Гуманитарная помощь в Украине:
порядок оформления и налогообложения

Гуманитарная помощь является одним из видов внешних материальных поступлений на территорию Украины. В условиях экономического кризиса она особенно необходима для социально незащищенных слоев населения, детских домов, домов престарелых, больниц, для населения, пострадавшего от природных и техногенных катастроф и т.д.

В настоящее время отсутствует единый законодательный акт, регламентирующий порядок приема и распределения гуманитарной помощи в Украине. В связи с этим на практике возникает множество вопросов о том, какие товары можно классифицировать как гуманитарную помощь, как правильно принять и оформить груз гуманитарной помощи, какие существуют налоговые и другие льготы при ввозе гуманитарной помощи, какие санкции могут последовать за неправильное применение нормативных актов Украины о гуманитарной помощи.

В нормативных актах Украины существуют следующие определения, связанные с безвозмездной передачей товаров: "безоплатно предоставленные товары", "благотворительность", "гуманитарная помощь".

Проведем сравнительный анализ содержания этих определений с целью выявления степени их общности и, в связи с этим, применимости нормативных актов, содержащих эти определения, к регулированию приема и распределения гуманитарной помощи.

В соответствии с п. 1.23 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" безоплатно предоставленными товарами (работами, услугами), считаются:

товары, предоставляемые налогоплательщиком согласно договорам дарения, другим договорам, которые не предусматривают денежной или другой компенсации стоимости таких материальных ценностей и нематериальных активов или их возврата, или без заключения таких соглашений;

работы и услуги, предоставляемые налогоплательщиком без требования о компенсации их стоимости;

товары, переданные юридическому или физическому лицу на ответственное хранение и использованные им в его производственном или хозяйственном обороте.

В ст. 1 Закона Украины "О благотворительности и благотворительных организациях" от 16 сентября 1997 года N 531/97-ВР содержится термин "благотворительность", под которой понимается добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в предоставлении приобретателям материальной, финансовой, организационной и другой благотворительной помощи.

В п.4 постановления Кабинета Министров Украины от 24 июля 1993 года N 573 "Об упорядочении принятия и распределения гуманитарной помощи" установлено, что гуманитарной помощью признаются предметы первой необходимости, которые передаются на безоплатной основе в соответствии с товаросопроводительными документами.

Сравнивая вышеуказанные определения, можно сделать вывод о том, что понятия "благотворительность" и "гуманитарная помощь" соотносятся с понятием"бесплатно предоставленные товары" как часть и целое. При этом понятие "благотворительность" является более общим по отношению к понятию "гуманитарная помощь", поскольку благотворительная помощь может осуществляться в виде материальной, финансовой, организационной и другой помощи. Что касается гуманитарной помощи, то она всегда выступает только в материальном (товарном) виде.

Перечень предметов, которые могут поставляться как гуманитарная помощь, приведен в дополнении к постановлению Кабинета Министров Украины от 24 июля 1993 года N 573 "Об упорядочении принятия и распределения гуманитарной помощи". К ним, в частности, относятся: продукты питания; медикаменты; медицинское оборудование, включая радиоэлектронную и вычислительную технику, если она входит в его состав; транспортные средства медицинского назначения; обувь; одежда; нижнее белье; постельные принадлежности; предметы санитарии и гигиены; печатная продукция, которая передается на безоплатной основе государственным бюджетным библиотекам и научным учреждениям, а также общественным организациям и не предназначена для отчуждения на платной основе.

Предметы гуманитарной помощи, не вошедшие в этот перечень, освобождаются от таможенных сборов по представлению Комиссии по вопросам координации приема, транспортировки, охраны и распределения гуманитарной помощи, которая поступает из зарубежных стран, при Кабинете Министров Украины (далее по тексту - Комиссия).

В зависимости от статуса грузов гуманитарной помощи, кроме льготы по таможенным сборам, предоставлен ряд налоговых и других льгот, перечень которых приведен в нижеследующей таблице.

