КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
ДЕКРЕТ
(Декрет утратил силу на основании
Закона Украины от 14 сентября 2006 г N 139-V)
О налоге на прибыль предприятий и организаций
( Изменения см. в Декрете КМУ N 28-93 от 19.03.93 )
Статья 1. Определение терминов
Приведенные в настоящем Декрете термины употребляются в следующем значении:
иностранное юридическое лицо - предприятие, созданное по законодательству иному, чем законодательство Украины, и находящееся за пределами Украины;
постоянное представительство иностранного юридического лица в Украине - бюро, контора, агентство, любая иная форма деятельности, связанная с разработкой природных ресурсов, выполнением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования и других аналогичных работ, посредством которой полностью или частично осуществляется коммерческая деятельность этого лица, а также организации и граждане, представляющие в Украине иностранное юридическое лицо;
валовая прибыль - прибыль, включающая в себя прибыль от деятельности предприятия, внереализационных операций, а также другие доходы, не связанные с деятельностью предприятия (дивиденды, проценты, авторские права и лицензии, другие средства), полученные им независимо от способа, вида получения дохода и метода отражения на счетах бухгалтерского учета;
дивиденды - доход от акций или иных прав, не являющихся долговыми требованиями и дающих право на участие в прибылях, а также доход от других корпоративных прав, подлежащий такому же налоговому регулированию, как доход от акций, в частности доход от участия в деятельности других предприятий, созданных в Украине, включая прибыль, образующуюся в результате распределения прибыли предприятия с иностранными инвестициями, которая переводится за границу иностранному участнику;
проценты - доход от долговых требований любого вида, в частности от государственных ценных бумаг и облигаций, выпущенных в Украине, и долговых обязательств, включая премии и выигрыши, относящиеся к таким ценным бумагам, облигациям и долговым обязательствам, а также любой доход предприятий, возникающий от предоставления средств взаймы;
доходы от авторских прав и лицензий (роялти) - платежи любого вида, полученные в виде вознаграждений за использование или за предоставление права использования авторских прав на любые произведения литературы, искусства, науки, включая кинофильмы, записи для радиовещания и телевидения и видеокассеты, любого патента, товарного знака, чертежей или модели, схемы, компьютерной программы, секрет. ной формулы или процесса, или за использование либо предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования, или за информацию о промышленном, коммерческом либо научном опыте ("ноу-хау");
налоговый кредит - срочная отсрочка налога, подлежащего уплате предприятием в бюджет в календарном году;
посреднические операции и сделки - деятельность предприятий выступающих в роли комиссионера в договоре комиссии, или поверенного в договоре поручения.
Статья 2. Плательщики налога
1. Плательщиками налога на прибыль являются:
а) любые хозяйствующие субъекты (включая их объединения), банки, другие кредитные учреждения, финансово-расчетные центры, их филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, международные неправительственные организации и международные объединения, имеющие доходы в календарном году от деятельности в Украине;
б) любая другая неприбыльная организация, если она имеет доходы от осуществления коммерческой деятельности.
Плательщики налога на прибыль, указанные в настоящем пункте, в дальнейшем именуются предприятиями.
2. Иностранные юридические лица являются плательщиками налога на прибыль от деятельности в Украине через постоянное представительство.
Доходы предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору-гражданину, для целей налогообложения рассматриваются как доходы этого гражданина и подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Украины о налогообложении граждан.
Иностранное юридическое лицо осуществляет хозяйственную деятельность в Украине через постоянное представительство при условии его регистрации в установленном порядке по местонахождению постоянного представительства.
Отсутствие регистрации иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в Украине через постоянное представительство, рассматривается как сокрытие подлежащей налогообложению прибыли (дохода).
Регистрация начала или окончания деятельности в Украине иностранного юридического лица должна быть осуществлена в течение месяца после начала или за месяц до окончания его деятельности.
3. Государственные предприятия, относящиеся к основной деятельности железнодорожного транспорта, гражданской авиации и связи, расчеты с бюджетом производят в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Статья 3. Объект налогообложения и порядок исчисления
облагаемой налогом прибыли
1. Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия.
При налогообложении предприятий учитываются прибыль и доходы, полученные ими из источников в Украине, ее континентальном шельфе и в исключительной (морской) экономической зоне, а также за пределами Украины.
Для иностранных юридических лиц объектом налогообложения являются прибыль и доходы, полученные ими из источников в Украине, ее континентальном шельфе и в исключительной (морской) экономической зоне.
