Обзор новых законодательных актов по начислениям на заработную плату
В июле 1997 года налогоплательщики Украины имели возможность ознакомиться с законодательными документами, регламентирующими взимание сборов, объектом исчисления которых являются расходы на оплату труда.
Все три Закона в соответствии с Указом Президента Украины от 10.06.97 г. N 503/97 "О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и введения их в действие" вступили в силу с момента опубликования в газете "Урядовый курьер", т.е. считаются действующими: с 12 июля 1997 года - Закон Украины от 20.06.97 г. N 386/97-ВР "О формировании Фонда для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения" (далее - Закон (1)): с 29 июля 1997 года Закон Украины от 26.06.97 г. N 400/97-ВР "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" (далее - Закон (2)) и Закон Украины от 26.07.97 г. N 402/ 97-ВР "О сборе на обязательное социальное страхование" (далее - Закон (3)).
С введением в действие перечисленных документов общий размер начислений на фонд оплаты труда предприятий существенно не изменился предстоит уплачивать 47,5 % в настоящее время по сравнению с 51 % в прошлом. Новые варианты начислений на заработную плату соответствуют Закону Украины "О системе налогообложения" и относятся к общегосударственным налогам и сборам, которые согласно подпунктам 5.2.5 и 5.6.1 Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" включаются в состав валовых расходов.
По сравнению с предыдущими нормативными документами, которыми определялся порядок взимания начислений на заработную плату, новые законы содержат ряд существенных особенностей и отличий.
В каждом из законов приведен подробный перечень налогоплательщиков, при этом особо выделены филиалы и другие обособленные подразделения предприятий. Также согласно Закону (1) плательщиками сбора в Фонд Чернобыля являются субъекты предпринимательской деятельности - физические лица, причем не все, а только те, кто использует наемный труд.
К плательщикам сбора на обязательное социальное страхование теперь относятся также физические лица, работающие на условиях трудового договора (контракта) или выполняющие работы согласно договорам гражданско-правового характера. С них удерживается сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы.
Отдельные статьи законов регламентируют порядок определения объекта налогообложения. Так, Законом (1) сбор в фонд Чернобыля начисляется на расходы предприятия на выплату основной и дополнительной заработной платы и на другие поощрительные и компенсационные выплаты. Перечень этих выплат определялся сначала Инструкцией о составе средств, направленных на потребление, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 27.06.94 г. N150, а с 1 января 1996 года - пунктами 2.1 - 2.40 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N323 (далее - Инструкция). Поскольку до вступления в силу Закона (1) часть поощрительных и компенсационных выплат облагалась взносами в Фонд Чернобыля (согласно пунктам 2.31 - 2.40 Инструкции - это, например, оплата простоев, вознаграждение за выслугу лет, премии и т.д.), а часть не подлежала налогообложению (согласно пунктам 2.41 и 2.42 Инструкции - материальная помощь, оплата дополнительных отпусков, путевки и т.д.), то для однозначного трактования состава этих и других выплат, подлежащих обложению сбором в Фонд Чернобыля, следует ожидать нормативный документ по этому вопросу, разработка которого поручена Кабинету Министров Украины.
К объекту обложения сборами на пенсионное и социальное страхование не относятся выплаты, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий. Перечень таких выплат утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 12.10.92 г. N 583, с последующими изменениями и дополнениями, и включает в себя: выходное пособие при увольнении; суточные по командировкам и выплаты вместо суточных за разъездной характер работы: стоимость бесплатно предоставленных некоторым категориям работников квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов или сумма средств для их возмещения за счет соответствующих бюджетов, а также твердого топлива для работников угольной промышленности; стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла, моющих и обеззараживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания: суммы возмещения затрат и других компенсаций в связи с переводом, приемом или направлением рабочих и служащих на работу в другую местность: заработная плата за дни работы без вознаграждения за труд, которая перечисляется в соответствующий бюджет или на благотворительные цели; суммы возмещения ущерба, причиненного работнику увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением им своих трудовых обязанностей: стипендии, выплачиваемые предприятием обучающимся с отрывом от производства; помощь, выплачиваемая за счет предприятия молодым специалистам во время отпуска после окончания учебного заведения: доходы граждан от владения корпоративными правами (полученные дивиденды); финансовая поддержка научными фондами победителей соответствующих конкурсов.