 +--------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦Грузы гуманитарной ¦Грузы гуманитарной ¦
¦ ¦ ¦помощи, не ¦помощи, ¦
¦ ¦ ¦определенные ¦поступающие в ¦
¦ ¦Грузы гуманитарной ¦таковыми ¦Украину из США в ¦
¦ Объекты ¦помощи ¦Комиссией ¦рамках Соглашения ¦
¦льготирования ¦определенные ¦(поставки на ¦о технико- ¦
¦ ¦таковыми ¦безоплатной ¦экономическом и ¦
¦ ¦Комиссией ¦основе), а также ¦гуманитарном ¦
¦ ¦ ¦подакцизные ¦сотрудничестве ¦
¦ ¦ ¦товары ¦от 07.05.92 г. ¦
+--------------+-------------------+-------------------+-------------------¦
¦ Таможенная ¦ Не уплачивается ¦ Уплачивается ¦ Не уплачивается ¦
¦ пошлина ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-------------------+-------------------+-------------------¦
¦ ¦ Уплачиваются с ¦ Уплачиваются с ¦ ¦
¦ Таможенные ¦ 91 дня после ¦ 91 дня после ¦ ¦
¦ сборы ¦ принятия груза ¦ принятия груза ¦ Не уплачиваются ¦
¦ ¦ под таможенный ¦ под таможенный ¦ ¦
¦ ¦ контроль ¦ контроль ¦ ¦
+--------------+-------------------+-------------------+-------------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ НДС на импорт¦ Не уплачивается ¦ Уплачивается ¦ Не уплачивается ¦
+--------------+-------------------+-------------------+-------------------¦
¦ Акцизный сбор¦ См. пояснения ¦ См. пояснения ¦ Не уплачивается ¦
¦ на импортные ¦ по тексту ¦ по тексту ¦ ¦
¦ товары ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-------------------+-------------------+-------------------¦
¦ ¦ Ввоз грузов ¦ ¦ В Соглашении не ¦
¦Лицензирование¦ гуманитарной ¦ Подлежит ¦ предусмотрено. ¦
¦ импорта ¦ помощи не подлежит¦ лицензированию ¦ Освобождается на ¦
¦ ¦ лицензированию ¦ ¦ общих основаниях ¦
+--------------+-------------------+-------------------+-------------------¦
¦ Плата за ¦ ¦ ¦ ¦
¦ посадку, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ навигационные¦ ¦ ¦ ¦
¦ сборы, ¦ Уплачиваются ¦ Уплачиваются ¦ Не уплачиваются ¦
¦ портовые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сборы, плата ¦ ¦ ¦ ¦
¦ за проход, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ другие ¦ ¦ ¦ ¦
¦подобные сборы¦ ¦ ¦ ¦
¦для самолетов ¦ ¦ ¦ ¦
¦и судов ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------------------------+

В соответствии с положениями письма Государственной таможенной службы Украины от 7 февраля 1997 года N 11/6-1170 "О временном порядке таможенного оформления грузов гуманитарной помощи" и Постановления Верховной Рады Украины от 19 февраля 1997 года N 85/97-ВР "О временном порядке таможенного оформления грузов с гуманитарной помощью, которые поступают на таможенную территорию Украины от иностранных юридических и физических лиц" до законодательного урегулирования порядка и условий получения или предоставления гуманитарной помощи Комиссия уполномочена на своих заседаниях принимать решения об освобождении от уплаты ввозной пошлины и других налогов грузов с гуманитарной помощью, за исключением подакцизных товаров (предметов). Следовательно, в перечень "других налогов" должен входить и налог на добавленную стоимость с импортных товаров.

Кроме того, своим письмом от 8 декабря 1997 года N 11/1-11694 Государственная таможенная служба Украины распространила разъяснение Министерства юстиции Украины от 27 ноября 1997 года N 13-8-222. В нем указано, что таможенное оформление товаров, указанных в 1-24 группе ТН ВЭД, которые поступают в качестве гуманитарной помощи на таможенную территорию Украины от иностранных юридических и физических лиц, производится без начисления ввозной (импортной) пошлины.

Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость благотворительной и, соответственно, гуманитарной помощи подтверждается новой редакцией п. 5.1.21 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 3 апреля 1997 года N 168/97-ВР, введенной в действие Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения" от 19 ноября 1997 года N 644/97-ВР. Согласно упомянутой редакции к операциям, освобождаемым от уплаты налога на добавленную стоимость, относится предоставление благотворительной помощи, а именно: безвозмездная передача товаров (работ, услуг), в том числе при их ввозе (пересылке) на таможенную территорию Украины учреждениям науки, физкультуры и спорта, содержащимся за счет бюджетов; заведениям дошкольного, начального, среднего, профессионально-технического и высшего образования, учреждениям здравоохранения, культуры; религиозным, благотворительным организациям, зарегистрированным в порядке, установленном законодательством, а также операции по безвозмездной передаче таких товаров (работ, услуг) приобретателям (субъектам) благотворительной помощи в соответствии с законодательством Украины.

Основанием для признания грузов такими, которые перемещаются в рамках предоставления гуманитарной помощи украинским субъектам (юридическим лицам) является указаное решение Комиссии.

Таможенное оформление грузов с гуманитарной помощью осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Украины, постановлением Кабинета Министров Украины от 24 июля 1993 года N 573, а также распоряжением Кабинета Министров Украины от 8 сентября 1997 года N 493-р.

Товары (предметы), ввозимые как гуманитарная помощь, подлежат обязательному декларированию в таможенном органе с нанесением на них клейма "Гуманитарная помощь. Продажа запрещена". При этом таможенные органы осуществляют таможенное оформление грузов с гуманитарной помощью без уплаты таможенных сборов. Таможенные сборы за нахождение грузов с гуманитарной помощью взимаются начиная с 91 календарного дня после принятия этих грузов под таможенный контроль.

Таможенные органы должны предоставлять Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям информацию о каждом факте поступления грузов с гуманитарной помощью для подтверждения полномочий получателя и ежемесячный отчет по установленной форме о таможенном оформлении грузов с гуманитарной помощью.

Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации совместно с государственными налоговыми органами обязаны контролировать получение и конечное использование товаров (предметов) гуманитарной помощи, а в случае использования их не по назначению или с целью получения прибыли решать вопрос о привлечении виновных к ответственности как за уклонение от уплаты налогов.

В соответствии с п.2 постановления Кабинета Министров Украины от 24 июля 1993 года N 573 в полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций входит:

обеспечение оперативного распределения гуманитарной помощи, осуществление систематического контроля за ее получением и реализацией;

разработка и введение четкого механизма предоставления бесплатной помощи малообеспеченным группам населения, многодетным семьям, инвалидам, пожилым людям, детям-сиротам, ветеранам войны и труда, жертвам стихийных бедствий, беженцам и другим нуждающимся категориям населения;

обеспечение первоочередной заправки нефтепродуктами транспортных средств, которыми доставляется гуманитарная помощь.

В п.4 Постановления Верховной Рады Украины от 19 февраля 1997 года N 85/97-ВР с целью контроля за учетом, хранением, распределением и использованием товаров (предметов гуманитарной помощи при Совете министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администрациях создаются комиссии по вопросам координации приема, транспортировки, охраны и распределения гуманитарной помощи из представителей органов местного самоуправления, общественных, благотворительных и религиозных организаций. Согласно п.3 постановления Кабинета Министров Украины от 24 июля 1993 года N 573 расходы местных государственных администраций, связанные с получением, складированием и транспортировкой гуманитарной помощи, осуществляются за счет средств местных бюджетов.

Обязанности по принятию грузов гуманитарной помощи, которая поступает в адрес Правительства Украины, возлагаются на Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.

Порядок получения грузов гуманитарной помощи содержится в письме Комиссии по вопросам координации приема, транспортировки, охраны и распределения гуманитарной помощи, которая поступает из зарубежных стран, при Кабинете Министров Украины от 28 февраля 1997 года N 28/ГД-5502 "О полномочиях Комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров Украины" и письме Государственной таможенной службы Украины от 20 марта 1997 года N 11/2-2466 "О таможенном оформлении гуманитарной помощи".

