О командировочных расходах
С 01.07.97 г. вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05,97 г. N 283/97-ВР, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон N 283/97-ВР), который ввел ряд существенных изменений в налоговое законодательство и фактически разделил бухгалтерский учет на два вида: налоговый и бухгалтерский.
Принятые Законом N 283/97-ВР изменения в значительной степени коснулись и порядка отнесения командировочных расходов на затраты предприятия (на валовые расходы).
Следует заметить, что с принятием Закона N 283/97-ВР, действующего уже 8 месяцев, некоторые его положения, касающиеся командировочных расходов (за некоторым исключением), и по сегодняшний день остаются непонятными и требуют дополнительного разъяснения со стороны как законодательных, так и исполнительных органов. Одним из таких исключений явилось столь долгожданное постановление КМУ "О нормах возмещения затрат на командировки в пределах Украины и за границу" от 05.01.98 г. N 10 (далее - постановление КМУ N 10). Но даже принятие этого постановления не только не уменьшило "головную боль" относительно командировочных расходов, а только усилило ее. т.к. фактически оно отменило постановление КМУ от 01.06.94 N 344 и постановление КМУ от 20.03.95 N 182, на основании которых были разработаны:
1) Инструкция "О служебных командировках в пределах Украины и на территории стран - участниц СНГ", утв. приказом Минфина Украины N 80 от 15.05.95 г., с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция N 80).
2) Порядок возмещения расходов при краткосрочных командировках за границу (кроме стран - участниц СНГ), утв. постановлением КМУ N 344 от 01.06.94 г. (далее - Порядок N 344).
Данная Инструкция и Порядок до 01.07.97 г. определяли порядок и условия командирования работника, т.е. фактически "определяли условия игры". Сейчас получается, что "игра" фактически есть, а "правила", по которым необходимо играть, отсутствуют. Вот и приходится бедному бухгалтеру "ломать голову", как оформить или как провести по бухгалтерии очередную командировку своего сотрудника, и уповать на то, что Министерство финансов как можно быстрее разработает и утвердит Инструкцию "О порядке командировок за границу и в пределах Украины" для всех предприятий.
Пока же (в отсутствии Инструкции) при рассмотрении вопросов, связанных с командировками, мы будем руководствоваться Законом N 283/97, постановлением КМУ N 10, Порядком ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине в редакции от 13.10.97 г. N 334, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 04.11.97 г. N 530/2334 (далее - Порядок N 334 от 13.10.97 г.), а также напомним некоторые основные принципы (положения) Инструкции N 80 и Порядка N 344, которые, возможно, найдут свое отображение в новой Инструкции "О командировках".
Предприятия и индивидуальные предприниматели, имеющие расчетный счет в банке, обязаны сберегать свои денежные средства в учреждениях банков. Наличность может быть получена ими с собственных счетов в учреждении банка в пределах имеющихся на нем средств на цели, указанные в чеке, без предоставления обосновывающих документов и расчетов.
Выдача наличности из касс предприятия производится по расходным кассовым ордерам или по надлежащим образом оформленным платежным (расчетно-платежным) ведомостям. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем (директором) и главным бухгалтером предприятия или лицами, ими уполномоченными. К расходным ордерам могут быть приложены заявки на выдачу денежных средств, счета и т.д.
Выдача наличности в подотчет конкретному лицу проводится из касс предприятия при условии, если он отчитался по ранее выданным ему суммам (т.е. если это лицо не имеет задолженности перед предприятием).
Направляет работника в командировку руководитель предприятия или уполномоченное им лицо, с оформлением приказа по предприятию. В данном приказе указывается:
- пункт назначения:
- наименование предприятия, учреждения, куда командируют работника:
- срок командировки;
- цели командировки.
Командированному работнику выдается командировочное удостоверение, новая форма которого утверждена приказом ГНА Украины от 28.07.97 г. N 260, зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины от 14.08.97 под N 311/2115 (см. "Все о бухгалтерском учете" N 34 от 03.09.97 г.)
При направлении работника в командировку ему выдаются наличные денежные средства (аванс), об использовании которых работник предприятия должен отчитаться по возвращении.