Значительно сократился перечень предприятий, которым предоставляются льготы по сбору в Фонд Чернобыля. С июля 1997 года на общих основаниях сбор уплачивают: научные, проектные и конструкторские учреждения от расходов на оплату труда за счет бюджетных ассигнований; социально-культурные заведения, содержащиеся за счет профсоюзного бюджета и доходов от реализации путевок, отчислений от прибыли организаций, на балансе которых они находятся; научно-производственное объединение "Восточный горно-обогатительный комбинат" (г. Желтые Воды, Днепропетровская область); предприятия и хозяйственные организации, независимо от их подчиненности и формы собственности, от затрат на оплату труда их работников, отнесенных к I и II категории лиц, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.
Также следует обратить внимание на то, что сроком уплаты всех трех сборов в бюджет (целевой фонд) считается день получения денежных средств на оплату труда в учреждениях банка. То есть, если на предприятии, например, заработная плата выдается два раза в месяц, сборы также уплачиваются дважды.
Рассматриваемые законодательные документы не предусматривают сроки и формы представления отчетности по этим платежам, но поскольку Кабинету Министров Украины поручено разработать и привести в соответствие с принятыми законами свои нормативно-правовые акты, эти вопросы будут урегулированы соответствующими инструкциями или положениями.
Для того чтобы лучше сориентироваться в указанных законах, в таблице 1 приведена сравнительная характеристика плательщиков сборов и объектов налогообложения до и после вступления в силу новых законов. В графе 1 дано определение плательщиков сбора и объекта налогообложения в соответствии с Положением о порядке поступления и использования средств Фонда для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения, утвержденным приказом Министерства Чернобыля Украины и Министерством финансов Украины от 02.12.94 г. N 184/121, в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, а также учета поступления и расходования его средств, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 06.09.96 г. N 11-1. В графе 2 приведены положения Законов (1), (2) и (3).
Таблица 1
+---------------------------------------------------------------------------+
¦ I. Сбор в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий ¦
¦ Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ до 12.07.97 г. ¦ после 12.07.97 г. ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ Плательщики сборов ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦Предприятия, включая предприятия¦Из числа резидентов - субъекты ¦
¦с иностранными инвестициями, ¦предпринимательской деятельности, ¦
¦независимо от подчиненности и ¦независимо от формы собственности, ¦
¦формы собственности ¦общественные и другие учреждения и ¦
¦ ¦организации (кроме бюджетных учреждений ¦
¦Объединения предприятий, ¦и организаций), осуществляющие ¦
¦созданных в соответствии со ¦деятельность, направленную на получение ¦
¦статьей 3 Закона Украины "О ¦прибыли, как на территории Украины, так ¦
¦предприятиях в Украине" ¦и за ее пределами, и осуществляющие ¦
¦ ¦оплату труда ¦
¦Другие организации, ¦ ¦
¦осуществляющие хозяйственную, ¦Из числа нерезидентов - физические или ¦
¦предпринимательскую или другую ¦юридические лица, созданные в какой-либо ¦
¦коммерческую деятельность ¦организационно-правовой форме,получающие ¦
¦на территории Украины ¦доходы из источников их происхождения из ¦
¦ ¦Украины, осуществляющие оплату труда, за ¦
¦ ¦исключением учреждений и организаций, ¦
¦ ¦имеющих дипломатический статус либо ¦
¦ ¦иммунитет согласно международному ¦
¦ ¦договору или закону ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Филиалы, отделения и другие обособленные ¦
¦ ¦подразделения плательщиков сбора, не ¦
