ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ
ЗАКОН
Об общих началах создания и функционирования
специальных (свободных) экономических зон
Настоящий Закон определяет порядок создания и ликвидации, механизм функционирования специальных (свободных) экономических зон на территории Украины, общие правовые и экономические основы их статуса, а также общие правила регулирования отношений субъектов экономической деятельности этих зон с местными Советами народных депутатов, органами государственной исполнительной власти и другими органами.
I. Общие положения
Статья 1. Определение и цель создания специальной (свободной)
экономической зоны
Специальная (свободная) экономическая зона представляет собой часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности, порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны вводятся льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц.
Целью создания специальных (свободных) экономических зон является привлечение иностранных инвестиций и содействие им, активизация совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции н услуг, привлечения и внедрения новых технологий, рыночных методов хозяйствования, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования природных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины.
Статья 2. Статус, срок и территория специальной (свободной)
экономической зоны
Статус и территория специальной (свободной) экономической зоны, а также срок, на который она создается, определяются Верховным Советом Украины путем принятия отдельного закона для каждой специальной (свободной) экономической зоны.
Статья 3. Типы специальных (свободных) экономических зон
На территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны различных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристскорекреационные, страховые, банковские и т. п. Отдельные зоны могут сочетать в себе функции, свойственные различным типам специальных (свободных) экономических зон, указанных в настоящей статье.
Статья 4. Законодательство, действующее на территории
специальной (свободной) экономической зоны
На территории специальной (свободной) экономической зоны действует законодательство Украины с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом или законом о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны. Закон о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны не может противоречить настоящему Закону.
II. Создание специальной (свободной) экономической зоны
Статья 5. Порядок создания специальной (свободной)
экономической зоны
Специальные (свободные) экономические зоны создаются Верховным Советом Украины по инициативе Президента Украины, Кабинета Министров Украины или местных Советов народных депутатов Украины и местной государственной администрации.
В случае создания специальной (свободной) экономической зоны по инициативе Президента Украины или Кабинета Министров Украины соответствующее решение может быть принято лишь после получения письменного согласия соответствующего местного Совета народных депутатов Украины и местной государственной администрации, на территории которого предусматривается расположить специальную (свободную) экономическую зону.
В случае когда инициатива в создании специальной (свободной) экономической зоны принадлежит местным Советам народных депутатов и местным государственным администрациям, они представляют соответствующее предложение Кабинету Министров Украины.
Кабинет Министров Украины должен рассмотреть предложение о создании специальной (свободной) экономической зоны в шестидесятидневный срок со дня его поступления и представить заключение по этому вопросу в Верховный Совет Украины.
Предложения об изменении статуса и территории специальной (свободной) экономической зоны представляются в порядке, предусмотренном настоящим Законом для создания специальной (свободной) экономической зоны.
Общие начала создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон в Республике Крым определяются согласно Закону Украины "О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым".
Статья 6. Документы о создании специальной (свободной)
экономической зоны
Документы о создании специальной (свободной) экономической зоны должны содержать:
а) решение местного Совета и местной государственной администрации с ходатайством о создании специальной (свободной) экономической зоны (в случае создания специальной (свободной) экономической зоны по их инициативе) или письменное согласие соответствующих местных Советов народных депутатов и местных государственных администраций, на территории которых должна быть расположена специальная (свободная) экономическая зона (в случае создания специальной (свободной) экономической зоны по инициативе Президента Украины или Кабинета Министров Украины);
б) проект положения о ее статусе и системе управления, официальное название специальной (свободной) экономической зоны:
в) точное описание границ специальной (свободной) экономической зоны и карту ее территории;
г) технико-экономическое обоснование целесообразности создания и функционирования специальной (свободной) экономической зоны согласно статье 7 настоящего Закона;
д) проект закона о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны.
Другие документы требоваться не могут.
Статья 7. Технико-экономическое обоснование целесообразности
создания и функционирования специальной
(свободной) экономической зоны
Технико-экономическое обоснование целесообразности создания специальной (свободной) экономической зоны должно включать:
цель, функциональное назначение и отраслевую направленность ее деятельности;
этапы развития с указанием времени их осуществления;
степень развития производственной и социальной инфраструктуры, инфраструктуры предпринимательства и возможности их развития в будущем;
исходный уровень развития экономического, научного и иного потенциала с учетом специфических условий ее создания;
уровень обеспеченности квалифицированными кадрами;
объемы, источники и формы финансирования на каждом этапе ее создания и развития;
обоснование режима ценообразования, налогообложения, таможенного регулирования, валютно-финансового и кредитного механизма.