Так, в первом из указанных документов подчеркивается, что получателями гуманитарной помощи могут выступать только юридические лица Украины (об этом же идет речь в п.2 уже упомянутого выше письма ГТСУ от 7 февраля 1997 года N 11/6-1170).

Для освобождения от уплаты таможенной пошлины и других налогов получатель гуманитарной помощи представляет в Комиссию следующие документы:

- письмо от организации получателя на имя председателя Комиссии с просьбой освободить груз от обложения таможенной пошлиной и налогами, а также с информацией о том, как будет распределяться гуманитарная помощь;

- копии товарно-транспортных документов с полным перечнем предметов груза;

- письмо от комиссии по вопросам гуманитарной помощи при областной (городской) госадминистрации либо органа нейтральной или местной исполнительной власти о поддержке осуществляемой программы гуманитарной помощи и об освобождении товаров от налогов.

Для снятия грузов, по которым принято позитивное решение Комиссии, из-под таможенного контроля протокол заседания Комиссии направляется в Государственную таможенную службу Украины, которая дает соответствующее указание таможням.

В целях сокращения срока пребывания груза под таможенным контролем получателям рекомендуется согласовывать с зарубежными партнерами перечни грузов гуманитарной помощи еще до отправки таких грузов и направлять в Комиссию необходимые документы заблаговременно. При этом для товаров, которые быстро портятся либо требуют специальных условий хранения, предварительное согласование сроков ввоза таких товаров с Комиссией является обязательным.

Таможенное оформление грузов гуманитарной помощи осуществляется при условии предоставления таможенному органу письменного заявления получателя гуманитарной помощи (с обязательным оформлением ГТД на импорт товара) и решения Комиссии об освобождении от уплаты ввозной пошлины и других налогов, подтвержденного соответствующим уведомлением ГТСУ.

Особенности заполнения ГТД при ввозе грузов гуманитарной помощи детально охарактеризованы в письме ГТСУ от 20 марта 1997 года N 11/2-2466.

В случае непредоставления таможенному органу соответствующего решения Комиссии об освобождении от уплаты ввозной пошлины и других налогов, а также при поступлении подакцизных товаров таможенное оформление указанных грузов осуществляется на общих основаниях (как импорт товара, поступающего на безоплатной основе) с оформлением грузовой таможенной декларации и с уплатой всех видов таможенных платежей в соответствии с действующим законодательством (при этом таможенные сборы за нахождение под таможенным контролем начисляются начиная с 91 дня после принятия груза под таможенный контроль).

Поставки на безоплатной основе (т.е. гуманитарная помощь, которая не признана таковой в отношении освобождения от уплаты таможенной пошлины и других платежей, а также подакцизные товары) должны учитываться в статистической отчетности о выпуске предметов, которые поступили в рамках гуманитарной помощи.

Таможенная оценка грузов гуманитарной помощи осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона Украины "О Едином таможенном тарифе". Это необходимо (в случае непринятия решения Комиссии об освобождении от уплаты ввозной пошлины и других налогов по конкретным видам помощи, а также при поступлении подакцизных товаров) для начисления таможенных платежей, подлежащих уплате, в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с вышеуказанной статьей начисление пошлины на товары и иные предметы, подлежащие таможенному обложению, производится на базе их таможенной стоимости, то есть цены, которая фактически уплачена или подлежит уплате за них на момент пересечения таможенной границы Украины. При определении таможенной стоимости в нее включаются цена товара, указанная в счете-фактуре, а также следующие фактические расходы, если они не включены в счет-фактуру:

на транспортировку, погрузку, разгрузку перегрузку и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины; комиссионные и брокерские; плата за использование объектов интеллектуальной собственности, которая надлежит к данным товарам и другим предметам и которая должна быть уплачена импортером (экспортером) прямо или косвенно как условие их ввоза (вывоза).