Всоответствии с пп.5.4.8 п.5.4 Закона N 283/97-ВР в состав валовых расходов включаются расходы по командировкам физических лиц, находящихся в трудовых отношениях с предприятиями (налогоплательщиками) или являющихся членами его руководящих органов в пределах фактических расходов командированного лица, а именно;
- проезд (включая перевоз багажа);
- оформление заграничных паспортов, виз;
- оплату телефонных счетов;
- оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), при этом в счет на проживание могут быть включены расходы на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, ремонт и глажка одежды, обуви или белья);
- обязательное страхование и др. документально подтвержденные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командировки, включая любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.
Все расходы могут быть включены в состав валовых расходов налогоплательщика только при наличии подтверждающих документов, порядок составления, принятия и отображения в бухгалтерском учете которых регламентируется Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утв. приказом Минфина Украины от 24.05.95 N 88.
В состав расходов на командировку включаются не подтвержденные документально расходы на питание и финансирование других собственных нужд работника (физического лица) - суточные расходы, связанные с его командировкой, в размере норм, установленных Кабинетом Министров Украины за каждый день командировки, включая день отъезда и день приезда (см.табл. 1)
Таблица 1
Нормы суточных расходов для работников предприятий,
учреждений и организаций всех форм собственности
(кроме государственных служащих и работников бюджетных организаций)
(установлены постановлением КМУ N 10 от 05.01.98 г.)
+----------------------------------------------------------------+
¦Если в гостиничный ¦В пределах ¦Зарубежные ¦
¦счет включены расходы ¦Украины, грн. ¦командировки, грн.¦
¦на питание ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------------+------------------¦
¦1. Включено трехразовое ¦ ¦ ¦
¦ питание ¦ 1,00 ¦ 27 ¦
+-----------------------------+---------------+------------------¦
¦2. Включено двухразовое ¦ ¦ ¦
¦ питание ¦ 2,60 ¦ 43 ¦
+-----------------------------+---------------+------------------¦
¦3. Включено одноразовое ¦ ¦ ¦
¦ питание ¦ 4,40 ¦ 60 ¦
+-----------------------------+---------------+------------------¦
¦4. Расходы на питание не ¦ ¦ ¦
¦ включены ¦ 6,00 ¦ 76 ¦
+----------------------------------------------------------------+
В случае командировки в пределах Украины и стран, с которыми не установлен или упрощен пограничный контроль, сумма суточных определяется по отметкам командирующей и принимающей сторон в командировочном удостоверении.
При командировке в страны, с которыми установлен полный пограничный (таможенный) контроль, сумма суточных определяется по отметкам органов пограничного контроля в паспорте или заменяющем его документе. Если такие отметки отсутствуют, то суточные в состав валовых расходов не относятся.
Срок командировки определяется руководителем предприятия, однако он не может превышать:
- в пределах Украины - 30 календарных дней;
- за границу - 60 календарных дней.
Как было отмечено выше, за время нахождения в командировке работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения при предоставлении оправдательных документов в размере фактических расходов с учетом дополнительных услуг, предоставляемых в гостиницах. Однако следует отметить, что если такие документы отсутствуют, то возмещение должно производиться по нормам (как это было ранее), однако на сегодня такие нормы установлены только для государственных служащих и работников предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет средств бюджета (приложение N 1 к постановлению КМУ N 10). Что же касается предприятий других форм собственности, то для них такие нормы отсутствуют, поэтому в данных условиях можно порекомендовать применять старые нормы, при условии, что с принятием новых норм (с выходом Инструкции) необходимо будет произвести сторнировочные записи или же не включать эти затраты в валовые расходы. В связи с этим напоминаем, что до 01.07.97 г. данные расходы в соответствии с постановлением КМУ N 980 от 06.12.95 г. в сутки составляли:
- 2 грн. 60 коп. - в столице Украины, Республике Крым, областных центрах и в городе Севастополе;
- 1 грн. 80 коп. - в других городах и районных центрах,
- 0 грн. 95 коп. - в остальных населенных пунктах.
Сводная таблица норм возмещения расходов по служебным командировкам, действовавших до 01.07.97 г.
Обращаем ваше внимание на еще одно ограничение, касающееся включения затрат на командировки в валовые расходы. Это ограничение заключается в том. что затраты на служебные командировки работника предприятия включаются в валовые расходы только при наличии документов, подтверждающих связь такой командировки с основной деятельностью предприятия (налогоплательщика). К таким документам относятся:
- приглашение принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью налогоплательщика;
- заключенный договор (контракт);
- документ, удостоверяющий участие командированного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, которые проводятся по тематике, совпадающей с основной деятельностью налогоплательщика;
- другие документы, которые устанавливают или удостоверяют желание установить гражданско-правовые отношения.
