Документ втратив чиннiсть!

ВЕРХОВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 1997 г. N 5

(Постановление утратило силу на основании Постановления
Пленума Верховного Суда Украины
N 4 от 28.03.20
08)

О практике применения судами законодательства относительно
нарушения правил о валютных операциях

Обсудив материалы обобщения судебной практики по делам о нарушении правил о валютных операциях. Пленум отмечает, что суды в основном правильно применяют действующее законодательство. Однако имеют место отдельные разногласия в определении содержания понятия валютных операций, за нарушение правил проведения которых предусмотрена ответственность, неправильное понимание административной преюдиции, неодинаковый подход к определению доли предметов незаконных валютных операций и др.

В целях обеспечения одинакового подхода судов к применению законодательства о нарушении правил о валютных операциях и в связи с вопросами, которые возникают при судебном рассмотрении дел этой категории, Пленум Верховного Суда Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание судов на то, что перечень валютных ценностей, приведенный в ст. 1 Декрета Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 г. N 15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля" (далее Декрет), является исчерпывающим и широкому толкованию не подлежит. Этим Декретом к валютным ценностям отнесены:

а) валюта Украины - денежные знаки в виде банкнотов, казначейских билетов, монет и в других формах, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории Украины, а также изъятые из обращения или изымаемые из него, но подлежащие обмену на денежные знаки, которые находятся в обращении, средства на счетах, во взносах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях на территории Украины;

б) платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, боны, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, сберегательные книжки, другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины;

в) иностранная валюта - иностранные денежные знаки в виде банкнотов, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также изъятые из обращения или изымаемые из него, но подлежащие обмену на денежные знаки, которые находятся в обращении, средства в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных (клиринговых) единицах, находящихся на счетах или вносимых в банковские и другие кредитно-финансовые учреждения за пределами Украины;

г) платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в иностранной валюте или в монетарных металлах;

д) монетарные металлы - золото и металлы иридиево-платиновой группы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных, промышленных и бытовых изделий из этих металлов и лома этих металлов.

К ювелирным и бытовым изделиям из этих металлов следует относить изготовленные как промышленным, так и бытовым способом. Исходя из содержания п. 1 ст. 1 Декрета, к валютным ценностям относятся также полуфабрикаты ювелирных, промышленных и бытовых изделий, детали к ним, производственные отходы монетарных металлов.

2. Судам следует иметь в виду, что согласно п.4 ст.5 Декрета и Постановлению Правления Национального банка Украины от 27 сентября 1995 г. N 243 "Об утверждении порядка предоставления лицензий Национального банка Украины на право совершения операций с валютными ценностями" генеральная и индивидуальная лицензии предоставляются только на операции с иностранной валютой и золотом, а также с металлами иридиево-платиновой группы. Индивидуальные лицензии имеют целевой характер и предоставляются на совершение разовой валютной операции.

3. В соответствии с диспозицией ст. 80 УК объективная сторона предусмотренного ею преступления выражается в одной из пяти операций, совершенных без соответствующего разрешения (лицензии): скупке, продаже, обмене, использовании валютных ценностей как средства платежа и использовании их как залога.

Под скупкой следует понимать действия, связанные с одноразовым или многоразовым оплатным приобретением валютных ценностей в собственность.

Продажа валютных ценностей - это их оплатное отчуждение другим лицам.

Обменом является операция, в процессе которой стороны передают одни валютные ценности взамен на другие.

Использование валютных ценностей как средства платежа - это расчет ими за товары, услуги, объекты права интеллектуальной собственности и др.

Использование валютных ценностей как залога заключается в их передаче и принятии в счет обеспечения обязательств. Приведенный перечень незаконных валютных операций является исчерпывающим, а поэтому другие операции с валютными ценностями, не указанные в диспозиции ст.80 УК (размен, займ, дарение, передача по завещанию или получение по наследству и др.), не содержат состава преступления, предусмотренного этой статьей.

Вместе с тем получение валютными ценностями процентов по договору займа следует считать их использованием как средства платежа за предоставленную услугу, что влечет ответственность по ст.80 УК при наличии предусмотренных ею оснований.

4. По содержанию ст.5 Декрета лицензии на право совершения операций с валютными ценностями выдаются только юридическим лицам. В связи с этим операции, во время которых валютные ценности скупаются, продаются, обмениваются или используются как средство платежа либо как залог, совершенные непосредственно между физическими лицами, являются незаконными.

Операции с валютными ценностями, совершенные физическими лицами через посредничество юридического лица, которое имеет соответствующую лицензию, состава преступления не содержат.

5. Нарушение правил о валютных операциях следует считать законченным преступлением с момента осуществления соответствующего незаконного соглашения относительно валютных ценностей, в процессе которого произошла их полная или частичная передача другому лицу.

Действия, направленные на заключение такого соглашения (например, попытка продать, купить, обменять валютные ценности или использовать их как средство платежа либо как залог) следует расценивать как покушение на нарушение правил о валютных операциях и квалифицировать по статьям 17,80 УК.

6. Обратить внимание судов на то, что при рассмотрении дел, в которых действия виновного квалифицированы по ч.1 ст.80 УК по признаку нарушения правил о валютных операциях, совершенного в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, необходимо проверять обоснованность привлечения лица к административной ответственности по ст. 162 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

7. Разъяснить, что по содержанию закона нарушение правил о валютных операциях, совершенное в незначительных размерах лицом, ранее судимым по ст.80 УК, само по себе не содержит состава преступления и влечет административную ответственность по ст. 162 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Это касается и тех случаев, когда ранее лицо было осуждено по ч.1 ст.80 УК за повторное административное правонарушение.

