МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ УКРАИНЫ
ПРИКАЗ
5 февраля 1997 года N 34
Об утверждении Инструкции по ведению
бухгалтерского учета в крестьянских
(фермерских) хозяйствах
Во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 31 мая 1995 года N 381 "О дополнительных мерах по поддержке развития личных подсобных хозяйств граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств" и поручения Кабинета Министров Украины от 13 января 1997 года N 41-Т-21172/14, которым поручено Министерству сельского хозяйства и продовольствия Украины утвердить Инструкцию по ведению бухгалтерского учета крестьянских (фермерских) хозяйствах по упрощенной схеме, приказываю:
1. Утвердить Инструкцию по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах (прилагается).
2. Украинскому государственному фонду поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств обеспечить этой Инструкцией каждое крестьянское (фермерское) хозяйство.
3. Управлению организации бухгалтерского учета и отчетности и Украинскому государственному фонду поддержки крестьянский (фермерских) хозяйств оказывать крестьянским (фермерском) хозяйствам методическую помощь по вопросам учета.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра.
Министр А.Хоришко
Приложение
к приказу Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Украины
от 5 февраля 1997 года N 34
Инструкция по ведению бухгалтерского учета
в крестьянских (фермерских) хозяйствах
1. Общие положения
1.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - Хозяйство) как юридическое лицо обязано вести бухгалтерский учет в соответствии со статьей 24 Закона Украины "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", позволяющий определить финансовый результат, осуществлять расчеты с бюджетом и составлять статистическую отчетность.
1.2. Бухгалтерский учет в крестьянском (фермерском) хозяйстве ведет председатель хозяйства или по его поручению один из членов семьи или на договорной основе специалист (специализированная фирма).
1.3. После регистрации хозяйства фермер составляет опись имущества, которое в соответствии со статьей 16 Закона Украины "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" является его собственностью.
1.3.1. В описи указывают стоимость объектов основных средств исходя из сметных (расчетных) или фактических расходов на их строительство и приобретение (доставку, установку, регистрацию и т.п.) с учетом индексации, а на основании данных о годе ввода объектов в эксплуатацию и норм амортизации рассчитывают износ (при отсутствии таких данных износ может определяться исходя из состояния объекта).
1.3.2. Оценку товарно-материальных ценностей, сельскохозяйственной продукции, молодняка животных, птицы, животных на откорме, незавершенного производства и т. п. осуществляют по фактическим затратам на их производство или приобретение и дооценивают в порядке, предусмотренном постановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 13 марта 1995 года N 173 "О переоценке остатков сельскохозяйственной продукции, молодняка скота и птицы, животных на откорме и незавершенного производства".
1.4. На основании данных описи имущества фермер может составлять вступительный баланс. В активе баланса отражают стоимость основных средств (первоначальная стоимость за минусом суммы износа), товарно-материальных ценностей и незавершенного производства: денежные средства, задолженность хозяйству (дебиторская задолженность) и т.п.; в пассиве - источники создания средств, в частности, уставный фонд (собственный капитал) и задолженность хозяйства банку (по кредитам), юридическим и физическим лицам (кредиторская задолженность) и т.п.
1.5. Хозяйственные операции (кроме внутрихозяйственного оборота) оформляют первичными документами, составленными в соответствии с Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24 мая 1995 года N 88.
Не считаются внутрихозяйственным оборотом и оформляются документами (не менее двух раз в год) расходы товарно-материальных ценностей и продукции собственного производства на семейные нужды и благотворительные цели. Эта продукция оценивается по средним реализационным ценам.
1.6. Основным регистром для учета в крестьянском (фермерском) хозяйстве является Журнал регистрации хозяйственных операций (далее Журнал, приложение 1),
1.7. Хозяйственные операции в Журнале отражаются с соблюдением принципа двойной записи.
