Контроль и надзор за торговой
деятельностью со стороны
государства
В соответствии со статьей 32 Закона "О предприятиях в Украине" контроль за отдельными сторонами деятельности предприятий осуществляют государственные налоговые администрации, государственная контрольно-ревизионная служба, государственные органы, на которые возложен надзор за безопасностью производства и труда, противопожарной и экологической безопасностью, иные органы.
Анализ действующего законодательства позволяет отнести к числу последних следующие органы:
1) милиции;
2) государственного пожарного надзора;
3) таможенные;
4) государственного санитарного надзора;
5) государственного ветеринарного надзора;
6) государственной службы по карантину растений;
7) Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности;
8) Фонда социального страхования;
9) Пенсионного фонда;
10) государственной статистики;
11) Государственного комитета по защите прав потребителей:
13) инспекции государственного архитектурно-строительного контроля;
14) Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации;
15) финансовые;
16) Министерства здравоохранения Украины;
17) Министерства труда Украины:
18) Антимонопольного комитета Украины;
19) Национального банка Украины;
20) некоторые Другие органы, а также исполнительные комитеты местных Советов.
Помимо этого, государство позволяет осуществлять контроль за торговой деятельностью и негосударственным органам, например, Ассоциации защиты прав потребителей, общественной пожарной охране и др.
Органы, контролирующие отдельные стороны деятельности торгового предприятия, осуществляют полномочия в пределах своей компетенции.
Предприятие имеет право не исполнять требовании указанных органов, если эти требования выходят за пределы их полномочий. Предприятие имеет право на получение информации о результатах инспектирования и проверок в течение 30 дней с их начала. Действия должностных лиц, осуществлявших инспектирование и проверку, могут быть обжалованы собственником (руководителем) предприятия в порядке, установленном законодательством Украины, Эти положения содержатся в статье 32 Закона "О предприятиях в Украине".
Полномочия отдельных государственных органов по контролю (надзору) за торговой деятельностью определяются специальными актами законодательства Украины.
Так, согласно Закону "О милиции" от 20 декабря 1990 года милиция обязана, в частности:
- выявлять, предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, в том числе хозяйственные, принимать с этой целью оперативно-розыскные и профилактические меры;
- пресекать административные правонарушения и осуществлять ведение дел по ним;
- обеспечивать выполнение общеобязательных для всех решений местных Советов народных депутатов, принятых ими в пределах своей компетенции, по вопросам правил торговли;
- обеспечивать общественный порядок во время проведения массовых мероприятий коммерческого характера и др.
Для выполнения указанных обязанностей милиция наделена соответствующими правами, например:
- вызывать граждан и должностных лиц по делам о преступлениях и в связи с находящимся в ее производстве материалами;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- в случаях, предусмотренных КоАП, налагать административные взыскания;
- проводить в порядке производства дознания и по поручению следственных органов по уголовным делам обыски, выемки, допросы и следственные действия;
- входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения предприятии и осматривать их в целях пресечения преступлений и в некоторых других случаях;
- получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий на письменный запрос сведения, необходимые по делам о преступлениях и в связи с материалами о правонарушениях, находящимися в производстве милиции;
- аннулировать выданное предприятию разрешение на приобретение, хранение и использование оружия, других предметов и веществ при невыполнении ими установленных правил пользования или обращения с ними либо при нецелесообразности их дальнейшего хранения; опечатывать склады, базы и хранилища, магазины, торгующие оружием и боеприпасами, до устранения нарушений соответствующих правил;
- осматривать с участием администрации предприятий помещения, где находятся оружие, боеприпасы, взрывчатые, наркотитивные материалы, в целях проверки соблюдения правил обращения с ними;
- изымать у граждан и должностных лиц предметы и вещи, запрещенные или ограниченные в обороте;
- проводить с участием администрации предприятий осмотр производственных, складских и других служебных помещений и территорий в целях проверки охраны государственного и коллективного имущества, соблюдения правил продажи товаров и предоставления услуг населению;
- требовать от материально-ответственных и должностных лип предприятий сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства, проведения документальных и натуральных проверок, инвентаризации и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности; запрашивать и при необходимости изымать документы, образцы сырья и продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.
