до окончания 1998 г. установлена на уровне 0,6. И в тексте этого Закона, и в Постановлении КМУ от 19.03.98 г. N 335, которым утвержден порядок применения коэффициента, четко оговорено, что он применяется к установленным нормам амортизации, причем никакого исключения для непроизводственных фондов не делается. Износ по непроизводственным основным фондам должен начисляться с понижающим коэффициентом 0,6, хотя на величину платежей в бюджет это не окажет никакого влияния, да и экономического смысла в таких расчетах немного.
3. Начисление износа начинается не с начала следующего квартала, а с первого числа месяца, следующего за зачислением объекта непроизводственных фондов на баланс предприятия,- т. е. со следующего месяца после подписания акта о вводе их в эксплуатацию. При выбытии (вне зависимости от причин) начисление износа прекращается также начиная с первого числа следующего месяца.
4. Прямо запрещено применение норм ускоренной амортизации для непроизводственных фондов (п. 11 Инструкции по бухгалтерскому учету балансовой стоимости групп основных фондов). На этот момент нужно обратить особое внимание. Если только объект, по которому плательщиком принято решение об ускоренной амортизации, передается для обеспечения деятельности непроизводственных фондов- он сам становится непроизводственным фондом и износ по нему начисляется по обычным нормам амортизации. Причем амортизация начисляется до конца того квартала, в котором было изменено направление использования.
Особый порядок предусмотрен Инструкцией для сооружений городского благоустройства и автомобильных дорог общего пользования. Износ по таким объектам начисляется не ежемесячно, а раз в год при составлении годового бухгалтерского отчета.
Ремонт непроизводственных фондов
Ремонт, реконструкция, модернизация, а также все другие виды улучшений основных непроизводственных фондов, так же как и их приобретение, осуществляются за счет соответствующих источников: чистой прибыли, целевого финансирования или целевых фондов предприятия. На них не распространяется общий механизм списания расходов (в пределах 5% от совокупной балансовой стоимости групп на начало года - на валовые затраты, а превышающая этот уровень сумма - на увеличение балансовой стоимости соответствующего объекта или стоимости группы). Вся стоимость ремонта относится на соответствующий субсчет счета 01 "Основные средства", т. е. прибавляется к первоначальной стоимости непроизводственных фондов, и на нее начисляется износ.
Зарплата ремонтных рабочих и начисляемые на нее сборы на социальное и пенсионное страхование при проведении любых ремонтных мероприятий по непроизводственным фондам в валовые затраты не включаются. Не относится на валовые затраты и стоимость израсходованных при проведении ремонтных работ хозяйственным способом (либо подрядным способом, но из материалов заказчика) материальных ресурсов. В том случае, когда такие материальные ценности были включены в валовые затраты, при передаче их в ремонт валовые затраты необходимо соответствующим образом откорректировать (уменьшить).
Особое внимание при осуществлении операций по ремонту непроизводственных фондов необходимо уделить вопросам обложения НДС.
При выполнении ремонтных работ подрядным методом уплаченные (начисленные) суммы НДС налоговый кредит плательщика не увеличивают, а возмещаются за счет соответствующих источников. Связано это с тем, что непроизводственные фонды амортизации не подлежат. Следует отметить, что включать уплаченные (начисленные) суммы НДС в балансовую стоимость фондов нельзя, поскольку такой порядок разрешен только для основных производственных фондов и только в том случае, когда деятельность плательщика не является объектом обложения или освобождена от НДС. Иными словами, при оплате работ по ремонту непроизводственных фондов НДС следует выделить и уплатить за счет собственных средств.
Не исключено, что при осуществлении ремонтных работ хозяйственным способом услуги ремонтных подразделений попадают под обложение НДС. Связано это с тем, что в соответствии с п. 4.2 Закона "О налоге на добавленную стоимость" базой налогообложения является фактическая цена операции, но не ниже обычной цены, в случае "передачи товаров (работ, услуг) в пределах баланса плательщика налога для непроизводственного использования, расходы на которые не относятся на валовые затраты производства (обращения) и не подлежат амортизации".
Как правило, НДС, уплачиваемый при приобретении материальных ценностей, используемых для такого ремонта, сразу же при приобретении включается в налоговый кредит при условии, что сами материалы при покупке относятся на валовые затраты. В момент передачи таких материалов в ремонт нужно уменьшить налоговый кредит. Если же материалы закупались непосредственно для осуществления ремонта основных непроизводственных фондов, то они изначально не включаются в состав валовых затрат, а уплаченный по ним НДС - в налоговый кредит.
Хотя обложение НДС работ по улучшению непроизводственных фондов, произведенных хозяйственным способом, мы не считаем вполне правомерным.