2. Взносы, паи, а также средства от добровольных пожертвований полученная от использования указанных средств, подлежит налогообложению.
3. Определение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) производится путем вычета из полученной выручки (без налога на добавленную стоимость, акцизного сбора) затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
4. Для предприятий, осуществляющих товарообменные операции путем прямого обмена товаров или выполняющих работы (услуги) в счет бартерной сделки, выручка от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения определяется расчетным путем исходя из цен этой продукции (работ, услуг), действовавших на дату выписки отгрузочных документов, или стоимости товаров, приобретенных для проведения товарообменных операций.
При реализации продукции (работ, услуг) собственного производства по ценам ниже себестоимости или ниже цены приобретенных товаров выручка от их реализации для целей налогообложения определяется расчетным путем исходя из цены реализации аналогичной продукции (работ, услуг), но не ниже себестоимости ее производства или цены приобретения.
5. Прибыль от посреднической деятельности определяется исходя из суммы комиссионных вознаграждений (процентов) от исполнения сделок или дохода от выполнения посреднических операций и сделок, а также затрат, связанных с указанной деятельностью.
6. Доходы предприятий, полученные в иностранной валюте, подлежат налогообложению по совокупности с доходами, полученными в национальной валюте на общих основаниях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в национальную денежную единицу Украины по курсу Национального банка Украины, действовавшему на дату получения дохода.
7. Для целей налогообложения валовая прибыль уменьшается на сумму:
а) рентных платежей, вносимых в установленном порядке в бюджет из прибыли;
б) доходов (дивидендов, процентов) с принадлежащих предприятию акций, облигаций и других ценных бумаг, выпущенных в Украине;
в) доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, созданных на территории Украины.
Статья 4. Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг)
1. Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), определяются в соответствии с Основными положениями о составе издержек производства (обращения) и формировании финансовых результатов на предприятиях Украины, утверждаемых Кабинетом Министров Украины, с учетом особенностей их определения в отдельных сферах общественного производства.
2. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, включая ускоренную амортизацию их активной части, производятся в соответствии с законодательством.
Предприятия с иностранными инвестициями, филиалы совместных предприятий, созданных на территории других государств с участием предприятий Украины, производят амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам и в порядке, установленным для предприятий Украины, если иное не предусмотрено международными и межгосударственными договорами и законодательством.
3. Расходы государственных предприятий, направляемые на выплату основной заработной платы, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
4. Стоимость затрат предприятия в иностранной валюте пересчитывается в национальную денежную единицу Украины по курсу Национального банка Украины, действовавшему на дату оплаты материальных затрат (услуг).
5. В случае приобретения иностранной валюты на валютном рынке Украины за национальную валюту для оплаты поставок по импорту стоимость поставок, отнесенных на материальные затраты, пересчитывается в национальную денежную единицу Украины по курсу приобретения иностранной валюты.
Статья 5. Определение облагаемой налогом прибыли
иностранных юридических лиц
При определении облагаемой налогом прибыли иностранных юридических лиц учитываются следующие особенности ее формирования:
а) налогообложению подлежит валовая прибыль иностранного юридического лица, полученная в связи с его деятельностью в Украине через постоянное представительство, если такое постоянное представительство ведет отдельный баланс и (или) имеет счет в банке в Украине;
б) в случае когда иностранное юридическое лицо осуществляет свою деятельность не только в Украине, но и за ее пределами, и при этом не ведет отдельного учета прибыли, позволяющего определить сумму прибыли от деятельности, осуществляемой им через постоянное представительство в Украине, сумма прибыли, подлежащая налогообложению в Украине, может быть определена на основе расчета, согласованного налогоплательщиком с налоговым органом, контролирующих его платежи в бюджет;
в) если нет возможности прямым подсчетом определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в Украине, она может быть определена налоговым органом на основании валового дохода или произведенных затрат исходя из нормы рентабельности 30 процентов;
г) иностранные юридические лица, получающие в качестве компенсации за осуществляемую в Украине через постоянное представительство деятельность оплату в виде продукции или имущества, уплачивают налог на прибыль, для определения размера которой используются договорные (контрактные) цены, цены основных организаций-экспортеров или цены, исчисленные на базе мировых цен на такую же либо аналогичную продукцию или имущество.
Статья 6. Ставки налога
1. Прибыль предприятий, а также иностранных юридических лиц, полученная от деятельности в Украине, облагается налогом по ставке 30 процентов.