Во избежание недоразумений с налоговыми органами напомним, какие расходы, произведенные з командировках, нельзя включать в состав соответствующих расходов (например, в расходы на питание) и, следовательно, валовых расходов:
- стоимость алкогольных напитков и табачных изделий;
- суммы "чаевых", за исключением случаев, когда суммы таких "чаевых" включаются в счет согласно законам страны пребывания;
- плата за зрелищные мероприятия;
- наличность, потраченная на нужды, не связанные с ведением хозяйственной деятельности (п.5.3.1, п.5.4.4 Закона):
а) приобретение лотерей, участие в азартных играх;
б) финансирование личных потребностей физического лица;
в) организация и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров, или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях;
-наличность, потраченная на расходы, связанные с (п.5.4.4 Закона) проведением предпродажных и рекламных мер относительно товаров (работ, услуг), продаваемых (предоставляемых) таким налогоплательщиком;
- наличность, потраченная на цели, связанные с возмещением личных расходов физического лица, которое находится в командировке.
За время командировки работника за ним сохраняется место работы (должность) и средний заработок (должностной оклад) с учетом доплат (если это предусмотрено законодательством). До 01.07.97 по решению руководителя предприятия разрешалось в отдельных случаях производить доплаты к суточным сверх установленных норм. В свою очередь данные выплаты считались дополнительным доходом командированного работника с удержанием подоходного налога и одного процента в Пенсионный фонд. На сегодняшний день Закон N 283/97-ВР умалчивает не только о возможности таких доплат, но и об их размерах.
При возвращении из командировки работник предприятия в установленные сроки (раньше это было 3 дня, на сегодня эта норма не установлена) должен отчитаться об израсходованных суммах и предоставить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет по установленной форме, к которому прилагается: командировочное удостоверение, с отметками о прибытии и выбытии, проездные документы, документы о проживании (о найме жилья), а также другие первичные документы, подтверждающие командировочные расходы (квитанции, чеки, счета и т.д.). В соответствии с приказом "Укрзалізниці" от 09.07.92 г. N 11/191 с 20.07.94 г. пассажиры во всех поездах железных дорог Украины обеспечиваются квитанцией с указанием стоимости за пользование постельными принадлежностями.
Особая роль при оформлении операций, связанных с командировками, отводится авансовому отчету.
Авансовый отчет - это документ, подтверждающий расходы работника. В нем указывают дату его составления, номер, название организации, назначение полученного аванса (в данном случае на командировку), размер полученных и использованных сумм, перечень приложенных первичных документов, бухгалтерские проводки. Авансовый отчет заверяется подписью подотчетного лица. Отметки в командировочном удостоверении о прибытии и выбытии командированного работника фактически свидетельствуют о его времени пребывания в командировке.
После того как авансовый отчет составлен, производят несложный расчет для определения разницы между полученной суммой аванса и фактическим ее использованием. Если получился перерасход, т.е. работник использовал больше денежных средств, чем ему выдали, то эта разница должна быть возмещена работнику при условии, если эта сумма превышения использована на цели, предусмотренные в командировочном удостоверении, а при отнесении на валовые расходы еще и удовлетворять требованиям Закона N 283/97-ВР.
В случае, если работник израсходовал сумму, меньшую по сравнению с полученной, то согласно п.7 Порядка N 334 от 13.10.97 г. наличность, выданная в подотчет на командировку, но не израсходованная, должна быть возвращена в кассу предприятия не позднее 3 рабочих дней после окончания командировки. Из этого можно сделать вывод, что авансовый отчет должен быть сдан не позднее 3-го рабочего дня.
Примечание 1. Согласно п.4 постановления КМУ N 10 остаток денежных средств, сверх суммы, указанной в авансовом отчете, подлежит возвращению работником в кассу предприятия, учреждения и организации в денежной единице, в которой был выдан аванс, но не позднее 10 рабочих дней после возвращения из командировки. Что это?! Опять нестыковка нормативных актов? Хотелось бы верить, что это не так. И в ближайшее время эта нестыковка, с выходом Инструкции, будет снята с повестки дня. Пока же на практике, на наш взгляд, предпочтительнее применять Порядок N 334 от 13.10.97 г., так как штрафы по данному виду нарушения достаточно серьезны (см. ниже), хоть постановление КМУ N 10 явно в этой ситуации весомее.
