Обязательные сборы с заработной платы, поощрений и вознаграждений

 +------------------------------------------------------------------------+
¦Плательщики сборов¦Сбор на ¦Сбор на ¦Сбор на ¦Сбор в Фонд ¦
¦ ¦обязательное ¦обязательное¦обязательное¦для ¦
¦ ¦государствен-¦социальное ¦социальное ¦осуществления¦
¦ ¦ное ¦страхование ¦страхование ¦мер по ¦
¦ ¦пенсионное ¦(2) ¦на случай ¦ликвидации ¦
¦ ¦страхование ¦ ¦безработицы ¦последствий ¦
¦ ¦(1) ¦ ¦(3) ¦Чернобыльской¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦катастрофы и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦социальной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦защите ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения (4)¦
+------------------+-------------+------------+------------+-------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+------------------+-------------+------------+------------+-------------¦
¦1. Субъекты пред- ¦32%от объекта¦4%от объекта¦1,5% от ¦10%от объекта¦
¦принимательской ¦налогообложе-¦налогообло- ¦объекта на- ¦налогообложе-¦
¦деятельности неза-¦ния (5) и от ¦жения (5) ¦логообложе- ¦ния (7) ¦
¦висимо от форм ¦суммы возна- ¦ ¦ния (5) ¦ ¦
¦собственности, их ¦граждений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦объединения и дру-¦выплачиваемых¦ ¦ ¦ ¦
¦гие юридические ¦физическим ¦ ¦ ¦ ¦
¦лица, которые ис- ¦лицам по до- ¦ ¦ ¦ ¦
¦пользуют труд на- ¦говорам граж-¦ ¦ ¦ ¦
¦емных работников ¦данско-право-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вого характе-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ра (6) ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------------+------------+------------+-------------¦
¦2. Общественные ¦то же ¦то же ¦то же ¦то же ¦
¦организации, объе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦динения граждан и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦другие юридич. ли-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ца,которые исполь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зуют труд наемных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------------+------------+------------+-------------¦
¦3. Филиалы,отделе-¦то же ¦то же ¦то же ¦то же ¦
¦ния и другие обо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦собленные подраз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деления плательщи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ков сборов, не ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦имеющие статуса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦юридического лица,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦расположенные на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦территории другой,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чем плательщик ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сборов, территори-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦альной общины (8) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------------+------------+------------+-------------¦
¦4. Бюджетные учре-¦то же ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ждения и организа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------------+------------+------------+-------------¦
¦5. Физические лица¦то же ¦4%от объекта¦1,5% от ¦10%от объекта¦
¦- субъекты пред- ¦ ¦налогообло- ¦объекта на- ¦налогообложе-¦
¦принимательской ¦ ¦жения (5) ¦логообложе- ¦ния (7) ¦
¦деятельности,кото-¦ ¦ ¦ния (5) ¦ ¦
¦рые используют ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦труд наемных ра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ботников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------------+------------+------------+-------------¦
¦6. Физические лица¦32%от объекта¦ - ¦0,5% от ¦ - ¦
¦субъекты предпри- ¦налогообложе-¦ ¦объекта ¦ ¦
¦нимательской дея- ¦ния (9) ¦ ¦налогообло- ¦ ¦
¦тельности, которые¦ ¦ ¦жения (9) ¦ ¦
¦не используют труд¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦наемных работни- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ков,адвокаты,част-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ные нотариусы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------------+------------+------------+-------------¦
¦7.Физические лица,¦1% от объекта¦ - ¦то же ¦ - ¦
¦которые выполняют ¦налогообложе-¦ ¦ ¦ ¦
¦работы (услуги) ¦ния (10) ¦ ¦ ¦ ¦
¦согласно граждан- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ско-правовым дого-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ворам,в т.ч. члены¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦творческих союзов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦творческие работ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ники, которые не ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦являются членами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦творческих союзов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------------+------------+------------+-------------¦
¦8. Физически лица,¦то же ¦ - ¦то же ¦ - ¦
¦работающие на ус- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ловиях трудового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦договора (11) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------------+

(1) Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование введен с 29.07.97 г. Законом Украины от 26.06.97 г. N 400/97-ВР "О сборе на обязательное пенсионное страхование" ("Урядовий кур'єр" N 137, 29.07.97).