При явном несоответствии заявленной таможенной стоимости товаров и других предметов стоимости, которая определяется в соответствии с вышеупомянутым порядком, или в случае невозможности проверки ее исчисления таможенные органы Украины определяют таможенную стоимость последовательно на основании цены на идентичные товары и другие предметы, цены на подобные товары и иные предметы, действующие в ведущих странах - экспортерах указанных товаров и других предметов.

Грузы гуманитарной помощи подлежат внеочередному таможенному оформлению. Так, в письме Государственной таможенной службы Украины от 25 марта 1997 года N 11/2-2615 "О таможенном оформлении гуманитарной помощи" обращается внимание таможенных учреждений на недопустимость безосновательных задержек гуманитарных грузов при их таможенном оформлении и необходимость внеочередного их таможенного оформления.

Кроме того, согласно письму Государственной таможенной службы Украины от 26 мая 1997 года N 11/6-4785 "О декларировании и таможенном оформлении гуманитарной помощи" декларирование грузов гуманитарной помощи должны осуществлять, в первую очередь, собственники (получатели) таких грузов. Начальники таможен под личную ответственность должны организовывать и обеспечивать декларирование гуманитарной помощи непосредственно получателями, а именно: внеочередной прием заявлений, обращений, документов и деклараций от получателей гуманитарной помощи, предоставление таким декларантам исчерпывающей информации и помощи при заполнении ГТД и при таможенном оформлении. В письме от 24 июня 1997 года N 11/6-5926 Государственная таможенная служба Украины ставит вопрос о необходимости решения вопроса о бесплатном оформлении таможенных деклараций и предоставлении помощи при таможенном оформлении получателями гуманитарной помощи брокерами Асоциации таможенных брокеров Украины.

В соответствии с письмом Государственной таможенной службы Украины от 16 мая 1997 года N 11/6-4359 "О таможенном оформлении грузов гуманитарной помощи" перемещение через таможенную границу Украины грузов, которые заявляются как гуманитарные, должно осуществляться в первоочередном порядке на основании транспортных, товаросопроводительных и других документов, подтверждающих гуманитарный характер перемещения этих грузов.

Гуманитарные грузы под обязательство получателя об ответственном хранении под таможенным контролем в установленном порядке с составлением акта, заверенного подписью и личной номерной печатью инспектора таможни, присутствующего при размещении этого груза в помещении, приспособленном для хранения товаров под таможенным контролем, при условии двойного обеспечения (получателя и таможенного учреждения) до признания Комиссией указанных грузов грузами гуманитарной помощи должны храниться в складских (или подходящих для этих целей) помещениях получателя.

Актуальным является вопрос о том, необходимо ли оформлять лицензии на импорт по ввозу в Украину гуманитарных грузов по кодам ТН ВЭД, импорт товаров по которым подлежит лицензированию.

Разъяснение по данному вопросу содержится в письме Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 17 июня 1997 года N 01-07/610 "Об оформлении лицензий на импорт по ввозу гуманитарных грузов". В нем отмечается, что лицензированию подлежит импорт отдельных видов товаров, а ввоз гуманитарных грузов в случае признания их таковыми Комиссией по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров Украины, в соответствии со ст. 1 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" не является импортом, и поэтому их ввоз не подлежит лицензированию. Такое же содержание имеет письмо Государственной таможенной службы Украины от 17 июня 1997 года N 07-01/583 "О необходимости оформления лицензий на импорт по ввозу в Украину гуманитарных грузов".

На практике также часто возникают вопросы о возможности продажи части гуманитарной помощи для покрытия расходов по ее доставке в пункт назначения и других расходов.

Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Украины от 24 июля 1993 года N 573 "Об упорядочении принятия и распределения гуманитарной помощи" признана необходимость продажи населению части гуманитарной помощи, поступающей из зарубежных стран, и направления полученных средств на социальную защиту населения и транспортировку грузов гуманитарной помощи. При этом ряду министерств и ведомств было поручено разработать и утвердить порядок продажи части гуманитарной помощи. Однако такой порядок в силу не вступил.