Действительно, если мы обратимся к статье 3 Закона, то увидим, что объектом налогообложения являются операции по продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, по ввозу или вывозу таких товаров (работ, услуг). Насчет импорта и экспорта - все ясно, да и в определение операций по продаже товаров или услуг (п. 1.4) рассматриваемые операции не входят. Итак, здесь нет даже намека на обложение операций по передаче материальных ценностей, результатов работ или услуг внутри предприятия, т. е. объект для обложения НДС отсутствует.
Кроме того, обособленные структурные подразделения, если они не являются юридическими лицами, не подлежат регистрации как плательщики НДС (хотя письмом ГНАУ от 10.10.97 г. N 16-1321/ 10-8132 им и делегированы полномочия по ведению налогового учета). Поэтому начисление НДС на их операции с другими подразделениями предприятия выглядит несколько странным.
И все же, несмотря на спорность этого вопроса, налоговые инспекции в большинстве случаев трактуют его исходя из упомянутого п.4.2.
Несколько иной порядок предусмотрен для ремонта жилых домов. Согласно п.14.3 Инструкции расходы на текущий ремонт включаются в затраты на содержание жилищного хозяйства (об этом речь пойдет ниже), а стоимость капитального ремонта, реконструкций и модернизаций относится на увеличение стоимости этих фондов.
Приобретение
Существует четыре варианта поступления непроизводственных (фондов на предприятие (о бесплатной передаче поговорим отдельно).
1. Приобретение (покупка). В этом случае источником финансирования являются собственные средства предприятия, причем НДС в налоговый кредит не включается (поскольку непроизводственные фонды амортизации не подлежат и не выполняется требование п/п 7.4.1 Закона), а уплачивается из собственных средств. В соответствии с п.8 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом Минфина от 01.07.97 г. N 141, источниками финансирования суммы НДС, уплаченной в связи с приобретением основных средств и нематериальных активов, не подлежащих амортизации, сырья, материалов, товаров, выполнением работ, услуг, стоимость которых не включается в состав валовых затрат производства и обращения, являются счета 81,87,88 и 98.
2. Самостоятельное изготовление. Все расходы по сооружению основных непроизводственных фондов (включая заработную плату работников и начисления на нее), как и в первом случае, финансируются из собственных средств, поскольку такую деятельность нельзя отнести к хозяйственной. Кроме того, как уже говорилось выше, на эти расходы начисляется налог на добавленную стоимость, который также не включается в налоговый кредит.
Некоторые особенности имеет налогообложение операций по строительству жилья, осуществляемому предприятием для физических лиц за их счет с последующей передачей жилья таким физическим лицам. Льгота по НДС, предусмотренная п/п 5.1.20 Закона "О налоге на добавленную стоимость" для таких операций, имеет следующую специфику (см. разъяснения Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности от 24.10.97 г. N 06-9/782; от 29.12.97 г.N 06-10/958; от 22.01.98 г. N 06-10/49*):
оплата таких операций физическими лицами должна быть произведена с принадлежащих им банковских счетов или в безналичном порядке через учреждения банков (оплата наличными или с анонимных валютных счетов не дает права на льготу**);
льгота предоставляется всем подрядчикам (в т.ч. и субподрядчикам), участвующим в таких работах;
реконструкция общежитий в жилые дома приравнивается к операциям по строительству жилья для работников.
3. Аренда. Основные непроизводственные фонды могут быть получены в пользование на основании договора финансовой или оперативной аренды (лизинга). В этом случае арендная плата в валовые затраты также включена быть не может, даже несмотря на то, что она представляет собой разновидность процентов, поскольку срабатывает главный принцип, заложенный в п.5.1 Закона "О налогообложении прибыли предприятий" - на валовые затраты могут быть отнесены только те расходы, которые связаны с хозяйственной деятельностью предприятия. И арендная плата, и начисляемый на нее НДС относятся за счет чистой прибыли предприятия.
4. Перевод основных производственных фондов в непроизводственные. В этом случае начиная со следующего квартала после вывода их из эксплуатации начисление амортизации прекращается. Основные фонды переводятся в непроизводственные по балансовой стоимости (по сути дела - по остаточной, причем с учетом относимых на увеличение балансовой стоимости расходов на ремонты и другие улучшения основных фондов) на дату вывода из эксплуатации, и на эту стоимость сторнируется НДС, отнесенный ранее в налоговый кредит. Отметим, что с методической точки зрения правильнее было бы сторнировать налоговый кредит на сумму НДС,приходящуюся на недоамортизированную часть основных фондов, но математически сумма НДС будет такой же.