III. Управление специальной (свободной)
экономической зоной
Статья 8. Основные принципы управления специальной
(свободной) экономической зоной
Структура, функции и полномочия органов управления специальной (свободной) экономической зоны определяются в зависимости от ее типа, размеров, количества работников и/или жителей на территории специальной (свободной) экономической зоны.
Местные Советы народных депутатов и местные государственные администрации осуществляют свои полномочия на территории специальной (свободной) экономической зоны с учетом специфики ее статуса, определенной законом о ее создании.
Статья 9. Органы управления и государственного регулирования
деятельности специальной (свободной) экономической
зоны
Органами управления специальных (свободных) экономических зон независимо от их типа являются:
а) местные Советы народных депутатов и местные государственные администрации в пределах своих полномочий;
б) орган хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны, создаваемый при участии субъектов экономической деятельности Украины и иностранных субъектов такой деятельности. Функции этого органа могут быть возложены на одного из субъектов экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны.
Государственное регулирование деятельности специальной (свободной) экономической зоны осуществляют органы государственной исполнительной власти Украины, в компетенцию которых входит контроль за соблюдением требований законодательства Украины на территории, где создана специальная (свободная) экономическая зона.
Судебные, арбитражные и другие правоохранительные органы, а также органы контроля за соблюдением экологических, санитарных и иных норм руководствуются при осуществлении своих функций действующим законодательством Украины, за исключениями, предусмотренными законодательным актом о конкретной специальной (свободной) экономической зоне.
Орган хозяйственного развития и управления и субъекты экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны самостоятельны в осуществлении своей деятельности по отношению к органам государственного управления Украины, за исключениями, предусмотренными законодательными актами Украины.
Органы государственного управления Украины не несут ответственности за действия органа хозяйственного развития и управления и субъектов экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны, если иное не предусмотрено законодательным актом о создании специальной (свободной) экономической зоны или договором между ними. Орган хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны и указанные субъекты не несут ответственности за действия органов государственного управления Украины.
Органы хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны не несут ответственности за действия местных Советов народных депутатов и местных государственных администраций. Местные Советы народных депутатов и местные государственные администрации не несут ответственности за действия органа хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны и субъектов экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны, если иное не предусмотрено законом о создании специальной (свободной) экономической зоны или договором между ними.
Статья 10. Функции и полномочия местных Советов народных
депутатов и местной государственной администрации
по управлению специальными (свободными)
экономическими зонами
Местные Советы народных депутатов и местные государственные администрации, на территории которых расположена специальная (свободная) экономическая зона, осуществляют свои полномочия на территории зоны в полном объеме, если законодательными актами о создании специальных (свободных) экономических зон не предусмотрено иное. Кроме того, к сфере полномочий местных Советов народных депутатов и местной государственной администрации относится:
внесение предложений об изменениях в статусе специальной (свободной) экономической зоны в порядке, установленном действующим законодательством;
решение совместно с органами государственной исполнительной власти, субъектами экономической деятельности и профсоюзными организациями специальной (свободной) экономической зоны вопросов, связанных со спецификой правового и финансового обеспечения, социальной защиты граждан Украины, проживающих на территории указанной зоны.
К сфере полномочий местных Советов народных депутатов и местных государственных администраций также относится заключение с органом хозяйственного развития специальной (свободной) экономической зоны генерального соглашения о передаче в ее пользование земельных участков, объектов инфраструктуры, расположенных на этой территории, и природных ресурсов.
Местные Советы народных депутатов и местные государственные администрации, на территории которых расположена специальная (свободная) экономическая зона, могут иметь своих представителей в руководстве органа хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны.
Статья 11. Функции и полномочия органа хозяйственного развития
и управления специальной (свободной) экономической зоны
Функции и полномочия органа хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны определяются законом о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны.