¦ ¦имеющие статуса юридического лица, ¦
¦ ¦осуществляющие оплату труда ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Постоянные представительства нерезидентов,¦
¦ ¦получающие доходы из источников их ¦
¦ ¦происхождения из Украины либо выполняющие ¦
¦ ¦агентские (представительские) функции ¦
¦ ¦относительно таких нерезидентов или их ¦
¦ ¦учредителей, осуществляющие оплату труда ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ Объекты налогообложения ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦Фактические суммы затрат, ¦Фактические расходы плательщиков сбора на ¦
¦направленных на оплату труда. ¦оплату труда лиц, находящихся в трудовых ¦
¦Начиная с 01.01.96 г. затраты на¦отношениях с плательщиком сбора, ¦
¦оплату труда, на которые ¦включающие расходы на выплату основной и ¦
¦начислялись взносы, определялись¦дополнительной заработной платы и другие ¦
¦пунктами 2.1 - 2.40 Инструкции ¦поощрительные и компенсационные выплаты, ¦
¦по статистике заработной платы, ¦а также расходы на выплату авторских ¦
¦утвержденной приказом ¦вознаграждений и выплаты за выполнение ¦
¦Министерства статистики Украины ¦работ (услуг) согласно договорам ¦
¦от 11.12.95 г. N 323 ¦гражданско-правового характера ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦
¦ II. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование ¦
¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ до 29.07.97 г. ¦ после 29.07.97 г. ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ Плательщики сборов ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦Предприятия, независимо от формы¦Субъекты предпринимательской деятельности,¦
¦собственности и хозяйствования, ¦независимо от формы собственности, их ¦
¦вида деятельности и отраслевой ¦объединения, бюджетные, общественные и ¦
¦принадлежности, в том числе с ¦другие учреждения и организации, ¦
¦иностранными инвестициями, ¦объединения граждан и другие юридические ¦
¦религиозные организации, ¦лица, а также физические лица-субъекты ¦
¦фермерские (крестьянские) ¦предпринимательской деятельности, которые ¦
¦хозяйства, объединения граждан ¦используют труд наемных работников ¦
¦ ¦ ¦
¦Граждане-предприниматели, ¦Филиалы, отделения и другие обособленные ¦
¦использующие труд физических лиц¦подразделения налогоплательщиков, не ¦
¦на условиях найма ¦имеющие статуса юридического лица, ¦
¦ ¦расположенные на территории другой, чем ¦
¦Обособленные самостоятельные ¦плательщик сборов, территориальной ¦
¦подразделения предприятий, ¦громады ¦
¦имеющие отдельный баланс, счет в¦ ¦
¦учреждениях банков и ¦Физические лица - субъекты ¦
¦осуществляющие расчеты по оплате¦предпринимательской деятельности, не ¦
¦труда ¦использующие труд наемных работников, ¦
¦ ¦адвокаты, частные нотариусы ¦
¦Предприятия, независимо от формы¦ ¦
¦собственности, и граждане- ¦Физические лица, работающие на условиях ¦
¦предприниматели, которые ¦трудового договора (контракта), и ¦
¦используют труд граждан по ¦физические лица, выполняющие работы ¦
¦соглашениям гражданско-правового¦(услуги) согласно гражданско-правовым ¦
¦характера ¦договорам, в том числе члены творческих ¦
¦ ¦союзов, творческие работники, не ¦
¦Все работающие граждане, в том ¦являющиеся членами творческих союзов, ¦
¦числе работающие по соглашениям ¦и т.п. ¦
¦гражданско-правового характера. ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Граждане, которые занимаются ¦ ¦
¦индивидуальной ¦ ¦
¦предпринимательской ¦ ¦
¦деятельностью, а также адвокаты,¦ ¦
¦их помощники, частные нотариусы ¦ ¦
¦и другие граждане, деятельность ¦ ¦
¦которых основана на частной ¦ ¦
¦собственности физического лица и¦ ¦
¦исключительно на его труде ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ Объекты налогообложения ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦Фонд оплаты труда, включая все ¦Для плательщиков сбора, определенных ¦