Наибольшее отношение к контролю милиции з.а торговой деятельностью имеют органы Государственной службы борьбы с экономической преступностью, структурно входящие в систему МВД Украины.
Государственный пожарный надзор за состоянием пожарной безопасности на объектах независимо от форм собственности осуществляется государственной пожарной охраной.
Согласно статье 7 Закона Украины "О пожарной безопасности" от 17 декабря 1993 года на объектах частной собственности органы государственного пожарного надзора контролируют лишь условия безопасности людей на случай пожара, а также решение вопросов пожарной безопасности, касающихся прав и интересов других юридических лиц и граждан.
Более детально задачи органов Государственного пожарного надзора, их обязанности и права определены в Положении о Государственной пожарной охране, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 26 июля 1994 года N 508.
В связи с выполнением своих задач государственные инспекторы пожарного надзора имеют, в частности, право:
- проводить в любое время в присутствии собственника или его представителя пожарно-технические обследования и проверки предприятий независимо от формы собственности;
- получать от собственника необходимые пояснения, материалы и информацию;
- в случае нарушения правил пожарной безопасности, что создает угрозу возникновения пожара или препятствует его гашению и эвакуации людей, а также в случаях выпуска пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонением от стандартов или технических условий либо в случае их отсутствия приостанавливать или запрещать работу предприятий, отдельных производств, производственных участков и т.д.;
- привлекать к административной ответственности должностных лиц и других работников предприятий и граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности:
- применять штрафные санкции к предприятиям за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности и в других случаях.
Статьей 35 Закона "О пожарной безопасности" установлено, что за нарушение требований пожарной безопасности, невыполнение предписаний должностных лиц органов государственного пожарного надзора предприятия могут привлекаться руководителями этих органов к уплате штрафа в размере до двух процентов месячного фонда заработной платы предприятия.
Конкретные размеры и порядок наложения указанных штрафов предусмотрены Положением о порядке наложения штрафов на предприятия, учреждения и организации за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов государственного пожарного надзора, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 14 декабря 1994 г. N 840.
Архитектурно-строительный контроль в Украине осуществляется согласно Закону Украины "Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства" от 14 октября 1994 года инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля.
В соответствии со статьей 1 указанного Закона предприятия несут экономическую (финансовую) ответственность за такие правонарушения, как производство, реализация или применение в строительстве строительных материалов, изделий и конструкций, не соответствующих государственным стандартам, нормам и правилам или проектным решениям, а также подлежащих обязательной сертификации, но не прошедших ее (в размере 25 процентов стоимости реализованной продукции) и др.
Полномочия по привлечению предприятий к ответственности за такие нарушения определены статьями 2 и 3 указанного Закона, а также Положением о государственном архитектурно-строительном контроле, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 7 апреля 1995 года N 253, и Положением с порядке наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1995 года N 244.
Права и обязанности органов государственной статистики предусмотрены статьями 10-13 Закона Украины "О государственной статистике" от 17 сентября 1992 года.
Создавая условия для ведения государственной информационной системы Украины. Закон предоставляет органам государственной статистики следующие права:
- получать в установленном порядке бесплатно от всех предприятий и использовать государственную статистическую отчетность;
- получать от банковских учреждений в десятидневный срок информацию об открытии счетов субъектам предпринимательской деятельности;
- проверять на предприятиях состояние первичного учета и статистической отчетности;
- вносить предложения по привлечению должностных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, виновных в нарушении законодательства о государственной статистике, к ответственности (дисциплинарной, уголовной и др.);
- накладывать штрафы на должностных лиц и гражданпредпринимателей за нарушение правил учета и статистики и т.д.
В соответствии со статьями 16 и 48 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" от 20 марта 1991 года нормативные акты Национального банка, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для всех юридических и физических лиц. В связи с этим Национальный банк осуществляет контроль за соблюдением юридическими лицами банковского законодательства и собственных нормативных актов.
Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы. как указано в Законе Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине" от 26 января 1993 года, является осуществление контроля за использованием денежных средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают денежные средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, разработка предложений по устранению выявленных недостатков, а также нарушений и предотвращению их в дальнейшем.