Наличность, выданная в подотчет, но не израсходованная и не возвращенная в кассу предприятия на протяжении 10 рабочих дней со дня выдачи в подотчет (по командировкам - на протяжении 3 рабочих дней после окончания командировки), начиная со следующего дня после окончания указанных сроков включается в сумму фактического остатка наличности в кассе на конец дня, со всеми вытекающими последствиями, при условии, если это привело к завышению лимита кассы.
Для справки. Согласно п.1 Указа Президента Украины "О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличности" от 12.06.95 N 436/95, с изменениями и дополнениями, за превышение установленных лимитов остатка наличных денег в кассе к предприятию применяются финансовые санкции в двукратном размере сумм сверхлимитной наличности. Учитывая эту очень жестокую санкцию по отношению к хозяйствующему субъекту, своевременный отчет и возврат не использованных средств в кассу могут избавить вас и ваши предприятия от многих неприятностей.
В бухгалтерском учете хозяйственные операции, связанные с командировочными расходами, отражаются на синтетическом, активно-пассивном счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (напоминаем, что остатки (сальдо) по данному счету могут быть как по дебету, так и по кредиту).
По дебету данного счета отражают суммы, выданные в подотчет (на хознужды, на командировку), а также возмещение перерасхода:
Дт 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
Кт 50 "Касса" - выданы деньги в подотчет.
По кредиту - суммы, подлежащие списанию согласно авансовым отчетам, а также удержанные из зарплаты, внесенные в кассу;
+---------------------------------------------------------------+
¦Дт 20 "Основное производство" ¦ ¦
¦Дт 44 "Издержки обращения" ¦ ¦
¦Дт 81 "Использование прибыли" ¦ Кт 71 "Расчеты с ¦
¦Дт 50 "Касса" ¦ подотчетными лицами" ¦
¦Дт 70 "Расчеты по оплате труда" ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------+
Регистром бухгалтерского учета для счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" является журнал-ордер N 7 (далее - ж/о N 7). Записи в ж/о N 7 ведутся строго по каждому подотчетному лицу с обязательным отражением остатков на начало и конец месяца, сумм, выданных в подотчет и сумм, списанных по авансовому отчету.
Основными первичными документами для заполнения ж/о N 7 являются:
- приходные, расходные кассовые ордера;
- авансовые отчеты с приложением всех необходимых для заполнения авансового отчета первичных документов (проездные билеты, квитанции, счета, чеки и т.д.).
После того как закончился месяц, согласно данным, нашедшим отражение в ж/о N 7, заполняется Главная книга и выводятся остатки на конец месяца. Главная книга является учетным регистром и служит в основном для собственного контроля бухгалтера. После того как определены остатки в Главной книге по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" их можно сверить с аналитическими данными, отраженными в ж/о N 7.
Помимо бухгалтерского учета, все расходы (в том числе и командировочные) должны найти свое отражение и в налоговом учете, как того требует Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий". Для этого необходимо ил завести дополнительные бухгалтерские счета 18 "Валовые расходы" и 48 "Валовые доходы", или применить для эти целей две книги: одна - для отражения валовых расходов, другая - для отражения валовых доходов.
Бухгалтерский и налоговый учет, связанный с командировочными расходами, рассмотрим на условном числовом при мере и представим в табличной форме (см. табл. 2).
В заключение хочется сказать, что в этом материале мы в основном коснулись командировочных расходов, осуществляемых на территории Украины, что же касается валютных командировок, то о них пойдет речь в следующих номерах с изложением многих специфических особенностей, свойственных этой очень сложной области бухгалтерского учета, особенно сегодня.