Сбор уплачивается в Пенсионный фонд Украины в порядке, определенном законодательством Украины, одновременно с получением средств в учреждениях банков на оплату труда (ст.3 и ст.5 Закона).

Согласно п.5.7.1 статьи 5 Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97 "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" к составу валовых издержек плательщика налога на прибыль относятся суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование физических лиц, которые находятся в трудовых отношениях с налогоплательщиками, начисленные на выплаты, указанные в подпункте 5.6.1 (расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров (работ, услуг), расходы на выплату авторских вознаграждений и выплат за выполнение работ, услуг согласно договорам гражданско-правового характера, любые другие выплаты в денежной или натуральной форме, установленные по договоренности сторон).

Примечание.

В отличие от размеров сборов, приведенных в таблице, и согласно п. 1 статьи 4 Закона для предприятий, учреждений и организаций, где работают инвалиды, сбор определяется отдельно по ставке 4% от объекта налогообложения (5) для работающих инвалидов и по ставке 32% от объекта налогообложения (5) для других работников такого предприятия,

(2) Сбор на обязательное социальное страхование введен с 29.07.97 г. Законом Украины от 26.06.97 г. N 402/97-ВР "О сборе на обязательное социальное страхование" ("Урядовий кур'єр" N 137, 29.07.97).

Сбор уплачивается одновременно с получением средств в учреждениях банков на оплату труда.

Согласно ст.3 и ст.5 Закона сбор с 1 января 1998 года уплачивается в Государственный бюджет Украины в порядке, определенном законодательством Украины. При этом письмом от 01.07.97 г. N 18-111/1099-4736 Национальный банк Украины разъясняет, что в настоящее время оснований для прекращения операций на счетах профсоюзных организаций по распоряжениям органов Фонда социального страхования не предусмотрено.

Согласно п.5.7.1 статьи 5 Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" сбор на обязательное социальное страхование физических лиц, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиком, относится к составу валовых издержек плательщика налога на прибыль. Согласно письму Фонда социального страхования, Минфина и Минтруда Украины от 06.08.97 г. N 08-14-515; 13/312/10; ДУ-05/1117 плательщики сбора уплачивают отдельно 4% в Фонд социального страхования Украины и 1,5% в Государственный бюджет Украины на балансовый счет 100, раздел 53. символ 40. На этот счет также уплачивается сбор в размере 0,5% от объекта налогообложения (5).

Примечание.

В отличие от размеров сборов, приведенных в таблице, для предприятий, учреждений и организаций, где работают инвалиды, сбор на обязательное социальное страхование (в т. ч. на обязательное социальное страхование на случай безработицы) определяется отдельно по ставке 1 % от объекта налогообложения (5) для работающих инвалидов и по ставке 5,5% от объекта налогообложения (5) для других работников такого предприятия. При этом сбор, определенный от объекта налогообложения (5) для работающих инвалидов, в полном объеме зачисляется в фонд социальной защиты инвалидов.

(3) Сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы введен с 29.07.97 г. Законом Украины от 26.06.97 г. N 402/97-ВР "О сборе на обязательное социальное страхование" ("Урядовий кур'єр"" N 137, 29.07.97) как составная часть в размере 1,5% в сборе на социальное страхование общим размером 5,5% от объекта налогообложения.

Согласно п.5.7. 1 статьи 5 Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" сбор относится к составу валовых издержек плательщика налога на прибыль.

Согласно письму Минфина и Минтруда Украины от 30.07.97 г. N 13/3-12/ДУ-05-1078 сбор на обязательное страхование на случай безработицы уплачивается одновременно с получением средств в учреждениях банков на оплату труда и зачисляется на балансовый счет 100 Государственного бюджета Украины, раздел 53, символ 40.