Вместе с тем по ч.2 ст.80 УК могут быть квалифицированы действия лица, которое, будучи судимым по ст.80 УК, совершило нарушение правил о валютных операциях в незначительных размерах, понесло за это административную ответственность и в течение года совершило такое же нарушение.

В других случаях по ч.2 ст.80 УК квалифицируются действия лиц, которые имеют неснятую и непогашенную судимость по ст.80 УК и снова совершили нарушение правил о валютных операциях в значительном или крупном размере, в том числе организованной группой.

8. При квалификации нарушения правил о валютных операциях по признакам значительного или крупного размера судам следует руководствоваться примечанием к ст.80 УК и исходить из минимального размера заработной платы, установленного законодательством Украины на день совершения этого нарушения.

При этом стоимость иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте определяется по официальному курсу Национального банка Украины, а стоимость монетарных металлов - по установленным Министерством финансов по согласованию с Национальным банком Украины закупочным ценам на драгоценные металлы, которые существовали надень совершения незаконной валютной операции.

9. По содержанию закона не объединенные единым умыслом незаконные валютные операции, стоимость предмета каждой из которых не превышает 20 (100) минимальных размеров заработной платы, не могут квалифицироваться как нарушение правил о валютных операциях в значительном (крупном) размере, даже если их общая сумма превышает эти размеры. Не объединенные единым умыслом нарушения правил о валютных операциях, одно из которых совершено в значительном, а другое - в крупном размере, необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, то есть по частям 1 и 2 ст. 80 УК.

Если же при совершении нескольких нарушений правил о валютных операциях в незначительном или значительном размерах умысел виновного был направлен на совершение такого нарушения в значительном или крупном размере, действия виновного следует квалифицировать, в зависимости от установленного, по ч.1 или ч.2 ст.80 УК.

10. Действия лица, которое получило валютные ценности путем обмана или злоупотребления доверием, делая вид, что имеет соответствующую лицензию на совершение определенных операций с валютными ценностями (для организации туристических путешествий, выезда на работу за границу, обучения на курсах, приобретения товаров и др.), следует квалифицировать по ст. 143 или ст.83 УК.

Лицо, которое в таком случае передало валютные ценности, считая, что они являются законным средством платежа или залога, не должно нести ответственности по ст.80 УК.

11. Использование валютных ценностей как средства платежа при приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем, а также предметов или веществ, которые не находятся в свободном обороте или оборот которых запрещен (оружие, наркотические средства, радиоактивные вещества, фальшивые деньги, порнографические предметы), составляет при наличии оснований совокупность преступлений, предусмотренных ст.80 и, соответственно, статьями 213, 222, 228(2), 229(1), 79, 211 УК.

12. Поскольку индивидуальные лицензии имеют целевой характер и предоставляются на совершение разовой валютной операции на необходимый для этого период, следует иметь в виду, что в соответствии с п.4 ст. 5 Декрета совершение другой операции с валютными ценностями или в большем размере, нежели предусмотрено лицензией, является нарушением правил о валютных операциях и при наличии оснований влечет ответственность по ст.80 УК.

Действия работников коммерческих банков и пунктов обмена валюты, которые, используя предоставленную этим учреждениям лицензию, совершают валютные операции с личными валютными ценностями, следует квалифицировать как нарушение правил о валютных операциях, а при наличии оснований - и как злоупотребление должностным положением, должностной подлог и др.

13. По содержанию п.5 ст.5 Декрета получение индивидуальной лицензии одной из сторон валютной операции означает также разрешение на ее совершение второй стороной или третьим лицом, которое имеет отношение к этой операции, если иное не предусмотрено условиями лицензии. В связи с этим в случае привлечения лица к уголовной ответственности при наличии соответствующей лицензии судам необходимо проверять условия последней.

14. При рассмотрении дел о нарушении правил о валютных операциях судам необходимо придерживаться правил закона относительно индивидуализации наказания, обращая при этом особое внимание на степень общественной опасности преступления, которое определяется обстоятельствами его совершения (мотив, способ совершения, тяжесть наступивших последствий, роль виновного при соучастии) и данными, которое характеризуют личность подсудимого (наличие или отсутствие судимости, поведение в быту, отношение к учебе и др.).

15. Поскольку дополнительное наказание в виде конфискации имущества предусмотрено санкцией ч.2 ст.80 УК как обязательное, его неприменение возможно только в исключительных случаях, при наличии оснований, указанных в ст.44 УК.

Что касается конфискации валютных ценностей, которая предусмотрена как обязательная санкциями частей 1 и 2 ст.80 УК, то она не-является видом дополнительного наказания, в связи с чем лицо не может быть освобождено от нее даже при наличии оснований, предусмотренных ст.44 УК.

16. По содержанию ст.80 УК конфискация валютных ценностей касается только тех предметов незаконных валютных операций, которые признаны в установленном порядке предметами преступления и присоединены к делу как вещественные доказательства.

Другие валютные ценности, выявленные у виновного лица, могут быть конфискованы только на общих основаниях.

17. Разъяснить судам, что другие предметы незаконных валютных операций, которые не являются валютными ценностями, но признаны вещественными доказательствами, могут быть конфискованы на общих основаниях только в случае применения дополнительного наказания - конфискации имущества.