Прибыль предприятий, полученная от реализации ценных бумаг, облагается налогом по ставке 15 процентов.
2. Дополнительно к сумме налога, начисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, уплачивается налог он прибыли, полученной:
а) от посреднических операций, проведения лотерей, доходов от сдачи в аренду помещений и отдельных видов имущества - по ставке 15 процентов;
б) от реализации на аукционе товаров, продукции, имущества согласно перечню, определяемому Министерством финансов Украины,- по ставке 20 процентов;
в) от казино, других игорных домов (мест), игровых автоматов с денежным выиграшем и другого игорного бизнеса (включая доходы от аренды и других видов использования) - по ставке 55 процентов;
г) от видеосалонов, видеопоказа (независимо от способа показа), проката видео- и аудиокассет и записи на них, а также от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, других помещениях, количество мест в которых превышает 2 тысячи,- по ставке 40 процентов.
Налог от проведения концертно-зрелищных мероприятий уплачивается отдельно с каждого мероприятия.
Для целей налогообложения к категории массовых концертно-зрелищных мероприятий не относятся спектакли, концерты, цирковые представления, творческие концерты, проводящиеся в театрах, концертных залах, цирках, предназначенных исключительно для концертной деятельности, а также мероприятия, проводимые по программе международных, межгосударственных, всеукраинских фестивалей, конкурсов, смотров.
3. Доходы предприятий (кроме иностранных юридических лиц), получаемые от акций, облигаций и других ценных бумаг, выпущенных в Украине, а также доходы предприятий Украины от участия в деятельности совместных предприятий, созданных на территории Украины, облагаются налогом по ставке 15 процентов.
Доходы предприятий, получаемые от государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, не облагаются налогом.
4. Доходы иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в Украине через постоянное представительство, от дивидендов, процентов и других корпоративных прав, источник которых находится в Украине, в случае их репатриации за пределы Украины облагаются налогом по ставке 15 процентов, если иное не установлено международным договором Украины по налоговым вопросам.
Доходы от авторских прав и лицензий (роялти), фрахта и с других доходов, источник которых находится в Украине и которые не связаны с осуществлением деятельности в Украине через постоянное представительство. не облагаются налогом (кроме доходов от фрахта), если иное не установлено международным договором Украины по налоговым вопросам.
Суммы доходов от фрахта, выплачиваемого иностранным юридическим лицам в связи с осуществлением международных перевозок, облагаются налогом по ставке 6 процентов.
Статья 7. Льготы по налогу
1. При исчислении налога с прибыли облагаемая налогом прибыль уменьшается на:
а) сумму в размере 50 процентов затрат предприятий (кроме капитальных вложений) на проведение собственными силами или научными организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных и экологически чистых технологий и видов продукции, осуществляемых за счет прибыли. В случае проведения указанных работ научными организациями сумма уменьшения прибыли не должна превышать 5 процентов облагаемой налогом прибыли;
б) сумму прибыли, использованной на реконструкцию и модернизацию активной части производственных фондов, на новое строительство, расширение, ввод и освоение новых мощностей по производству товаров (работ, услуг). Указанная льгота предоставляется тем предприятиям, которые полностью использовали на эту цель амортизационные отчисления и остатки неиспользованной прибыли прошлых лет;
в) сумму затрат, осуществляемых за счет прибыли, в соответствии со сметами затрат на содержание объектов здравоохранения, домов для престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, учреждений образования, объектов культуры и спорта, жилищного фонда и коммунального хозяйства, находящихся на их балансе, а также затрат на эти цели при долевом участии в содержании указанных объектов, находящихся на балансе других предприятий;
г) сумму прибыли, полученной предприятиями от реализации изготовленных ими протезно-ортопедических изделий и специальных технических приспособлений для инвалидов, тифло-технических средств, печатания и озвучивания книг, журналов, учебников и другой литературы для инвалидов по зрению, а также изготовленных нестандартного оборудования, технологической оснастки для учебно-производственных предприятий общества инвалидов;
д) сумму в размере 60 процентов облагаемой налогом прибыли предприятий пенитенциарных учреждений;
е) сумму прибыли, которую получают лечебно-трудовые мастерские, подсобные предприятия при психиатрических больницах и противотуберкулезных учреждениях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов; воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, лечебно-трудовые профилактории и сельскохозяйственные производства пенитенциарных учреждений; пенитенциарные учреждения, использующие труд инвалидов I и II групп инвалидности, больных туберкулезом, I и II групп диспансерного учета, если их численность составляет не менее 50 процентов от общей численности лиц, содержащихся в этих учреждениях;
є) сумму прибыли, перечисленной на специально открытые счета благотворительных, экологических и оздоровительных фондов, а также перечисленной предприятиям, учреждениям, организациям культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта и общественным организациям инвалидов, но не более 2 процентов облагаемой налогом прибыли.
