Материальная помощь - это актуально всегда
В еженедельнике "Баланс", 1997, N 26 была опубликована консультация "Материальная помощь", содержащая следующие разделы:
I. Порядок, размер и источники выплаты материальной помощи на предприятии.
II. Порядок включения материальной помощи в среднюю заработную плату при расчете отпускных, в период временной нетрудоспособности и других выплат.
III. Удержание подоходного налога.
IV. Обязательные взносы на государственное социальное страхование.
V. Выплаты материальной помощи пенсионерам, которые находятся на пенсии и не состоят в списках предприятий.
VI. Материальная помощь на погребение.
VII. Числовой пример отражения в бухгалтерском учете начисленной заработной платы и материальной помощи, начислений и удержаний обязательных налогов и взносов с этих сумм исходя из нормативных документов, действовавших по состоянию на 23.06.96 г., а также порядок исправления ошибок, возникающих при этом.
В связи с тем что после опубликования статьи были приняты и вступили в действие ряд законодательных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты отдельных сборов и платежей с заработной платы, разделы IV, V, VI, VII консультации "Материальная помощь" в части начисления взносов следует считать утратившими силу.
При начислении и выплате материальной помощи дополнительно к законодательным и нормативным документам, указанным в еженедельнике "Баланс" N 26, следует руководствоваться:
1. Законом Украины от 20.06.97 г. N 386/97-ВР "О формировании Фонда для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения", вступившим в силу с 12 июля 1997 года (опубликован в еженедельнике "Баланс", 1997, N 30) (далее - Закон (1)).
2. Законом Украины от 26.06.97 г. N 400/97-ВР "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование", вступившим в силу с 29 июля 1997 года (опубликован в еженедельнике "Баланс", 1997, N 32) (далее - Закон (2)).
3. Законом Украины от 26.06.97 г. N 402/97-ВР "О сборе на обязательное социальное страхование", вступившим в силу с 29 июля 1997 года (опубликован в еженедельнике "Баланс", 1997, N 32) (далее - Закон (3)).
4. Законом Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", вступившим в силу с 1 июля 1997 года (опубликован в еженедельнике "Баланс", 1997, N 25) (далее - Закон (4)).
5. Постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 29.07.97 г. N 5-4 "Об утверждении изменений и дополнений к Инструкции о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, а также учета поступления и расходования его средств" (опубликовано в еженедельнике "Баланс", 1997, N 39).
6. Приказом Министерства труда Украины, Государственного центра занятости от 11.08.97 г. N 78 "Об утверждении формы ведомости о регистрации плательщиков сбора, уведомления плательщику сбора и расчетной ведомости по начислению и перечислению сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы, о контроле за своевременным и полным поступлением сбора".
7. Письмом Министерства труда Украины, Министерства финансов Украины от 30.07.97 г. N ДЦ-05-1078, 13/3-12 "О сборе на обязательное социальное страхование на случай безработицы".
Рассмотрим, какие изменения произошли при начислении и выплате материальной помощи после 1 июля 1997 года.
Напоминаем, что в соответствии со статьей.2 Закона Украины от 24.03.95 г. "Об оплате труда" материальные и денежные выплаты в составе других поощрительных и компенсационных выплат входят в структуру заработной платы.
Согласно пункту 2.41 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N 323 (далее - Инструкция N 323), суммы материальной помощи (оздоровительные, экологические и другие выплаты) в составе других поощрительных и компенсационных выплат входят в расходы на оплату труда.
Источником выплаты материальной помощи на предприятии по-прежнему является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (фонд материального поощрения).
В связи с вступлением в действие новых законов изменился объект налогообложения и ставки сбора.
В приложении к консультации рассмотрен пример, отражающий порядок начисления и выплаты материальной помощи в бухгалтерском и налоговом учете после вступления в силу Законов (1) - (4). По условию примера на предприятии в сентябре 1997 года работнику предприятия была выплачена за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормами времени, выработки, обслуживания, должностными обязанностями) основная заработная плата в размере 300 грн. и материальная помощь в связи с уходом в отпуск на оздоровление в размере 250 грн.
Исходя из вышеизложенного и учитывая ставки сборов, утвержденные Законами (1) - (3), рассмотрим начисление сборов и удержание налогов и сборов в сентябре 1997 года.
1. Сбор в Фонд для осуществления мер
по ликвидации последствий Чернобыльской
катастрофы и социальной защите населения
До 12 июля 1997 года, т.е. до вступления в действие Закона (1), на материальную помощь взносы в Фонд Чернобыля не начислялись согласно Закону Украины от 28.02.91 г. "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы", с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.06.96 г., а также в соответствии с Положением о порядке поступления и использования средств Фонда для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения, утвержденным приказом Минчернобыля и Минфина Украины от 02.01.94 г. N 184/121, с изменениями, внесенными приказом Минчернобыля и Минфина Украины от 30.04.96 г. N 57/87.