Таблица 2
Бухгалтерские проводки
по счету 71 " Расчеты с подотчетными лицами"
в разрезе командировок
+---------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Содержание операции ¦Корреспонденция¦Сумма, грн.¦Налоговый учет¦
¦п/п¦ ¦ счетов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +---------------¦ +--------------¦
¦ ¦ ¦дебет ¦ кредит ¦ ¦доходы¦расходы¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ I. Стандартный вариант (НДС отсутствует) ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦Выданы денежные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(аванс) на командировку ¦ 71 ¦ 50 ¦ 360 ¦ - ¦ 360 ¦
+---+----------------------------+------+--------+-----------+------+-------¦
¦ 2 ¦Списаны командировочные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расходы согласно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставленному авансовому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отчету ¦20, 44¦ 71 ¦ 280 ¦ - ¦"-80"* ¦
+---+----------------------------+------+--------+-----------+------+-------¦
¦ 3 ¦Возврат неизрасходованных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦денежных средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в кассу ¦ 50 ¦ 71 ¦ 80 ¦ - ¦ - ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ * корректировка валовых расходов на сумму, не включаемую в состав валовых¦
¦расходов (метод - сторно) ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ II. Рассмотрим вариант, когда часть командировочных расходов ¦
¦ списывается за счет прибыли ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦Выданы денежные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(аванс) на командировку ¦ 71 ¦ 50 ¦ 360 ¦ - ¦ 360 ¦
+---+----------------------------+------+--------+-----------+------+-------¦
¦ 2 ¦Списаны командировочные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расходы согласно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставленному авансовому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отчету ¦20, 44¦ 71 ¦ 250 ¦ - ¦"-80" ¦
+---+----------------------------+------+--------+-----------+------+-------¦
¦ 3 ¦Списаны командировочные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расходы за счет прибыли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия, и не включаемые¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в валовые расходы ¦ 81 ¦ 71 ¦ 30 ¦ - ¦"-30" ¦
+---+----------------------------+------+--------+-----------+------+-------¦
¦ 4 ¦Возврат неизрасходованных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦денежных средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в кассу ¦ 50 ¦ 71 ¦ 80 ¦ - ¦ - ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ III. Рассмотрим вариант, когда в первичных документах, ¦
¦ предоставленных подотчетным лицом, указан НДС ¦
¦ (например: счет за гостиницу и др. документы, ¦
¦ включаемые в валовые расходы, при наличии налоговой ¦
¦ накладной, см. Примечание 2) ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦Выданы денежные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(аванс) на командировку ¦ 71 ¦ 50 ¦ 360 ¦ - ¦300 ** ¦
+---+----------------------------+------+--------+-----------+------+-------¦
¦ 2 ¦Списаны командировочные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расходы согласно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставленному авансовому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отчету ¦20, 44¦ 71 ¦ 300 ¦ - ¦ - ¦
+---+----------------------------+------+--------+-----------+------+-------¦
¦ 3 ¦Сумма НДС, включенная в счет¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на проживание и др. услуги и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уплаченная командированным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работником ¦ 68 ¦ 71 ¦ 60 ¦ - ¦ - ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦** в данном варианте сумма НДС определяется на основании примерного¦
¦несложного расчета ( с последующей корректировкой согласно дат проведения¦
¦соответствующей операции) и снимается, т. к. согласно Закону "О прибыли" ¦
¦НДС в валовые расходы не включается. ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ IV. Рассмотрим вариант, когда работник предприятия ¦
¦ израсходовал денежные средств в командировке больше, ¦
¦ чем ему было выдано из кассы (авансовый отчета прилагается) ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1 ¦Выданы денежные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(аванс) на командировку ¦ 71 ¦ 50 ¦ 360 ¦ - ¦300 ** ¦
+---+----------------------------+------+--------+-----------+------+-------¦
¦ 2 ¦Списаны командировочные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расходы согласно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставленному авансовому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отчету ¦20, 44¦ 71 ¦ 400 ¦ - ¦ 100 ¦
+---+----------------------------+------+--------+-----------+------+-------¦
¦ 3 ¦Возмещение перерасхода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦командировочных работнику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия ¦ 71 ¦ 50 ¦ 120 ¦ - ¦ - ¦
+---+----------------------------+------+--------+-----------+------+-------¦
¦ 4 ¦Сумма НДС, указанная в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦первичных документах за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуги включенные в валовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расходы, и уплаченная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦командированным работником ¦ 68 ¦ 71 ¦ 80 ¦ - ¦ - ¦
+---------------------------------------------------------------------------+
Примечание 2. Согласно пп.7.2.6 п.7.2 ст.7 Закона Украины "О НДС" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР, с изменениями и дополнениями, налоговая накладная не выписывается, если объем разовой продажи товаров (работ, услуг) не более 20 грн., в случае продажи транспортных билетов и при выписке гостиничных счетов. При этом основанием для увеличения суммы налогового кредита является товарный чек (другой расчетный или платежный документ).