1.8. Для более детального учета отдельных объектов (расходов, расчетов, животных, продукции и т.п.), кроме Журнала, фермер может использовать другие регистры, которые приведены в приложениях к настоящей Инструкции, или те, которые применяются в коллективных сельскохозяйственных предприятиях.
2. Учет средств хозяйства
Имущество хозяйства состоит из основных и оборотных средств.
Учет основных средств
2.1. Приобретение основных средств отражают в графах Журнала: 16 стоимость объектов без налога на добавленную стоимость (НДС), 6 - сумму НДС, а в 9 - общую сумму задолженности поставщику (если расчеты не произведены). Погашение задолженности отражают в графах 8 и 11 или 13, если платежи осуществляются наличными.
2.2. Для индивидуального учета применяется ведомость учета основных средств (приложение 3) или инвентаризационные описи (инвентарные карточки), которые используются коллективными сельскохозяйственными предприятиями.
2.3. Многолетние насаждения учитывают в ведомости (описи или карточке), где отдельно регистрируют плодоносящие и молодые насаждения с указанием их вида (груши, яблони и т.п.), площади, даты закладки и списания.
2.4. Расходы на строительство и изготовление основных средств или закладку многолетних насаждений собственными силами учитывают в графе 16 Журнала, а для отражения этих сумм по конкретному объекту используют ведомость учета затрат производства (приложение 3), где накапливают данные о произведенных затратах с начала работ, отмечая отдельно суммы уплаченного НДС при поступлении материалов и оборудования или выполнении работ (предоставлении услуг) сторонними организациями. После окончания строительства объекты (без суммы НДС) оприходуют в составе действующих основных средств и отражают в графах 16 и 17 Журнала и в ведомости (описи или карточках). НДС, приходящийся на использованные материалы и выполненные в строительстве работы (услуги), отражают в графах 6 и 17 Журнала.
2.5. Стоимость основных средств уточняют в случаях дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации объектов.
Стоимость основных средств индексируется в соответствии с распоряжениями правительства. На сумму увеличения стоимости объекта при индексации делают записи в графах 15 и 16 Журнала, а на сумму уточнения износа - в графах 14 и 19, В ведомости учета основных средств (приложение 2) в этих целях используют графы 9 и 10, 23 и 24.
2.6. Основные средства в процессе эксплуатации изнашиваются, перенося на затраты производства определенную часть своей стоимости согласно утвержденным нормам. Начисление амортизации (износа) начинают с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, а прекращают в месяце, следующем за месяцем выбытия объекта. Амортизация (износ) на продуктивный скот не начисляется.
2.7.Амортизация (износ) многолетних насаждений начисляется с начала плодоношения (по плодовым деревьям - на 6-7 год после закладки, кустовым культурам - на 2-3 год, а по другим вещам насаждений, в частности, полезащитным полосам - после смыкания кроны деревьев).
2.8. Амортизацию (износ) включают в затраты, отражая в графах 4 и 19 Журнала и в ведомости (инвентаризационной описи).
2.9. Основные средства выбывают вследствие ликвидации, продажи, выбраковки животных основного стада и т.п.
Стоимость выбывших основных средств определяют на основании данных ведомости (инвентаризационной описи или карточек), в соответствующих графах делают отметку о выбытии.
Балансовую (первоначальную) стоимость выбывающего объекта отражают в графе 17 Журнала, сумму износа - в графе 18.
При реализации основных средств сумму выручки отражают в графе 5 (как доход хозяйства) и в графе 7 (на сумму НДС, который должен быть уплачен покупателем), а общую сумму - в графе 10, если произведена предварительная оплата, или 8 - если расчеты не произведены. Одновременно балансовая (первоначальная) стоимость проданных объектов отражается в графе 17, сумма износа - в графе 18, остаточная стоимость - в графе 4.
Стоимость материалов, полученных при ликвидации основных средств, включая и продукцию от забоя животных основного стада, отражают в графах 5 и 4, а при использовании материалов непосредственно для строительства (сооружения) новых объектов - в графах 5 и 16.