Окончательный ответ на вопрос о возможности продажи части гуманитарной помощи содержится в Законе Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения" от 19 ноября 1997 года N 644/97-ВР. В частности, этим Законом внесены изменения в Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" (статья 5 дополнена пунктом 5.1.21).

В указанном пункте отмечается, что под безвозмездной помощью следует понимать предоставление товаров (работ, услуг) приобретателям благотворительной помощи без какой-либо денежной, материальной или других видов компенсаций благотворительной организации такими получателями или другими лицами, связанными с ними. Нарушение этого правила приравнивается к умышленному уклонению от налогообложения.

В этом же пункте предусмотрены санкции за продажу гуманитарной помощи. Так, маркированные товары, полученные с целью оказания благотворительной помощи, продаваемые за денежные средства либо другие виды компенсации, и/или выручка, полученная за такую продажу, подлежат изъятию у недобросовестного продавца и направляются в доход благотворительной организации, указанной в маркировочном штампе, за ее счет, а в случае невозможности определения такой благотворительной организации или ее адреса либо ее отказа принять такие товары или оплатить стоимость их отправки (транспортировки) такие товары признаются бесхозными и поступают в собственность государства согласно законодательству без применения ограничений во времени, предусмотренных ч.З ст. 137 Гражданского кодекса Украины.

Не подлежат освобождению от налогообложения операции по предоставлению благотворительной помощи в виде товаров (работ, услуг), облагаемых акцизным сбором, ценных бумаг, нематериальных активов и товаров (работ, услуг), предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.

Указанный Закон ввел также новое ограничение на ввоз в Украину благотворительной помощи. Так, в случае, если товары (работы, услуги) ввозятся (пересылаются) на таможенную территорию Украины как благотворительная помощь в количестве, которое представляет или может представлять угрозу конкурентоспособности аналогичным товарам (работам, услугам) налогоплательщиков, Кабинет Министров Украины по заявлению таких налогоплательщиков имеет право ввести ограничение на применение льготы относительно отдельной группы товаров на срок не менее 12 календарных месяцев.

Отдельно необходимо остановиться на особых правилах поступления и распределения гуманитарной помощи из стран, с которыми Украина имеет соответствующие договоры и соглашения о сотрудничестве. На сегоднешний день действует одно такое соглашение. Это Соглашение между Правительством Украины и Правительством США о гуманитарном и технико-экономическом сотрудничестве, совершенное в Вашингтоне 7 мая 1992 года.

В соответствии с пп. "а" ст.1 этого Соглашения товары, поставки и другое имущество, которые предоставляются либо используются в связи с программами помощи США, могут импортироваться, экспортироваться или использоваться в Украине с освобождением от любых тарифов, сборов, пошлин, налогов на импорт и других аналогичных налогов и сборов, которые налагаются Украиной или любой ее организацией. В пп. "с" этой же статьи отмечается, что доступ и движение самолетов и судов, которые используются Правительством США или от его имени в связи с программами помощи США в Украине, освобождаются от платы за посадку, уплаты навигационных сборов, портовых сборов, платы за проход и других подобных сборов, которые налагаются Украиной или любой ее организацией.

Статья 4 указанного Соглашения гласит о том, что если использование товаров, поставок или другого имущества осуществляется для других целей, нежели те, которые были согласованы в рамках совместных программ, что можно было бы обоснованно не допустить соответствующим решением Правительства Украины, то Правительство Украины по просьбе возмещает в долларах США Правительству США сумму, выплаченную за эти товары, поставки или другое имущество.

Рассматриваемое Соглашение до сих пор не ратифицировано Верховной Радой Украины. Однако товары, поступающие в его рамках, пользуются льготами на основании распоряжения Кабинета Министров Украины от 31 января 1997 года N 55-р. В соответствии с ним в целях реализации программ гуманитарной помощи, которая предоставляется Украине Правительством США, освобождаются от уплаты ввозной пошлины, таможенных и акцизных сборов и налога на добавленную стоимость товары, ввозимые (пересылаемые) на таможенную территорию Украины как гуманитарная помощь в соответствии с упомянутым Соглашением.