¦расходы на оплату труда, ¦пунктами 1 и 2 статьи 1 Закона (2),- ¦
¦независимо от источников ¦фактические расходы на оплату труда ¦
¦финансирования, которые ¦работников, включающие расходы на выплату ¦
¦определяются согласно актам о ¦основной и дополнительной заработной платы¦
¦составе средств, направляемых на¦и других видов поощрений и выплат, исходя ¦
¦указанные цели, другие выплаты, ¦из тарифных ставок, в виде премий, ¦
¦в том числе в натуральной форме,¦поощрений,в том числе в натуральной форме,¦
¦которые подлежат обложению ¦подлежащие обложению налогом на доходы ¦
¦подоходным налогом с граждан, а ¦физических лиц (подоходным налогом с ¦
¦также сумм депозитов, открытых ¦граждан). К этим расходам не относятся ¦
¦субъектами предпринимательской ¦расходы на оплату выполненных работ ¦
¦деятельности на физических лиц, ¦(услуг) согласно гражданско-правовым ¦
¦и суммы, направленные субъектами¦договорам, выплату доходов в виде ¦
¦предпринимательской деятельности¦дивидендов, процентов и т.п., а также ¦
¦на погашение кредитов,полученных¦другие расходы, которые не учитываются ¦
¦физическими лицами, кроме ¦при исчислении среднемесячной заработной ¦
¦вознаграждений, выплачиваемых по¦платы для назначения пенсий, перечень ¦
¦договорам гражданско-правового ¦которых утверждается Кабинетом Министров ¦
¦характера, а также выплат в ¦Украины ¦
¦соответствии с Перечнем видов ¦ ¦
¦оплаты труда и других выплат, на¦ ¦
¦которые не начисляются страховые¦ ¦
¦взносы и которые не учитываются ¦ ¦
¦при определении среднемесячного ¦ ¦
¦заработка для исчисления пенсий,¦ ¦
¦утвержденным постановлением ¦ ¦
¦Кабинета Министров Украины от ¦ ¦
¦12.10.92 г. N 583 ¦ ¦
+--------------------------------+------------------------------------------¦
¦Доходы граждан, которые ¦Для физических лиц - субъектов ¦
¦занимаются индивидуальной ¦предпринимательской деятельности, не ¦
¦предпринимательской ¦использующих труд наемных работников, ¦
¦деятельностью,а также адвокатов,¦адвокатов, частных нотариусов - сумма ¦
¦их помощников, нотариусов и ¦облагаемого дохода (прибыли), исчисленная ¦
¦других граждан, деятельность ¦в порядке,определенном Кабинетом Министров¦
¦которых основана на частной ¦Украины в соответствии с законодательством¦
¦собственности физического лица и¦Украины ¦
¦исключительно на его труде ¦ ¦
+--------------------------------+------------------------------------------¦
¦Размер оплаты труда всех ¦Для физических лиц, работающих на условиях¦
¦работающих граждан, в том числе ¦трудового договора (контракта), и ¦
¦работающих по соглашениям ¦физических лиц,выполняющих работы (услуги)¦
¦гражданско-правового характера ¦согласно гражданско-правовым договорам, в ¦
¦ ¦том числе члены творческих союзов, ¦
¦ ¦творческие работники,не являющиеся членами¦
¦ ¦творческих союзов, и т.п., - совокупный ¦
¦ ¦облагаемый доход, исчисленный в ¦
¦ ¦соответствии с законодательством Украины ¦
+--------------------------------+------------------------------------------¦
¦Суммы вознаграждений, ¦Примечание. Суммы вознаграждения, ¦
¦выплачиваемых гражданам за ¦выплачиваемые по договорам гражданско- ¦
¦выполнение работ по договорам ¦правового характера, не вошли в объект ¦
¦гражданско-правового характера ¦налогообложения, определенный статьей 2 ¦
¦предприятиями, независимо от ¦Закона (2), но в соответствии с пунктом 3 ¦
¦форм собственности и ¦статьи 4 этого же Закона плательщики сбора¦
¦хозяйствования,вида деятельности¦(субъекты предпринимательской ¦
¦и отраслевой принадлежности, ¦деятельности) уплачивают сбор с суммы ¦
¦объединениями граждан, граждан- ¦вознаграждения, выплачиваемого физическим ¦
¦предпринимателей, которые ¦лицам по договорам гражданско-правового ¦
¦используют наемный труд ¦характера. ¦
+--------------------------------+------------------------------------------¦
