КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 1997 года N 750
г.Киев
О дополнительных мерах по
улучшению работы по вопросам охраны труда на
производстве
Кабинет Министров Украины отмечает, что состояния охраны труда на производстве остается неудовлетворительным, а на большинстве предприятий даже ухудшается.
Ежегодно на производстве в стране травмируется свыше 80 тыс. работающих, из них приблизительно 2 тыс. человек гибнет, от 5 до 10 тыс. человек получают профессиональные заболевания. Только за шесть месяцев текущего года на производстве погибло 729 работников по сравнению с 912 за такой же период 1996 года. Высоким является уровень травматизма на предприятиях Министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии, Министерства промышленности, в ряде областей. Значительных убытков причиняют экономике и усиляют социальное напряжение аварии, которые сопровождаются значительными материальными потерями и человеческими жертвами. Так, в 1996 году произошло 244 аварии с групповыми несчастными случаями во время которых было травмировано 664 работника, в том числе 233 - смертельно. Наибольшие аварии имели место на предприятиях Министерства угольной промышленности. С начала 1997 года на шахтах произошло 13 подземных пожаров, две большие аварии на шахтах имени Карла Маркса производственного объединения "Орджоникидзеуголь" и "Макеевская-Центральная", во время которых было травмировано 17 шахтеров, из них 5 - смертельно.
Основными причинами аварий, несчастных случаев и грубых нарушений технологической дисциплины является небрежность исполнителей, специалистов и руководителей предприятий, низкая квалификация и некомпетентность персонала, отсутствие надлежащего контроля за его работой, ослабление требовательности в соблюдении правил безопасности.
Приоритеты в реализации государственной политики в области охраны труда, как и ранее, отдаются не профилактическим мерам и минимизации профессиональных рисков, а компенсации последних. Вследствие этого ежегодно для предотвращения несчастных случаев и профессиональных заболеваний в среднем тратится 22 гривни из расчета на одного работника, а на выплату компенсаций за работу во вредных условиях - 42 гривни.
Негативно сказывается на состоянии охраны труда неудовлетворительное решение организационных вопросов. На многих предприятиях не создана действующая система управления охраной труда, не определены функциональные обязанности должностных лиц, не укомплектованы соответствующими специалистами службы охраны труда. Особенно это характерно для Министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии. Житомирской, Полтавской и Харьковской областей.
Работники подразделений государственного надзора за охраной труда не всегда проявляют принципиальность и требовательность к нарушителям законодательства об охране труда, неудовлетворительно используют предоставленные им права для привлечения виновных к ответственности.
В целях улучшения условий и безопасности работ на производстве и во исполнение Программы деятельности Кабинета Министров Украины Кабинет Министров Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обратить внимание Министра угольной промышленности, Министра промышленности, Министра машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии, председателей Житомирской, Полтавской и Харьковской областных государственных администраций на серьезные недостатки в организации работы, связанной с созданием безопасных и невредных условий труда на предприятиях, и потребовать от них принятия исчерпывающих мер для их устранения.
О выполнении в двухмесячный срок доложить Кабинету Министров Украины.
2. Министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям:
обеспечить систематический анализ состояния охраны труда на предприятиях, выявление наиболее уязвимых мест, разработку и осуществление в 1997-1998 годах комплекса соответствующих организационных и технических мероприятий;
предоставить предприятиям и организациям помощь в разработке и реализации в 1997 году эффективной системы управления охраной труда, создании комиссий по вопросам охраны труда, пересмотре должностных инструкций, в которых предусмотреть обязанности, права и ответственность специалистов за выполнение возложенных на них функций по охране труда;
предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях всех уровней решение важнейших вопросов предотвращения аварийности, производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
провести в 1997-1998 годах обучение и проверку знаний работниками правил безопасного ведения работ, разработать и осуществить меры для создания тренажеров, моделирования с их помощью критических ситуаций, выработку у эксплуатационного персонала практических навыков управления сложной техникой;
организовать начиная с августа 1997 года еженедельное рассмотрение состояния дел по охране труда на предприятиях и в организациях при участии профсоюзных организаций, работников органов государственного надзора за охраной труда, служб охраны труда местных органов исполнительной власти;
проанализировать ход выполнения мероприятий, предусмотренных Государственной программой обучения и повышения уровня знаний работников, населения Украины по вопросам охраны труда на 1996 - 2000 годы, рассмотреть этот вопрос на очередных заседаниях коллегий министерств и других центральных органов исполнительной власти, советов по вопросам безопасной жизнедеятельности населения Автономной Республики Крым, областных. Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, утвердить меры по решению неотложных задач организационного, материально-технического, финансового и научного обеспечения реализации этой Программы;
ввести в практику начиная со второго полугодия 1997 года ежеквартальное рассмотрение состояния аварийности и травматизма на производстве, отчеты руководителей предприятий, учреждений и организаций о состоянии выполнения Закона Украины "Об охране труда";
представлять ежеквартально до 10 числа следующего за отчетным месяца Государственному комитету по надзору за охраной труда информацию о состоянии охраны труда на производстве. Государственному комитету по надзору за охраной труда ежеквартально до 20 числа следующего за отчетным месяца представлять соответствующие обобщенные материалы Кабинету Министров Украины.