2. Освобождаются от уплаты налога:
а) учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения общественных организаций инвалидов, где инвалиды составляют более 50 процентов общей численности работающих.
Вновь созданные предприятия (кроме созданных на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов, структурных подразделений) общественных организаций инвалидов в первые два года деятельности освобождаются от налогообложения при наличии 30 процентов инвалидов от общей численности работающих;
б) предприятия - с прибыли, получаемой от производства сельскохозяйственной продукции.
Тепличные комбинаты, зверохозяйства, рыбохозяйства, рыбокомбинаты, совхозы по выращиванию цветочно-декоративных растений являются плательщиками налога на общих основаниях.
3. Предприятия, производящие новую продукцию, которая не производилась другими предприятиями Украины, по перечню, устанавливаемому Министерством экономики Украины, освобождаются от уплаты налога с прибыли, полученной от реализации новой продукции в первый год производства. На второй год прибыль облагается налогом в размере 50 процентов от ставки налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 6 настоящего Декрета.
4. По прибыли, полученной от производства товаров народных художественных промыслов, предприятия облагаются налогом в размере 50 процентов от ставки, предусмотренной пунктом 1 статьи 6 настоящего Декрета.
5. Предприятия, отнесенные согласно законодательству Украины к малым предприятиям (кроме созданных на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов, структурный подразделений), которые производят промышленную продукцию, товары для населения, проводят строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, предоставляют бытовые услуги населению, предприятия образования, здравоохранения и науки уплачивают налог с прибыли в первый год работы в размере 50 процентов от ставки налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 6 настоящего Декрета.
В случае получения малыми предприятиями прибыли от другой деятельности, не предусмотренной в этом пункте, налогообложение предприятий производится по ставке в полном размере.
При прекращении деятельности малого предприятия до истечения трехлетнего срока налогообложение производится на общих основаниях. При определении права на получение льгот, указанных в этом пункте, в среднесписочную численность включаются лица, работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате предприятия (выполняют работы по договору подряда и иному договору гражданско-правового характера).
6. Предприятия, расположенные в зонах безусловного (обязательного), гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля и выполняющие исключительно там свою работу, освобождаются от обложения налогом прибыли, кроме платежей и отчислений в местные бюджеты.
Размер налога с прибыли предприятий, расположенных вне пределов зон радиоактивного загрязнения, которую они получают от деятельности, связанной с культурно-бытовым, торговым, другими видами обслуживания и строительством в этих зонах, уменьшается на 30 процентов.
7. Исчисленная сумма налога с прибыли с учетом льгот, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "в" пункта 1 настоящей статьи, не может быть больше 50 процентов суммы налога, исчисленной без учета указанных льгот.
8. Иностранный участник предприятий с иностранными инвестициями, включая банки и страховые организации, имеющий в соответствии с международным договором Украины право на полное или частичное освобождение от обложения налогом прибыли, принадлежащей ему в порядке распределения прибыли, подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Министерством финансов Украины. В случае подачи заявления после перевода дохода за границу оно должно быть подано в течение года со дня перевода. Заявления, поданные по истечении года, к рассмотрению не принимаются.
9. Иностранное юридическое лицо, которое в соответствии с международным договором Украины имеет право на полное или частичное освобождение от налога на прибыль из источников в Украине, не связанных с деятельностью в Украине, реализует это право в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи.
10. Кабинет Министров Украины может постановлениями предоставлять дополнительные льготы по налогу на прибыль предприятиям в зависимости от вида деятельности и организационных форм предпринимательства.
11. Местные Советы народных депутатов могут предоставлять отдельным категориям плательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, засчитываемых в местные бюджеты.
Статья 8. Порядок уточнения ставок налога и состава налоговых льгот
1. Размер ставок налога и состав налоговых льгот, установленных настоящим Декретом, могут уточняться Кабинетом Министров Украины.