Начисление взносов с заработной платы согласно пунктам 2.1 - 2.40 Инструкции N 323 производилось по ставке 12 %. Был предоставлен ряд льгот (см. еженедельник "Баланс", 1996, N 43). В настоящее время, с 12 июля 1997 года, в соответствии со статьей 2 Закона (1) с заработной платы и материальной помощи плательщиков сборов производится начисление в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения в размере 10 %.
От уплаты сбора с 12 июля 1997 года освобождены предприятия:
угольной промышленности;
предприятия, осуществляющие добычу железной, марганцевой и урановых руд подземным способом и строительство шахт;
предприятия (объединения) и организации Украинского общества слепых и Украинского общества глухих, где инвалиды составляют более 50 % общей численности работающих в основном производстве.
Другие льготы не предусмотрены.
2. Удержание подоходного налога
Существенных изменений не произошло, однако следует обратить внимание на следующее.
2.1. В соответствии со статьей 5 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 "О подоходном налоге с граждан" (подпункт "а") суммы материальной помощи, включая стоимость денежных призов и подарков, не включаются в совокупный налогооблагаемый доход граждан, если их сумма не превышает 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год включительно.
В случае изменения не облагаемого налогом минимума доходов граждан на протяжении года и шкалы ставок прогрессивного налогообложения сумма материальной помощи, которая не включается в совокупный налогооблагаемый доход, определяется по средневзвешенной в соответствии с периодами действия шкалы ставок (письмо Главной государственной налоговой инспекции Украины от 30.09.93 г. N 36-103).
Сумма материальной помощи, которая превышает указанный размер, включается в совокупный налогооблагаемый доход того месяца (периода), в котором возникло это превышение.
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом "1" статьи 5 Декрета 13 в совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется налогообложение, не включаются суммы материальной помощи, как в денежной, так и в натуральной форме, независимо от ее размера, которая выплачивается на основании решений Правительства Украины в связи со стихийными и экологическими бедствиями, авариями и катастрофами, местных органов государственной исполнительной власти, профсоюзов, Фонда социального страхования, благотворительных фондов и иностранных государств.
Материальной помощью по решению указанных органов и иностранных государств считается денежная и натуральная помощь, которая выплачивается гражданам при названных условиях (пункт 5.11 Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. N12, с изменениями и дополнениями).
2.2. В том случае, когда предприятие выплачивает материальную помощь гражданину, не работающему на данном предприятии, а также при выплате материальной помощи работнику не по месту основной работы, следует руководствоваться Декретом Кабинета Министров Украины от 30.04.93 г. N 43-93 "О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Кабинета Министров Украины о налогах".
Из материальной помощи, выданной не по месту основной работы сверх установленного не облагаемого налогом размера, удерживается подоходный налог у источника выплат по ставке 20 %.
Сведения по форме N 2 в течение 30 дней после выплаты направляются в государственную налоговую администрацию по месту проживания граждан.
2.3. При выплате одноразовых денежных выплат гражданам пожилого возраста за счет средств предприятия в связи с выходом на пенсию эти выплаты не облагаются подоходным налогом (письмо Государственной налоговой администрации Украины от 15.06.94 г. N 10-214/10-2307).
2.4. При выдаче ежегодной помощи на оздоровление детей за счет средств предприятия она не включается в совокупный налогооблагаемый доход в размере 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год.
3. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование
Согласно статье 2 Закона (2) объектом налогообложения для начисления сбора являются для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 данного Закона, фактические расходы на оплату труда работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, исходя из тарифных ставок. Материальная помощь не рассчитывается исходя из тарифных ставок, но она входит в объект налогообложения сбора, так как материальная помощь не входит в перечень видов оплаты труда и других выплат, на которые не начисляется сбор (см. постановление Кабинета Министров Украины от 12.10.92 г. N 583, с изменениями и дополнениями, а также Инструкцию Пенсионного фонда Украины от 29.07.97 г. N 5-4, опубликованную в еженедельнике "Баланс", 1997, N 39). Материальная помощь учитывается при определении среднемесячного заработка для расчета пенсии.
Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование начисляется на полную сумму материальной помощи (за исключением ежегодной помощи на оздоровление детей в размере 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год - 204 грн.) по ставкам в следующих размерах:
32 % - плательщиками сбора, определенными пунктами 1 и 2 статьи 1 Закона (2) (например, субъектами предпринимательской деятельности независимо от формы собственности);
4 % - предприятиями, учреждениями и организациями, где работают инвалиды, от сумм материальной помощи для работающих инвалидов и по ставке 32 % от сумм материальной помощи для других работников такого предприятия.
Кроме того, физические лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), и физические лица, выполняющие работы (услуги) согласно гражданско-правовым договорам, с совокупного облагаемого дохода, исчисленного в соответствии с законодательством Украины, уплачивают сбор в размере 1 %.
Сбор на государственное обязательное пенсионное страхование уплачивается одновременно с получением денежных средств в учреждениях банков на оплату труда (ст. 5 Закона (2)).
