Оплата труда
ВОПРОС: 1. Поступления в бюджет сельского совета не обеспечивают своевременной выплаты его работникам заработной платы, премий и надбавок, предусмотренных сметой расходов и штатным расписанием. Бухгалтерия начисляет премии и доплаты только за те месяцы, за которые не было задолженности по выплате заработной платы. В такие месяцы также начисляются суммы доплат и премий, подлежащие начислению за прошедшие месяцы, в которых имелась задолженность по выплате заработной платы. Такой порядок начисления доплат и премий рекомендован местными контролирующими органами, потому что, по мнению их работников, этого требует пункт 5 Постановления N 1033. В связи с тем что в одном месяце производятся начисления доплат за несколько месяцев, необоснованно увеличиваются размеры подоходного налога и других удержаний из заработной платы. Правильно ли ведется бухгалтерский учет указанных доплат?
2. Хозрасчетное предприятие имеет задолженность по заработной плате. Может ли оно при наличии такой задолженности повысить тарифные ставки и должностные оклады работникам в связи с повышением размера минимальной заработной платы?
3. Работник с 15 января по 10 марта 1999 года находился под стражей, а с 11 по 30 марта - на лечении в больнице по общему заболеванию. С 31 марта по 5 апреля он отсутствовал на работе, а с 6 апреля отстранен от занимаемой должности и переведен на нижеоплачиваемую должность на период следствия. С 7 апреля работник находился на лечении в больнице. Как правильно оплатить представленные больничные листки?
4. Какой месяц считать базовым при расчете индексации доходов работников, которые приняты на работу в 1999 году?
ОТВЕТ: 1. Пунктом 5 Постановления N 1033 установлены лишь ограниченные размеры выплат на период погашения задолженности по заработной плате, а именно:
- надбавок к должностному окладу за сложность, напряженность и высокое качество работ в пределах фонда заработной платы - в размере 15 % должностного оклада;
- доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников и совмещение профессий - в размере до 30 % должностного оклада;
- материальной помощи, за исключением помощи на погребение, - в сумме не более одного должностного оклада в год;
- премий - только за счет экономии фонда заработной платы;
- дополнительной платы медработникам за дежурства на дому сверх рабочего времени за фактически отработанное время - в размере 15 %.
Указанные выплаты предусмотрены работникам бюджетных учреждений, условия оплаты труда которых утверждены Постановлением N 565.
Таким образом, пункт 5 Постановления N 1033 регулирует порядок и размеры начисления надбавок, доплат, премий и других доплат работникам отраслей, определенных Постановлением N 565 и не носит запрещающего характера для таких выплат.
При ведении бухгалтерского учета должна быть обеспечена правильность отнесения расходов к соответствующим отчетным периодам (п. 10 Положения N 250). Из этого следует, что начисленная заработная плата, а также другие выплаты работникам сельского совета согласно смете расходов и штатному расписанию должны быть полностью отражены в соответствующих месяцах их фактической работы. Начисленная, но не выплаченная вовремя задолженность по заработной плате, премиям и другим выплатам за прошедшие месяцы числится в кредиторской задолженности и не влияет на своевременное отражение в бухгалтерском учете начисления таких выплат в текущем месяце. Подоходный налог и другие удержания из заработной платы отражаются в бухгалтерском учете одновременно с начислением заработной платы, премий и доплат, а их уплата в бюджет и соответствующие фонды осуществляются одновременно с получением средств на выдачу заработной платы из кассы банка.
Из вышеизложенного следует, что перенос начисления выплат, предусмотренных штатным расписанием и сметой затрат текущего месяца, на другие периоды не установлен ни порядком ведения бухгалтерского учета, определенным Положением N 250, ни Постановлением N 1033.
2. Статьей 1 Указа N 958 установлено, что предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, имеющие задолженность по заработной плате, не должны повышать тарифные ставки, должностные оклады, действующие размеры доплат и надбавок до погашения задолженности, кроме случаев, предусмотренных документами Кабинета Министров Украины.
Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Украины от 15.02.99 г. N 200 "Об обеспечении исполнения Указа Президента Украины от 31 августа 1998 года N 958 "О дополнительных мерах по сдерживанию искусственного роста задолженности по заработной плате" установлено, что в случае законодательного повышения размера минимальной заработной платы предприятия, учреждения и организации, имеющие задолженность по заработной плате, повышают тарифные ставки и должностные оклады, не допуская при этом дальнейшего роста этой задолженности.
Из указанных документов следует, что предприятия, имеющие задолженность по заработной плате, могут повышать тарифные ставки и должностные оклады в связи с законодательным повышением минимальной заработной платы при условии недопущения дальнейшего роста задолженности по уже начисленной заработной плате.
3. Для оплаты больничного листка за период с 11.03.99 г. по 30.03.99 г. в соответствии с пунктом 2 Порядка N 100 в расчет среднедневного заработка для исчисления суммы пособия по временной нетрудоспособности необходимо взять заработок за январь - февраль 1999 года. Поскольку в феврале не отработан ни один день, а в январе - половина рабочих дней, то в соответствии с пунктом 2 Порядка N 100 время, в течение которого работник не работал на протяжении этих двух месяцев, исключается из расчетного периода (с 15.01.99 г. по 28.02.99 г. включительно). Путем деления заработка за январь на количество дней, отработанных в январе, рассчитывается среднедневная заработная плата для определения суммы пособия по временной нетрудоспособности по больничному листку за март.
В отношении выплаты пособия по второму больничному листку следует обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 26 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Президиумом ВЦСПС 12.11.84 г., с изменениями и дополнениями, в случае наступления нетрудоспособности в период, когда работник не работал вследствие отстранения от работы (должности) с приостановлением выплаты заработной платы, пособие не выдается.
Если нетрудоспособность продолжается и после допуска к работе, пособие выдается со дня, когда работник должен был приступить к работе.
В рассматриваемой ситуации работник отстранен от занимаемой должности, но назначен на другую должность без приостановления выплаты заработной платы, поэтому он не утратил права на выплату пособия.
Для расчета среднедневного заработка следует брать заработок за два последние месяца перед месяцем заболевания, то есть февраль - март, в которых работник не работал и не имел заработка.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 Порядка N 100 в таком случае можно взять заработок за предыдущие два месяца работы, то есть за декабрь 1998 года и январь 1999 года.
Поскольку в январе отработаны не все дни, неотработанные дни из расчета исключаются.
4. В соответствии с пунктом 1 Порядка N 663 базовым месяцем для исчисления индекса потребительских цен в целях индексации доходов граждан является январь 1998 года. А согласно пункту 5 указанного Порядка базовым считается также месяц, в котором произошло повышение минимальной заработной платы и минимальной пенсии. Однако в случае если повышение минимальной заработной платы и минимальной пенсии не сопровождается повышением доходов граждан, подлежащих индексации, или это повышение не превышает гарантии, установленной Законом об индексации, денежные доходы индексируются на общих основаниях.
С 1 июля 1998 года законодательно повышен размер минимальной заработной платы с 45 до 55 грн., в связи с чем предприятия и учреждения также должны были повысить своим работникам тарифные ставки и должностные оклады, уровень которых превышал бы минимальный размер заработной платы. С 1 января 1999 года установлен новый размер минимальной заработной платы в сумме 74 грн. В связи с этим предприятия и учреждения также должны повысить заработную плату работникам. В случае если такое повышение заработной платы имело место на предприятии (в учреждении), то для всех работников базовым месяцем для исчисления индекса потребительских цен является месяц, в котором была повышена заработная плата, а если такого повышения не происходило, базовым считается январь 1998 года.
Вновь принятым работникам в 1999 году размер оплаты труда устанавливается с учетом повышения заработной платы, если она повышалась, и без учета повышения, если она не повышалась на предприятии начиная с 01.01.98 г. Следовательно, для вновь принятых работников в 1999 году в целях индексации их доходов за базовый месяц для исчисления индекса потребительских цен принимается тот же, что и для остальных работников.