2. Внесение изменений в порядок налогообложения, размер ставок налога и состав налоговых льгот другими актами законодательства, кроме случаев, предусмотренных настоящим Декретом, не допускается.
Статья 9. Порядок исчисления и сроки уплаты налога
1. Сумма налога определяется плательщиками самостоятельно исходя из величины облагаемой налогом прибыли, предоставленных льгот и ставок налога.
2. В течение квартала все плательщики (за исключением перечисленных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи) производят авансовые взносы налога в бюджет в размере фактической суммы налога, внесенной в бюджет за предыдущий квартал, а вновь созданные предприятия - в размере, предусмотренном финансовым планом или расчетами смет доходов и расходов.
Авансовые взносы налога в бюджет производятся не позднее 15 и 28 числа каждого месяца в размере 1/6 части квартальной суммы налога на прибыль.
По ходатайству плательщика, уплачивающего незначительную сумму налога, налоговый орган по местонахождению плательщика может установить один срок уплаты в бюджет - 20 числа каждого месяца в размере 1/3 квартальной суммы налога.
По окончании первого квартала, полугодия, 9 месяцев и года плательщик исчисляет нарастающим итогом с начала года сумму налога исходя из фактически полученной им прибыли, подлежащей налогообложению. Сумма налога, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее начисленных платежей.
3. Предприятия с иностранными инвестициями в течение года производят квартальные авансовые взносы налога в бюджет в размере 1/4 годовой суммы платежей не позднее 15 числа последнего месяца каждого квартала. Авансовая сумма налога на текущий год определяется предприятием с учетом годового финансового плана.
Исчисление налога, фактически полученного за истекший календарный год, производится не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, на основе бухгалтерского отчета (баланса).
4. Уплата налога производится по квартальным расчетам в 5-дневный срок с даты, установленной для представления бухгалтерских отчетов (балансов), а по годовым расчетам - в 10-дневный срок с даты, установленной для представления бухгалтерского отчета (баланса) за год.
Платежные поручения на перечисление в бюджет налога на прибыль, исполняемые в первоочередном порядке, сдаются плательщиками в учреждение банка до наступления срока платежа.
5. Излишне внесенные в бюджет суммы налога засчитываются в счет последующих платежей или возвращаются плательщику в 5-дневный срок со дня получения его письменного заявления.
6. Налог на прибыль иностранных юридических лиц исчисляется ежегодно налоговым органом по местонахождению постоянного представительства.
Сумма налога определяется исходя из величины облагаемой налогом прибыли и ставки налога.
На сумму исчисленного налога плательщику выдается платежное извещение по форме, установленной Главной государственной налоговой инспекцией Украины. Налог уплачивается в сроки, указанные в платежном извещении.
Иностранное юридическое лицо обязано стать на учет в налоговой инспекции по местонахождению его постоянного представительства.
7. Иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Украине через постоянное представительство, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет налоговому органу по местонахождению постоянного представительства отчет о деятельности в Украине, а также декларацию о доходах по форме, установленной Главной государственной налоговой инспекцией Украины. При прекращении деятельности до истечения календарного года указанные документы должны быть представлены в течение месяца со дня ее прекращения.
Декларация о доходах иностранного юридического лица, осуществляющего свою деятельность в Украине, подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, получившей в установленном порядке лицензию на право занятия аудиторской деятельностью, для подтверждения достоверности отчета.
Непредставление налоговому органу заключения аудиторской организации (договора об оказании аудиторской услуги) является основанием для привлечения к ответственности налогоплательщика в установленном порядке.
8. Предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица уплачивают налог на прибыль в безналичном порядке в денежной единице, действующей в Украине.
9. С доходов, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Декрета, налог взимается у источника дохода. Ответственность за удержание и перечисление налога в бюджет несет предприятие, выплачивающее доход, а также иностранный участник предприятия с иностранными инвестициями.
Налог с указанных в пункте 4 статьи 6 настоящего Декрета доходов иностранных юридических лиц из источников в Украине удерживается предприятием, выплачивающим иностранному юридическому лицу доход, в валюте перевода с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа.
10. Налогоплательщики представляют в налоговые органы по месту своего нахождения бухгалтерские отчеты и балансы в порядке и сроки, установленные законодательством, налоговую декларацию и расчеты суммы налога на прибыль по формам, утвержденным Главной государственной налоговой инспекцией Украины. Предприятия с иностранными инвестициями представляют годовые бухгалтерские отчеты и балансы до 15 марта года, следующего за отчетным.