Учет материальных ценностей и денежных средств
2.10. Товарно-материальные ценности (семена, корма, сырье, продукция, удобрения, топливо, молодняк животных и животные на откорме и т.п.), которые поступили в хозяйство в течение года со стороны, считаются израсходованными и их списывают на затраты производства (без НДС, графа 4 Журнала) или незавершенное строительство (графа 16). Учет малоценных предметов ведут в таком же порядке. Износ на них не начисляют.
2.11. В конце года стоимость списанных на затраты производства товарно-материальных ценностей уточняют. Фактическую сумму материальных затрат определяют как разницу между стоимостью материальных ресурсов, которые были на начало года и поступили в течение года в хозяйство, и их наличием (остатком) на конец года. Увеличение (+) или уменьшение (-) определенной суммы затрат записывают в графе 4 Журнала после подведения итогов операций за год.
2.12. Наличие товарно-материальных ценностей на конец года устанавливают путем инвентаризации, результаты которой оформляют инвентаризационными описями.
2.13. Оценку остатков сельскохозяйственной продукции и молодняка скота и птицы, животных на откорме и незавершенного производства осуществляют в порядке, предусмотренном постановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 13 марта 1995 года N 173.
2.14. Хозяйство может вести более детальный учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого "Книгу (карточку) складского учета", которую применяют в коллективных сельскохозяйственных предприятиях, а для движения поголовья - "Книгу учета движения животных и птицы на ферме".
2.15. Для учета денежных средств на расчетном счете отведены графы 10 и 11 Журнала, а наличных -12 и 13.
3. Учет расчетов
3.1. Для учета расчетов используют графы 6-9 Журнала.
В графе 7 указывают суммы налогов и других платежей, которые должны быть перечислены в бюджет, а в графе 6 - погашение долга путем перечисления денег со счета в банке или зачисления некоторых платежей, в частности, НДС при приобретении товарно-материальных ценностей и т.п.
В графе 8 отражают задолженность, которую должно уплатить хозяйству другое юридическое или физическое лицо, и суммы, перечисленные (уплаченные) хозяйством в погашение собственной задолженности другим организациям (лицам), а в графе 9 отмечают возникновение задолженности хозяйства и погашение долга другими организациями.
3.2. Контроль за состоянием расчетов с конкретными юридическими и физическими лицами фермер осуществляет путем сравнения сумм начисления и оплаты в графах 6 и 7 или 8 и 9.
При значительном количестве организаций, с которыми хозяйство осуществляет расчеты, целесообразно применять ведомость (приложение 4), в которой отмечают состояние и движение задолженности по каждой организации или лицу (кроме оплаты труда), а по расчетам с бюджетом еще и вид налога (платежа).
3.3. В хозяйстве работают фермер и члены его семьи, родственники и привлеченные со стороны граждане. Последние работают по соглашению (контракту).
3.3.1. Начисление оплаты труда наемным лицам осуществляется в Расчетно-платежной ведомости. В ней указывают общую сумму оплаты труда за месяц и производят предусмотренные законодательством удержания. Выдача денег подтверждается подписью получателя.
Общую сумму начисленной оплаты труда в Журнале записывают в графах 4 и 9, а удержание подоходного налога - в графах 7 и 8, прочие удержания - в графах 8 и 9. Суммы выданной оплаты труда отражают в графах 8 и 13, а перечисление удержаний - в графах 6 (подоходный налог) или 8 (прочие платежи) и в графе 11.
3.3.2. Отчисления на социальные мероприятия отражают в Журнале в графе 4 и графах 11 (если деньги перечислены) или 9 (если платежи не произведены).
3.3.3. Члены хозяйства и привлеченные работники получают пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение и другие выплаты по государственному социальному страхованию. Эти суммы относят на уменьшение задолженности органам социального страхования.