Продажа
Продажа основных непроизводственных фондов (или иная коммерческая операция с ними) приводит к изменению характера их использования, поскольку у предприятия появляется доход (и это уже признак хозяйственной деятельности). Иными словами, такие капитальные активы в момент продажи становятся основными фондами, "приобретенными в целях дальнейшей продажи" (п/п 8.1.3 Закона), то есть рассматриваются как товар.
В случае продажи непроизводственных фондов валовой доход предприятия увеличивается на сумму выручки по цене их фактической реализации без косвенных налогов, подлежащих уплате согласно законодательству. Доходы, полученные (начисленные) от продажи непроизводственных фондов, отражаются по строке 3.1 приложения "В" к декларации (п/п 3.3.1 Порядка составления декларации о прибыли предприятия).
Одновременно увеличиваются и валовые затраты, в которые включается сумма расходов, связанных с приобретением или самостоятельным изготовлением таких фондов, и стоимость произведенных улучшений (ремонт,реконструкция, модернизация и т.д.). Принципиальным отличием от продажи основных производственных фондов является включение в валовые затраты не балансовой, а первоначальной стоимости, причем без учета проводимых после 1998 г. индексаций. Увеличение валовых затрат в связи с продажей непроизводственных фондов отражается по строке 30.7 приложения "I" к декларации.
Сумма начисленного по реализуемым непроизводственным фондам износа не включается в валовые затраты и не вычитается из валового дохода.
Моментом увеличения валового дохода и валовых затрат является дата первого из событий: поступления денег на расчетный счет или фактической передачи фондов. В случае продажи непроизводственных фондов в рамках бартерных операций моменты увеличения валовых доходов и затрат не совпадают и определяются по общим припципам.
При продаже непроизводственных фондов в момент увеличения валовых затрат предприятия уплаченный при их приобретении НДС попадает в налоговый кредит.
Операции по продаже основных непроизводственных фондов облагаются НДС на общих основаниях - по ставке 20%. При продаже непроизводственных фондов связанным лицам, в рамках бартерной операции, а также субъекту предпринимательства - неплательщику НДС применяется фактическая цена операции, но не ниже обычной.
* См. также письмо ГНАУ, Минфина и Госстроя Украины от 06.04.98 г. N 03404/607, 3743/10/16-1101, 8/4-87 "Об обложении налогом на добавленную стоимость в строительстве".-Ред.
" Данное разъяснение Комитета (от 24.10.97 г.) в части запрета льготы при оплате наличными или с анонимных валютных счетов - неправомерно. Нашу критику см.в "ДН" N 7'98, с.20.- Ред.
Бесплатная передача
Основными принципами налогообложения операций по бесплатной передаче, в том числе и непроизводственных фондов, являются следующие.
Валовой доход возникает у получающей (п/п 4.1.6 Закона), а налоговое обязательство по НДС (по обычной цене) - у передающей стороны. Естественно, у передающей стороны отсутствуют валовые затраты, а у получающей - налоговый кредит. Стоимость бесплатно полученных товаров по обычным ценам отражается по строке 4.5 приложения "Г", а работ и услуг - по строке 4.6 приложения "Г" к декларации по налогу на прибыль.
Валовые затраты у принимающей стороны также не увеличиваются, т. к. расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически отсутствуют.
Вместе с тем операции по бесплатной передаче непроизводственных фондов имеют свою специфику как по НДС, так и по налогу на прибыль.
Согласно изменениям, внесенным в Закон о прибыли (п/п 4.2.15), в состав валового дохода не включаются бесплатно полученные основные фонды в следующих случаях:
при передаче по решению органов центральной исполнительной власти;
если они передаются по решениям местных органов власти специальным предприятиям по эксплуатации объектов энергоснабжения, газо- и теплоснабжения, водоснабжения, канализационных сетей;
при передаче объектов социальной инфраструктуры, указанных в п/п 5.4.9 Закона, ранее находившихся на балансе предприятий и содержавшихся за их счет, предприятиям коммунальной собственности.
Такие основные фонды принимаются на баланс по балансовой стоимости и в порядке, который должен быть утвержден КМУ.
Необходимо обратить внимание на то, что в случае добровольной передачи непроизводственных фондов в Государственный или местный бюджеты либо неприбыльным организациям в порядке, определенном пунктом 7.11 Закона, стоимость таких фондов может быть включена в состав валовых затрат передающей стороны в пределах 4% от налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного периода.
К числу операций, не являющихся объектом обложения НДС, с 28.03.98 г. (дата вступления в силу Закона от 04.03.98 г. N 169/98) отнесена бесплатная передача в коммунальную собственность объектов социальной сферы, жилого фонда вместе с объектами инженерной инфраструктуры, которые находятся на балансе плательщика налога (п/п 3.2.10 Закона об НДС). Эта льгота действует только в том случае, если такая передача осуществляется:
в соответствии с Государственной программой приватизации;
по решениям КМУ;
по решениям местных органов исполнительной власти и исполнительных органов советов, принятым в рамках их полномочий.