Орган хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны обеспечивает общие условия ее функционирования. К исключительной компетенции органа хозяйственного развития в пределах функционирования специальной (свободной) экономической зоны относится:
определение перспективных направлений развития специальной (свободной) экономической зоны;
эксплуатация и строительство сетей транспорта, связи, энергоснабжения и других объектов производственной инфраструктуры, используемых для общих нужд;
развитие сети коммуникационных связей с партнерами за пределами специальной (свободной) экономической зоны;
организация международных торгов с целью размещения на территории специальной (свободной) экономической зоны новых производств;
обустройство и предоставление субъектам хозяйственной деятельности специальной (свободной) экономической зоны в пользование земельных участков, объектов инфраструктуры и передача им в пользование природных ресурсов;
выдача разрешений (лицензий) субъектам хозяйственной деятельности специальной (свободной) экономической зоны на строительство новых хозяйственных объектов, регистрация субъектов экономической деятельности и инвестиций, осуществляемых в специальной (свободной) экономической зоне.
Исполнительным директором органа хозяйственного развития специальной (свободной) экономической зоны может быть как гражданин Украины, так и гражданин другой страны, работающий по срочному контракту.
IV. Таможенные, налоговые и валютно-финансовые
условия функционирования специальной (свободной)
экономической зоны
Статья 12. Принципы таможенного, налогового и валютно-финансового
регулирования в специальной (свободной) экономической зоне
В специальных (свободных) экономических зонах создаются благоприятные таможенные условия и режим таможенного налогообложения: льготные режим и уровень налогообложения, специфические валютно-финансовые условия, банковско-кредитная система, система кредитования и страхования, условия отдельных видов платежей и система государственного инвестирования.
V. Система государственных гарантий инвесторам
Статья 13. Государственные гарантии инвесторам
На все объекты и субъекты экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях. Государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельности специальной (свободной) экономической зоны право на вывоз прибылей и капитала, инвестируемого в специальную (свободную) экономическую зону, за пределы специальной.(свободной) экономической зоны и Украины.
VI. Регулирование экономических отношений с субъектами
за пределами зоны и органами государственной
исполнительной власти Украины
Статья 14. Материально-техническое обеспечение и реализация
продукции
Субъекты экономической деятельности, действующие на территории специальной (свободной) экономической зоны, осуществляют материальнотехническое снабжение и реализацию продукции, а также получают и оказывают услуги в формах и на условиях, которые они определяют самостоятельно на основе договоров со своими контрагентами.
Органы государственной исполнительной власти не имеют права применять в отношениях с указанными субъектами обязательный государственный заказ.
Субъекты экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны имеют право участвовать в конкурсах на государственные заказы, объявляемых государственными учреждениями Украины.
VII. Порядок деятельности юридических лиц и граждан
Статья 15. Свобода экономической деятельности в специальной
(свободной) экономической зоне
На территории специальной (свободной) экономической зоны имеют право функционировать любые субъекты экономической деятельности согласно законодательству Украины и закону о создании этой зоны.
Субъекты экономической деятельности, указанные в части первой настоящей статьи, имеют право самостоятельно выбирать виды, формы и методы своей деятельности на территории специальной (свободной) экономической зоны, не противоречащие настоящему Закону, закону о создании этой зоны и законодательству Украины.
На территории специальной (свободной) экономической зоны не разрешается деятельность, противоречащая международным соглашениям, участником которых является Украина.
Статья 16. Временное прекращение экономической деятельности
в специальной (свободной) экономической зоне
Временное прекращение экономической деятельности возможно в случае нарушения закона о создании специальной (свободной) экономической зоны, настоящего Закона в соответствии с решением судебных или арбитражных органов Украины, действующих на территории специальной (свободной) экономической зоны.
VIII. Трудовые ресурсы и социальная защита трудящихся
Статья 17. Трудовые ресурсы специальной (свободной)
экономической зоны
Обеспечение специальной (свободной) экономической зоны работниками осуществляется работодателями на контрактной основе с обязательной информацией органа хозяйственного развития специальной (свободной) экономической зоны о привлечении трудовых ресурсов.
Статья 18. Заработная плата в специальной (свободной)
экономической зоне
Заработная плата работников специальной (свободной) экономической зоны определяется соответствующим контрактом и ограничению не подлежит, но не может быть ниже минимальной зарплаты, определенной действующим законодательством Украины.