3.4. Хозяйство в соответствии с действующим законодательством уплачивает налоги и другие платежи. Часть их (отчисления на социальные мероприятия, на финансирование дорожного хозяйства и т.п.) относят на затраты производства и отражают в графе 4 Журнала и в графе 7 (по налогам) или в графе 9 (по прочим платежам). Платежи хозяйства в бюджет за счет дохода (плата за землю, налог с владельцев транспортных средств и т.п.) отражают в графе 20, уплаченные суммы записывают соответственно в графах 6 или 8 и 11.
3.4.1. При приобретении товарно-материальных ценностей или получении услуг со стороны стоимость материалов (работ, услуг) без НДС включают в затраты производства (графа 4), НДС, указанный в документах поставщика, - в графе 6, а общую сумму платежа поставщику - в графе 9. Погашение задолженности поставщику отражается в графах 8 и 1 1.
При реализации собственной продукции выручку (без НДС) записывают в графе 5, в графе 7 - НДС. который указан в документах на реализацию, а общую сумму задолженности покупателя - в графе 8.
Разница между графами 6 и 7, включая остаток на начало отчетного периода показывает сумму НДС и других платежей, которые хозяйство должно перечислить в бюджет, а в противном случае - получить средства из бюджета.
3.4.2. При реализации продукции, по которой уплачивается акцизный сбор, его сумму, подлежащую перечислению в бюджет, записывают в графах 4 и 7, а при уплате - в графах 6 и 11.
3.4.3. В конце отчетного периода фермер подсчитывает состояние задолженности хозяйства. Для этого он в графах 8 и 9 Журнала сопоставляет возникновение задолженности и ее погашение по каждому юридическому и физическому лицу, а в графах 6 и 7- по каждому налогу (платежу) в бюджет. При этом учитывают состояние задолженности на начало отчетного периода. Суммы задолженности на конец года (отдельно хозяйства и хозяйству) записывают после подведения итогов операций за год.
3.5. Учет кратко- и долгосрочных кредитов ведут в Журнале, используя графы "Расчеты с прочими организациями и лицами". На сумму полученной ссуды делают запись в графе 8 и в графе 9, если ссуда должна быть использована на погашение задолженности другой организации, или в графе 10, если ссуда зачислена на расчетный счет.
Сумму погашенного кредита отражают в графах 9 и 11.
Уплаченные проценты за предоставленный кредит отражаются в графах 4 и 11.
4. Учет доходов и расходов
крестьянского (фермерского) хозяйства
4.1. Результаты деятельности хозяйства определяют на основании записей в Журнале.
4.2. В состав доходов хозяйства входят: выручка от реализации продукции, товаров, материалов и основных средств, выполнения работ и предоставления услуг на сторону, суммы, полученные от других хозяйств как доход на вложенный пай, приобретенные акции и сертификаты, проценты за хранение денег на счетах банка и т.п.
4.3. Выручку от реализации продукции отражают в графе 5 (НДС- в графе 7), одновременно регистрируя полученные суммы в графах 10 или 12 (при поступлении денег) или в графе 8 (при возникновении задолженности).
4.4. В состав расходов хозяйства включают стоимость предоставленных сторонними организациями и лицами услуг или выполненных работ и приобретенных товарно-материальных ценностей, а также начисленная оплата труда наемным лицам, налоги и другие платежи, которые в соответствии с действующим законодательством включают в состав затрат производства.
4.5. В состав производственных затрат не включаются использованные на строительство и приобретение основных средств и закладку многолетних насаждений средства и товарно-материальные ценности. Эти суммы отражают в графе 16 как увеличение стоимости сооружаемых объектов.