В основном органы государственной контрольно-ревизионной службы осуществляют контроль в форме ревизий и проверок,
Конкретные права и обязанности указанных органов предусмотрены Положением о государственной контрольно-ревизионной службе в Украине, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 5 июля 1993 года N 515.
Одним из органов.Министерства труда Украины, контроль со стороны которого за деятельностью субъектов предпринимательства является обязательным и постоянным, является Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда, Положение о котором утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 4 мая 1993 года N 328.
Следует отметить, что именно органы этого Государственного комитета дают разрешение на начало работы всем предприятиям независимо от форм собственности и видов деятельности. Впрочем, такие разрешения выдаются органами Госнадзорохрантруда лишь при наличии положительных заключений о готовности предприятия к работе органов Государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологической службы, а в случае необходимости - органов надзора по ядерной и радиационной безопасности.
Данные вопросы регулируются Положением о выдаче Государственным комитетом по надзору за охраной труда собственнику предприятия, учреждения, организации или уполномоченному им органу разрешения на начало работы предприятия, учреждения, организации, которое утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 6 октября 1993 года N 831.
Контрольные функции в сфере торговли и общественного питания осуществляет также государственная инспекция по контролю за ценами. Положение о ней утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 9 декабря 1991 года N 353.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 6 марта 1993 года N 166 Государственная инспекция Украины по контролю за ценами была ликвидирована, а ее функции и права, предусмотренные Положением о Государственной инспекции контролю за ценами, утвержденным упомянутым выше постановлением от 9 декабря 1991 года N 353, переданы Государственной инспекции по контролю за ценами, созданной при Министерстве экономики Украины.
Значительные контрольные полномочия в отношении предприятий торговли, осуществляющих реализацию продукции растительного происхождения, а также сельхозмашин и орудий обработки почвы, использующих тару, а также упаковку и изделия из растительных материалов и т.д., имеют органы Государственной службы по карантину растений Украины.
Законом Украины "О карантине растений" от 30 июня 1993 года предусмотрено, что к подкарантинным материалам и объектам относятся любые материалы и объекты, которые могут способствовать распространению или с помощью которых могут распространяться карантинные объекты. Их перечень определяется кабинетом Министров Украины. Правила фитосанитарного контроля, которые издаются Главной государственной инспекцией по карантину растений Украины в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми предприятиями, должностными лицами и гражданами.
Согласно статье 22 Основ законодательства Украины об охране здоровья от 19 ноября 1992 года контроль и надзор за государственными стандартами, критериями и требованиями, направленными на обеспечение здоровой окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требованиям Государственной Фармакопеи, стандартам медицинских материалов и т.д. государство осуществляет через специально уполномоченные органы. В частности, как следует из статьи 61 Основ, контроль за выполнением санитарно-гигиенических и других нормативных требований в отношении продуктов детского питания возложен на органы государственного санитарного надзора.
Вопросы санитарно-гигиенического контроля регламентируются в основном Законом Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения" от 24 февраля 1994 года, а также некоторыми другими нормативными актами.
На рынках, а также в сфере реализации ветеринарных препаратов и в некоторых других случаях осуществляется государственный ветеринарный контроль. Его общие вопросы регулируются Законом Украины "О ветеринарной медицине" от 25 июня 1992 года, а конкретные обязанности и права органов государственной ветеринарной медицины предусмотрены постановлением Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года N 285, которым утверждены положения об областных управлениях ветеринарной медицины с государственной ветеринарной инспекцией, Киевском и Севастопольском городских управлениях государственной ветеринарной медицины, районных предприятиях (больницах) государственной ветеринарной медицины.
Кроме органов, осуществляющих санитарно-гигиенический контроль, при Министерстве здравоохранения Украины, действует также Комитет по контролю за наркотиками, полномочия которого определены в Законе Украины "Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров" от 15 февраля 1995 года, а также в Положении о Комитете по контролю за наркотиками при Министерстве здравоохранения, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 15 января 1996 года N 72.
Кроме перечисленных выше, существует еще целый ряд государственных органов, которые вправе осуществлять контрольные функции на предприятиях торговли и общественного питания в отношении деятельности последних, не имеющей отношения к основному виду деятельности (например, органы государственного энергонадзора, связи, охраны памятников истории и культуры, Государственного комитета по земельным ресурсам, государственного газового надзора и т.д.).