Статья 10. Зачисление налога в бюджет
Суммы налога на прибыль (доходы) зачисляются соответственно в государственный бюджет Украины, бюджет Республики Крым, местные бюджеты.
Статья 11. Предоставление налогового кредита
1. Предприятия имеют право на получение налогового кредита, предоставляемого в следующих случаях:
а) расширения экспорта производимой продукции, организации производства продукции, заменяющей импортную, внедрения в производство "ноу-хау", сооружения природоохранных объектов, другие цели, определенные Кабинетом Министров Украины.
Предоставление налогового кредита в этих случаях производится при условии полного использования амортизационных отчислений на указанные цели;
б) организации производства промышленных товаров народного потребления, продуктов питания, детской одежды и обуви, детского питания, медикаментов и медицинского оборудования, инвалидной техники, культурно-бытового и производственного назначения, строительных материалов, если выпуск этой продукции является непрофильным для предприятия;
в) если малые предприятия приобрели и эксплуатируют оборудование, полностью используемое для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых силами самого малого предприятия (в том числе для реализации этих работ), и для защиты природной среды от загрязнения.
2. Решение о предоставлении налогового кредита принимается Министерством финансов Украины или финансовым органом Совета Министров Республики Крым, местной государственной администрации (исполнительного комитета местного Совета народных депутатов) в зависимости от того, в какой бюджет зачисляется налог на прибыль.
Налоговый кредит может предоставляться при условии, что текущие поступления в соответствующий бюджет средств из этого источника доходов не уменьшаются.
3. Налоговый кредит предоставляется на основе кредитного соглашения, заключаемого предприятием с налоговым органом по месту регистрации предприятия по форме, установленной для заключения кредитных соглашений с коммерческими банками.
В кредитном соглашении обусловливаются порядок предоставления налогового кредита, сроки начала его погашения (не позднее, чем через два года после предоставления кредита), период погашения (не менее трех лет, если на иное не соглашается плательщик), начисление процентов на сумму предоставленного налогового кредита в размере не менее процента инфляции, определенного на период кредитного соглашения соответствующим органом, и определяемого в качестве официального индекса инфляции, другие условия, если они не ограничивают права кредитодателя, предусмотренные законодательством, и не уменьшают текущих поступлений налогов в государственный бюджет.
4. Налоговый кредит предоставляется плательщику с сумм авансовых платежей, насчитываемых в соответствии со статьей 9 настоящего Декрета, и выплачивается в течение года.
Механизм предоставления налогового кредита определяется Министерством финансов Украины.
5. В случае нарушения предприятием кредитного соглашения вся сумма налогового кредита взимается налоговым органом в бесспорном порядке.
6. Кабинет Министров Украины вправе предоставлять налоговый кредит на иные цели и на других условиях, чем это предусмотрено в пунктах 1 и 4 настоящей статьи, за счет сумм налога, зачисляемых в государственный бюджет, если денежные средства от уменьшения налога направляются на финансирование общегосударственных нужд.
Статья 12. Специальные положения
1. Если международным договором Украины установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Декрете, то применяются правила международного соглашения.
2. Взимание налога на прибыль (доход) иностранных юридических лиц может быть прекращено или ограничено на основе договора с другими государствами.
3. При заключении коммерческих сделок с иностранными фирмами не разрешается включение в контракт налоговых оговорок, в соответствии с которыми предприятие, учреждение или организация, выплачивающая доход, берет на себя обязательство производить расходы по уплате налога на прибыль (доход) иностранных юридических лиц.
Статья 13. Устранение двойного налогообложения
Сумма налога на прибыль (доход), полученная за пределами территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, уплаченная предприятиями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитывается при уплате ими налога на прибыль в Украине. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в Украине по доходу, полученному за границей.
Статья 14. Обязанности плательщиков
1. Налогоплательщики обязаны:
а) вести в установленном порядке бухгалтерский учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и представлять налоговым органам бухгалтерские отчеты и балансы (кроме бюджетных организаций), декларации, расчеты по налогу и другие необходимые документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налога;
б) предъявлять, а в соответствующих случаях представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогу;
в) своевременно и в полном размере уплачивать причитающиеся суммы налога;
г) допускать должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, где осуществляется деятельность, связанная с получением прибыли (дохода) или с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок исчисления и уплаты налога.