3. Министерствам и другим центральным органам исполнительной власти совместно с Государственным комитетом по надзору за охраной труда с привлечением специалистов научно-исследовательских институтов разработать до 25 августа 1997 года порядок осуществления квалифицированных обследований оборудования относительно возможности его дальнейшего безопасного использования в производстве.
4. Министерству угольной промышленности, Министерству промышленности, Министерству сельского хозяйства и продовольствия совместно с органами государственного надзора за охраной труда в двухнедельный срок разработать на второе полугодие 1997 года графики проведения совместных комплексных обследований состояния соблюдения условий и безопасности труда на предприятиях с высоким уровнем производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и аварийности; по последствиям проверок принимать решения о целесообразности дальнейшего нахождения на должностях руководителей предприятий и их заместителей.
5. Председателю Государственного комитета по надзору за охраной труда, Министру здравоохранения, Министру внутренних дел, Министру охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности принять меры по повышению эффективности государственного надзора за охраной труда. Обеспечить проведение в 1997 году аттестации всех специалистов местных органов надзора за охраной труда.
6. Государственному комитету по надзору за охраной труда совместно с соответствующими министерствами и другими центральными органами исполнительной власти и Федерацией профсоюзов:
1) завершить до 1 августа 1998 года разработку и введение системы управления охраной труда на государственном, отраслевом, региональном и производственном уровнях, которая бы предусмотрела механизмы:
усиления экономической заинтересованности работодателей в образовании безопасных и невредных условий труда путем установления дифференцированных страховых тарифов в зависимости от класса опасности и состояния охраны труда на предприятиях;
обеспечения надежного финансирования расходов, связанных с выплатой компенсаций работникам за нанесенный им вред в связи с потерей трудоспособности, а также пенсий по инвалидности и в случае смерти кормильца;
функционирования эффективной системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации потерпевших на производстве;
2) в месячный срок подготовить и внести Кабинету Министров Украины предложения о дополнительном производстве и поставке предприятиям и организациям индивидуальных и коллективных средств защиты работников, улучшении качества спецодежды и спецобуви;
3) разработать в 1997 году проекты актов законодательства, направленных на повышение уровня охраны труда на производстве.
7. Государственному комитету по надзору за охраной труда:
разработать и реализовать до 1 июля 1998 года программу организационно-технических мер по обеспечению предприятий, учреждений и организаций, всех работающих необходимыми нормативными актами по охране труда;
совместно с Министерством финансов, Министерством экономики. Министерством по делам науки и технологий, Министерством образования и Национальной академией наук до 1 сентября 1997 года подготовить и внести в Кабинет Министров Украины предложения о реорганизации Национального научно-исследовательского института охраны труда и Научно-информационного и учебного центра охраны труда и создании на их базе Национальной академии охраны труда;
внести до 1 августа 1997 года на рассмотрение Кабинету Министров Украины проект изменений и дополнений к Типовой форме контракта, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 2 августа 1995 г. N 597, в части обязательств владельца по вопросам охраны труда.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения.
Исполняющий обязанности Премьер-министра Украины В.ДУРДИНЕЦ