¦Фонд оплаты труда (5 %) ¦Примечание. Затраты на оплату труда ¦
¦общественных организаций ¦инвалидов, работающих на предприятиях, ¦
¦пенсионеров и инвалидов, ¦согласно Закону (2) не выделены как ¦
¦предприятий,учреждений и учебных¦отдельный объект налогообложения, но в ¦
¦заведений, созданных за счет ¦соответствии с пунктом 1 статьи 4 ¦
¦средств этих организаций для ¦указанного Закона размер сбора ¦
¦решения их уставных задач, а ¦определяется отдельно - по ставке 4 % ¦
¦также предприятий, где инвалиды ¦от объекта налогообложения для ¦
¦составляют 50 % общего ¦работающих инвалидов и по ставке 32 % - ¦
¦количества работающих ¦для других работников такого предприятия. ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦
¦ III. Сбор на обязательное социальное страхование ¦
¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ до 29.07.97 г. ¦ после 29.07.97 г. ¦
+--------------------------------+------------------------------------------¦
¦Предприятия, независимо от форм ¦Субъекты предпринимательской деятельности,¦
¦собственности и хозяйствования, ¦независимо от формы собственности, их ¦
¦вида деятельности и отраслевой ¦объединения, бюджетные, общественные и ¦
¦принадлежности, в том числе с ¦другие учреждения и организации, ¦
¦иностранными инвестициями, ¦объединения граждан и другие юридические ¦
¦религиозные организации, ¦лица, а также физические лица - субъекты ¦
¦фермерские (крестьянские) ¦предпринимательской деятельности,которые ¦
¦хозяйства, объединения граждан ¦используют труд наемных работников ¦
¦ ¦ ¦
¦Граждане-предприниматели, ¦Филиалы, отделения и другие обособленные ¦
¦использующие труд физических ¦подразделения налогоплательщиков, не ¦
¦лиц на условиях найма ¦имеющие статуса юридического лица, ¦
¦ ¦расположенные на территории другой, чем ¦
¦Обособленные самостоятельные ¦плательщик сборов, территориальной ¦
¦подразделения предприятий, ¦громады ¦
¦имеющие отдельный баланс, счет ¦ ¦
¦в учреждениях банков и ¦Физические лица - субъекты ¦
¦осуществляющие расчеты по ¦предпринимательской деятельности, не ¦
¦оплате труда ¦использующие труд наемных работников, ¦
¦ ¦адвокаты, частные нотариусы ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Физические лица, работающие на условиях ¦
¦ ¦трудового договора (контракта), и ¦
¦ ¦физические лица, выполняющие работы ¦
¦ ¦(услуги) согласно гражданско-правовым ¦
¦ ¦договорам, в том числе члены творческих ¦
¦ ¦союзов, творческие работники, не ¦
¦ ¦являющиеся членами творческих союзов, ¦
¦ ¦и т.п. ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ Объекты налогообложения ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦Фонд оплаты труда, включая все ¦Для плательщиков сбора, определенных ¦
¦расходы на оплату труда, ¦пунктами 1 и 2 статьи 1 Закона (3), ¦
¦независимо от источников ¦- фактические расходы на оплату труда ¦
¦финансирования, которые ¦работников, которые включают расходы на ¦
¦определяются согласно актам о ¦выплату основной и дополнительной ¦
¦составе средств, направляемых ¦заработной платы и других видов поощрений ¦
¦на указанные цели, другие ¦и выплат, исходя из тарифных ставок,в виде¦
¦выплаты, в том числе в ¦премий,поощрений,в том числе в натуральной¦
¦натуральной форме, которые ¦форме, которые подлежат обложению налогом ¦
¦подлежат обложению подоходным ¦на доходы физических лиц (подоходным ¦
¦налогом с граждан, а также сумм ¦налогом с граждан). К этим расходам не ¦
¦депозитов, открытых субъектами ¦относятся расходы на оплату выполненных ¦
¦предпринимательской деятельности¦работ (услуг) согласно гражданско- ¦
¦на физических лиц, и суммы, ¦правовым договорам, выплату доходов в виде¦
¦направленные субъектами ¦дивидендов, процентов и т.п., а также ¦
¦предпринимательской деятельности¦другие расходы, которые не учитываются при¦