Примечание.

В названном письме сказано, что уплата сбора производится начиная с фактических затрат на оплату труда за июль 1997 года, что противоречит Закону "О сборе на обязательное социальное страхование", т. к. он вступил в силу с 29.07.97 г.

(4) Сбор в Фонд Чернобыля введен с 12.07.97 г. Законом Украины от 20.06.97 г. N 386/97-ВР "О формировании Фонда для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения" ("Урядовий кур'єр" N 125-126,12.07.97).

Сбор уплачивается во второй половине месяца одновременно с получением в учреждениях банков денежных средств на оплату труда с отнесением только уплаченных сумм на валовые издержки (ст.4 Закона).

Сбор зачисляется в состав Государственного бюджета Украины на специальный счет, создаваемый Фондом (ст.5 Закона).

Кроме приведенных в таблице плательщиков сбор в Фонд Чернобыля также уплачивают:

из числа нерезидентов - физические или юридические лица, созданные в любой организационно-правовой форме, получающие доходы из источников их происхождения в Украине, которые осуществляют оплату труда, за исключением учреждений и организаций, имеющих дипломатический статус или иммунитет согласно международному договору или закону;

постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы из источников их происхождения в Украине или выполняющие агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, которые осуществляют оплату труда.

От уплаты сбора освобождаются: предприятия угольной промышленности; предприятия, осуществляющие добычу железной, марганцевой и урановой руд подземным способом и строительство шахт; предприятия (объединения) и организации Украинского общества слепых и Украинского общества глухих, где инвалиды составляют более 50% общей численности работающих в основном производстве. Перечень предприятий (объединений) и организаций Украинского общества слепых и Украинского общества глухих, которые освобождаются от уплаты сбора, утверждает Кабинет Министров Украины (ст.6 Закона).

(5) Согласно п.1 статьи 2 Закона Украины от 26.06.97 г. N 400/97-ВР и от 26.06.97 г. N 402/97-ВР объектом налогообложения являются фактические расходы на оплату труда работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, в т.ч. в натуральной форме, которые подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (подоходным налогом с граждан). К этим расходам не относятся расходы на оплату выполненных работ (услуг) согласно гражданско-правовым договорам, выплату доходов в виде дивидендов, процентов и др., а также другие расходы, которые не учитываются при исчислении среднемесячной заработной платы для назначения пенсий, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины.

Примечания:

а) до выхода Закона Украины о налогообложении доходов физических лиц действует Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 "О подоходном налоге с граждан" с учетом изменений и дополнений, внесенных Декретом от 30.04.93 г. N 43-93, Законами Украины от 01.07.93 г. N 3555-XII, от 14.02.96 г. N 46/96-ВР, от 12.09.96 г. N 366/96-ВР, а также Инструкция, утвержденная Главной государственной налоговой инспекцией Украины 21.04.93 г. N 12 с учетом изменений, внесенных приказами от 18.05.93 г. N 17, от 01.09.94 г. N 88, от 16.10.96 г. N 87;

б) перечень видов оплаты труда и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий, утвержден Пост. КМУ от 12.10.92 г. N 583 с последующими изменениями, внесенными постановлениями КМУ от 02.06.93 г. N 398, от 04.08.93 г. N 599, от 11. 11.94 г. N767, от 08.02.95 г. N104, от 06.11.95 г. N886, от 31.08.96 г. N 1023, от 23.12.96 г. N 1544, и включает:

- выходное пособие при увольнении;

- компенсационные выплаты (суточные по командировкам и выплаты вместо суточных);

- стоимость бесплатного предоставления некоторым категориям работников квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов или сумм средств для их возмещения, а также твердого топлива для работников угольной промышленности;

- стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла, моющих средств, молока и лечебно-профилактического питания;

- суммы возмещения расходов и других компенсаций в связи с переводом, принятием или направлением рабочих и служащих на работу в другую местность;

- доплаты и надбавки к заработной плате вместо суточных в случаях, если постоянная работа производится в дороге или имеет разъездной характер, или в связи со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков;