В случае недостаточности денежных средств выдача их на выплату заработной платы и перечисление сбора в Пенсионный фонд Украины производится в пропорциональных суммах.
В случае получения денежных средств на оплату труда с выручки от реализации продукции или оказания услуг, а также натуроплатой на следующий день после каждой указанной выплаты плательщики обязаны перечислить в Фонд соответствующие суммы сбора.
4. Сбор на обязательное социальное страхование
Согласно статье 2 Закона (3) материальная помощь является объектом налогообложения для начисления сбора на обязательное социальное страхование (в том числе сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы), так как она не относится к расходам, которые не учитываются при исчислении среднемесячной заработной платы для назначения пенсий, перечень которых утверждает Кабинет Министров Украины.
Согласно статье 4 Закона (3) установлены ставки сбора в следующих размерах:
1. Для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 Закона (3), например субъектов предпринимательской деятельности, - 5,5% от объекта налогообложения (в том числе 1,5 процента от объекта налогообложения на сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы).
2. Для предприятий, учреждений и организаций, где работают инвалиды, сбор на обязательное социальное страхование определяется отдельно по ставке 1 % от объекта налогообложения для работающих инвалидов и по ставке 5,5 % от объекта налогообложения для других работников такого предприятия. При этом сбор на обязательное социальное страхование, определенный от объекта налогообложения для работающих инвалидов, в полном объеме зачисляется в Фонд социальной защиты инвалидов.
Новым является также установление ставки сбора в размере 0,5 % от объекта налогообложения сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы с 29 июля 1997 года для плательщиков сбора, определенных пунктами 3 и 4 статьи 1 Закона (3).
Следует также отметить, что сбор на обязательное социальное страхование и сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы уплачиваются одновременно с получением денежных средств в учреждениях банков на оплату труда, а сбор в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения - во второй половине месяца одновременно с получением в учреждениях банков денежных средств на оплату труда.
5. Материальная помощь и валовые расходы
Согласно подпункту 5.2.1 пункта 5.2 статьи 5 Закона (4) в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов, уплаченные (начисленные) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, реализацией продукции (работ, услуг) и охраной труда, с учетом ограничений, установленных пунктами 5.3 - 5.8 статьи 5 Закона (4). Материальная помощь к таким расходам не относится, следовательно, ее нельзя включать в валовые расходы для определения налогооблагаемой прибыли. Так как сумма начисленной заработной платы (300 грн. согласно условиям рассматриваемого примера) входит в состав затрат на оплату труда, определенных пунктом 5.6.1 Закона (4), ее можно будет включить в состав валовых расходов с учетом норм пункта 5.3 статьи 5 Закона (4). В частности, обязательным условием для включения в состав валовых расходов является их подтверждение соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.
При отнесении начисленных сборов с сумм заработной платы и материальной помощи к валовым расходам следует учитывать положения пункта 5.2.5 статьи 5 с учетом ограничений подпункта 5.7.1 пункта 5.7 статьи 5 Закона (4).
Подпунктом 5.7.1 пункта 5.7 статьи 5 Закона (4) предусмотрено включение в состав валовых расходов налогоплательщика суммы сборов на обязательное государственное пенсионное страхование и другие виды общеобязательного (в том числе государственного) социального страхования физических лиц, которые состоят в трудовых отношениях с налогоплательщиком, начисленные на выплаты, указанные в подпункте 5.6.1 статьи 5 Закона (4), по ставкам и в порядке, установленном этим Законом.
Следовательно, с суммы заработной платы (300 грн.) суммы сборов в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения, в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, в Фонд социального страхования на случай безработицы можно включить в состав валовых расходов.
С суммы материальной помощи (250 грн.) сбор в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения включается в состав валовых расходов, а остальные сборы уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Если на предприятии согласно Рекомендациям по бухгалтерскому учету валовых расходов и валовых доходов, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 04.08.97 г. N 168 (далее - Рекомендации), осуществляются записи в системе регистров и счетов бухгалтерского учета с использованием счета бухгалтерского учета 18 "Валовые расходы", то на сумму начисленной работникам основной и дополнительной и других видов заработной платы, исходя из тарифных ставок, будет произведена запись по дебету счета 18 и кредиту счета 70/1 (согласно пункту 3.10 Рекомендаций ). Одновременно с записями операций по дебету счета 18 "Валовые расходы" согласно пункту 4.1 Рекомендаций счет 18 кредитуется в корреспонденции со счетом 20 на сумму расходов по начислению заработной платы, что отражается записью по дебету счета 20 и кредиту счета 18. Все записи по счету 18 "Валовые расходы" производятся на основании первичных учетных документов, фиксирующих факты осуществления хозяйственных операций. Суммы материальной помощи, как уже указывалось выше, на счете 18 "Валовые расходы" не отражаются. Отражение сумм сборов и налогов в налоговом учете производится согласно пунктам 3.9, 3.16, 4.1 Рекомендаций.