Статья 19. Гарантия перевода доходов иностранных работников
Иностранным работникам гарантируется перевод их доходов, полученных от работы в специальной (свободной) экономической зоне, за границу, включая накопления и проценты на них в финансово-кредитных учреждениях специальной (свободной) экономической зоны. Граждане Украины, работающие в специальной (свободной) экономической зоне, имеют право открывать в указанных учреждениях специальной (свободной) экономической зоны и за ее пределами на территории Украины счета в валюте заработной платы. Украинские и иностранные граждане, работающие в специальной (свободной) экономической зоне, могут вкладывать свои денежные средства в любые не запрещенные законом виды предпринимательской деятельности как на территории специальной (свободной) экономической зоны, так и за ее пределами на территории Украины.
Статья 20. Регулирование трудовых отношений в специальной (свободной)
экономической зоне международным правом
На специальную (свободную) экономическую зону распространяются положения конвенций Международной организации труда, ратифицированных Украиной. Предприятия, действующие в специальной (свободной) экономической зоне, должны соблюдать принципы трехсторонней декларации Международной организации труда о многонациональных предприятиях и социальной политике. Законодательный акт о создании каждой специальной (свободной) экономической зоны должен определять конкретные требования, вытекающие из положений указанных конвенций и принципов упомянутой декларации.
Статья 21. Деятельность профсоюзных организаций
На территории специальной (свободной) экономической зоны свободно действуют профсоюзные организации.
IX. Порядок въезда и выезда в специальной
(свободной) экономической зоне
Статья 22. Въезд в специальную (свободную) экономическую
зону иностранных лиц из-за границы
Законом о конкретной специальной (свободной) экономической зоне может устанавливаться упрощенный порядок въезда в зону иностранных лиц из-за границы.
Статья 23. Въезд в специальную (свободную) экономическую
зону с территории Украины и выезд из нее граждан
Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства,
постоянно проживающих в Украине
Въезд в специальную (свободную) экономическую зону с территории Украины и выезд из специальной (свободной) экономической зоны на территорию Украины граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляются без каких-либо ограничений, если иное не установлено законом о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны.
X. Ликвидация специальной (свободной)
экономической зоны
Статья 24. Порядок ликвидации специальной (свободной)
экономической зоны
Специальная (свободная) экономическая зона считается ликвидированной с момента истечения срока, на который она была создана, если он не будет продлен Верховным Советом Украины.
Специальная (свободная) экономическая зона может быть ликвидирована Верховным Советом Украины до истечения срока, на который она была создана, по представлению Президента Украины или Кабинета Министров Украины.
Вопрос о целесообразности продления срока функционирования специальной (свободной) экономической зоны или ее досрочной ликвидации может быть передан для изучения комиссии независимых экспертов, создаваемой Верховным Советом Украины.
Верховный Совет Украины должен рассмотреть представленные предложения и в трехмесячный срок со дня представления указанного предложения вынести соответствующее решение.
Специальная (свободная) экономическая зона считается ликвидированной с момента принятия соответствующего закона о ее ликвидации.
Для решения имущественных и других вопросов, связанных с ликвидацией специальной (свободной) экономической зоны, урегулирования финансовых отношений между органом хозяйственного развития и управления и субъектами экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны Кабинетом Министров Украины создается ликвидационная комиссия, приобретающая все полномочия по управлению специальной (свободной) экономической зоной к моменту окончательного решения всех вопросов, связанных с ликвидацией специальной (свободной) экономической зоны.
Статья 25. Гарантии обеспечения интересов субъектов экономической
деятельности специальной (свободной) экономической
зоны при ее ликвидации
Государство в соответствии с законодательством Украины гарантирует сохранность в полном объеме всех имущественных и неимущественных прав субъектов экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны при ее ликвидации.
Споры, возникающие в связи с ликвидацией специальной (свободной) экономической зоны между органом хозяйственного развития и управления, субъектами экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны и ликвидационной комиссией, подлежат рассмотрению в судебных или арбитражных органах Украины, а споры при участии иностранного субъекта экономической деятельности, действующего в этой зоне,- в судебных и арбитражных органах по согласованию сторон, в том числе за границей.
Президент Украины Л. КРАВЧУК
г. Киев, 13 октября 1992 года
N 2673-XII