ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ
ЗАКОН
(Закон утратил силу на основании Закона
Верховной Рады Украины
N 2398-VI от 01.07.2010)
Об органах регистрации актов гражданского состояния
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы деятельности органов регистрации актов гражданского состояния.
Раздел 1
Общие положения
Статья 1. Акты гражданского состояния
Акты гражданского состояния - это удостоверенные государством факты рождения, смерти, бракосочетания, расторжения брака, установления отцовства, перемены фамилии, имени, отчества. Они являются юридическими фактами, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение соответствующих прав и обязанностей.
Акты гражданского состояния подлежат обязательной регистрации в органах регистрации актов гражданского состояния.
Статья 2. Система органов регистрации актов гражданского состояния
Систему органов регистрации актов гражданского состояния составляют отделы регистрации актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым, управлений юстиции областных, Киевской и Севастопольской городских, районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, а также отделы регистрации актов гражданского состояния исполнительных комитетов городских (городов областного подчинения) и районных в городах Советов народных депутатов, а в сельской местности исполнительные комитеты сельских и поселковых Советов народных депутатов.
Статья 3. Правовая основа деятельности органов регистрации
актов гражданского состояния
Правовую основу деятельности органов регистрации актов гражданского состояния определяют Конституция Украины, настоящий Закон и иные акты законодательства Украины.
Статья 4. Принципы деятельности органов регистрации
актов гражданского состояния
Деятельность органов регистрации актов гражданского состояния основывается на принципах соблюдения законности, защиты прав и законных интересов граждан и государства, соблюдения тайны регистрации актов граждан "кого состояния, своевременного и надлежащего документального оформления произведенной регистрации.
Статья 5. Задачи органов регистрации актов гражданского состояния
Задачами органов регистрации актов гражданского состояния являются:
обеспечение полной, своевременной и правильной регистрации актов гражданского состояния;
внесение в актовые записи необходимых изменений, дополнений и исправлений;
восстановление утраченных и аннулирование повторно составленных актовых записей;
выдача гражданам свидетельств о регистрации;
сохранение архивного фонда.
Статья 6. Руководство отделами регистрации
актов гражданского состояния
Руководство отделами регистрации актов гражданского состояния осуществляют Министерство юстиции Украины, Министерство юстиции Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, районные государственные администрации, исполнительные комитеты городских (городов областного подчинения) и районных в городах Советов народных депутатов.
Статья 7. Получение документов и сведений, необходимых для
регистрации актов гражданского состояния
Органы регистрации актов гражданского состояния имеют право получать от местных органов государственной исполнительной власти, исполнительных комитетов городских (городов областного подчинения), сельских и поселковых Советов народных депутатов, предприятий, учреждений и организаций необходимые документы и сведения, связанные с регистрацией актов гражданского состояния.
Статья 8. Отказ в регистрации актов гражданского состояния
В регистрации акта гражданского состояния может быть отказано, если:
регистрация противоречит закону;
регистрация должна производиться в другом органе регистрации актов гражданского состояния;
с просьбой о регистрации обратилось недееспособное лицо или представитель, не имеющий на это необходимых полномочий.
Статья 9. Обжалование действий органа регистрации актов
гражданского состояния
Содержание актов гражданского состояния, а также отказ в регистрации актов гражданского состояния, в том числе в перемене фамилии, имени и отчества, внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния, их восстановлении и аннулировании, могут быть обжалованы в вышестоящий орган и в суд.
Статья 10. Требования к работникам отделов регистрации актов
гражданского состояния
Руководителем и специалистом отдела регистрации актов гражданского состояния может быть назначен гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование и рекомендованный квалификационной комиссией для работы в органах регистрации актов гражданского состояния.
Статья 11. Ограничение в деятельности работников органов
регистрации актов гражданского состояния
Работники органов регистрации актов гражданского состояния не имеют права регистрировать акты гражданского состояния в отношении себя, другого супруга, своих детей и родственников.
Руководитель и специалисты отделов регистрации актов гражданского состояния не могут состоять в штате других государственных или частных и коллективных предприятий и объединений граждан, а также непосредственно заниматься предпринимательской, посреднической и иной деятельностью, кроме преподавательской и научной в свободное от работы время.
Статья 12. Квалификационные комиссии
Для определения уровня профессиональной подготовки лиц, имеющих намерение работать в отделах регистрации актов гражданского состояния на должностях руководителя и специалистов, в Министерстве юстиции Республики Крым, управлениях юстиции областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций образуется квалификационная комиссия, Положение о которой утверждается Министерством юстиции Украины.
Статья 13. Статус отдела регистрации актов гражданского состояния
Отдел регистрации актов гражданского состояния является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием.
Статья 14. Средства на содержание и штатное расписание отделов
регистрации актов гражданского состояния
Отделы регистрации актов гражданского состояния содержатся за счет соответственно государственного или местного бюджета.
Штатное расписание государственных отделов регистрации актов гражданского состояния утверждается Министерством юстиции Республики Крым, управлениями юстиции областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в пределах установленного фонда оплаты труда. Штатное расписание отделов регистрации актов гражданского состояния исполнительных комитетов городских (городов областного подчинения) и районных в городах Советов народных депутатов утверждается соответствующими Советами.
Статья 15. Делопроизводство и отчетность в органах регистрации
актов гражданского состояния
Порядок ведения делопроизводства в органах регистрации актов гражданского состояния устанавливается Министерством юстиции Украины по согласованию с Главным архивным управлением при Кабинете Министров Украины.
Органы регистрации актов гражданского состояния ведут статистическую отчетность, установленную Министерством статистики Украины и Министерством юстиции Украины.
