ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА УКРАИНЫ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 19.03.98 г. N 02-5/98
( Разъяснение утратило силу в соответствии с Разъяснением Высшего хозяйственного суда
N 04-5/609 від 31.05.2002 )
О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров,
связанных с признанием недействительными решений органов
государственной налоговой службы и обратным взысканием
списанных ими в бесспорном порядке сумм
В связи с наличием расхождений в практике разрешения арбитражными судами споров о признании недействительными решений органов государственной налоговой службы и обратном взыскании списанных ими в бесспорном порядке сумм, поступлением связанных с этим запросов президиум Высшего арбитражного суда Украины считает необходимым дать следующие разъяснения. В соответствии с частью второй статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" на руководителей органов государственных налоговых служб и их заместителей возложено, в частности, решение вопросов, связанных с применением к предприятиям, учреждениям и организациям финансовых санкций и взысканием в бюджеты и государственные целевые фонды доначисленных по результатам проверок сумм налогов, других платежей, недоимок по налогам и платежам.
По смыслу абзаца шестого пункта 7 и пункта 8 статьи 11 названного Закона применение финансовых санкций и взыскание в бюджеты и государственные целевые фонды указанных сумм производится на основании соответствующего решения государственного налогового органа, которое принимается не позднее десяти дней со дня составления акта проверки. К тому же решение о применении и взыскании финансовых санкций должно соответствовать форме, установленной Инструкцией о порядке применения и взыскания финансовых санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции от 20.04.95 г. N 28 (с последующими изменениями и дополнениями).
Статьями 12 и 14 этого же Закона предусмотрена возможность отмены решений органов государственной налоговой службы и их обжалование в установленном законом порядке.
Таким образом, при разрешении споров, связанных с признанием недействительными решений органов государственной налоговой службы и обратным взысканием списанных ими в бесспорном порядке сумм, арбитражным судам в соответствии с требованиями названных выше актов законодательства следует исходить из того, что право руководителя или заместителя руководителя органа государственной налоговой службы на применение к предприятию, учреждению, организации финансовых санкций и взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам должно реализовываться в форме решения как управленческого акта указанного органа.
Что же касается списания средств со счета предприятия в погашение недоимки и взыскания финансовых санкций, то во всех случаях оно должно производиться на основании решения органа государственной налоговой службы, подписанного руководителем этого органа или его заместителем. Инкассовое поручение (распоряжение), оформленное в соответствии со статьей 6 Декрета Кабинета Министров Украины "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" не может считаться решением налогового органа поскольку является расчетным документом.