2. Руководители и соответствующие должностные лица предприятий, учреждений и организации обязаны подписать акт проверки, проведенной налоговым органом, а в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, представить письменные пояснения мотивов несогласия. Они также обязаны выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.
3. Плательщики налога, для которых законодательством установлена обязанность представлять в налоговые органы бухгалтерские отчеты и балансы с заключением аудиторской организации о достоверности представленных в них сведений, обязаны в течение года, следующего за отчетным, представить в налоговый орган документ, подтверждающий факт проверки.
К плательщику, не представившему указанных документов, применяются меры в соответствии с действующим законодательством. Эти меры не применяются, если проверка не проведена в установленные сроки не по вине плательщика.
Статья 15. Ответственность плательщиков
Налогоплательщики и их должностные лица несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога в бюджет в соответствии с действующим законодательством.
Статья 16. Порядок взимания в бюджет и возврата из бюджета неправильно уплаченного налога
1. Сумма налога, не внесенная в установленные сроки, а также сумма налога, вычтенного из сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) и штраф взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога по распоряжению налоговых органов в бесспорном порядке.
Своевременно не уплаченная сумма налога взыскивается за все время задолженности бюджету с начислением пени в размере 0,2 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты).
2. Сумма налога с доходов, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 6 настоящего Декрета, не перечисленная в бюджет предприятиями, выплачивающими доходы, взыскивается из средств, остающихся в распоряжении этих предприятий после расчетов с бюджетом, в бесспорном порядке независимо от того, за какой период выплачен доход иностранному получателю.
3. Сумма платежей по налогу, излишне - поступившая в результате неправильного его исчисления или нарушения установленного порядка взимания, подлежит возврату или зачету на счет других причитающихся с плательщика сумм, если не истек годовой срок со дня их поступления.
Подача заявления о возврате излишне поступившей суммы платежей прерывает течение указанного срока.
Возврат неправильно уплаченного налога из бюджета осуществляется не более чем за один год до выявления неправильной уплаты.
Статья 17. Контроль налоговых органов
Контроль за правильностью применения законодательства о налоге на прибыль предприятий и организаций осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством Украины.
Статья 18. Заключительные положения
1. Приостанавливается действие (в части освобождения от обложения налогом прибыли):
части третьей статьи 38 Положения об адвокатуре Украинской ССР, утвержденного Законом Украинской ССР от 31 октября 1980 года (Ведомости Верховного Совета УССР, 1980 г., приложение к N 46, ст. 898): частей первой и третьей статьи 7 Закона Украинской ССР "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы" (Ведомости Верховного Совета УССР, 1991 г., N 16, ст. 198; Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г., N 13, ст. 177);
статьи 21 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Верховного Совета УССР, 1991 г., N 25, ст. 281);
части второй статьи 19 Закона Украинской ССР "О свободе совести и религиозных организациях" (Ведомости Верховного Совета УССР, 1991 г., N 25, ст. 283);
частей третьей и пятой статьи 56 Закона Украинской ССР "Об образовании" (Ведомости Верховного Совета УССР, 1991 г., N 34, ст. 451);
абзацев второго и третьего пункта 1, пунктов 3, 6, 9, 13-16, 35, 56 Программы чрезвычайных мер по стабилизации экономики Украины и выходу ее из кризисного состояния, одобренной постановлением Верховного Совета Украинской ССР от 3 июля 1991 г., N 1291-XII;
абзаца шестого пункта 2 постановления Верховного Совета Украины от 6 декабря 1991 г. "О порядке введения в действие Закона Украины "О пенсионном обеспечении" (Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г., N 3, ст. 11);
пунктов 2 и 3 статьи 22 Закона Украины "Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности" (Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г., N 12, ст. 165);
части первой статьи 61 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы" (Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г., N 13, ст. 178; N 37, ст. 543);
части первой статьи 26 Основ законодательства Украины о культуре (Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г., N 21, ст. 294);
статьи 7, частей первой, второй и шестой статьи 19, частей первой и второй статьи 20 Закона Украины "О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве" (Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г., N 32, ст. 453);
частей первой и третьей статьи 49 Закона Украины "О природно-заповедном фонде Украины" (Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г., N 34, ст. 502).
2. Настоящий Декрет вступает в силу со дня опубликования и применяется при расчетах с бюджетом начиная с итогов деятельности в 1993 году.
Премьер-министр Украины Л. КУЧМА
Министр Кабинета Министров Украины А. ЛОБОВ
г. Киев , 26 декабря 1992 г.
N 12-92