¦на погашение кредитов,полученных¦исчислении среднемесячной заработной платы¦
¦физическими лицами, кроме ¦для назначения пенсий, перечень которых ¦
¦вознаграждений, выплачиваемых по¦утверждается Кабинетом Министров Украины ¦
¦договорам гражданско-правового ¦ ¦
¦характера, а также выплат в ¦ ¦
¦соответствии с Перечнем видов ¦ ¦
¦оплаты труда и других выплат, на¦ ¦
¦которые не начисляются страховые¦ ¦
¦взносы и которые не учитываются ¦ ¦
¦при определении среднемесячного ¦ ¦
¦заработка для исчисления пенсий,¦ ¦
¦утвержденным постановлением ¦ ¦
¦Кабинета Министров Украины от ¦ ¦
¦12.10.92 г. N 583 ¦ ¦
+--------------------------------+------------------------------------------¦
¦Примечание. ¦Для физических лиц - субъектов ¦
¦До введения в действие Закона ¦предпринимательской деятельности, не ¦
¦(3) доходы физических лиц - ¦использующих труд наемных работников, ¦
¦субъектов предпринимательской ¦адвокатов, частных нотариусов - сумма ¦
¦деятельности не подлежали ¦облагаемого дохода прибыли), исчисленная в¦
¦налогообложению. ¦порядке, определенном Кабинетом Министров ¦
¦ ¦Украины в соответствии с законодательством¦
¦ ¦Украины ¦
+--------------------------------+------------------------------------------¦
¦Примечание. ¦Для физических лиц, работающих на условиях¦
¦До введения в действие Закона ¦трудового договора (контракта), и ¦
¦(3) доходы физических лиц, ¦физических лиц,выполняющих работы (услуги)¦
¦работающих на условиях трудового¦согласно гражданско-правовым договорам, в ¦
¦договора или выполняющих работы ¦том числе члены творческих союзов, ¦
¦согласно гражданско-правовым ¦творческие работники,не являющиеся членами¦
¦договорам, не подлежали ¦творческих союзов, и т.п., - совокупный ¦
¦налогообложению. ¦облагаемый доход, исчисленный в ¦
¦ ¦соответствии с законодательством Украины ¦
+--------------------------------+------------------------------------------¦
¦Фонд оплаты труда (5 %) ¦Примечание. Затраты на оплату труда ¦
¦общественных организаций ¦инвалидов, работающих на предприятиях, ¦
¦пенсионеров и инвалидов, ¦Законом (2) не выделены как объект ¦
¦предприятий,учреждений и учебных¦налогообложения, но в соответствии с ¦
¦заведений, созданных за счет ¦пунктом 1 статьи 4 указанного Закона ¦
¦средств этих организаций для ¦размер сбора определяется отдельно - по ¦
¦решения их уставных задач, а ¦ставке 1 % от объекта налогообложения для ¦
¦также предприятий, где инвалиды ¦работающих инвалидов и по ставке 5,5% - ¦
¦составляют 50 % общего ¦для других работников такого предприятия. ¦
¦количества работающих ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+
Таблица 2
Ставки сборов
на пенсионное и социальное страхование,
действующие с 29 июля 1997 года
+---------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ ¦ Ставки сборов ¦ ¦
¦п/п¦ Плательщики +-------------------------------¦ ¦
¦ ¦ ¦в Пенсионный¦в Фонд социального¦ Сроки уплаты ¦
¦ ¦ ¦фонд ¦страхования ¦ ¦
+---+------------------------+------------+------------------+--------------¦
¦1. ¦Субъекты предпринима- ¦ 32% от ¦5,5% от объекта ¦Одновременно с¦
¦ ¦тельской деятельности, ¦объекта на- ¦налогообложения (в¦получением ¦
¦ ¦независимо от формы ¦логообложе- ¦том числе 1,5% для¦средств на ¦
¦ ¦собственности, их объе- ¦ния * ¦сбора на обяза- ¦оплату труда в¦
¦ ¦динения, бюджетные, об- ¦ ¦тельное социальное¦учреждениях ¦
¦ ¦щественные и другие ¦ ¦страхование на ¦банка ¦
¦ ¦юридические лица, их ¦ ¦случай безработицы¦ ¦