4.6. При осуществлении хозяйством нескольких видов деятельности, которые облагаются по разным ставкам налога на доход, для учета доходов и расходов каждого из этих видов используют ведомость учета затрат производства (приложение 3),
В ней ведут отдельно учет общехозяйственных расходов. В их состав входят стоимость малоценных предметов, включая спецодежду и спецобувь, расходы на содержание основных средств общего назначения (легкового транспорта или разъездных лошадей и т.п.), содержание и строительство временных сооружений (навесов для хранения техники и т.п.), расходы на служебные командировки, на приобретение и хранение пожарного и сторожевого инвентаря, услуги сторонних организаций по обслуживанию фермерского хозяйства (аудиторские, банковские, юридические и другие услуги), расходы на подготовку и переподготовку кадров, расходы на содержание и эксплуатацию фондов природоохранного назначения, стоимость недостач материальных ценностей в пределах норм естественной убыли и т.п.
Общехозяйственные расходы распределяют между отдельными видами деятельности пропорционально сумме прямых затрат каждой из них.
Прибыль определяется по каждому виду деятельности отдельно путем сравнения доходов (графами расходов (графы 9 и 10 приложения 3).
4.7. Затраты, покрываемые за счет дохода, отражаются в графе 20 Журнала, а именно:
потери и недостачи товарно-материальных ценностей свыше норм естественной убыли и если виновные не установлены, или во взыскании этих сумм отказано судом;
расходы по аннулированным производственным заказам и государственным контрактам;
убытки от операций старой (кроме стеклянной);
суммы дебиторской задолженности, срок исковой давности которых истек (включая дебиторскую задолженность, которая возникала по результатам взаимозачетов, проводимых в соответствии с действующими законодательными актами, которыми устанавливаются отличные от действующих сроки исковой давности);
потери от переоценки производственных запасов, готовой продукции и товаров, кроме случаев, когда она проводится по решению Кабинета Министров Украины;
некомпенсированные убытки от стихийного бедствия, включая затраты, связанные с предупреждением или ликвидацией его последствий;
некомпенсированные убытки от пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями;
убытки от операций прошлых лет, выявленные в текущем году и т.п.;
стоимость товарно-материальных ценностей и продукции, использованных на содержание семьи фермера и на благотворительные цели;
оплаченные налоги (на имущество, на землю, используемые в сельскохозяйственном или производственном обороте, с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов и т.п.).
При составлении заключительного баланса на эти суммы уменьшают сумму полученного дохода.
4.8. В конце года перед определением результатов хозяйственной деятельности фермер проводит инвентаризаций товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, готовой продукций и молодняка животных, а также животных на откорме.
4.9. Оценку указанных объектов в конце года осуществляют в порядке, предусмотренном в пункте 1,3.2 настоящей Инструкции.
4.10. Кроме того, хозяйство, руководствуясь порядком, предусмотренным постановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 13 марта 1995 года N173, уточняет сумму фактических затрат на производство продукции растениеводства, исходя из количества использованных покупных товарно-материальных ценностей и услуг, предоставленных сторонними организациями, и цен и тарифов на первое число месяца начала сбора урожая. На сумму разницы увеличивают затраты производства (графа 4) и капитал (графа 15 Журнала).
4.11. Правильность записей в Журнале проверяют путем сопоставления итогов операций за отчетный период, отраженных в парных и непарных графах Журнала. Эти итоги должны быть равны,
4.12. Доход хозяйства рассчитывают как разницу между выручкой от реализации продукции, работ, услуг на сторону и другими доходами, записанными в графе 5 Журнала, и расходами (графа 4) после уточнения расходов материалов (пп.2.12 и 4.10). К полученному результату прибавляют (отнимают) разницу между стоимостью незавершенного производства, товарно-материальных ценностей продукции и молодняка животных на начало года и стоимостью незавершенного строительства, товарно-материальных ценностей, продукции и молодняка животных на конец года. Доход, полученный хозяйством, определяется по видам деятельности и в целом по хозяйству.
4.13. Определенный доход распределяется между членами хозяйства пропорционально трудовому ВЗНОСУ каждого из них и используется для определения заработка, удержаний и отчислений согласно действующему законодательству.
4.14. Имущественное состояние хозяйства фермер определяет, в случае необходимости, на основании данных Журнала и ведомостей путем составления заключительного бухгалтерского баланса.