Кроме того, освобождена от НДС (п/п 5.1.21 Закона об НДС) бесплатная передача товаров (работ, услуг), в том числе при их ввозе (пересылке) на таможенную территорию Украины:
учреждениям науки, физкультуры и спорта, содержащимся за счет бюджетов;
учреждениям дошкольного, начального, среднего, профессионально-технического и высшего образования;
учреждениям здравоохранения и культуры;
религиозным и благотворительным организациям, зарегистрированным в установленном законодательством порядке.
Отметим, что только для первой из приведенных групп получателей благотворительной помощи обязательным условием является бюджетное финансирование; для остальных - источник финансирования и форма собственности значения не имеют.
Эта льгота не применяется, если объектом бесплатной передачи перечисленным группам получателей являются подакцизные товары (например, легковой автомобиль) или же ценные бумаги, нематериальные активы и товары (работы, услуги), "предназначенные для предпринимательской деятельности". Перечень таких товаров может быть достаточно объемистым и устанавливается КМУ.
Содержание и эксплуатация
Расходы на содержание и эксплуатацию непроизводственных фондов в общем случае в валовые затраты не включаются, поскольку с хозяйственной деятельностью они не связаны. В то же время в Законе о прибыли (п/п 5.4.9) сделано исключение для объектов социальной инфраструктуры, расходы по которым отнесены к затратам двойного назначения.
Начиная с 01.07.98 г. (Законом от 22.05.97 г. N 283/97-ВР, а затем от 18.11.97 г. N 639/97-ВР) существенно изменен перечень объектов социальной инфраструктуры, расходы по содержанию и эксплуатации которых включаются в валовые затраты. К таким объектам относятся: детские сады и ясли; учреждения среднего и среднего профессионально-технического образования и учреждения повышения квалификации работников; детские музыкальные и художественные школы, школы искусств; учреждения здравоохранения, пункты бесплатного медицинского обследования, профилактики и помощи работникам; спортивные залы и площадки, используемые бесплатно для физического оздоровления и психологического восстановления работников, клубы и дома культуры (кроме домов отдыха, туристических баз и других подобных учреждений); помещения, используемые для организации питания работников предприятия; многоквартирный жилой фонд включая общежития, одноквартирный жилой фонд в сельской местности и объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на балансе предприятия; детские лагеря отдыха.
По сравнению с действовавшим ранее перечнем (п.10 Правил применения Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий") из него исключены дома-интернаты для престарелых и инвалидов, конкретизирован перечень учреждений образования, объекты культуры представлены клубами и домами культуры, а любительского спорта - только спортивными залами и площадками.
Обязательным условием для отнесения расходов по содержанию и эксплуатации таких объектов на валовые затраты является нахождение их на балансе предприятия на момент вступления Закона в силу, т. е. на 01.07.97 г. Аналогичные расходы по объектам, приобретенным или введенным в эксплуатацию после вступления в силу Закона, в составе валовых затрат не предусмотрены, а значит, источник их финансирования - прибыль после налогообложения.
Обратите внимание на следующее. Расходы по содержанию и эксплуатации детских музыкальных, художественных школ, клубов и домов культуры включаются в состав валовых затрат по п/п 5.4.9 при условии, что они не предоставляют платных услуг и не занимаются другой коммерческой деятельностью,а по детским лагерям отдыха дополнительным условием является запрет на предоставление их в аренду. Если же такая деятельность осуществляется на платной основе, то есть относится к хозяйственной, эти расходы включаются в валовые затраты на основании п/п 5.2.1.
Что касается объектов жилого фонда и жилищно-коммунального хозяйства (включая общежития и служебное жилье), то расходы по их содержанию и эксплуатации могут быть включены в валовые затраты лишь в случае, если по ним есть решение о передаче на баланс местных советов.
По перечисленным видам расходов на содержание и эксплуатацию при условии их отнесения на валовые затраты налог на добавленную стоимость, уплаченный или начисленный на цену приобретаемых товаров, работ, услуг, включается в налоговый кредит. Если же перечисленные выше обязательные условия не соблюдены, НДС уплачивается за счет прибыли. Кроме того, в этом случае, а также по не перечисленным в п/п 5.4.9 объектам непроизводственной сферы не исключено обложение НДС на основании уже упоминавшегося выше п. 4.2 Закона "О налоге на добавленную стоимость". Базой налогообложения является фактическая цена операции, но не ниже обычных цен.