¦ ¦филиалы, отделения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦другие обособленные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подразделения, не имею- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦щие статуса юридическо- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦го лица, расположенные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на территории другой, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чем плательщик сборов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территориальной громады,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦а также физические лица-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субъекты предпринима- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельской деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦которые используют труд ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наемных работников ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------------+------------------+--------------¦
¦2. ¦Предприятия, учреждения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и организации, где рабо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тают инвалиды: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦а) для работающих ¦4% от объек-¦1% от объекта ¦ -"- ¦
¦ ¦ инвалидов ¦та налогооб-¦налогообложения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ложения ¦ ¦ ¦
¦ ¦б) для других работников¦32% от ¦5,5% от объекта ¦ -"- ¦
¦ ¦ такого предприятия ¦объекта на- ¦налогообложения ¦ ¦
¦ ¦ ¦логообложе- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------------+------------------+--------------¦
¦3. ¦Физические лица - ¦32% от суммы¦0,5 % от суммы ¦ ¦
¦ ¦субъекты предпринима- ¦облагаемого ¦облагаемого дохода¦ ¦
¦ ¦тельской деятельности, ¦дохода (при-¦(прибыли), исчис- ¦ ¦
¦ ¦не использующие труд на-¦были), ис- ¦ленного в порядке,¦ ¦
¦ ¦емных работников, адво- ¦численного в¦который определен ¦ -"- ¦
¦ ¦каты, частные нотариусы ¦порядке, ко-¦КМУ (только для ¦ ¦
¦ ¦ ¦торый опре- ¦сбора на обяза- ¦ ¦
¦ ¦ ¦делен КМУ ¦тельное социальное¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦страхование на ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦случай безработи- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦цы) ¦ ¦
+---+------------------------+------------+------------------+--------------¦
¦4. ¦Физические лица, работа-¦1% совокуп- ¦0,5 % совокупного ¦ ¦
¦ ¦ющие на условиях трудо- ¦ного облага-¦облагаемого дохода¦ ¦
¦ ¦вого договора (контрак- ¦емого дохода¦(только для сбора ¦ ¦
¦ ¦та), и физические лица, ¦ ¦на обязательное ¦ -"- ¦
¦ ¦выполняющие работы (ус- ¦ ¦социальное страхо-¦ ¦
¦ ¦луги) согласно гражданс-¦ ¦вание на случай ¦ ¦
¦ ¦ко-правовым договорам, в¦ ¦безработицы) ¦ ¦
¦ ¦том числе члены творчес-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ких союзов, и т.п. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------------+------------------+--------------¦
¦5. ¦Субъекты предпринима- ¦32 % суммы ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельской деятельности, ¦вознагражде-¦ ¦ ¦
¦ ¦независимо от формы соб-¦ний, выпла- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ственности, их объедине-¦чиваемых фи-¦ ¦ ¦
¦ ¦ния и филиалы, бюджет- ¦зическим ли-¦ ¦ -"- ¦
¦ ¦ные, общественные и дру-¦цам по дого-¦ ¦ ¦
¦ ¦гие учреждения и органи-¦ворам граж- ¦ ¦ ¦
¦ ¦зации, физические лица -¦данско-пра- ¦ ¦ ¦
¦ ¦субъекты предпринима- ¦вового ха- ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельской деятельности, ¦рактера ¦ ¦ ¦
¦ ¦использующие и не ис- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пользующие наемный труд,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦адвокаты, частные нота- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦риусы ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+
* Под объектом налогообложения в данной таблице понимаются фактические расходы на оплату труда работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, исходя из тарифных ставок, в виде премий поощрений, в том числе в натуральной форме, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц (подоходным налогом с граждан).