Статья 16. Язык делопроизводства в органах регистрации
актов гражданского состояния
Делопроизводство в органах регистрации актов гражданского состояния ведется на языке, определенном законодательством Украины о языках.
Статья 17. Оплата регистрации актов гражданского состояния
За регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу гражданам повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния взимается государственная пошлина в размерах, установленных действующим законодательством.
За оказание работниками органов регистрации актов гражданского состояния дополнительных услуг правового и технического характера, не предусмотренных настоящим Законом, взимается отдельная плата в размерах, устанавливаемых Министерством юстиции Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.
Раздел II
Регистрация актов гражданского состояния
Статья 18. Органы и должностные лица, производящие
регистрацию актов гражданского состояния
Отделы регистрации актов гражданского состояния производят регистрацию рождения, смерти, брака, расторжения брака, установления отцовства, перемены фамилии, имени и отчества, принимают и рассматривают заявления граждан о внесении изменений, дополнений, исправлений, восстановлении, а также аннулировании восстановленных или повторно составленных записей актов гражданского состояния.
В населенных пунктах, где нет отделов регистрации актов гражданского состояния, регистрация рождения, смерти, брака и установления отцовства производится должностными лицами исполнительных комитетов сельских и поселковых Советов народных депутатов, которых определяет председатель Совета.
Регистрация актов гражданского состояния граждан Украины, проживающих за границей, производится консульскими учреждениями, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - дипломатическими представительствами Украины.
Консульские учреждения и дипломатические представительства принимают и рассматривают заявления граждан Украины, проживающих за границей, о внесении изменений, дополнений, исправлений, восстановлении, а также аннулировании восстановленных или повторно составленных записей актов гражданского состояния.
Статья 19. Порядок регистрации актов гражданского состояния
Регистрация рождения, смерти, брака, расторжения брака, установления отцовства, перемены фамилии, имени и отчества производится органами регистрации актов гражданского состояния в книгах специального образца, являющихся единственными доказательствами удостоверенных в них фактов. Образцы книг регистрации актов гражданского состояния утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Порядок регистрации актов гражданского состояния устанавливается настоящим Законом и Правилами, утверждаемыми Министерством юстиции Украины.
Порядок регистрации актов гражданского состояния дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями определяется Консульским уставом и Инструкцией о регистрации актов гражданского состояния, утверждаемой Министерством юстиции Украины по согласованию с Министерством иностранных дел Украины.
Статья 20. Документы, представляемые при регистрации актов
гражданского состояния
При регистрации актов гражданского состояния представляются документы, которые подтверждают факты, подлежащие регистрации, а также документы, удостоверяющие личность заявителя. Перечень этих документов определяется правилами регистрации соответствующих актов гражданского состояния.
Раздел III
Бланки свидетельств о регистрации актов
гражданского состояния. Выдача повторных свидетельств
Статья 21. Свидетельства о регистрации актов гражданского состояния
О каждом факте регистрации акта гражданского состояния органами регистрации актов гражданского состояния выдаются соответствующие свидетельства о рождении, смерти, браке, расторжении брака, установлении отцовства, перемене фамилии, имени и отчества на бланках строгой отчетности, изготовленных по единым образцам.
Обеспечение бланками свидетельств о регистрации актов гражданского состояния производится Министерством юстиции Украины.
Порядок учета, хранения и отчетности об использовании бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния устанавливается Министерством юстиции Украины.
Статья 22. Выдача повторных свидетельств
Повторное свидетельство выдается отделами регистрации актов гражданского состояния исполнительных комитетов городских (городов областного подчинения), районных в городах Советов народных депутатов, отделами регистрации актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым, управлений юстиции областных, Киевской и Севастопольской городских, районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, а также консульскими учреждениями и дипломатическими представительствами Украины на основании заявления гражданина, в отношении которого составлена запись.
Повторное свидетельство о рождении может быть выдано также родителям, опекуну, попечителю, представителю детского (учебного) учреждения, в котором находится ребенок, и органу опеки и попечительства.
Повторное свидетельство о смерти выдается другому супругу и близким родственникам умершего на основании их заявления.
Раздел IV
Архивы органов регистрации актов
гражданского состояния
Статья 23. Хранение книг регистрации актов гражданского
состояния и метрических книг
Книги регистрации актов гражданского состояния составляются в двух экземплярах.
Первые экземпляры книг регистрации актов гражданского состояния, составленные на территории данного района (города), а также метрические книги, составленные до образования органов записи актов гражданского состояния, хранятся в архиве отдела регистрации актов гражданского состояния по месту их составления.
Вторые экземпляры книг регистрации актов гражданского состояния и метрические книги, составленные на территории области (города), хранятся в архивах отделов регистрации актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым, управлений юстиции областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.
Порядок, условия и сроки хранения книг регистрации актов гражданского состояния и метрических книг в органах регистрации актов гражданского состояния, а также порядок передачи книг в государственный архив устанавливаются Министерством юстиции Украины по согласованию с Главным архивным управлением при Кабинете Министров Украины.
Статья 24. Хранение записей актов гражданского состояния,
составленных в консульских учреждениях и
дипломатических представительствах Украины
Первые экземпляры записей актов гражданского состояния, составленные в консульских учреждениях и дипломатических представительствах Украины за границей, передаются на хранение в отдел регистрации актов гражданского состояния управления юстиции Киевской городской, а вторые экземпляры - в отдел регистрации актов гражданского состояния управления юстиции Киевской областной государственной администрации.
Президент Украины Л. КРАВЧУК
г. Киев, 24 декабря 1993 года
N 3807-XII