- заработная плата за дни работы без вознаграждения за труд (субботники, воскресники и т.п.), которая перечисляется в соответствующий бюджет или на благотворительные цели;

- суммы возмещения ущерба, причиненного работнику инвалидностью или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением им своих трудовых обязанностей;

- стипендии, выплачиваемые предприятиями и организациями слушателям подготовительных отделений, студентам, аспирантам, направленным на обучение с отрывом от производства;

- помощь, выплачиваемая за счет предприятия, учреждения, организации молодым специалистам во время отпуска после окончания высшего или среднего учебного заведения;

- доходы граждан от владения корпоративными правами (полученные дивиденды);

- стипендии Президента Украины, Кабинета Министров Украины и Министерства по делам науки и технологий для молодых ученых;

- финансовая помощь (гранты) Международного научного фонда. Фонда гражданских исследований и развития и Украинского научно-технического центра, которая предоставляется ученым Украины - победителям соответствующих конкурсов;

в) поскольку объектом налогообложения являются выплаты, которые облагаются подоходным налогом с граждан, сбор не начисляется на сумму материальной помощи в пределах 12 необлагаемых минимумов доходов, а также другие выплаты, указанные в ст.5 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 "О подоходном налоге с граждан" (помощь по государственному социальному страхованию, алименты, компенсационные выплаты и т.д.).

(6) Пункт 3 ст.4 Закона от 26.06.97 г. N 400/97-ВР "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" противоречит пункту 1 ст.4 этого же Закона в части сбора в размере 32% от суммы вознаграждения за работы, выполненные по договорам гражданско-правового характера.

(7) Объект налогообложения - фактические расходы плательщиков сбора на оплату труда лиц, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиками сбора, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и другие поощрительные и компенсационные выплаты, а также расходы на выплату авторских вознаграждений и выплаты за выполнение работ (услуг) согласно договорам гражданско-правового характера.

Примечание.

Хотя ставка сбора в фонд Чернобыля снижена с 12% до 10%, объект налогообложения расширяется за счет включения в него "других поощрений и компенсационных выплат". Согласно действующей Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Минстата Украины от 11.12.95 г. N 323 и зарегистрированной в Минюсте Украины 21.12.95 г. N 465/1001, к другим поощрительным и компенсационным выплатам относятся пункты 1.41 и 1.42:

- материальная помощь (оздоровительные, экологические и другие выплаты);

- сумма предоставленных предприятием трудовых и социальных льгот работникам (стоимость путевок, удешевление стоимости питания и др.).

(8) Территориальная община - жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, которые являются самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, которые имеют единый административный центр (см. ст.1 Закона Украины от 21.05.97 г. N 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине".

(9) Объект налогообложения - сумма облагаемого дохода (прибыли), исчисленная в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины в соответствии с законодательством Украины.

Примечания:

а) согласно ст.б Закона от 26.06.97 г. N 400/97-ВР в течение двух недель после его опубликования Кабинет Министров Украины должен установить Порядок определения такого дохода (прибыли).

б) до приведения действующего законодательства в соответствие с новым Законом Украины применяется совокупный налогооблагаемый доход, определяемый в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 "О подоходном налоге с граждан" с учетом изменений и дополнений, а также Инструкцией, утвержденной Главной государственной налоговой инспекцией Украины 21.04.93 г. N 12 с учетом изменений и дополнений.

(10) Объект налогообложения - совокупный облагаемый доход, исчисленный в соответствии с законодательством Украины.

Примечание.

В настоящее время совокупный налогооблагаемый доход определяется в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 с учетом изменений и дополнений, а также Инструкцией, утвержденной приказом Главной государственной налоговой администрацией Украины 21.04.93 г. N 12 с учетом изменений и дополнений.

(11) Существенным условием трудового договора, отличающим его от договора гражданско-правового характера, является то, что по трудовому договору работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку. (На практике - штатные работники предприятий, учреждений, организаций.)